Консультация учителя дефектолога для родителей. Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Консультация учителя дефектолога для родителей.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
«Играем и память развиваем!» Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти.
Существует три типа памяти:
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают нагляднообразный и словесно-логический материал. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти. Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры: «Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда. Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя. Игра в слова «Гуляем по зоопарку» Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку.
«Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». ВНИМАНИЕ! Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1. Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1. Представь снег. - Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? - Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2. - Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3. - Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега. - Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? РАССКАЖИ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя дефектолога для родителей.
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
«Играем и память развиваем!» Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.
Виды памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная.
Индивидуальные особенности памяти.
Существует три типа памяти:
-наглядно-образный;
- словесно-логический;
- промежуточный (гармонический).
Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают нагляднообразный и словесно-логический материал. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти. Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры: «Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда. Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя. Игра в слова «Гуляем по зоопарку» Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку.
«Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». ВНИМАНИЕ! Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1. Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1. Представь снег. - Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? - Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2. - Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3. - Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега. - Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? РАССКАЖИ.
Конспект занятия учителя-дефектолога
для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
«Дикие животные».
Цель: закрепить знания детей о диких животных наших лесов
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Закреплять представления детей о диких животных (их внешнем виде, пище, жилищах; названия их детёнышей); закреплять пространственные представления, закреплять представления о геометрических фигурах, закреплять образование числа 5, познакомить с цифрой 5,
Коррекционно-развивающие:
-развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук, конструктивный праксис.
Наглядный материал: картинки, на которых изображены дикие животные (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось), картинки с изображениями пищи, листы с наложенными изображениями («Путаница»), листы с изображениями диких животных и их жилищ, изображения диких животных из геометрических фигур, геометрические фигуры, карточки с 5 изображениями детенышей животных, наборы с цифрами, мяч, карандаши
1. Организационный момент:
- Ребята, посмотрите внимательно и назовите, кто спрятался на картинке?
Дети называют: белка, лиса, медведь, волк, заяц и т.д.
-Как их всех можно назвать одним словом? (Дикие животные)
-Почему? (Живут в лесу, сами о себе заботятся. Сами себе добывают пищу, сами строят жилища и выращивают своих детенышей)
-Как называются по-другому? (Звери)
2. Игра «Отгадай-ка»
-Хотите увидеть диких животных? Тогда отгадайте мои загадки.
Дети отгадывают загадки о диких животных.
1. Зимой беленький,
А летом серенький.
Никогда не обижает,
А всех сам боится. (Заяц)
2.Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И собой унесла. (Лиса)
3.Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
4.Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
5.Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
На магнитную доску прикрепляются картинки с дикими животными. Уточняется расположение картинок на доске. (Медведь - в правом верхнем углу. Белка – в левом нижнем углу и т.д.)
- Чем похожи эти животные? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы; туловище, морда, хвост.)
3. Игра «Кто спрятался?»
Дети закрывают глаза, учитель-дефектолог убирает одну картинку. Дети отгадывают, кто спрятался.
4.Игра « Кто что ест?»
На столе картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мёд, трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту»
5. Игра "Кто где живет?"
Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живёт.
Возьмите карандаши и проведите линию от животного к его жилищу.
(Отвечать мы будем полным предложением):
- Где живет лиса? Лиса живет в норе.
-Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.
- Где живет волк? Волк живет в логове.
- Где живет белка? Белка живет в дупле.
- Где живет заяц? Заяц живет под кустами.
6. Игра с мячом «Назови детёныша"
- Назовите детенышей диких животных.
У лисы – лисята
У зайца - …
И т.д.
7.Физкультминутка « Звериная зарядка»
Раз- присядка, два- прыжок (присесть, прыгнуть)
Это заячья зарядка (шаг на месте)
А лисята, как проснутся (кулачками трём глаза)
Любят сладко потянуться. (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть)
Ну и хвостиком вильнуть. (движения бедрами вправо-влево)
А волчата – спинку выгнуть (согнуться)
И легонечко подпрыгнуть. (подпрыгнуть)
Ну а мишка косолапый,
Широко расставив лапы, (ноги расставить на ширине плеч)
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте. (перешагиваем с одной ноги на другую)
8. «Четвёртый лишний»
- Ребята, подумайте кто из животных лишний:
Волк, лиса, собака, медведь
Белка, заяц, зайчонок, лиса
Сова, сорока, белка, ворона
Лось, волк, заяц, белка
- У кого больше лап, у лисы или у белки?
- Кого больше зайцев или заячьих ушей?
- Кто больше медведь или медвежонок?
9. Игра «Собери картинку»
Дети собирают изображения животных из геометрических фигур по образцу. Затем называют фигуры.
10. Число и цифра 5.
- Сосчитайте, сколько детенышей животных на карточках. Найдите в наборах цифру 5.
Выставляется демонстрационная цифра 5.
- После какой цифры стоит цифра 5.
- Выложите цифровой ряд от 1 до 5.
- Назовите цифры в обратном порядке от 5 до 1.
- Найдите и закрасьте цифру 5 в картинках.
11. Подведение итогов занятия
-О чём мы сегодня говорили на занятии?
-Почему диких животных называют дикими?
-Какое задание понравилось больше всего?
-Все молодцы! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам по развитию интеллекта у детей
Данная рекомендация предназначена как для родителей , так и для педагогов . Раскрывает некоторые приёмы по работе развития интеллекта у детей дошкольного возраста....

Рекомендации родителям к занятию по развитию речи для детей 6-7лет (май,2020) Тема: пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг».
Рекомендации родителям к занятиям с детьми(6-7лет) дома по развитию речи. (май,2020) Презентация к рассказу М. Пришвина « Золотой луг», рекомендации к знакомству и пересказ...

«Консультация для родителей " Советы родителям средней группы по развитию и воспитанию детей
Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог....

Консультация для родителей «Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»
Консультация для родителей«Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»1. В старшем дошкольном возрасте - игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка. Поэ...

Консультация для родителей «Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»
Консультация для родителей«Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»...

Консультация для родителей: "Рекомендации взрослым по развитию памяти"
В дошкольном возрасте игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка...

Консультация для родителей «Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»
В старшем дошкольном возрасте - игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка. Поэтому как можно чаще играйте с ребенком....
