АФК при гиперактивности: что работает лучше – прыжки, баланс?
консультация по коррекционной педагогике
Гиперактивность – это не « лишняя энергия». это дисрегуляция нервной системы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
АФК при гиперактивности: что работает лучше – прыжки, баланс?
Гиперактивность – это не « лишняя энергия». это дисрегуляция нервной системы. Ребенок будто постоянно «перегрет», а мозг не успевает фильтровать импульсы и управлять движениями.
АФК (Адаптированная физическая культура) – один из самых эффективных инструментов, чтобы вернуть мозг в состояние регулирования. Но разные упражнения влияют на нервную систему по – разному.
Основные три типа навыка: прыжки, баланс, проприоцепция.
Прыжки – разгрузка через вестибулярную систему. Прыжки активируют быструю вестибулярную систему. Это дает моментальный выброс нейромедиаторов, который помогает:
- снижать двигательное напряжение;
- улучшать внимание на 5-10 минут;
- сбрасывать лишнюю энергию.
У детей с высокой гиперчувствительностью прыжки могут пере возбуждать . прыжки хороши как старт занятия, чтобы снять верх возбуждения.
Баланс – глубокая концентрация и интеграция. Балансировка активно включает малый мозг, сенсомоторную кору и межполушарные связи. Это:
- замедляет движение;
- увеличивает точность;
- улучшает контроль импульсов;
- повышает устойчивость внимания.
Баланс – это единственный навык гиперактивности. Он заставляет мозг работать медленнее, но качественнее. Баланс дает самый устойчивый эффект до 20 – 30 минут более организованного поведения после упражнения.
Проприоцепция – самое сильное средство для гиперактивных детей. Глубокое давление :
- даёт ощущение границ тела;
- снижает сенсорный шум;
- симпатическую нервную систему;
- помогает ребёнку «собрать себя».
Примеры: обнимательные упражнения, давящие движения, сопротивление, жимовые упражнения ( толкать и тянуть корзину с бельём, тачку, веревку-канат, носить тяжелые объекты, коробки с вещами, ползать по неровной ограниченной поверхности, прохождение лабиринтов, преодоление препятствий); ползание с нагрузкой.
Что лучше работает?
Прыжки – быстрый эффект (начало занятия).
Баланс – улучшение контроля (середина занятия).
Проприоцепция – глубокое успокоение (заключительная часть занятия).
Прыжки при гиперактивности: почему они помогают и когда могут навредить.
Прыжки – одно из самых простых и доступных упражнений, но по эффекту на нервную систему они работают мощно. Особенно для детей с гиперактивностью и трудностями саморегуляции.
Прыжки запускают активацию вестибулярной системы, причем её быстрое проводящее звено – каналы, которые мгновенно передают мозгу информацию о движении. это вызывает: рывковый выброс дофамина и норадреналина; быструю мобилизацию внимания; снижение «беспокойной моторики за счет краткой зарядки; ощущения «организованности» тела в пространстве.
Поэтому многие дети после нескольких серий прыжков становятся: более собранными; лучше слышат инструкцию: легче входят в структуру занятия. Но важно понимать : эффект короткий. Обычно 5-10 минут, иногда меньше. Почему? потому что быстрая вестибулярная активация работает как всплеск энергии , она помогает сбросить «пик», но не создает устойчивого эффекта. Это значит, что прыжки - не основной инструмент, а тригер для запуска занятия. Кому прыжки могут не подойти?
У части детей с РАС и СДВГ есть вестибулярная гиперчувствительность. таким детям прыжки могут вызывать:
- перевоздуждение,
- хаотичные движения,
- потерю контроля над телом.
признак, что ребенку прыжки не подходят – ребенок становится более быстрым, громким и хаотичным, а не собранным.
Как правильно использовать прыжки?
1.В начале занятия – для разгрузки.
2.В середине – как переключатель. Если ребенок завис, потерял темп или внимание – 10 секунд прыжков и снова к заданию.
3. В конце занятия. Это поднимает уровень возбуждения и развалит эффект после.
4. Индивидуально поднимать амплитуду.
Некоторым подходят мини-прыжки на месте, другим- батут, а кому то просто подъёмы на носки.
Прыжки – отличный инструмент для быстрой регуляции, но не для глубокого успокоения. Они помогают «снять вверх» возбуждения и включить внимание, но должны сочетаться с балансом, давлением, дыханием, там где проходит настоящая саморегуляция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Выставка творческих работ "Лучшая новогодняя сказка"
В декабре 2019 г. в детском саду проходила выставка творческих работ (совместная деятельность родителей и детей). Выражаю благодарность семьям Семеней, Житихиных и Михалковских за участие в выставке!...

Опыт работы: «Лучший друг дошкольника – МЯЧ»
Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшения его функционального физического ...
СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Статья будет полезна как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ...

Сообщение из опыта работы" Техника прыжка в длину"
Сформировать первоначальное зрительно-логическое представление об изучаемом действии (способе решения двигательной задачи)·выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соотв...
