Комплекс пальчиковой гимнастики для детей с ЗПР и РАС на изучение и закрепление профессий.
методическая разработка по коррекционной педагогике

С помощью данной пальчиковой гимнастики можно легко и просто закрепить знания детей о профессиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_dlya_detey_s_zpr.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс пальчиковой гимнастики для

детей с ЗПР и РАС на изучение и закрепление профессий.

Пальчиковая гимнастика для детей с ЗПР (задержкой психического развития) и РАС (расстройством аутистического спектра) должна быть простой, предсказуемой, с яркими визуальными и тактильными опорами. Упражнения должны нести четкую смысловую нагрузку и по возможности быть связаны с реальными действиями.

Подборка упражнений на тему "Повар", составленная с учетом особенностей этих детей.

Общие рекомендации перед началом:

1. Создайте ритуал: Начинайте всегда одинаково, например, с фразы "А теперь мы будем играть в поваров(врачей, художников и т.д.)!".

2. Используйте визуальную поддержку: Показывайте картинки с действиями (повар, кастрюля, ложка и т.д.). Можно сделать простую схему-памятку.

3. Двигайтесь медленно: Показывайте движения в очень медленном темпе, чтобы ребенок успел обработать информацию и повторить.

4. Тактильность: Используйте настоящие предметы (деревянную ложку, маленькую миску, безопасную овощечистку) или их игрушечные аналоги.

5. Краткость: Начните с 2-3 упражнений за один раз, постепенно увеличивая их количество.

6. Повторение: Повторяйте комплекс несколько дней подряд. Дети с ЗПР и РАС лучше усваивают информацию через многократное повторение.

7. Речь: Сопровождайте стихи четкой, эмоциональной, но не слишком громкой речью. Можно не говорить весь стих, а только ключевые слова-действия ("мешаем", "солим").

Комплекс пальчиковой гимнастики "Мы - повара"

1. Разминка "Надеваем колпак"

• Цель: Организация, настрой на деятельность, координация движений.

• Действие: Медленно соединяем кончики пальцев обеих рук, образуя над головой "крышу" или "колпак повара".

• Стих (можно говорить медленно и ритмично):

> Раз, два, три, четыре, пять —

> Будем мы еду готовить.

> Сначала колпак надеваем,

> И работу начинаем.

*(Поднимаем руки и складываем пальцы в "колпак")*

2. "Моем овощи"

• Цель: Развитие тактильных ощущений, круговых движений кисти.

• Действие: Трем ладошку о ладошку, как будто моем овощ.

• Стих:

> Будем суп варить из овощей,

> Нужно помыть их поскорей.

> Трем ладошки сильно-сильно,

> Чтоб блестела кожура.

> *(Интенсивно трем ладони друг о друга)*

3. "Чистим и режем морковку"

• Цель: Развитие координации движений правой и левой руки, имитация реального действия.

• Действие:

– "Чистим": Одной рукой (или кулачком) водим по раскрытой ладошке другой руки вперед-назад.

– "Режем": Ребром одной ладони стучим по раскрытой ладони другой руки.

• Стих:

> Взяли мы морковку в руки,

> Чистим быстренько от шкурки.

> *(Движения "чистки" по ладони)*

> А теперь ее нарежем —

> В суп горячий положим.

> *(Движения "резки" по ладони)*

4. "Мешаем кашу"

• Цель: Развитие вращательных движений кисти, крупной моторики.

• Действие: Сжимаем руку в кулачок и делаем круговые движения в воздухе или в воображаемой кастрюле. Можно дать ребенку в руку маленькую ложечку.

• Стих:

> Кашу будем мы варить,

> Ложкой будем помешивать.

> Мешаем, мешаем, мешаем,

> Никому не даем!

> *(Делаем круговые движения кулачком или рукой с ложкой)*

5. "Солим суп"

• Цель: Развитие мелкой моторики ("щепотка"), точности движений.

• Действие: Складываем пальцы в "щепотку" (большой, указательный и средний пальцы вместе) и делаем вид, что солим, встряхивая "щепотку" над ладошкой другой руки.

• Стих:

> Чтобы суп был вкусный самый,

> Посоли его руками.

> Щепотку соли берем,

> И в кастрюлю кладем!

> *(Складываем пальцы в щепотку и делаем движение "посолить")*

6. "Пробуем"

• Цель: Снятие напряжения, эмоциональная разрядка, развитие мимики.

