Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по коррекционной педагогике
Картотека артикуляционной гимнастики
Упражнение «Быстрая змейка»
Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность.
Описание: Последовательность выполнения представлена в стихах.
Ребята, давайте мы представим что наш язычок - это шустрая змейка!
Язык в змейку превращается,
Упражнение начинается.
Вот вперёд стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперёд,
То скорей назад ползёт.
Вновь движенья повторяются,
Игра в змейку продолжается…
(Движения языком вперед изо рта, затем обратно в рот)
Язык змейкой извивается,
Вправо, влево продвигается…. (Движение языком из стороны в сторону)→
Змейка всюду побывала,
А теперь она устала.
Уползает змейка в норку,
Чтоб немножко отдохнуть.
(Язык убрать в рот)
Отдохнула – снова в путь.
Змейка снова извивается,
К бугорочкам поднимается,
Вправо, влево продвигается. (Движения языком вправо, влево по верхним бугоркам – альвеолам)
Всё, отлично получается!
Змейке нравится играть
И движения выполнять.
Станет язычок стараться – Звуки будут получаться.
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [С]
Ребята, посмотрите на картинку, какие веселые лягушки пришли к нам в гости! Давайте все вместе улыбнёмся им!
Описание: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как веселые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали. И нисколько не устали
Упражнение «Красивая Чашечка»
Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая края языка и удерживая форму чашечки (для звука [Ш])
Когда к нам приходят гости чем мы их угощаем? Из чего мы пьем чай? Давайте мы с вами представим, что к нам пришли гости и их нужно напоить чаем. Давайте наш язычок станет чашечкой.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена.
В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5-10.
Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
В рот еѐ мы занесем
И бока к зубам прижмем.
* * *
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче
Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать умение поднимать язык вверх (для звука [Р])
Посмотрите какая красивая лошадка пришла к нам гости! Когда лошадка скачет, какой звук слышен из под ее копыт? Давай мы с тобой представим бегающую по полю лошадку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.
Щелканье должно быть четким, непохожим на чмоканье.
Работает только язык, нижняя челюсть и губы остаются неподвижными.
Я – лошадка
Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива. Цок-цок-цок-цок.
Я – лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.
Упражнение « Весёлые Качели»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Ребята, что у нас находится на детской площадке? Правильно, горка и качели! А вы любите качаться на качелях. А как мы качаемся? Давайте нашим язычком покажем, как качаются качели.
Описание. 1) Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет «раз». Поднять язык на верхнюю губу и подержать под счет «два». Повторить ещѐ и ещѐ раз.
2) Положить широкий язык за нижние зубы. Поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.
Эх, раз!
Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим
На качелях я качаюсь,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
И всѐ выше поднимаюсь, А потом – вниз …
Упражнение «Грибок».
Цель: выработать подъем языка, растягивая подъязычную уздечку (для звука [Р]).
Ребята, что растет у нас в лесу? Правильно, разные грибы! Мы их все соберем и в садик принесём!
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и, прижав (приклеить) широкий язык всей плоскостью к нёбу, открыть рот пошире (под счет от 1 до 5-10).
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка - Шляпка на макушке
Наша Даша в лес пошла, Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке
Упражнение « Веселые Часики».
Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон.
Ребята, чтобы рано всем нам встать будильник вечером будем включать! Сейчас наш язычок превратится в стрелки у часов!
Описание. Открыть рот, слегка улыбнуться. Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно то вправо, то влево. Упражнение выполняется сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Следить, чтобы язык не облизывал губы.
Мой веселый язычок
Словно маятник часов:
Вправо - влево, вправо – влево
Он всегда ходить готов.
* * *
Влево – вправо, влево – вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Упражнение на выработку воздушной струи «Красивая Бабочка»
Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на бумажную бабочку.
Бабочки сидели на полянке, подул легкий ветерок и вместе с ним бабочки поднялись и улетели. Но одна бабочка задремала и не полетела со всеми, давай поможем ей догнать подружек!
К бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочка висела на уровне лица ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3-5 повторений. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.
Бабочка-бабочка,
Полети на облачко,
Там твои детки – На березовой ветке!
Упражнение на выработку воздушной струи «Одуванчик»
Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.
Летом на полянке мы с тобой можем встретить пушистый одуванчик. Всем очень нравится дуть на него. Давай представим, что сейчас лето и подуем на одуванчик!
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на отцветший одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3-5 повторений Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.
Одуванчик, одуванчик,
До чего же ты хорош.
Одуванчик, одуванчик,
Ты на солнышко похож
Упражнение на выработку воздушной струи «Шторм в стакане»
Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.
На море иногда бывает шторм. Перед нами стаканчик с водой и соломинка, давай мы с тобой покажем шторм в стакане с водой!
Описание. Посередине широкого языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 808.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека артикуляционной гимнастики
Упражнение «Быстрая змейка»
Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность.
Описание: Последовательность выполнения представлена в стихах.
Ребята, давайте мы представим что наш язычок - это шустрая змейка!
