Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Светлана Юрьевна Павлюченко

Цель: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_obrazets.docx84.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 44 «ДЮЙМОВОЧКА»

 663600 г. КАНСК, УЛ. ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ, 9 (ТЕЛ. 83916163031)

сайт: www. доу_44.канск24.рф

эл. почта: doy44dyimovochka@yandex.ru

  СОГЛАСОВАНО:                                                      

Протокол заседания Педагогического совета (методического совета) МАДОУ № ________

«______» _____________2025 г

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ № 44 «Дюймовочка»

___________Н.В.Баженова

«________» _____________2025г

Адаптированная образовательная программа

ФИО (ребенка)

Сроки реализации программы (на 9 месяцев, 01.09.2025-31.05.2026)

Согласовано:                                                                                      

Законный представитель ребенка с ОВЗ                    

ФИО ______________

«______» _____________2025 г.

Составители программы:

Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Воспитатель

Воспитатель

Инструктор по физическому развитию

Музыкальный руководитель

Специалист ППк

        г. Канск, 2025г        

Содержание

№п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел. Пояснительная записка.

3

1.1

Общие сведения о ребенке.

3

1.2

Психолого-педагогическая характеристика.

3

1.3

Особенности ребенка

4

1.4

Сведения о программе

6

1.5

Цели и задачи.

6

1.6

Планируемый результат.

7

II

Содержательный раздел

9

2.1

Образовательная деятельность

9

2.2

Воспитательная работа

12

2.3

Коррекционная деятельность

16

2.4

Взаимодействие участников образовательного процесса

26

2.5

Программа взаимодействия с семьей ребенка

27

III

Организационный раздел

29

3.1

Учебный план

29

3.2

Режим дня

29

3.3

Расписание занятий со специалистами

30

3.4

Специальные условия

30

3.5

Методическая обеспеченность

35

3.6

Мониторинг результатов освоения АОП

36

1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

  1. Общие сведения о ребенке:

Ф.И. (ребенка), дата рождения

Домашний адрес: г. Канск ....

МАДОУ № 44    старшая группа

Ф.И.О. родителей:

Сведения о семье.

Семья полная. Воспитанием занимаются оба родителя. Интересуются успехами ребенка. Проявляют заинтересованность в воспитании, рекомендации педагогов выполняют. (имя) посещает дополнительные общеразвивающие занятия в детском саду. Ребенок детский сад посещает регулярно, пропускает ДОУ по болезни. Психологический климат в семье: благополучный, гибкая система воспитания.

  1. Психолого-педагогическая характеристика

Речевое развитие: говорит не всегда разборчиво.

Звукопроизношение: вызывает затруднение в назывании звуков, рассказ составляет.

Состояние словаря: ребенок владеет достаточным запасом словаря.

Слоговая структура речи: обладает навыком практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Ребенок понимает обращенную к нему речь, проявляет интерес к театрализованному чтению сказок. Может обсудить прочитанное, сделать выводы, самостоятельно пересказать.

Познавательное развитие. Математические представления сформированы. Считает в пределах 10, иногда ошибается в обратном счете, достаточно хорошо различает геометрические тела: шар, куб, противоположные понятия. Знания, умения, навыки сформированы достаточно. Инициативен. Временные представления сформированы на среднем уровне.

Социально-коммуникативное развитие. Дети группы относятся к (имя) с осторожностью. Взаимоотношения с детьми группы нестабильные, участвует в совместных играх, но в процессе игры может обидеть другого ребенка. В контакт с взрослым вступает хорошо.  Не всегда соблюдает элементарные правила поведения в саду. Общественные поручения выполняет.

Художественно-эстетическое развитие. Мелкая моторика развита в соответствии с возрастом, работает правой рукой, иногда неправильно держит ложку, карандаш. Графическая деятельность: рисует карандашами и красками не всегда аккуратно, часто неправильно выполняет инструкцию по подбору цветов, соответствующий изображённому предмету. Умеет отделять от целого куска пластилина часть, раскатывает его прямыми движениями ладони и круговыми, затрудняется лепить предметы по образцу.

Физическое развитие. Развитие на среднем уровне. Включается в подвижные игры по настроению, зарядку делает регулярно.

 Внешне мальчик всегда опрятен и аккуратен. Дети группы относятся к нему по-разному. Ребенок предпочитает играть с детьми, но чаще игры заканчиваются конфликтом. Придерживается игровых правил в дидактических играх. Вступает в контакт с взрослым, может подойти с просьбой. Не всегда самостоятельно отпрашивается домой, но, если приходит с плохим настроением, не приветствует детей и взрослых. К своим неудачам относится эмоционально.

Проявляет познавательный интерес ко всем видам деятельности. При выполнении задания  стал чаще проявлять самостоятельность, может обратиться за помощью. Может показать по просьбе взрослого геометрические фигуры, знает и называет основные цвета и некоторые оттенки. Может выполнить простую постройку по образцу.

Словарь (имя) достаточен для общения со сверстниками, речь не всегда понятна для окружающих. Обращенную к нему речь взрослого понимает, не всегда может выполнить поручения в соответствии с инструкцией взрослого.

Моторная ловкость, мелкая моторика развита на среднем уровне, ведущая рука правая. Графическая деятельность: рисует карандашом и красками неаккуратно. Не проявляет интереса к рисованию и раскрашиванию, делает это не аккуратно, чаще правильно подбирает цвет, соответствующий изображенному предмету. Ножницами владеет на среднем уровне. Умеет отделять от большого куска пластилина, раскатывать его прямыми движениями ладони, лепит предметы по образцу с помощью воспитателя. Не всегда соблюдает элементарные правила поведения в саду. К трудовым поручениям относится ответственно.

Адаптированная образовательная программа составлена на основе Адаптированной основной образовательной программы МАДОУ № 44.

