Экологические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Для того чтобы детям легче было соориентироваться в вопросе экологии, обрести гармонию с природой и нужны мы - взрослые.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Никитина Т.И, воспитатель
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Звонкие голоса»
г. о. Новокуйбышевск, Самарская область
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Для того чтобы детям легче было соориентироваться в вопросе экологии, обрести гармонию с природой и нужны мы - взрослые.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Игра, как известно, один из наиболее доступных видов деятельности для детей и в частности для детей ограниченными возможностями здоровья. В данном блоге мне бы хотелось привести примеры нескольких игр, которые помогут родителям занять своих детей летом, так же могут пригодится педагогам, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Игры разделены на два блока : с природным материалом и с карточками. Играть в такие игры можно как дома (когда на улице дождик), так и на отдыхе на даче, на море, в парке и т.д.
Игры с природным материалом:
1. "Шустрые зайчата":
Цель игры: закрепить числовой ряд в пределах 10, развивать внимание, закрепить знания об овощах (если ребёнок говорящий), изучить свойства песка.
Ход игры: если вы на природе и рядом с вами есть песок, то играть можно прям в песочнице или на пляже, а, если вы дома, то можно насыпать песок в небольшой контейнер. Нужно ещё вырезать 10 морковок (нарисовать на них цифры) и 2 зайчика. Воткните морковки в песок вместе с ребёнком. Каждый держит в руках своего зайчика.Возьмите игровой кубик, бросайте по очереди с ребёнком кубик и какое количество точек выпало, такую же цифру нужно найти на морковке и взять себе. Если выпадает цифра, которую уже забрали, пропускаете ход. Можно играть и по-другому: заготовить побольше морковок и забирать такое количество морковок, сколько выпало на кубике. Перед тем как начать играть в морковки нужно рассмотреть песок, поиграть с ним, порыхлить грабельками, показать ребёнку, что когда песок сухой - он рассыпается, как только намокнет - он слипается (для этого возьмите бутылочку с водой). Вспомните с ребёнком, что морковка - это овощ, если ребёнок говорящий, спросите какие овощи он ещё знает.
2. "Камешки":
Цель: развитие зрительного гнозиса и конструктивного прасксиса.
Ход игры: положите ребёнку на дно маленького надувного бассейна или таза камешки, налейте воду. Рядом с бассейном или тазиком выложите несложную фигуру (круг, цветочек), предложите ребёнку, чтобы он выловил сачком (руками, лопаткой) камешки и выложил рядом с вашей фигурой такую же.
3. "Рыбалка":
Цель: развитие зрительного гнозиса, закрепление цвета, привитие любви к природе.
Ход игры: В надувной бассейн или тазик или ведерко налейте воду, положите разноцветные рыбки. Если ребёнок говорящий, то можно спросить ребёнка где живут рыбки, а, если ребёнок неговорящий, можно рассказать самим о местах обитания рыб. Дайте ребёнку удочку или сачок. Если ребёнок говорящий, вы называете цвет, а ребёнок ловит рыбку соответствующего цвета. Если ребёнок неговорящий, заготовьте заранее цветные карточки, и во время игры показывайте их ребёнку. В конце игры ребёнку можно прочитать стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик – темный уголек,
И как льдинка тело,
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбешку жалко.
Надо предложить ребёнку отпустить всех рыбок обратно в воду, объяснив, что рыбки без водички жить не могут.
Рыбок можно изготовить самим, если нет готовых в наличии. Для этого вырежьте из цветного двустороннего картона рыбок и обмотайте скотчем, приклейте магнит, если будете ловить рыбок удочкой, а на конец удочки прикрепите небольшой металлический предмет (скрепку).
Игры с карточками:
1. "Разноцветное лото":
Цель: закрепить знания о цвете, насекомых.
Ход игры: нужны карточки с изображением зелёного кузнечика, красной божьей коровкой, синей бабочки, а так же карточки с изображением цветочков соответствующих цветов. Ребёнку даётся инструкция: "Посади кузнечика (бабочку, божью коровку) на цветочек такого же цвета" или "Найди домик для кузнечика (бабочки, божьей коровки)". При этом взрослый может немного рассказать о каждом насекомом и о том, что насекомых ловить нельзя, но за ними можно наблюдать. Обязательно понаблюдайте за муравьями в лесу, расскажите какие они трудолюбивые и о том, как они помогают лесу.
2. "Найди деревце"
Цель: дать новые знания о деревьях или закрепить уже имеющиеся знания о деревьях
Ход игры: данная игра может стать первым знакомством с темой деревья, а если на улице вы уже показывали деревья, рассматривали их листочки, то эта игра сможет закрепить уже имеющиеся знания. Нужно распечатать картинки с несколькими деревьями (береза, дуб, клён) и распечатать карточки с изображением листочков данных деревьев. Ребёнку необходимо положить картинку с изображением листочка на картинку с изображением соответствующего дерева.
3. "Что растёт в лесу?"
Цель: закрепить знания о том, что растёт в лесу, прививать любовь к природе.
Ход игры: Нужно распечатать картинку с изображением леса и заготовить карточки с изображением цветов, грибов, ягод, деревьев, а так же карточки с изображением растений, которые не растут в лесу (колосок пшеницы, кувшинка и др.) Ребёнку нужно выбрать только те карточки, на которых изображено то, что растёт в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Роль игры для социализации и развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игра как интегративная деятельность, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей в...

Дидактические игры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известн...

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, чере...
Методическая разработка к адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития «Планирование дидактических игр экологического содержания для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Педагогическая идея – разработка пособия для педагогов ДОУ, в котором дидактические игры подобраны с учетом принципа тематического планирования и могут быть использованы в работе по обогащ...
Консультация для родителей «Игры для детей с ограниченными возможностями здоровья для развития сенсорного опыта»
Сенсорное развитие детей– это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наи...

Подвижные игры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Картотека подвижных игр для детей с ОВЗ
в картотеке представлены игры на формирование двигательных умений, развитие физических качеств и личностных особенностей ребенка...

Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Развивающие игры для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
