Консультация учителя дефектолога для родителей. Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гизятуллова Ленария Загфаровна

 

Консультация учителя дефектолога для родителей.

 

 Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

 «Играем и память развиваем!» Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

 Виды памяти:

 - образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

 - словесно-логическая;

 - двигательная.

Индивидуальные особенности памяти.

Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

 Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают нагляднообразный и словесно-логический материал. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти. Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

 Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры: «Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

 2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.

 3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда. Проверь себя.

 4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя. Игра в слова «Гуляем по зоопарку» Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку.

 «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». ВНИМАНИЕ! Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1. Перечисли животных, которых ты знаешь.

 ЗАДАНИЕ 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

 ЗАДАНИЕ 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1. Представь снег. - Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? - Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2. - Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3. - Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега. - Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? РАССКАЖИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_s_zpr.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя дефектолога для родителей.

 Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с ЗПР.

 «Играем и память развиваем!» Главная задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Для того, чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти.

 Виды памяти:

 - образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);

 - словесно-логическая;

 - двигательная.

Индивидуальные особенности памяти.

Существует три типа памяти:

-наглядно-образный;

- словесно-логический;

- промежуточный (гармонический).

 Дети, которые относятся к первому типу, лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки. Дети, которые относятся ко второму типу, лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы. Дети, которые относятся к третьему типу, одинаково хорошо запоминают нагляднообразный и словесно-логический материал. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка? Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти. Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.

 Для развития памяти ребенка предлагаю использовать следующие игры: «Игра в слова»

1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес. Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.

 2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат. Проверь себя.

 3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда. Проверь себя.

 4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.

Проверь себя. Игра в слова «Гуляем по зоопарку» Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку.

 «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал». ВНИМАНИЕ! Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..

ЗАДАНИЕ 1. Перечисли животных, которых ты знаешь.

 ЗАДАНИЕ 2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.

 ЗАДАНИЕ 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

ЗАДАНИЕ 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Игра «Снежки»

ЗАДАНИЕ 1. Представь снег. - Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? - Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.

ЗАДАНИЕ 2. - Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?

ЗАДАНИЕ 3. - Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега. - Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? РАССКАЖИ.

Конспект занятия учителя-дефектолога

для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

«Дикие животные».

Цель: закрепить знания детей о диких животных наших лесов

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закреплять представления детей о диких животных (их внешнем виде, пище, жилищах; названия их детёнышей); закреплять пространственные представления, закреплять представления о геометрических фигурах, закреплять образование числа 5, познакомить с цифрой 5,

Коррекционно-развивающие:

-развивать зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук, конструктивный праксис.

Наглядный материал: картинки, на которых изображены дикие животные (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ёж, лось), картинки с изображениями пищи, листы с наложенными изображениями («Путаница»), листы с изображениями диких животных и их жилищ, изображения диких животных из геометрических фигур, геометрические фигуры, карточки с 5 изображениями детенышей животных, наборы с цифрами, мяч, карандаши

1. Организационный момент:

- Ребята, посмотрите внимательно и назовите, кто спрятался на картинке?

Дети называют: белка, лиса, медведь, волк, заяц и т.д.

-Как их всех можно назвать одним словом? (Дикие животные)

-Почему? (Живут в лесу, сами о себе заботятся. Сами себе добывают пищу, сами строят жилища и выращивают своих детенышей)

-Как называются по-другому? (Звери)

2. Игра «Отгадай-ка»

-Хотите увидеть диких животных? Тогда отгадайте мои загадки.

Дети отгадывают загадки о диких животных.

1. Зимой беленький,

А летом серенький.

Никогда не обижает,

А всех сам боится. (Заяц)

2.Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И собой унесла. (Лиса)

3.Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

4.Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

5.Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

На магнитную доску прикрепляются картинки с дикими животными. Уточняется расположение картинок на доске. (Медведь - в правом верхнем углу. Белка – в левом нижнем углу и т.д.)