1.3 Особенности ребенка

Параметр

Характеристика

Примечание

Особенности обработки сенсорной информации

- в переработке слуховой информации, понимания многоступенчатых инструкций, обращенной речи трудностей практически не возникает, при фронтальной работе не всегда может сконцентрироваться на задании, часто отвлекается, объем внимания недостаточный.

по результатам опроса родителей, наблюдения воспитателей и специалистов сопровождения

Особенности речи

- трудности в выработке умения пользоваться громким и тихим голосом;

недостаточно умеет уточнять артикуляцию и правильно произносить поставленные звуки;

недостаточно развито правильное речевое дыхание, правильную воздушную струю, плавный темп речи

по результатам опроса родителей, наблюдения воспитателей и специалистов сопровождения

Особенности моторного развития и графических навыков

- особых трудностей в предметно-практической деятельности нет: работет с ножницами на среднем уровне, пластилин самостоятельно мнет, форму колбаски, шара пластилину придаёт;

- при закрашивании достаточный нажим на карандаш, но выходит за контур, не всегда правильно подбирает подходящий цвет, работает с желанием

по результатам опроса родителей, наблюдения воспитателей и специалистов сопровождения

Особенности по образовательным областям, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физического развития

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

Речевое развитие

художественно-эстетическое развитие

физическое развитие

затрудняется поддерживать правила в игре договориться о совместных действиях, с детьми группы взаимодействует, но часто ссорится, может обидеть, ударить

пространственно - временные отношения сформированы на среднем уровне;

-группирует предметы по 2-3 признакам;

-преобразовывает постройки в соответствии с заданием

 С помощью воспитателя может составить рассказа

-словарь достаточный, звукопроизношение нечеткое

в предметно-практической деятельности: при работе ножницами сформированы на среднем уровне, в работе с карандашом, красками неаккуратен, инструкции выполняет не всегда правильно неправильно

затрудняется в соблюдении правил в играх

Психические процессы

Эмоциональные реакции не всегда адекватные, поведение чаще спокойное, преобладающее настроение радостное. Темп деятельности на среднем уровне, помощь в деятельности требуется редко. Активность в совместных с детьми подвижных играх проявляет, но может обидеть, ударить, не всегда уступчив, поведение – по настроению.

Инструкции соблюдаются не всегда, отвлекается.

по результатам опроса родителей, наблюдения педагогов и специалистов сопровождения

Программный материал группы по возрасту не усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности не соответствует возрастным показателям.

Рекомендации ПМПК от 05.09.2023:

Учитель-логопед

Коррекция и развитие всех компонентов речи

Учитель-дефектолог

Коррекция и развитие крупной и мелкой моторики, пространственных ориентировок, предметно-практической конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений

Педагог-психолог

Коррекция и развитие компетенций познавательной сферы

Врач-невролог

Наблюдение по рекомендациям

1.4 Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа на ФИ (дата рождения) воспитанника МАДОУ № 44 «Дюймовочка» (далее ДОУ) разработана в соответствии с:

  • ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в

Российской Федерации")

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149)
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
  • Заключением городской ПМПК: нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, (протокол №3/43- 23 К (1) от 05.09.2023 года).  
  • Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО), утв. приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022».

Ссылка на Федеральную адаптированную образовательную программу:

https://sad54-ptz.ru/inc/sad54/uf/editor/FOOP_FAOOP/%25D0%259E%25D0%2592%25D0%2597.pdf 

  • АОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития МАДОУ № 44 «Дюймовочка», утверждённое приказом №53/1-о от 09.09.2025г.

1.5 Цели, задачи Программы:

Цель: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

  Задачи программы:

  • выявление особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер;
  • проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;
  • выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения;
  • формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности;
  • целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи;
  • целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного;
  • создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах;
  • выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования;
  • осуществление индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и ППк.

1.6 Планируемые результаты освоения программы:

Социально-коммуникативное развитие. Ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует с педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством родителей (законных представителей), педагогического работника. Эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники. Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника.

Речевое развитие. Ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Познавательное развитие. Ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5 - 10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две - три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). Различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного", устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку, направления пространства "от себя", понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Физическое развитие. Ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.

 Художественно-эстетическое развитие. Ребенок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает с педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок. Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.


  1. Содержательный раздел.

2.1. Образовательная деятельность.

Воспитанника посещает комбинированную группу дошкольного возраста, в которой 29 детей, 14 мальчиков и 15 девочек. Большая часть детей группы находится в едином коллективе с первой младшей группы. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. АОП разработана на один учебный год, для детей с задержкой психического развития. Занятия осуществляются в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием.

Учитывая психофизические особенности возраста, особенности развития ребенка и сложность усвоения программного материала, коррекционно-развивающая работа осуществляется с использованием индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к ребенку. Осуществляется ориентирование на уровень развития ребёнка, в процессе совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками. Образовательный материал имеет практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков, максимально связан с реальной жизнью ребенка с целью повышения мотивации к обучению, формирование познавательных интересов.

Непосредственно-образовательная деятельность по образовательным областям осуществляется в соответствии с методическим содержанием программ и пособий, перечисленных в АОП и расписанием, утвержденным заведующим ДОУ.

        Занятия по адаптированной образовательной программе осуществляются по следующим разделам.

Раздел деятельности

Содержание

Начало года

Середина года

Конец года

Социально-коммуникативное развитие

Взаимодействует с педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности.

Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством родителей (законных представителей), педагогического работника. Эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники.

Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника.

Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника.

Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника.

Речевое развитие

Понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев.

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы.

Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах.

Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Познавательное развитие

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5 - 10 минут.

Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две - три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту.

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира.

Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). Различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного", устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.

Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку, направления пространства "от себя", понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками.

Сотрудничает с педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании).

Появляется элементарный предметный рисунок.

Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов.

