Готовность воспитателей работать с детьми с ОВЗ
материал по коррекционной педагогике
Если группу одновременно посещают дети с ОВЗ и нормой развития, нагрузка воспитателя увеличивается в разы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность воспитателей работать с детьми с ОВЗ
Если группу одновременно посещают дети с ОВЗ и нормой развития, нагрузка воспитателя увеличивается в разы.
Какими компетенциями должен владеть педагог
Высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя, который работает с детьми с ОВЗ, — одно из основных условий инклюзивного образования. Задачи педагога — обеспечивать равные возможности для полноценного развития воспитанников с ОВЗ с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, а также создавать условия для их успешной социальной адаптации (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Чтобы решать эти задачи, воспитатель должен владеть разными компетенциями.
Знание нормативной базы
Воспитатель должен знать основные нормативные документы, которые регламентируют образовательную деятельность с детьми с ОВЗ. Смотрите в примере основные документы.
Нормативные документы по организации обучения детей с ОВЗ
- Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 с изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения от 21.01.2019 № 31 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения от 15.05.2020 № 236 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
Знание возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей развития детей
Каждый воспитанник с ОВЗ имеет свои особенности и требует индивидуального подхода. Чтобы обеспечить этот подход, педагог должен знать основные закономерности психического развития, возрастные, психологические особенности детей не только в норме, но и при различных нарушениях.
Знание специальных методов и приемов работы
Инклюзивное образование предполагает полное погружение ребенка с ОВЗ в жизнь группы и детского сада. Для этого воспитатель должен знать и уметь применять современные подходы к организации образовательной деятельности, специальные формы, методы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Если ребенок с ОВЗ посещает группу вместе с детьми с нормой развития, в задачи воспитателя входит вовлекать воспитанника в совместную деятельность с остальными. Необходимо создавать условия, в которых он получит широкий социальный опыт и реализует свои образовательные потребности. При этом качество образования других воспитанников в группе снижаться не должно.
Знание и владение доступными методиками педагогической диагностики
Чтобы определить потребности и возможности детей с ОВЗ, а также эффективность своих педагогических действий, воспитатель должен проводить оценку индивидуального развития каждого воспитанника. Для этого педагогу необходимо владеть методиками педагогической диагностики. Результаты этой оценки позволяют увидеть продвижение детей при освоении адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Умение планировать образовательную деятельность с детьми
Образовательную деятельность с детьми с ОВЗ воспитатель организует в соответствии с адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, индивидуальным образовательным маршрутом. В разработке данных документов он должен принимать непосредственное участие вместе со специалистами детского сада.
В процессе работы с детьми с ОВЗ воспитатель развивает у них познавательную активность с помощью различных игр и упражнений, помогает адаптироваться в детском коллективе, формирует навыки самообслуживания в ходе режимных моментов, организует самостоятельную игровую деятельность в группе и на прогулках. Педагог должен учитывать особенности каждого воспитанника с ОВЗ при ежедневном планировании работы и корректировать образовательные задачи исходя из педагогической ситуации.
Умение создавать РППС
Одно из обязательных условий успешной педагогической работы с детьми с ОВЗ — адекватная их возможностям развивающая предметно-пространственная среда, которая обеспечит полноценное развитие всех видов детской деятельности. Воспитатель должен создавать в группе не только условия для позитивных, доброжелательных отношений между воспитанниками, но и обеспечивать равные возможности детям с ОВЗ, в частности, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям для основных видов детской активности.
Умение взаимодействовать с родителями
Чтобы выстраивать партнерские отношения с родителями детей с ОВЗ, воспитатель должен быть предельно внимателен. Эта категория родителей имеет особенности, которые воспитатель должен учитывать. Одни родители не понимают реальных возможностей своего ребенка и предъявляют к нему завышенные требования. Другие слишком опекают ребенка с ОВЗ и стремятся оградить его даже от тех ситуаций, с которыми он может самостоятельно справиться. Третьи прилагают все усилия, чтобы развивать своего ребенка, активно участвуют в коррекционно-развивающей работе, которую проводят специалисты детского сада, и следуют всем рекомендациям. В каждом конкретном случае воспитатель должен уметь находить подход к родителям, корректно информировать их о проблемах и успехах ребенка с ОВЗ.
Умение сотрудничать со специалистами
Чтобы обеспечить ребенку с ОВЗ психолого-педагогическое сопровождение, воспитатель и специалисты детского сада должны работать в команде. Владение адекватными техниками и средствами коммуникации поможет воспитателю выстроить конструктивное взаимодействие со всеми участниками воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Важны также личностные качества воспитателя и его психологическая готовность к работе с воспитанниками с ОВЗ, готовность принимать разных детей вне зависимости от их возможностей и особенностей. Педагог должен быть толерантным, проявлять тактичность, обладать высоким уровнем самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сопровождение воспитателем работы с детьми по формированию у них правовой компетентности
1. Актуальность2. Общие задачи по формированию правовой компетентности дошкольника3. Условия для осуществления правового воспитания4. Формы работы с детьми5. Самостоятельная деятельность детей6. Совме...

Консультация для воспитателей «Работа с детьми раннего возраста»
Консультация для воспитателей «Работа с детьми раннего возраста»Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с...
Цикл консультаций для воспитателей «Работа с детьми с задержкой психического развития»
Цикл консультаций учителя-дефектолога для воспитателей...

Консультация для воспитателей «Работа с детьми в уголке природы»
Организованная деятельность детей в уголке природы позволяет реализовывать ряд целей экологического воспитания.Цели и задачи организации уголка природы1. Формировать умение понимат...

Консультация для воспитателей: "Работа с детьми с ментальными нарушениями в контексте ФГОС ДО"
Работа с детьми, имеющими ментальные нарушения, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) требует особого подхода. Эти стандарты акцентируют в...

Консультация для воспитателей «Работа с детьми раннего возраста»
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическим...