Язык в змейку превращается,
Упражнение начинается.
Вот вперёд стремится змейка,
Повторить за ней сумей-ка:
То бросается вперёд,
То скорей назад ползёт.
Вновь движенья повторяются,
Игра в змейку продолжается…
(Движения языком вперед изо рта, затем обратно в рот)
Язык змейкой извивается,
Вправо, влево продвигается…. (Движение языком из стороны в сторону)→
Змейка всюду побывала,
А теперь она устала.
Уползает змейка в норку,
Чтоб немножко отдохнуть.
(Язык убрать в рот)
Отдохнула – снова в путь.
Змейка снова извивается,
К бугорочкам поднимается,
Вправо, влево продвигается. (Движения языком вправо, влево по верхним бугоркам – альвеолам)
Всё, отлично получается!
Змейке нравится играть
И движения выполнять.
Станет язычок стараться – Звуки будут получаться.
Упражнение «Лягушки улыбаются»
Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [С]
Ребята, посмотрите на картинку, какие веселые лягушки пришли к нам в гости! Давайте все вместе улыбнёмся им!
Описание: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как веселые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали. И нисколько не устали
Упражнение «Красивая Чашечка»
Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая края языка и удерживая форму чашечки (для звука [Ш])
Когда к нам приходят гости чем мы их угощаем? Из чего мы пьем чай? Давайте мы с вами представим, что к нам пришли гости и их нужно напоить чаем. Давайте наш язычок станет чашечкой.
Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена.
В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5-10.
Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
В рот еѐ мы занесем
И бока к зубам прижмем.
* * *
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Чашечку мы держим Крепче, крепче, крепче
Упражнение «Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать умение поднимать язык вверх (для звука [Р])
Посмотрите какая красивая лошадка пришла к нам гости! Когда лошадка скачет, какой звук слышен из под ее копыт? Давай мы с тобой представим бегающую по полю лошадку.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать.
Щелканье должно быть четким, непохожим на чмоканье.
Работает только язык, нижняя челюсть и губы остаются неподвижными.
Я – лошадка
Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
Посмотри, как я красива:
Цок-цок-цок-цок.
Хороши и хвост, и грива. Цок-цок-цок-цок.
Я – лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок-цок.
Упражнение « Весёлые Качели»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Ребята, что у нас находится на детской площадке? Правильно, горка и качели! А вы любите качаться на качелях. А как мы качаемся? Давайте нашим язычком покажем, как качаются качели.
Описание. 1) Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет «раз». Поднять язык на верхнюю губу и подержать под счет «два». Повторить ещѐ и ещѐ раз.
2) Положить широкий язык за нижние зубы. Поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.
Эх, раз!
Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим
На качелях я качаюсь,
Вверх – вниз, вверх – вниз.
И всѐ выше поднимаюсь, А потом – вниз …
Упражнение «Грибок».
Цель: выработать подъем языка, растягивая подъязычную уздечку (для звука [Р]).
Ребята, что растет у нас в лесу? Правильно, разные грибы! Мы их все соберем и в садик принесём!
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и, прижав (приклеить) широкий язык всей плоскостью к нёбу, открыть рот пошире (под счет от 1 до 5-10).
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка - Шляпка на макушке
Наша Даша в лес пошла, Наша Даша гриб нашла.
Вот и нет волнушки
На лесной опушке
Упражнение « Веселые Часики».
Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон.
Ребята, чтобы рано всем нам встать будильник вечером будем включать! Сейчас наш язычок превратится в стрелки у часов!
Описание. Открыть рот, слегка улыбнуться. Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно то вправо, то влево. Упражнение выполняется сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Следить, чтобы язык не облизывал губы.
Мой веселый язычок
Словно маятник часов:
Вправо - влево, вправо – влево
Он всегда ходить готов.
* * *
Влево – вправо, влево – вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
Упражнение на выработку воздушной струи «Красивая Бабочка»
Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на бумажную бабочку.
Бабочки сидели на полянке, подул легкий ветерок и вместе с ним бабочки поднялись и улетели. Но одна бабочка задремала и не полетела со всеми, давай поможем ей догнать подружек!
К бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочка висела на уровне лица ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3-5 повторений. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.
Бабочка-бабочка,
Полети на облачко,
Там твои детки – На березовой ветке!
Упражнение на выработку воздушной струи «Одуванчик»
Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.
Летом на полянке мы с тобой можем встретить пушистый одуванчик. Всем очень нравится дуть на него. Давай представим, что сейчас лето и подуем на одуванчик!
Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на отцветший одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3-5 повторений Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.
Одуванчик, одуванчик,
До чего же ты хорош.
Одуванчик, одуванчик,
Ты на солнышко похож
Упражнение на выработку воздушной струи «Шторм в стакане»
Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.
На море иногда бывает шторм. Перед нами стаканчик с водой и соломинка, давай мы с тобой покажем шторм в стакане с водой!
Описание. Посередине широкого языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...
картотека артикуляционная гимнастика
картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики
Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....











