"Как искусственный интеллект помогает с такой проблемой, когда дети говорят плохие слова"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Макарова Татьяна Сергеевна
Предложи педагогическую сказку про ребенка, который говорил плохие слова.
 
 
 
 

Конечно! Вот педагогическая сказка, которая помогает мягко и без нравоучений объяснить последствия использования "плохих слов" и показывает путь к исправлению.

Сказка про Словенка и колючки-словечки

В волшебном лесу, где деревья шептались друг с другом листьями, а ручейки распевали веселые песенки, жил мальчик-ежонок по имени Словенок. Он был добрым и отзывчивым: помогал муравьям перетаскивать соломинки, а бабочкам – искать самые душистые цветы.

Но была у Словенка одна беда. Как-то раз на поляне он услышал, как сердитый ворон каркал грубые слова. Словенку показалось, что это очень сильно и взросло. И он, недолго думая, повторять их стал.

Первое время ему казалось это забавным. Но он и заметить не успел, как каждое грубое слово, слетавшее с его языка, превращалось в маленькую, но очень острую колючку. Не такую, как его мягкие иголки-волосинки, а именно колючую, темную и неприятную.

Вот он сказал первое плохое слово – и на его спинке выросла одна колючка. Сказал второе – появилась еще одна.

Сначала Словенок не придал этому значения. Но вскоре колючек стало так много, что он стал похож на колючий мячик. И тут начались неприятности.

Он подошел к своим друзьям-зайчатам, чтобы поиграть в догонялки, но нечаянно задел их колючками.
– Ай, ты больно делаешь! – взвизгнули зайчата и отпрыгнули.
Он хотел помочь белочке налить воды в кувшинчик, но снова уколол ее.
– Не надо! Я сама! – испуганно сказала белочка.

Словенок остался один. Вокруг него образовался пустой круг. Никто не хотел играть с колючим ежонком, который больно ранит словами-колючками. Он присел на пенек и горько-горько заплакал. Он был не злой, ему просто не хотелось быть одному.

Мимо пролетала мудрая Сова. Увидела она плачущего Словенка и опустилась на ветку рядом.
– Ух-ух, я вижу, твои слова стали острыми, – сказала она, качая головой.
– Я не хотел! – всхлипнул Словенок. – Они сами... выросли!
– Слова не растут сами, – мудро заметила Сова. – Они появляются тогда, когда мы их произносим. Плохие слова – это как сорняки: вырастают быстро, а вот вывести их трудно. Но можно!

– Как? – с надеждой спросил Словенок, оглядывая свои колючки.
– Нужно вырастить новые слова. Добрые. Ласковые. Вежливые. Каждое такое слово будет убирать одну колючку, – объяснила Сова.

Словенок не стал медлить. Он подошел к зайчатам и сказал:
– Простите меня, пожалуйста. Я больше не буду вас обижать.
И о чудо! Одна колючка исчезла.

Он помог белочке донести тяжелый кувшин, при этом ласково сказав:
– Давай я тебе помогу, ты сегодня такая красивая!
И вторая колючка растворилась в воздухе.

Тогда Словенок понял, что нужно делать. Он говорил всем вокруг «здравствуйте», «спасибо» и «пожалуйста». Он делал комплименты цветам и деревьям, пел песни ручью и хвалил солнышко за теплые лучи.

С каждым добрым словом его спинка становилась все легче и мягче. Вскоре исчезла последняя колючка. А на ее месте вырос самый красивый и пушистый цветочек, которого никто никогда раньше не видел.

Друзья снова окружили его. Они удивлялись красивому цветку и спрашивали, где он его взял.
– Это цветок доброго слова, – с гордостью сказал Словенок. – Он растет только там, где много улыбок и вежливых слов.

С тех пор Словенок следил за своей речью. Он понял, что сильным и взрослым его делают не грубые слова, а умение дружить, помогать и говорить так, чтобы от твоих слов на душе у других становилось тепло и солнечно.


Почему эта сказка работает (комментарий для родителей):

  1. Наглядная метафора: Сказка превращает абстрактное понятие «плохое слово» в конкретный предмет – колючку, которая причиняет физический дискомфорт другим. Это помогает ребенку осознать последствия своих слов.

  2. Акцент на последствия, а не на вину: В сказке нет осуждения Словенка. Он не «плохой», он просто не знал, что слова могут так больно ранить. Это снимает защитную реакцию у ребенка.

  3. Четкий «рецепт» исправления: Сова дает не просто запрет, а понятный план действий: заменить плохие слова на хорошие. Это дает ребенку чувство контроля и инструмент для решения проблемы.

  4. Позитивное подкрепление: Исчезновение колючек и появление цветка – это яркий символ преображения и награды за правильное поведение.

  5. Перенос внимания: В конце акцент смещается с «не говори плохих слов» на «говори добрые слова», что является более конструктивной установкой.

Как использовать сказку:
После прочтения можно обсудить с ребенком: «Как ты думаешь, какие слова были колючками? А какие слова могут быть цветочками?». Можно даже завести свой «дневник добрых слов» и отмечать, сколько «цветочков» вы вместе вырастили за день.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как отучить ребенка говорить "плохие" слова

Как отучить ребенка говорить "плохие" слова...

Статья на тему: "Как отучить ребенка говорить плохие слова".

Статья на тему: "Как отучить ребенка говорить плохие слова"....

Консультация для родителей: «Как отучить ребенка говорить «плохие» слова».

/Наверное, все родители сталкиваются с тем, что в определенный момент свой жизни ребенок начинает использовать в своем лексиконе «плохие» слова. Как реагировать? Сделать вид, что вы ничего...

Что делать, если ребёнок говорит «плохие слова»?

В статье содержатся рекомендации для родителей и педагогов детей 3-4 лет...

Статья для родителей "Что делать, если ребёнок говорит "плохие слова"

В статье рассматривается проблема, с которой рано или поздно встречаются все родители детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. "Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова. Что делать, если ребенок говорит плохие слова".

Ребенок пришел из детского сада и со смехом произносит грубое слово, во время ссоры дошкольник кричит вам: «Ненавижу!» Почему детей порой привлекают «плохие слова» и как реагир...