• Действие: Подносим ладошку ко рту, как будто пробуем еду. Можно изобразить мимикой: "вкусно" (улыбка) или "горячо" (дуем на ладошку).

• Стих:

> Настоящие повара

> Пробуют всегда сами.

> Попробуем и мы с тобой —

> Вкуснотища, просто ах!

*(Подносим ладошку ко рту, изображаем эмоцию)*

7. Завершение "Молодцы!"

• Цель: Закрепление положительного опыта, завершение ритуала.

• Действие: Хлопаем в ладоши.

• Стих:

> Вот и сварили мы обед!

> Повара лучше в мире нет!

> Молодцы!

> *(Хлопаем в ладоши)*

Варианты адаптации для детей с более глубокими нарушениями:

• "Рука в руке": Если ребенок не может повторять движения самостоятельно, взрослый берет его руку в свою и аккуратно выполняет движения вместе с ним.

• Тактильные доски: Создайте доски с разными текстурами (наждачная бумага для "чистки", гладкая поверхность для "разделочной доски", крупа в миске для "помешивания").

• Только одно действие: Работайте над одним упражнением в течение нескольких минут, доводя его до автоматизма.

Главное — терпение, похвала и создание доброжелательной, безопасной атмосферы.

Комплекс пальчиковой гимнастики "На приёме у врача"

1. Упражнение "Здравствуйте!"

• Цель: установление контакта, снятие тревожности.

• Выполнение: Поочередно касаемся подушечками каждого пальчика ребенка большим пальцем своей руки (как будто здороваемся).

• Стихотворение (проговариваем медленно):

> Здравствуй, пальчик озорной! (касаемся мизинца)

> Здравствуй, пальчик дорогой! (касаемся безымянного)

> Здравствуй, пальчик длинный! (касаемся среднего)

> Здравствуй, пальчик сильный! (касаемся указательного)

> И большой, любимый наш! (обхватываем или легко трясем большой палец)

> Вместе вы теперь – ладошка! (кладем свою ладонь на ладошку ребенка)

2. Упражнение "Доктор стучит" ("Молоточек")

• Цель: развитие координации, ритма.

• Выполнение: Ребенок сидит. Он стучит кулачком одной руки по раскрытой ладошке другой.

• Стихотворение:

> Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

> Так стучит наш доктор вдруг.

> Проверил коленки, чтоб крепкими стали, (можно постучать по коленкам)

> И больше нигде ничего не боляло.

3. Упражнение "Фонендоскоп"

• Цель: развитие мелкой моторики (щепоть), имитация действий.

• Выполнение: Складываем большой и указательный пальцы в колечко (жест "ОК"). Это "фонендоскоп". Подносим его к своей груди, к груди ребенка, к игрушке.

• Стихотворение:

> Послушаю я грудь свою, (подносим колечко к своей груди)

> "Дыши, мой друг, не заболей!" (делаем глубокий вдох и выдох)

> А теперь тебя послушаю, (подносим к ребенку)

> Тук-тук-тук, я сердце слышу я!

4. Упражнение "Горькие пилюли"

• Цель: тренировка противопоставления большого пальца остальным, расслабление кисти.

• Выполнение: Ребенок представляет, что в ладошке лежит маленькая "таблетка". Нужно взять ее щепотью (большим, указательным и средним пальцами) и "проглотить", поднеся ко рту. Затем расслабить ладошку.

• Стихотворение:

> В баночке лежат пилюли, (показываем кулачок – "баночка")

> Их по одной мы взяли. (достаем "таблетку" щепотью)

> Горькие, но очень нужные,

> Стать здоровыми помогут!

5. Упражнение "Больной пальчик"

• Цель: развитие тактильного восприятия, эмоционального сопереживания.

• Выполнение: Берем палец ребенка и осторожно "перевязываем" его воображаемым бинтом (совершаем круговые движения указательным и большим пальцами своей руки вокруг его пальчика).

• Стихотворение:

> Ой, болят у мальчика пальчики! (грустным голосом)

> Пальчик, пальчик, не болей! (обращаемся к пальчику ребенка)

> Мы больной твой перевяжем, ("перевязываем")

> И быстрее заживим!

6. Упражнение "Мы здоровы!"

• Цель: завершение гимнастики на положительной ноте, общая активизация.