С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.

Физическое развитие

Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.

Оценочным ключом для фиксации достижений ребенка является пятиуровневая шкала:

0 (нулевой) – ребенок не демонстрирует умение

2 (второй) – демонстрирует редко, в единичных случаях

3 (третий) – демонстрирует относительно некоторых людей, относительно отдельных видов деятельности

4 (четвертый) – демонстрирует часто, относительно большинства людей, большинства видов деятельности

5 (пятый) – демонстрирует постоянно.

2.2 Воспитательная деятельность   

Воспитательная работа: цель - личностное развитие дошкольников с ОВЗ и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения программы:

Направления воспитания

Ценности

Показатели

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий представление о своей стране, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Социальное

Человек, семья,

дружба,

сотрудничество

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку, проявляющий задатки чувства долга: ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми. Освоивший основы речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать с педагогическим работником и другими детьми на основе общих интересов и дел.

Познавательное

Знания

Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом, проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества.

Физическое и оздоровительное

Здоровье

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в цифровой среде), природе.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Этико-эстетическое

Культура и красота

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности обучающегося, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и культурных практиках:

Предметно-целевая

Культурные практики

Свободная инициативная деятельность ребенка

виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками

активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт

его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей

    Результатом организации культурных практик является   индивидуальный социокультурный опыт ребенка:

-  опыт поведения в различных жизненных ситуациях;

-  опыт применения норм и правил поведения;

-  опыт эмоциональной реакции на происходящее;

-  опыт организации своей деятельности;

-  опыт общения и взаимодействия;

-  опыт проявления инициативы и самостоятельности.

В воспитании детей в сфере их личностного развития воспитателями используются следующие формы взаимодействия:

Совместная деятельность

Режимные моменты

Самостоятельная

деятельность детей

Патриотическое направление воспитания. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине.

Дидактические, сюжетно-ролевые,

подвижные, совместные с воспитателем  игры

Игры- драматизации

Игровые задания

Игры- импровизации

Чтение художественной литературы

Беседы

Рисование

Рассказ и показ  воспитателя

Беседы

Поручения

Использование естественно возникающих ситуаций

Сюжетно-ролевые, подвижные и народные       игры, инсценировки

Рассматривание  иллюстраций, фотографий,

Рисование,

Лепка.

Социальное направление воспитания. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и  обществу.

Игры-занятия

Сюжетно-ролевые игры,

театрализованные игры, подвижные игры,

народные игры, дидактические игры,

настольно-печатные игры

Чтение художественной литературы

Досуги, праздники

Активизирующее           игру       проблемное общение воспитателей с детьми

Рассказ и показ  воспитателя

Беседы

Поручения

Использование естественно возникающих ситуаций

Самостоятельные игры    различного вида

Инсценировка знакомых литературных произведений

Кукольный театр

Рассматривание иллюстраций, сюжетных    картинок

Познавательное направление воспитания Формирование основ экологического сознания.

Занятия, интегрированные занятия

Беседа

Экспериментирование

Проектная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Конкурсы, викторины

Труд в уголке природы, огороде

Игры- экспериментирования

Дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры, развивающие игры, сюжетно-ролевые игры, народные игры

Чтение

Целевые прогулки, экскурсии

Продуктивная деятельность

Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные)

Просмотры презентаций, видео, рассматривание иллюстраций

Тематические выставки, коллекции

Музейные уголки

Календарь природы

Беседа

Развивающие  игры

Игровые задания

Дидактические игры

Развивающие  игры

Подвижные игры

Игры- экспериментирован ия

Наблюдение             за  природными явлениями

Дидактические игры, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры

Игры- экспериментирования

Игры с природным  материалом

Наблюдение в уголке  природы

Труд в уголке природы, огороде

Продуктивная деятельность

Календарь природы

Физическое и оздоровительное направление    воспитания. Формирование основ безопасности.

Занятия

Игровые упражнения

Индивидуальная работа

Игры-забавы

Игры-драматизации

Досуги

Театрализации

Беседы

Разыгрывание сюжета

Упражнения подражательного и имитационного характера

Активизирующее общение педагога с детьми

Работа в книжном уголке

Чтение литературы с рассматриванием  иллюстраций и тематических  картинок

Использование информационно- компьютерных   технологий и технических средств обучения  (презентации, видеофильмы, мультфильмы)

Трудовая деятельность

Игровые тренинги

Составление историй, рассказов

Творческое задание

Обсуждение

Игровые ситуации

Пространственное моделирование

Работа в тематических уголках

Целевые прогулки

Встречи с представителями ГИБДД

Рассказ              и       показ  воспитателя

Беседы

Поручения

Использование естественно возникающих ситуаций

Игры-забавы, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые  игры, настольно-печатные    игры

Продуктивная деятельность

Рассматривание     иллюстраций и тематических картинок

Трудовое направление воспитания. Формирование позитивных установок к труду и творчеству.

Разыгрывание игровых ситуаций

Игры-занятия, игры-упражнения

Занятия по ручному труду

Дежурства, поручения

Экскурсии

Показ, объяснение,  личный пример педагога

Труд: труд рядом, общий труд, огород на окне, труд в природе, работа в тематических уголках

Праздники

Досуги

Экспериментальная деятельность

Самообслуживание

Рассказ и показ  воспитателя

Беседы

Поручения

Использование естественно возникающих ситуаций

Дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, игры бытового характера, народные игры

Рассматривание иллюстраций, фотографий, картинок

Продуктивная деятельность: ремонт книг, изготовление игрушек из    бумаги, природного материала

 

Этико-эстетическое направление воспитания.  Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения.

Игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры,

народные игры, дидактические игры, настольно-печатные игры

Чтение художественной литературы

Досуги, праздники,

Активизирующее игру проблемное

Общение воспитателей с детьми

Рассказ и показ  воспитателя

Беседы

Поручения

Использование естественно возникающих ситуаций

Самостоятельные игры различного вида

Инсценировка знакомых литературных произведений

Кукольный театр

Рассматривание иллюстраций, сюжетных         картинок

2.3. Коррекционная работа.

Коррекционно-развивающая работа воспитателя:

       Коррекционно-развивающая работа воспитателя осуществляется в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий. 

Структура занятий:

- артикуляционная гимнастика;

- проговаривание слов, составление предложений;

- Д/и для мелкой моторики;

- закрепление темы недели. 

        Методы, используемые в коррекционно-развивающей деятельности:

- подбор индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий;

- чередование видов деятельности;

- использование сопряженных действий с педагогом;

- при переходе от одного задания другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы;

- опора на субъективный опыт ребенка.

Коррекционно-развивающий модуль включает следующие направления:

- коррекция недостатков и развитие двигательных навыков и психомоторики;

- предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;

- развитие коммуникативной деятельности;

- преодоление речевого недоразвития и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма;

- коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений;

- коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции;

- коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти;

- коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

- формирование пространственных и временных представлений;

- развитие предметной и игровой деятельности;

- формирование предпосылок к учебной деятельности во всех структурных компонентах;

- стимуляция познавательной и творческой активности.

       Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие познавательных процессов и функций воспитанника.

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы:

Образовательная область

Образовательное содержание/ коррекционно-развивающие задачи с учетом возраста и особенностей

Промежуточный результат

Познавательное развитие

  • совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
  • развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
  • учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.
  • развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов.
  • сформировать представление о расположении цветов в радуге.
  • научиться самоконтролю, адекватному поведению в обществе

Социально-коммуникативное развитие

  • сформировать навык самообслуживания в одевании и раздевании.

  • научится реагировать на инструкции, которые обращены персонально к ней.
  • научится сотрудничать с детьми в игре

Речевое развитие

  • воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.  
  • совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.  
  • учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и  сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.  
  • совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.   Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

Художественно-эстетическое развитие

  • закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов…
  • совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
  • учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.  
  • совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники – в полоски и т.п.).  
  • учить создавать изображения декоративных и сюжетных композиций из геометрических фигур.

Физическое развитие

  • формировать умение соблюдать правила в играх.

Задачи и педагогические условия реализации программы коррекционной работы педагога-психолога:

Направление

коррекционной работы

Содержание

Промежуточный результат

Развитие мыслительных операций:

1) формировать у обучающихся операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

2) учить анализу образцов объемных, плоскостных, графических, схематических моделей, а также реальных объектов в определенной последовательности, сначала с помощью педагогического работника, затем самостоятельно;

3) учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания, выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон);

4) развивать антиципирующие способности в процессе складывания разрезной картинки и сборно-разборных игрушек (работу связывают с другими видами продуктивной деятельности), построении сериационных рядов;

5) развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой);

6) учить обучающихся сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2 - 3 элемента);

7) развивать зрительный гнозис, предлагая детям узнавать зашумленные, наложенные, перечеркнутые, конфликтные изображения;

8) развивать вероятностное прогнозирование, умение понимать закономерности расположения элементов в линейном ряду (в играх "Продолжи ряд", "Закончи ряд

9) развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, картинок-нелепиц, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале;

10) формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно-дедуктивного характера: сначала при наблюдении за природными явлениями, при проведении опытов, затем на основе имеющихся знаний и представлений;

11) обращать внимание обучающихся на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаками на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема;

12) формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию;

13) подводить к пониманию текстов со скрытой моралью.

Развитие внимания:

1) развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы;

2) развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений;

3) развивать способность к переключению и к распределению внимания;

4) развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях.

Коррекционная деятельность учителя-логопеда:

Индивидуальный маршрут коррекционно- развивающей деятельности

на  2025-2026 учебный  год

Направление

коррекционной работы

                                  Содержание

Динамика

                             моторика

Артикуляционная

Мелкая

Общая

- вырабатывать полноценные движения и определённые положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и лёгкость), плавного  переключения с одного  движения к другому;

-развивать четкие движения кистей и пальцев рук;

- развивать зрительную и моторную координацию;

Просодика:

голосовые функции, темп течи, интонация, речевое дыхание

- развивать правильное  речевое дыхание, правильную воздушную струю, плавный темп речи;

- обучать короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки).

- вырабатывать умение  пользоваться громким и тихим голосом.

Развитие словаря

- уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;

-расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам;

 -учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.;

 -расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами;

-учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением;

 -расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи

Фонематические процессы

- совершенствовать слуховой контроль за качеством собственного звукопроизношения;

- совершенствовать навык правильного определения позиции звука в слове;

- закреплять навык определения звука в ряду других;

-  учить подбирать слова на заданные звуки;

- закреплять умение различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу;

- развивать звуковую сторону речи используя малые фольклорные формы;

-производить анализ и синтез одно- и двусложных слов;

Звукопроизношение

- уточнять артикуляцию и правильное произношение поставленных звуков;

- автоматизировать звук   в слогах,  словах  в начале, середине, в конце слова, в чистоговорках.

Слоговая структура слова

- совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова;

- закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Лексика

Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексическим темам  ДОУ.

Грамматический строй речи

-учить вслушиваться в обращенную речь;

-учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

-продолжать учить способам словообразования: с использованием суффиксов и с разными приставками;

- учить правильно использовать окончания существительных в Р.п, Д.п, Тв.п.

- учить использовать пространственные предлоги.