- Чем похожи эти животные? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы; туловище, морда, хвост.)

3. Игра «Кто спрятался?»

Дети закрывают глаза, учитель-дефектолог убирает одну картинку. Дети отгадывают, кто спрятался.

4.Игра « Кто что ест?»

На столе картинки: морковка, капуста; орехи, грибы; малина, мёд, трава; куры, зайцы. Дети ставят картинки к соответствующему зверю и говорят, например: «Заяц любит морковку, капусту»

5. Игра "Кто где живет?"

Ребята, давайте с вами вспомним, кто где живёт.

Возьмите карандаши и проведите линию от животного к его жилищу.

(Отвечать мы будем полным предложением):

- Где живет лиса? Лиса живет в норе.

-Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.

- Где живет волк? Волк живет в логове.

- Где живет белка? Белка живет в дупле.

- Где живет заяц? Заяц живет под кустами.

6. Игра с мячом «Назови детёныша"

- Назовите детенышей диких животных.

У лисы – лисята

У зайца - …

И т.д.

7.Физкультминутка « Звериная зарядка»

Раз- присядка, два- прыжок (присесть, прыгнуть)

Это заячья зарядка (шаг на месте)

А лисята, как проснутся (кулачками трём глаза)

Любят сладко потянуться. (потянуться)

Обязательно зевнуть, (зевнуть)

Ну и хвостиком вильнуть. (движения бедрами вправо-влево)

А волчата – спинку выгнуть (согнуться)

И легонечко подпрыгнуть. (подпрыгнуть)

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы, (ноги расставить на ширине плеч)

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте. (перешагиваем с одной ноги на другую)

8. «Четвёртый лишний»

- Ребята, подумайте кто из животных лишний:

Волк, лиса, собака, медведь

Белка, заяц, зайчонок, лиса

Сова, сорока, белка, ворона

Лось, волк, заяц, белка

- У кого больше лап, у лисы или у белки?

- Кого больше зайцев или заячьих ушей?

- Кто больше медведь или медвежонок?

9. Игра «Собери картинку»

Дети собирают изображения животных из геометрических фигур по образцу. Затем называют фигуры.

10. Число и цифра 5.

- Сосчитайте, сколько детенышей животных на карточках. Найдите в наборах цифру 5.

Выставляется демонстрационная цифра 5.

- После какой цифры стоит цифра 5.

- Выложите цифровой ряд от 1 до 5.

- Назовите цифры в обратном порядке от 5 до 1.

- Найдите и закрасьте цифру 5 в картинках.

11. Подведение итогов занятия

-О чём мы сегодня говорили на занятии?

-Почему диких животных называют дикими?

-Какое задание понравилось больше всего?

-Все молодцы! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам по развитию интеллекта у детей

Данная рекомендация предназначена как для родителей , так и для педагогов . Раскрывает некоторые приёмы по работе развития интеллекта у детей дошкольного возраста....

Рекомендации родителям к занятию по развитию речи для детей 6-7лет (май,2020) Тема: пересказ рассказа М. Пришвина « Золотой луг».

Рекомендации родителям к занятиям с детьми(6-7лет) дома по развитию речи.  (май,2020) Презентация к рассказу М. Пришвина « Золотой луг», рекомендации к знакомству и пересказ...

«Консультация для родителей " Советы родителям средней группы по развитию и воспитанию детей

Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог....

Консультация для родителей «Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»

Консультация для родителей«Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»1. В старшем дошкольном возрасте - игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка. Поэ...

Консультация для родителей «Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»

Консультация для родителей«Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»...

Консультация для родителей: "Рекомендации взрослым по развитию памяти"

В дошкольном возрасте игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка...

Консультация для родителей «Рекомендации взрослым по развитию памяти детей средней группы»

В старшем дошкольном возрасте - игра продолжает занимать значительное место в жизни ребенка. Поэтому как можно чаще играйте с ребенком....