• Выполнение: Поднимаем руки вверх и широко разводим пальцы в стороны, показывая "фейерверк". Можно легко потрясти кистями.

• Стихотворение:

> Врач нас вылечил, ура! (улыбаемся)

> Боль ушла со двора!

> Мы танцуем и поем, (шевелим всеми пальцами)

> Здоровыми мы растем!

Вариант для самых простых действий (если сложно повторять движения):

• "Прячем пальчики" (бинт): Заверните каждый пальчик ребенка в мягкую ткань (бинт) и разверните, приговаривая: "Здравствуй, пальчик! Выздоравливай!".

• "Поглаживание" (осмотр): Гладьте своей рукой ладошку и каждый пальчик ребенка, как будто врач осматривает пациента. Можно использовать перышко или мягкую кисточку.

• "Кулачок-ладошка" (пульс): Попеременно сжимайте и разжимайте кулачки ребенка вместе с ним, имитируя биение сердца. Просто: "Тук-тук, тук-тук".

Главное — хвалить ребенка за любую попытку выполнить движение и создавать доброжелательную атмосферу. Постепенно он запомнит последовательность и будет ждать эти занятия с удовольствием.

Комплекс пальчиковой гимнастики "Строители"

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений, слухового и зрительного внимания, активизация словаря по теме.

1. Разминка "Мы готовимся"

(Сжимаем и разжимаем кулачки в ритме стишка)

Мы ладошки разотрем,

*(трем ладошки друг о друга)*

Силу в пальчиках наберем.

*(сжимаем кулачки перед собой)*

Раз, два, три, четыре, пять –

*(поочередно разжимаем пальчики из кулачка)*

Можем дом мы начинать!

*(стучим кулачком о кулачок)*

2. "Молоток"

(Упражнение на ритмичные движения)

Молоток стучит: тук-тук,

*(правым кулачком стучим по раскрытой ладони левой руки)*

Вбить гвоздик он лучше всех смог.

*(левым кулачком стучим по раскрытой ладони правой руки)*

Стучит весь день без забот,

*(чередуем стук)*

Строит новый дом народ.

*(поднимаем руки вверх и делаем "крышу" над головой, соединяя кончики пальцев)*

3. "Пила"

(Упражнение на взаимодействие обеих рук)

Пилит пила: жжж-жжж,

*(ребро одной ладони "пилит" по ребру другой ладони вперед-назад)*

Бревно распилит она вдоль.

Пилит брусочки, доски,

*(меняем руки местами)*

Для строительной площадки.

4. "Красим стены"

(Плавные, широкие движения кистями)

Мы стену краской покрасим,

*(делаем плавные движения кистями рук вверх-вниз, как будто красим кистью)*

Ни капли краски не прольем.

Вот так, вот так, вот так,

*(движения становятся более интенсивными)*

Мы красиво все создаем.

5. "Поднимем кирпичи"

(Упражнение на силу пальцев)

Кирпичи тяжелые, посмотри!

*(показываем ладони, пальцы напряжены)*

Мы поднимем их, смотри!

*(медленно сжимаем пальцы в кулаки, как будто с усилием берем тяжелый кирпич)*

Раз кирпич, два кирпич –

*(поочередно сжимаем то правую, то левую руку в кулак)*

Будет крепкий наш дом, лично!

*(ставим кулак на кулак, "строя стену")*

6. "Дом готов!"

(Итоговое, успокаивающее упражнение)

Вот какой красивый дом!

*(складываем ладони домиком над головой)*

Мы в нем дружно заживем.

*(покачиваем сложенными "домиком" руками)*

В доме этом есть окошко,

*(перед грудью большим и указательным пальцами обеих рук делаем "окошко" - прямоугольник)*

И высокая уж крыша.

*(поднимаем руки вверх, соединяя кончики пальцев)*

Вот какая, вот какая,

Высокая крыша!

*(тянемся кончиками пальцев еще выше)*

Варианты адаптации для детей с разным уровнем развития:

• Для кого-то сложно: Выполняйте только одно-два упражнения ("Молоток" и "Дом готов"), но с большим количеством повторов и тактильной помощью.

• Добавьте сенсорные элементы: Используйте настоящий маленький молоточек (игрушечный), чтобы постучать; проведите пальчиками по кусочку наждачной бумаги, говоря "Это стена шершавая"; дайте подержать небольшой безопасный кирпичик (например, из детского конструктора).