Связная речь

- совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца;

- формировать навык составления описательного рассказа о предмете  по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

 

Содержание коррекционной деятельности учителя-дефектолога:

Раздел

Задачи

Формирование сенсорных эталонов

- формировать представления о форме;

- познакомить с точкой, прямой и кривой линией;

- формировать представления о величине путём сопоставления предметов (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий, широкий-узкий) с помощью наложения и приложения;

- формировать умения сравнивать и объединять по этому признаку три предмета по размеру (большой, меньше, маленький); по протяжённости (длинный, короче, короткий); по высоте (высокий, низкий, ниже); по толщине (толстый, тоньше, тонкий); по ширине (широкий, уже, узкий);

- формировать умение сравнивать предметы по двум признакам;

- познакомить с понятием веса;

- учить в играх группировать предметы (шар, куб, треугольник, прямоугольник, круг, овал, квадрат);

-соотносить плоскостные и объемные фигуры во время игры;

- формировать навык сравнения двух предметов по высоте. Ширине, длине, толщине, определять величину на глаз;

- совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);

- знакомить детей с понятием точка, прямая линия, кривая линия;

ФЭМП

Формирование пространственно-временных понятий

- формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов- закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопрос: Сколько всего? Который по счёту?

- совершенствовать навык отсчитывания предметов из большого количества в пределах 10;

- учить сравнивать рядом стоящие числа со зрительной опорой;

- формировать навык обратного счёта в пределах 5;

- познакомить с составом числа в пределах 5;

- формировать умение видеть, устанавливать равенство и не равенство (+1, -1);

- познакомить со знаками >, <, =;

- формировать умение узнавать цифры 0-10 в правильном и зеркальном изображении;

- формировать умение выполнять арифметические задачи;

- совершенствовать навык ориентировки на плоскости и в пространстве;

- формировать навык ориентировки по простейшей схеме;

Развитие общей осведомленности, представления о себе.

- закреплять представления о временах года;

- закреплять представления о времени суток;

- учить использовать обобщающие слова сутки, год, неделя, месяц, день;

- учить наблюдать и называть простейшие природные явления (холодно, тепло, идёт дождь, идёт снег); узнавать по наиболее характерным признакам контрастные времена года: зима-лето, весна-осень;

- рассматривать на иллюстрациях и в реальной действительности астрономические объекты: солнце, луну, звезды;

- учить имитировать действия соответствующие действиям людей, животных и растений в разные части суток;

- ввести в словарь слова «вчера», «сегодня», «завтра»; названия дней недели;

- формировать представления о себе, других людях;

- проводить дидактические игры с использованием прибора измерения (весы);

- уточнять представления о схеме собственного тела и лица;

- знакомить с миром, его окружающим "Ребенок в детском саду", "Ребенок и его внешность", "Наша группа", "Групповая комната", "Игровой уголок. Игрушки", "Раздевалка", "Спальня", "Умывальная комната", "Наш участок", "Семья", "Фрукты и овощи", "Продукты питания", "Одежда и обувь", "Мебель", "Посуда", "Праздники в семье и в детском саду", "Животные", "Растения", "Погода", "Неживая природа";

Развитие мыслительных операций

- развивать внимание, восприятие, память, мышление;

Развитие графомоторных навыков

-  формировать умение контролировать движения собственного тела (осторожно брать предметы со стола, безопасно передвигаться между предметами и др.);

- учить раскрашивать, штриховать, обводить по трафаретами, по опорным точкам изображения различной величины путём совместных действий, действий по подражанию;

- развивать общую и тонкую моторику, координацию движений обеих рук, зрительно- двигательную координацию в процессе игр и упражнений с математическим содержанием;

- предупреждать утомляемость, удовлетворять потребности детского организма в двигательной активности;

- снижать повышенной психическое возбуждение, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Коррекционная деятельность инструктора по физической культуре:

Коррекционно-развивающая направленность работы в области "Физическое развитие" обучающихся с ЗПР подразумевает создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, физического развития, формирования у них полноценных двигательных навыков и физических качеств.

Направление

коррекционной работы

Содержание

Промежуточный результат

коррекция недостатков и развитие ручной моторики:

- нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук;

- развитие техники тонких движений;

- коррекция недостатков и развитие артикуляционной моторики;

коррекция недостатков и развитие психомоторных функций:

- пространственной организации движений;

- моторной памяти;

- слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений;

- произвольной регуляции движений.

Задачи образовательной области "Физическое развитие" решаются в ходе непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию, утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников.

Содержание коррекционной деятельности музыкального руководителя:

Направление

коррекционной работы

Содержание

Промежуточный результат

Развитие музыкально-художественной деятельности:

- обладает координацией слуха и голоса, достаточно четкой дикцией, навыками ансамблевого пения (одновременно с другими начинает и заканчивает фразы).

- умеет брать дыхание между короткими музыкальными фразами, передавать посредством собственных движений разнохарактерные, динамические и темповые изменения в музыке.

- ритмично ходит, бегает, подпрыгивает, притопывает одной ногой, выставляет ногу на пятку, выполняет движения с предметами.

- легко двигается парами и находит пару.

- владеет приемами звукоизвлечения на различных инструментах (ложках, бубне, треугольнике, металлофоне), подыгрывает простейшим мелодиям на них.

- легко создает разнообразные музыкальные образы, используя исполнительские навыки пения, движения и музицирования.

Приобщение к музыкальному искусству:

- испытывает устойчивый интерес и потребность в общении с музыкой в процессе всех видов музыкальной деятельности.

- понимает изобразительные возможности музыки (шум дождя, пение птиц, вздохи куклы), ее выразительность (радость, нежность, печаль).

- сочетает восприятие настроения музыки с поиском соответствующих слов и выбором символов - цвета, картинок.

- дает (себе и другим) характеристики исполнения музыки на основе простейших слуховых и ритмических представлений.

- испытывает наслаждение от сольной и коллективной музыкальной деятельности.

