Программа для выявления одаренных детей "Почемучка"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Зандакова Милана Расуловна

Модифицированная программа познавательно-интеллектуальной направленности разработана на основе программы выявления и развития предпосылок одарённости детей 5-7 лет Е.А. Шабельной.

В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческо­го, личностного характера, а также с детьми, у кото­рых есть трудности в обучении. Дети, имеющие высокие показатели в развитии, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей  не ведётся, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается.

Для развития творческих способ­ностей дошкольников в образовательных учреждениях необходимо сво­евременно выявлять детей с предпосылками одаренно­сти, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия пе­дагога-психолога, воспитателей, родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc191.5 КБ
Файл plan_odarennye_deti_24-25.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

 «Почемучки»

познавательно-интеллектуальной направленности

разработана на основе программы выявления и развития предпосылок одарённости детей 5-7 лет Е.А. Шабельной.

рассчитана на 1 год обучения

для детей 5-7 лет

СОСТАВИЛА:

Педагог-психолог Зандакова М.Р

2025г.

г. Покачи

Пояснительная записка

Введение. Модифицированная программа познавательно-интеллектуальной направленности разработана на основе программы выявления и развития предпосылок одарённости детей 5-7 лет Е.А. Шабельной.

В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Дети, имеющие высокие показатели в развитии, умеющие творчески мыслить, обычно ставятся в пример другим, специально работа по развитию их способностей  не ведётся, поэтому со временем их талант угасает, и развитие затормаживается.

Для развития творческих способностей дошкольников в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей.

Создание развивающего кружка в ДОУ для детей, имеющих предпосылки одаренности, — это необходимое звено в цепи педагогического процесса. В кружке дети вместе с педагогом-психологом углубляют свои знания, тренируют свои умения, развивают творческие способности.

       Данная программа рассчитана на реализацию задач в течение одного учебного года, предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

Планирование, организацию и работу кружка осуществляет педагог-психолог.

Основные принципы развивающей программы

  1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).

2. Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, то есть показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.

  1. Принцип доступности. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
  2. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Цели и задачи

Цель работы кружка: развитие творческих и интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста, имеющих повышенные образовательные потребности, посредством игр и упражнений.

Задачи:

  1. Развивать у детей:
  • Творческое мышление
  • Творческое воображение
  • Мыслительные способности (устанавливать закономерности  и выделять черты сходства и различия, умения классифицировать, способности к анализу и синтезу, обобщению)

    2. Развивать эмоциональный мир детей. Обучать детей навыкам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

3. Воспитывать у детей желание узнавать новое, развивать свои способности.

Средства, условия достижения цели, выполнения поставленных задач:

1. Для определения базового уровня развития способностей детей, отслеживания динамики изменений  проводится предварительная и итоговая скрининг-диагностика развития психических процессов, творческого мышления у детей.

2. Комплекс занятий  (27) направлен на развитие творческого мышления, воображения, основных мыслительных операций у детей.

3. Групповые занятия проводятся педагогом-психологом 1 раз в неделю, продолжительностью 25-30 минут.

4. Групповые занятия проводятся в игровой форме. Занятия №13 и 27 проходят в форме интеллектуально-познавательной викторины.

5. В структуру занятия включаются:

  • Ритуал приветствия — снятие эмоционального напряжения у детей. Установление контакта.
  • Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели программы и задач каждого занятия.
  • Игру на повышение двигательной активности.
  • Ритуал прощания. Сначала подводят итог занятия (что запомнилось, что понравилось), затем — сам ритуал прощания, и все вместе (дети с педагогом-психологом) поднимаются в группу и там уже прощаются. При необходимости детям дается домашнее задание.

6. Индивидуальная работа проводится с использованием методических пособий:

  • «1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет» Л.В Куцакова, Ю. Н. Губарева
  • «Развиваю воображение» Ю. Гатанов
  • «Развиваю логику и сообразительность» Ю. Гатанова
  • «Стань креативным» Акимова Г.

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю (продолжительность 10 минут).

  1. Реализация поставленных развивающих задач осуществляется в тесном взаимодействии с родителями воспитанников через информирование и консультирование, открытые просмотры.

      8. Подведение итогов реализации данной программы возможно в форме сравнительного анализа результатов психологической диагностики  познавательного развития и креативности (на начало и конец учебного года).

Прогнозируемые результаты:  повышение уровня развития творческого мышления, воображения, активизация мыслительных способностей, повышение познавательной активности.