• Используйте интересы ребенка: Если ребенок любит, например, машинки, включите упражнение "Самосвал": наклоняем ладошку, как кузов, и "высыпаем" песок (шевелим пальчиками).

Комплекс пальчиковой гимнастики "Мы шоферы"

1. Разминка: "Заводим мотор"

(Стимулируем ладошки, готовим их к работе)

• Действие: Попросите ребенка потереть ладошки друг о друга быстро-быстро, как будто заводим мотор.

• Слова (проговаривайте медленно и с интонацией):

> "Ладошки разотрем, мотор наш заведем.

> Ж-ж-ж-ж-ж... Завелся!"

• Для кого особенно хорошо: Для всех. Отличная сенсорная разминка.

2. "Крутим руль"

(Основное движение на координацию)

• Действие: Ребенок сжимает кулачки, вытягивает руки перед собой и совершает круговые движения, как будто крутит большой руль.

• Слова:

> "Крепко руль мы в руки взяли и поехали, закружали.

> Влево, вправо покрутили, аккуратно мы водили."

• Упрощение: Можно делать движение не двумя руками вместе, а по очереди (левой, затем правой). Можно крутить руль вместе с ребенком, взяв его руки в свои.

3. "Накачаем шины"

(Работа на силу пальцев и ладоней)

• Действие: Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

• Слова:

> "Шины спустились, ой-ой-ой!

> Насос берем мы с тобой.

> Шш-ш-ш-ш, качаем! (сжимаем кулачки сильно)

> Шш-ш-ш-ш, накачаем! (разжимаем с силой)"

• Усложнение/Сенсорное дополнение: Можно использовать маленький мягкий мячик или антистресс-игрушку, сжимая ее в такт словам.

4. "Включим поворотник"

(Работа на изолированное движение указательного пальца)

• Действие: Поднять указательный палец вверх и покачивать им влево-вправо.

• Слова:

> "Нам повернуть пора,

> Включаем указателя.

> Щелк! (поднимаем палец)

> Мигает: раз, два, три! (покачиваем пальцем)

> Смотри, водитель, посмотри!"

• Упрощение: Можно помогать ребенку поднять нужный пальчик и двигать его рукой.

5. "Сигналим"

(Простое, понятное действие)

• Действие: Ребенок ладошкой нажимает на воображаемую кнопку сигнала в центре своей ладони другой руки.

• Слова:

> "На дороге пешеход,

> Мы сигналим: "Би-би-би-би-боп!"

> Нажимаем на сигнал, чтобы нас он услыхал."

• Для кого особенно хорошо: Простое и конкретное действие, хорошо подходит для детей, которым сложно с координацией.

6. "Едем по кочкам"

(Ритмичное упражнение, развитие чувства ритма)

• Действие: Ребенок кулачками стучит по столу или по своим коленям. Сначала медленно, потом быстро, потом снова медленно.

• Слова:

> "Едем, едем по дороге, заскучали наши ноги.

> Вдруг дорога вся в кочках, мы стучим в нее кулачками:

> Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук (быстро)

> Проехали! (останавливаемся)"

Завершающее упражнение: "Машина в гараже"

• Действие: Медленно и плавно опустить руки на колени (или спрятать кулачки под мышки).

• Слова:

> "Вот и кончилась дорога, заезжает в гараж она.

> Мотор стихает: ш-ш-ш-ш...

> Тишина. Отдыхаем."

Это упражнение помогает успокоиться и обозначить конец занятия.

Пусть ваши занятия будут полезными и радостными

Пальчиковая гимнастика "Веселый художник"

Разминка (подготовка кистей):

*Воспитатель говорит спокойным голосом, поглаживая и слегка разминая ладошки и пальчики ребенка (или делая это вместе с ним).*

"Чтобы краски нам набрать,

Нужно пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем краски собирать!"

Упражнение 1: "Тюбик с краской"

*Сожмите пальцы в кулачки.*

"Вот тюбик с краской, он тугой,

(Сильно сжать кулачки)

Лежит у нас он не простой.

Нажмем на тюбик мы слегка –

(Медленно разжимать кулачок, пальцы в полусогнутом состоянии)

Вытекает из него река."

(Резко раскрыть ладонь, пальцы растопырить)

*Тактильный элемент:* Можно использовать маленький мягкий мячик, сжимая и разжимая его в ладони, имитируя тюбик.