2.4 Взаимодействие участников образовательного процесса

Образовательная область

Ребенок

Речевое развитие

Работой руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

Познавательное развитие

В работе участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка и этапа коррекционной работы.

Социально-коммуникативное развитие

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями.

Основными специалистами выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. Решение задач этой области осуществляется в ходе режимных моментов, в игровой деятельности детей, во взаимодействии с родителями

Художественно-эстетическое раз витие

Принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

Физическое развитие

Работу осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников

2.5 Программа взаимодействия с семьей ребенка

Взаимодействие педагогов с родителями направлено на повышение педагогической культуры родителей. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Коллективные формы взаимодействия

  1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОО 2 раза в год, в начале и в конце учебного года.

Задачи:

- информирование и обсуждение с родителями (законными представителями) задач и содержание

- коррекционно-образовательной работы; решение организационных вопросов; информирование родителей (законных

- представителей) по вопросам взаимодействия Организации с другими организациями, в том числе и социальными службами.

2.  Групповые родительские собрания. Проводятся педагогическими работниками не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

- обсуждение с родителями (законными представителями) задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов.

3. Проведение детских праздников и «Досугов». Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты Организации с привлечением родителей (законных представителей)

Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

Индивидуальные формы работы

  1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, педагогических работников по мере необходимости.

Задачи:

- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей (законных представителей) о дополнительном образовании обучающихся;

2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей (законных представителей) и по плану индивидуальной работы с родителями (законными представителями).

Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям (законным представителям) по вопросам коррекции,

образования и воспитания;

- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.

Формы наглядного информационного обеспечения

  1. «Информационные стенды и тематические выставки». Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей (законных представителей) местах (например, "Готовимся к школе", "Развиваем руку, а значит, и речь", "Игра в развитии ребенка", "Как выбрать игрушку", "Какие книги прочитать ребенку", "Как развивать способности ребенка дома").

Задачи:

- информирование родителей (законных представителей) об организации коррекционно-образовательной работы в Организации;

- информация о графиках работы администрации и специалистов.

2.   «Выставки детских работ». Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей (законных представителей) с формами продуктивной деятельности обучающихся;

- привлечение и активизация интереса родителей (законных представителей) к продуктивной деятельности своего ребенка.

3.  «Совместные и семейные проекты различной направленности». Создание совместных детско-родительских проектов (несколько проектов в год).

Задачи:

- активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей (законных представителей) и обучающихся.


3. Организационный раздел

  1. Учебный план

Коррекционная и воспитательная работа осуществляется в форме индивидуальных и фронтальных занятий по расписанию.

Вид и форма занятий

Количество

 занятий

в неделю

Количество

 занятий

в месяц

Количество

 занятий

в год

Дни

 недели

Групповое занятие воспитателя

9

36

324

Пн.-пт.

Групповое занятие музыкального руководителя

2

8

72

Пн, пт

Групповое занятие инструктора по физич.развитию

2

8

72

Ср, чт.

Индивидуальное занятие учителя-логопеда

2

8

72

Вт, чт.

Индивидуальное занятие учителя-дефектолога

2

8

72

Вт, чт.

Индивидуальное занятие педагога-психолога

2

8

72

Вт, ср.

  1. Режим дня

В дошкольном учреждении

Приём, осмотр, игры по интересам, свободная деятельность, (трудовая деятельность; уход за комнатными растениями, полив цветов, уборка игрушек и др.)

7.00 – 8.20

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, трудовая деятельность (дежурство)

8.30 – 8.40

Игры, подготовка к непосредственно – образовательной деятельности, трудовая деятельность (помощь воспитателю)

8.40 – 9.00

Занятия по учебному плану образовательной деятельности (включая гимнастику в процессе занятия). Занятия по реализации АОП.

9.00 – 10.50

Второй завтрак, трудовая деятельность (дежурство)

10.15 – 10.20

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, трудовая деятельность на участке, свободная деятельность)

10.50 – 12.20

Подготовка к обеду, обед, трудовая деятельность (дежурство)

12.20 – 12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.15

Игры, самостоятельная деятельность детей, свободная деятельность по выбору детей, трудовая деятельность
Кружковая деятельность, КРЗ .

15.15 – 16.05

Уплотнённый полдник, трудовая деятельность (дежурство)

16.05 – 16.15

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, трудовая деятельность на участке, свободная деятельность)

16.15 – 18.45

Игры, уход детей домой (уборка игрушек).

Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания и развития детей.

18.45 – 19.00

  1. Расписание занятий со специалистами

Коррекционная и воспитательная работа осуществляется в форме индивидуальных и фронтальных занятий по расписанию.

Специалист

График

Учитель-логопед

Вторник 15.40 - 16.00

  Четверг 15.40 - 16.00

Учитель-дефектолог

Вторник с 10:25-10:45

Четверг с 10:25-10:45

Педагог-психолог

Вторник 10:00-10:20

Среда 10:00-10:20

Музыкальный руководитель

По расписанию НОД.

Инструктор по физической культуре

По расписанию НОД.

Воспитатель

Вторник

Четверг

Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется особенностями ребенка, но не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста и Санитарно-эпидемиологическими правилами, и нормами:

- продолжительность подгруппового занятия 20 минут;

- продолжительность индивидуального занятия 20 минут.

  1. Специальные условия

Педагогами и специалистами ДОУ для обучающегося с ЗПР при реализации содержания коррекционно-развивающей программы своевременно организуется предметно-развивающая среда, педагогически обоснованная, обеспечивается психологически комфортные ситуации общения педагогического работника с ребенком в процессе обучающего взаимодействия. В ходе такого взаимодействия планомерно усложняются ориентировочная и исследовательская активность, обогащается восприятие, развиваются чувства и эмоции, формируются двигательные навыки, социальные формы взаимодействия и речевая деятельность в соответствии с возрастными, а также индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся.

Специальные условия организации образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Учитель-логопед

- вырабатывание полноценного движения и определённого положения органов артикуляционного аппарата

- совершенствование навыков правильного определения позиции звука в слове;

- закрепление навыков определения звука в ряду других;

-расширение словарного запаса по лексическим темам;

 -совершенствование связной речи: составление рассказа по сюжетной картине с опорой на вопросы.

Индивидуальная коррекционная работа

2 раза в неделю по 20 мин

Педагог-психолог

-развитие способности к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой)

-формирование умения делать простейшие умозаключения индуктивно-дедуктивного характера

- совершенствование следующих характеристик: объем памяти, динамику и прочность запоминания, семантическую устойчивость, тормозимость следов памяти, стабильность регуляции и контроля.

-развитие произвольной регуляции и самоконтроля при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях

Индивидуальная коррекционная работа 

2 раза в неделю по 20 мин

Учитель- дефектолог

- развитее познавательной активности

- формирование и развитие игровой деятельности

- расширение кругозора

- развитие элементарных математических представлений

- формирование учебной мотивации.

Индивидуальная коррекционная работа

2 раза в неделю по 20 мин

Специальные условия организации образовательного процесса

Временной режим

Соответствует режиму группы

Организация предметно-пространственной среды

Зона отдыха, релаксации (центр уединения, в которой можно на некоторое время уединиться);

Система визуальных подсказок в разных зонах группы (правила поведения);

Алгоритм одевания (на кабинке).

Организация рабочего места

Зеркало, стол, стул, методический материал

Центр

сюжетно-

ролевой игры

Атрибуты для следующих игр:

Дом, семья, почта, строительство, путешествия, пожарные, скорая помощь, магазин, театр, библиотека, экскурсоводы (музей), поликлиника, космос, ГАИ, спасатели (МЧС) и т.д.

Предметы – заместители.

Атрибуты для ряжения.

Зеркало.

Куклы – «мальчики» и «девочки».

Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты постельных принадлежностей для кукол.

Кукольная мебель, набор для кухни (плита, мойка, стиральная машина).

Коляски для кукол.

Театральный центр

Напольные, настольная ширмы.

Разные виды театра:

- настольный театр с декорациями,

- пальчиковый,

- би-ба-бо,

- театры мягкой и резиновой игрушки,

- театр на фланелеграфе

Детские костюмы для деятельности.

Шапочки для драматизации.

Сенсорный центр

Настольно – печатные дидактические игры

Настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия «Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Узнай по деталям»

Занимательные игрушки из

нетрадиционных материалов для

развития тактильных ощущений.

Центр математики и

логики

Счеты, счетный материал.

Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур для магнитной доски.

Логико-математические игры.

Схемы, планы, лабиринты,

Математические головоломки.

Дидактические лото и домино.

Приборы для измерения (весы, часы, песочные часы, линейки,).

Наборы объемных.

геометрических фигур.

Дидактические игры «Подбери по цвету», «Найди соседей» и др.

Дидактические игры из серии:

«Наряди матрешку», «Продолжи ряд»,

Математические тетради.

Центр природы

Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей.

Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизатор и т.д.

Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями, животными.

Литература природоведческого содержания.

Альбомы с изображением комнатных растений.

Альбомы «Птицы», «Домашние животные и птицы», «Дикие животные России», «Животные жарких стран», «Животные птицы Севера», макеты.

Настольно-печатные, дидактические игры природоведческого содержания.

Природный материал для поделок.

Глобус, карты Красноярского края, России, мира.

Схемы и рисунки с изображением погодных явлений природы.

Огород на подоконнике.

Экологические сказки и рассказы.

Схемы способов ухода и способов размножения растений.

«Правила поведения в природе».

Центр

экспериментирования

 

Основное оборудование:

Приборы - помощники:

увеличительные стекла, компас, глобус, карта, микроскоп, магниты,

Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы, мерный стакан, мензурки, пробирки.

Природный материал.

Коллекция камней.

Утилизированный материал:

проволока, кусочки кожи, меха, ткани, и др.

Разные виды бумаги.

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора.

Красители: гуашь, акварель, тушь, помада, мелки.

Медицинские материалы:

пипетки, шприцы, колбы, мерные ложки, резиновые груши, пинцеты,

Прочие материалы.

Центр

конструирования

Пластиковый строительный конструктор.

Тематические деревянные строительные наборы «Город», и т.д.

Нетрадиционный материал для построек.

Игрушки для обыгрывания построек.

Транспорт: специальный транспорт (скорая помощь,

пожарная, милицейская машины, и т.д.);

строительная техника (бульдозер, экскаватор, трактор и т.д.);

легковой, грузовой и пассажирский транспорт.

С изображением улицы города с перекрестками,

дорогами, переходами.

Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения.

Центр «Думающая стена»

Разные виды театра на фланелеграфе,

макеты овощей, фруктов, ягод,

домашние и дикие животные,

морские обитатели,

транспорт городской, водный, воздушный и спецтранспорт,

разнообразные геометрические фигуры для самостоятельного фантазийного обыгрывания.

Книжный центр

Русские народные сказки, загадки, потешки, песни, игры, скороговорки.

Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью.

Книги о жизни природы, о животных, растениях, птицах

страны,

Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятии

Книги, которые дети приносят из дома книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени.

Справочная и познавательная

литература.

Энциклопедии.

Книжки-раскраски.

Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).

Центр

творчества

Гуашевые, акварельные краски.

Фломастеры, цветные карандаши, цветной и белый мел, восковые мелки.

Пластилин, соленое тесто.

Цветная и белая бумага, цветной и белый картон, обои, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеящаяся пленка,

Материалы необходимые для изготовления детьми поделок.

Палочки, кисти, стеки, ножницы.

Клей обойный, клей-карандаш, клей ПВА.

Альбомы, наборы открыток с изображением дымковской, городецкой, жостовской росписи, гжели.

Красноярское народное творчество:

роспись, загадки, пословицы, заклички и др.

Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества: русская народная игрушка, репродукции художников, иллюстрации к сказкам идр.

Образцы народных росписей.

Образцы по рисованию, лепке, аппликации, оригами.

Трафареты, шаблоны.

Раскраски согласно тематическому планированию.

Музыкальный центр

Барабан.

Ложки

Бубны

Балалайка маракасы. погремушки, трещетки, гитара,

Магнитола, СД-диски

Портреты композиторов

Картинки с изображением музыкальных инструментов

Музыкально-дидактические игры

Специальные условия организации коррекционно-образовательного процесса кабинета педагога-психолога:

Разделы

Список пособий

Игры

Нейропсихологическая игра "Попробуй повтори

Логические Блоки Дьенеша для дошкольников

Головоломка "Фигуры"

Нейропсихологическая игра «Ножки-ладошки»

Карточки на развитие пальцевого праксиса

Цветные счетные палочки Кюизенера

Кинетический песок 0,7 кг, морской

Кубики Никитина "Сложи узор", пластик, Корвет

Игра для развития эмоционального интеллекта у детей "Мои эмоции"

Папка для занятий "Пиши и стирай", одна папка с маркером (на колпачке маркера - мини-губка), цвета МИКС

Детская пирамидка Томик, высота 15 см

Пальчиковый театр из фетра (набор сказок)

Кукла на руку "Котик"

Кукла-марионетка «Клоун» (дерево+ткань)

Развивающая игрушка "Подушечки.

Набор для сортировки Цветные помпоны

Обучающая игра «Огород»

Досочки Сегена с узором

Сортер деревянный овощи, фрукты

Безопасные пластиковые иглы для рукоделия

Коврик-мозайка «Большой город»

Магнитные фигурки «Дикие и домашние животные»

Развивающий орто коврик пазл

Набор из фетра «Найди фигуру»

Деревянные цветные палочки

Деревянный Танграм магнитный

Кинезиологический кейс

Развивающий набор «Кубики в пространстве»

Развивающий набор «Логические ряды»

Д/и с прищепками по лексическим темам

«Книжка-Развивашка»

Нейротренажеры по лексическим темам

Кинезиологические мячи

Балансировочная подушка массажер для ног

Камни декоративные для развития мелкой моторики.

Кинезиологические мешочки.

Пособия

Методическое пособие и рабочие материалы "Экспресс-диагностика в детском саду", Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Диагностическая раскраска: мышление: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова

Диагностическая раскраска: память: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова

Диагностическая раскраска: эмоциональный интелект: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова

Диагностическая раскраска: внимание: методическое пособие для педагогов и родителей, Т.П. Трясорукова

Комплект тетрадей и конспектов «Психолого-педагогические занятия дошкольников» 3-7 л, Куражева Н.Ю.

Книга «Годовой курс по методике Монтессори» 3-5л., Хомякова К.В.

Годовой курс занятий 3-7 л., Жукова М.А.

3.5 Методическая обеспеченность

1.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции / Н.В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2012. – № 1. – С. 23-31.

2.Борякова, Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика : монография / Н.Ю. Борякова. – М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2016. – 170 с

3.Бортникова Е.Ф. Развиваем внимание и логическое мышление (для детей 5-6 лет): тетрадь. Часть 1. – Екатеринбург: ООО «Литкр-К»,2014.

4..Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2021. -112 с.

5.Верещагина Н.В. Если ребёнок отстаёт в развитии. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.

6.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ, 2007.

7.Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. -Волгоград: Учитель,2013.

8.Диагностика эмоционально–личностного развития дошкольников 3–7лет\составитель Н.Д. Денисова, Волгоград, 2010.

9.Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе. - .- Ростов н. Д:Феникс,2007.

10. Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Москва. «Издательство ГНОМ и Д»2001.

11.Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет «Приключения будущих первоклассников». - Спб.: Речь, 2020.-128 с.

12. Майер, А.А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах) / А.А. Майер. – М. :Пед. общество России, 2014.

13.Сизова Г.А., Шуйская Э.А., Логопедические игры и задания. СПб «КАРО», 2001.

14.Узорова О.В., Нефедорова Е.А. 350  упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основа письма и рисования – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

15.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. Москва. АСТ. Артель 2004.

   3.6 Мониторинг результатов освоения АОП

Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития детей осуществляется воспитателем в процессе их реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Мониторинг для обучающегося проводится воспитателем 3 раза в год. В сентябре проводится диагностика ребенка с целью выявления соответствия развития ребенка   интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности и выстраивания его индивидуального образовательного маршрута. В декабре проводится промежуточная диагностика оценки результативности АОП, позволяющая воспитателю скорректировать свою педагогическую деятельность с воспитанником. В апреле-мае с ребенком проводится, промежуточная диагностика, позволяющая отследить динамику развития, обучающегося к концу определенного года жизни.

Диагностика освоения АОП осуществляется по индивидуальным картам развития. Которые находятся у воспитателей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эффективности реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ «Оптимизация коррекционной работы в группе для детей с нарушением речи»

    В логопедической группе для детей с нарушениями речи коррекционное направление работы приоритетно, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития дет...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушением речи) группы №5 Кузнечики для детей второй группы  раннего возраста (2-3 года) на 2019-2020 уч.год...

Адаптированная образовательная программа (для детей с нарушениями речи) ГРУППЫ №5 «КУЗНЕЧИКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТ (2-3 ГОДА)

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станда...

Адаптированная образовательная программа (для детей с задержкой психического развития) на 2019-2020учебный год для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами психологическогоразвития (далее ЗПР) представляет собой целостную систематизированную модель для организациипедагогического процесса...

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В презентации представлены основные направления работы и нормативно-правовая база при создании ИОМ и АОП для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...