Оценка результатов работы проводится на основе сравнительного анализа данных диагностического обследования креативности:

  • по методике  Торренса «Краткий тест творческого мышления»,
  • методике «Использование предметов»(варианты употребления),

 методикам по оценке уровня развития мышления

  • «Последовательность картинок»,
  •  «4 лишнее»)

на начало и конец учебного года

Методическое обеспечение:

  1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачёва И.А., Захаревич Г.А. и др. Диагностика в детском саду / РОСТОВ-НА-ДОНУ Феникс 2004 г.

  1. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / М. 1997 г.

     

Список литературы:

  1. Акимова Г. Стань креативным / Ленинградское издательство 2008 г.
  2. Гатанов Ю. Развиваю логику и сообразительность / Санкт-Петербург, ПИТЕР 2000г.

  1. Гатанов Ю. Развиваю воображение / Санкт-Петербург, ПИТЕР 2000г.

  1. Гатанов Ю. Развиваю память / Санкт-Петербург, ПИТЕР 2000г.

  1. Куцакова Л.В, Губарёва Ю.Н. 1000 увлекательных игр и заданий для детей 5-8 лет /Москва АСТ Астрель 2003 г.

  1. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет /Москва Генезис 2005 г.

ПЛАН

ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

КРУЖКА «Почемучки»

на  2024/2025 учебный год

Месяц

Количество

групповых занятий

Количество

учебных часов

Количество индивидуальных занятий

Октябрь

4

4

4

Ноябрь

4

4

4

Декабрь

4

4

4

Январь

3

3

3

Февраль

4

4

4

Март

4

4

4

Апрель

4

4

4

ИТОГО:

27

27

27

СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЙ

 КРУЖКА «Почемучки»

   №

занятия

Содержание

цели

1

Тренинговое занятие «Знакомство»

«Расскажи о себе», «Снежный ком»,

«Угадай, чей голосок», «Назови друг друга ласково»

Знакомство детей друг с другом, воспитание добрых чувств

2

Приветствие, «Поздоровайся ладошками», «Эхо»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

Диагностика по методике

Торренса «Дорисовывание»

Исследование креативности

Игра «Пусть выйдут в круг те, кто…»

Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания

3

Приветствие, «Снежный ком», «Передай улыбку»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

Диагностика по методике

«Изучение гибкости построения графического образа (по Торренсу)

Исследование креативности

Игра «Пузырь»

Снятие эмоционального напряжения

4

Приветствие, «Пропоём имена», «Подарок»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Волшебные очки»

Развитие умения воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти

«Назови по признаку»

Развитие воспроизводить внешний вид предмета по памяти

 «Необычное использование предмета (шариковая ручка)»

Развитие воображения, творческого мышления

«Чем похожи? Назови отличия»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

Игра «Море волнуется»

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, умения использовать невербальные средства коммуникации

5

Приветствие, «Поздоровайся ладошками», «Эхо»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Назови больше признаков предмета»

Развитие мышления, умения выделять различные признаки предмета

«Я думаю, он думает, они думают…»

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, точек зрения, развитие воображения

Несуществующее животное» (рисование, рассказы детей по рисункам)

Диагностика личностных качеств

Развитие воображения, мышления

Игра «Дотронься до…»

Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания

6

Приветствие, «Пропоём имена», «На что похоже моё настроение»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Угадай по действию»

Развития умения угадывать предмет по описанию действий с ним

«Чем похожи? Назови отличия»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Рисунок несуществующего животного» (совместное рисование)

Развитие воображения, мышления

Игра «Пряничный человечек»

Снятие эмоционального напряжения

7

Приветствие, «Эхо», «Передай улыбку»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Конкурс загадок»

Развитие умения узнавать предмет по его признакам и возможным действиям.

«Покажи, что загадали»

Развитие воображения, умения пользоваться невербальными средствами выражения и понимать их.

«Назови признаки предмета»

Развитие мышления, умения выделять различные признаки предмета

«Причина и следствие»

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи

Игра «Водный карнавал»

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, умения использовать невербальные средства коммуникации

8

Приветствие, «Пропоём имена», «На что похоже настроение»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Найди общие  и отличительные признаки»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Назови предметы по признаку»

Развитие воспроизводить внешний вид предмета по памяти

«Когда я был маленьким, как булавка…»

Развитие творческого мышления, воображения

«Дорисуй»

Развитие воображения, мышления

Игра «Море волнуется»

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, умения использовать невербальные средства коммуникации

9

Приветствие, «Поздоровайся ладошками», «Эхо»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Чем похожи? Назови отличия»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Назови одним словом»

Развитие умения обобщать

«Необычное использование предмета (расчёска)»

Развитие творческого мышления

«Чего на свете не бывает»

Развитие воображения

Игра «Пусть выйдут в круг те, кто…»

Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания

10

Приветствие, «Подарок», «Передай улыбку»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Что лишнее?»