Упражнение 2: "Кисточка"

*Выпрямите все пальцы и прижмите их друг к другу.*

"Вот кисточка у нас в руке,

(Покачать прямой ладошкой вверх-вниз)

Рисует линии на песке.

Водит вверх и водит вниз,

(Рука рисует в воздухе вертикальные линии)

Получается картинка, ты гляди!"

(Развести руки в стороны, показав "вот картина!")

*Тактильный элемент:* Дать ребенку потрогать настоящую кисточку с мягким ворсом.

Упражнение 3: "Рисуем круг"

*Указательным пальцем рисуем круг в воздухе, на столе или на своей ладошке.*

"Нарисуем мы круглый шар,

(Рисуем круг)

Он летит к облакам, как пожар.

Ярко-красный, голубой…

(Меняем руку, рисуем круг другой)

Нарисовали шар рукой."

*Тактильный элемент:* Рисовать круг на спинке или ладошке ребенка, а потом предложить ему сделать то же самое на вашей руке.

Упражнение 4: "Волшебный карандаш"

*Сложите пальцы в щепотку, как будто держите карандаш.*

"Карандаш взяли мы в ладонь,

(Показать "щепотку")

Чтоб нарисовать нам конь.

Вот грива, вот хвост и ноги,

(Движением "щепотки" рисуем в воздухе детали)

Скачет быстро он по дороге!"

*Тактильный элемент:* Дать ребенку короткий карандаш или толстый мелок, чтобы он почувствовал его в руке.

Упражнение 5: "Радуга"

*Плавным движением руки рисуем в воздухе дугу.*

"А теперь нарисуем радугу-дугу,

(Правой рукой рисуем большую дугу слева направо)

Яркую красивую я подарю другу.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый…

(Легкие касания пальцами от большого к мизинцу на счет цветов)

Синий, фиолетовый – цвет нарисованный!"

*Тактильный элемент:* Использовать разноцветные ленточки или кусочки ткани, проводя ими по руке ребенка, называя цвет.

Завершение (успокоение):

*Соедините ладони вместе и медленно опустите их на колени.*

"Нарисовали мы картину,

Солнце, радугу и долину.

Ладошки наши отдохнут,

(Погладить одну ладошку другой)

А художники наш – молодец!"

(Пожать себе руки или похлопать легонько по плечам ребенка, если он позволяет тактильный контакт).

Дополнительные идеи для вариативности:

• Использование реквизита: Заготовьте лист бумаги и настоящие краски/карандаши. После каждого упражнения можно делать реальный мазок на бумаге.

• Сенсорные коробки: После гимнастики предложите коробку с манкой, где пальчиками можно рисовать узоры.

• Песни: Положите стихи на простую, повторяющуюся мелодию. Дети с РАС часто лучше воспринимают информацию через пение.

Главное – хвалить ребенка за любую попытку выполнения, создавать позитивную и безопасную атмосферу. Удачи в ваших творческих занятиях

Ключевые принципы реализации в соответствии с ФГОС

• Индивидуальный и дифференцированный подход: Упражнения подбираются с учетом актуального уровня развития каждого ребенка, его интересов (например, для ребенка с РАС, увлеченного поездами, упражнения будут «строить рельсы», «закручивать гайки»).

• Ситуативность и включенность в деятельность: Гимнастика проводится не «потому что надо», а как часть сюжета занятия («чтобы помочь ежику собрать грибы, нам нужно сделать пальчики сильными»).

• Наглядность и мультисенсорность: Использование картинок, реальных предметов, игрушек, звукового сопровождения. Для детей с РАС — обязательное использование визуального расписания этапов гимнастики.

• Игровая форма: Все упражнения подаются как игра, что является ведущей деятельностью и снижает сопротивление.

• Создание «ситуации успеха»: Любая попытка выполнения поощряется, что повышает самооценку и мотивацию ребенка.

Итог: Таким образом, инновационная пальчиковая гимнастика для детей с ЗПР и РАС — это не отдельный элемент, а интегрированная коррекционно-развивающая технология, которая через двигательный канал целенаправленно воздействует на ключевые дефициты ребенка, создавая основу для достижения им планируемых результатов ФГОС и адаптации в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики на основе народных пальчиковых игр

На основе народных пальчиковых игр были разработаны комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи для логопедических групп ДОУ. Каждый комплекс разучиваетс...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики...