Консультация для родителей. «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ»
консультация по коррекционной педагогике

Павлова Гюзял Тахирзяновна

Консультация для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_vnimaniya.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная образовательная школа №9

структурное подразделение «Детский сад «Звонкие голоса»

Консультация для родителей.

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ»

Подготовила :

педагог – психолог: Павлова Гюзял Тахирзяновна

Внимание у детей начинает проявляться довольно рано. Самые первые признаки сосредоточенности младенца фиксируются на 10-12-й день его жизни. К концу первого месяца жизни ребенок уже может следить в течение нескольких секунд за ярким, блестящим предметом, движущимся на расстоянии около метра от его глаз.

В первые месяцы жизни для ребенка характерно только непроизвольное внимание. Начиная с 2-3-месячного возраста восприятие новых стимулов вызывает характерный комплекс оживления. С течением времени и ростом малыша процесс внимания становится все более сложным и многообразным. Он непосредственно связан с развитием двигательной сферы. Это происходит параллельно с расширением пространства, которое Поскольку основой непроизвольного внимания служат увлечения, для плодотворного развития непроизвольного внимания необходимо, в первую очередь, расширять интересы ребенка. Однако строить обучение только на непроизвольном внимании, предлагая ребенку только яркий, эмоционально насыщенный материал и избегая всякой скучной работы, ошибочно, так же как и постоянно требовать напряженного произвольного внимания, не давая никакой для него опоры. Это даже, может быть, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания. Поэтому в процессе обучения и развития ребенка необходимо:

  • использовать непроизвольное внимание;
  • содействовать развитию произвольного внимания;
  • помнить о единстве и взаимопереходе произвольного и непроизвольного внимания.                                                                                                       В формировании внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. В младшем дошкольном возрасте будущему ученику становится доступно внимательное рассмотрение и достаточно ясное восприятие последовательно двух-четырех объектов. Результат улучшается, если взрослый комментирует изображения, сравнивает их, ищет причинно-следственные связи между изображениями, привлекает к этому процессу ребенка. К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, но и изменяется круг предметов, которые привлекают его внимание. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте — внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать что-то иное. Тем не менее, объем внимания младшего школьника все же меньше, чем у взрослого человека.

Как правило, с возрастом возрастает и устойчивость внимания. Это проявляется, например, в увеличивающейся продолжительности детских игр. Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 минут, то к шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей, и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Также отмечается тот факт, что старшие дошкольники способны удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). При организации обучения детей шести лет важно учитывать и тот факт, что они способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Важно помнить и то, что в устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей, например, особенности темперамента.

В дошкольном возрасте сила сосредоточения (концентрация внимания) у детей чаще всего еще невелика, так же как переключение и распределение внимания, которые крайне необходимо развивать для дальнейшего успешного обучения. К окончанию начальной школы (к 3-4 классу) все свойства внимания у детей становятся почти такими же, как и у взрослого человека. Считается, что переключение внимания в этом возрасте у детей даже выше, чем в среднем у взрослого человека. Это связано с молодостью организма и большей подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Говоря о возрастных различиях в развитии внимания, нельзя упускать из виду существование индивидуальных различий, и притом весьма значительных. У каждого ребенка процесс развития внимания проходит индивидуально. Но определенно одно: свойства внимания можно и нужно развивать. И главная роль здесь непременно принадлежит взрослому, рядом с которым растет и развивается ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста"

Особенности  развития и воспитания детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладыв...

Консультация для родителей Особенности развития мышления у детей

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития мышления у детейЗадачи:- рассказать родителям об особенностях развития мыслительных операций у старших дошкольников- сформировать желание к р...

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста»

Ранний возраст – период, когда ребенок зависит от родителей и от атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие в этот период окажет слишком авторитарный стиль воспитания, который часто приво...

Консультация для родителей: «Особенности развития эмоциональной сферы детей 2-3 лет».

Особенности развития эмоциональной сферы малышей 2-3 лет...

Консультация для педагогов:"Особенности развития внимания у детей с речевым недоразвитием

Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и навыков. И немаловажным условием установления контакта со сверстник...