Умение находить в группе объектов общие признаки, выделять предмет, не обладающий этими признаками

«Чем похожи? Назови отличия»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Если бы я был рыбкой… (рисование и придумывание рассказов)»

Развитие воображения

Игра «Доброе животное»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

11

Приветствие, «Пропоём имена»,  «Передай улыбку»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Что лишнее?»,

Умение находить в группе объектов общие признаки, выделять предмет, не обладающий этими признаками

«Что возьмём с собой … (в поход,  в гости, в кино)?»

Развитие мышления, воображения

«Я думаю, он думает, они думают»

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, точек зрения, развитие воображения

Рисование по кругу «Угадай, что получится…».

Развитие воображения, умения работать сообща

Игра «Пряничный человечек»

Снятие эмоционального напряжения

12

Приветствие, «Рукопожатие по кругу»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Найди общие  и отличительные признаки»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Если бы я был Дедом Морозом…»

Развитие воображения, воспитания добрых чувств

Рисование на тему «Новогоднее чудо»

Развитие воображения

13

Интеллектуально-познавательная викторина

Стимулирование познавательной активности, развитие познавательных процессов

14

Диагностика по методике

Торренса «Дорисовывание»

Тест «Слова», «Последствия ситуаций» (индивидуально)

Определение уровня развития творческого мышления

15

Приветствие, «Пропоём имена», «На что похоже настроение»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Найди общие  и отличительные признаки»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Угадай загадку»

Развитие умения узнавать предмет по его признакам и возможным действиям.

«Что будет, если? (на светофоре зажжётся фиолетовый цвет, дети станут высокими, а взрослые уменьшатся)»

Развития умения устанавливать причинно-следственные отношения

«Волшебные очки (предметы меняют свои свойства)»

Развития воображения, мышления

Игра «Поменяйтесь местами»

Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания

16

Приветствие, «Поздороваемся ладошками», «Эхо»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Назови предметы по признаку»

Умение воспроизводить внешний вид предмета по памяти

«Причина и следствие»

Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения

«Мешочек со сказкой»

Развитие воображения

Игра «Море волнуется»

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, умения использовать невербальные средства коммуникации

17

Приветствие, «Пропоём имена», «Подарок»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Угадай предмет по двум признакам»

Умение воспроизводить внешний вид предмета по памяти

«Что будет, если..? (во всём мире исчезнут часы, собаки научатся летать)

Развития умения устанавливать причинно-следственные отношения

«Что он думает, что она думает…»

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, точек зрения, развитие воображения

 Игра «Паровозик»

Снятие эмоционального напряжения,

18

Приветствие, «Передай улыбку», «Эхо»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Продолжи предложение»

Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные отношения

«Придумывание рассказа по картинке (Мышонок и слон)

Развитие воображения

«Дорисуй лошадку. Надели её необычными способностями»

Развитие воображения

Игра «Дотронься до…»

Снятие эмоционального напряжения, развитие внимания

19

Приветствие, «Пропоём имена», «На что похоже настроение»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Найди общие  и отличительные признаки»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Назови наоборот»

Развитие умения находить признаки, противоположные по значениям

«Кто больше назовёт (называем цепочкой)»

Развитие мышления

«В кого превратит тебя фея?» (рисование по теме)

Развитие воображения

Игра «Пряничный человечек»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

20

Приветствие, «Передай улыбку», «Паровозик»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Придумай загадку»

Развитие мышления, речи

«Что он думает, что она думает…»

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, точек зрения, развитие воображения

«Какой он, мамин смех?»

Развитие воображения

«Какого цвета голос бабушки (рисование на тему)

Развитие воображения

Игра «Доброе животное»

Снятие эмоционального напряжения

21

Приветствие, «Эхо», «Подарок»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Причина и следствие»

Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения

«Назови больше признаков предмета (детям дают по одному предмету)»

Развитие внимания, мышления

«Придумывание рассказа по картинке (Бегемотики и мышки»).

Развитие воображения, творческого мышления, речи

Игра «Поменяйтесь местами»

Развитие внимания, снятия эмоционального напряжения

22

Приветствие, «Пропоём имена», «Рукопожатие по кругу»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Найди общие  и отличительные признаки»

Развитие умения находить в двух предметах общие и различные признаки

«Логические задания»

Развитие мышления, умения устанавливать причинно-следственные отношения

«Назови по 3м признакам»

Развитие умения воспроизводить внешний вид и свойства предметов по памяти

«Истории без названия»  (Придумай интересные названия)

Умение выделять  главное, развитие воображения

«Я думаю, он думает, они думают»

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, точек зрения

Игра «Паровозик»

Развивать чувство единства, умение действовать согласовано

23

Приветствие, «Передай улыбку» «Солнечный зайчик»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Назови по действию»

Развитие умения воспроизводить действия предметов по памяти

Нарисуй предмет и придумай, как его можно необычно использовать. (Чашка, стул, старые брюки, тарелка, кубик, линейка, журнал)

Развитие воображения, творческого мышления

«Покажи, что загадали»

Развитие воображения, умения пользоваться невербальными средствами выражения и понимать их.

Игра «Пряничный человечек»

Снятие эмоционального напряжения

24

Приветствие, «Паровозик», «На что похоже настроение»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств, развитие воображения

«Придумай загадку»

Развитие мышления

«Что будет, если…» (Из крана потечёт молоко, родители перестанут ходить на работу, в магазине вместо денег будут брать камушки)

Развитие умение устанавливать причинно-следственные отношения, творческого мышления, воображения

«Когда я была ручкой…»

Развитие воображения

Игра «Море волнуется»

Снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, умения использовать невербальные средства коммуникации

25

Приветствие, «Эхо», «Солнечный зайчик»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Угадай загадку»

Развитие умения узнавать предмет по его признакам и возможным действиям

«Я думаю, он думает, они думают…»

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, развитие воображения

«Платок» (Изобразить бабочку, фокусника, принцессу, бабушку, волшебницу, человека, у которого болит зуб)

Развитие воображения, эмоциональной выразительности

Игра «Поменяйтесь местами»

Развитие внимания, снятия эмоционального напряжения

26

Приветствие, «Пропоём имена», «Подарок»

Снятие эмоционального напряжения, воспитание добрых чувств

«Назови по действию» (растет, закипает, хлопает, качается)

Развитие умения воспроизводить действия предметов по памяти

«Как смешно быть языком» (Придумывание историй от имени глаз, носика, ушей, языка и т.д.)

Учить детей рассматривать и представлять факты и события с разных сторон, развитие воображения

Совместное рисование («Чудо-дерево»)

Развитие воображения

Игра «Паровозик»

Развивать чувство единства, умение действовать согласовано

27

Интеллектуально-познавательная викторина

Стимулирование познавательной активности, развитие познавательных процессов



Предварительный просмотр:

План работы с одаренными детьми

в МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

на 2024-2025 учебный год

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей.

СОДЕРЖАНИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМА        ПРОВДЕНИЯ

СРОК

1

Изучение интересов и наклонностей детей. Уточнение критериев одаренности по способностям детей, индивидуальные беседы. Составление банка данных одаренных детей. Мониторинг.

Собеседование, составление банка данных.

Октябрь - ноябрь

2

Подбор материала для занятий,  для индивидуальной работы и конкурсов.

Практические занятия

в течение года

3

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

Групповые и индивидуальные занятия.

в течение года

4

Сбор и систематизация материалов.

Создание фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций по работе с одаренными

детьми.

в течение года

5

Индивидуальные и групповые занятия

в течение года

6

Работа по индивидуальным планам.

в течение года

7

 Диагностический инструментарий

Проведение диагностик

в течение года

8

Конкурсы, интеллектуальные игры.

январь-апрель

9

Исследовательская деятельность.

март

10

Дополнительные занятия с одарёнными детьми,  подготовка к конкурсам, консультации по возникшим проблемам.

в течение года

11

Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

в течение года

12

Работа с родителями.

в течение года

13

Подведение итогов работы   с одаренными детьми.

 Мониторинг.

Сбор результатов  дл составления банка данных по одаренным детям

Май

14

Планирование работы на следующий учебный год.

Составление плана

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)

Программа «Одаренный ребенок» (программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада)...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада "Одаренный ребенок".

      Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако, возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлен...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Программа «Одаренный ребенок» Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада МБДОУ ДС №69 «Чайка» «Одаренный ребенок»

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одаренный ребенок»

Программа по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одаренный ребенок»Цель программы. Создание условий для построени...