АФК при гиперактивности: что работает лучше – прыжки, баланс?
консультация по коррекционной педагогике

 Вохмянина Лариса Владимировна

       Гиперактивность – это не « лишняя энергия». это дисрегуляция нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл afk_pri_giperaktivnosti.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

АФК при гиперактивности: что работает лучше – прыжки, баланс?

       Гиперактивность – это не « лишняя энергия». это дисрегуляция нервной системы. Ребенок будто постоянно «перегрет», а мозг не успевает фильтровать импульсы и управлять движениями.

АФК  (Адаптированная физическая культура) – один из самых эффективных инструментов, чтобы вернуть мозг в состояние регулирования. Но разные упражнения влияют на нервную систему по – разному.

Основные три типа навыка: прыжки, баланс, проприоцепция.

       Прыжки – разгрузка через вестибулярную систему. Прыжки активируют  быструю вестибулярную систему. Это дает моментальный выброс нейромедиаторов, который помогает:

- снижать двигательное напряжение;

- улучшать внимание на 5-10 минут;

- сбрасывать лишнюю энергию.

У детей с высокой гиперчувствительностью прыжки могут пере возбуждать . прыжки хороши как старт занятия, чтобы снять верх возбуждения.

      Баланс – глубокая концентрация  и интеграция. Балансировка активно включает малый мозг, сенсомоторную кору и межполушарные связи. Это:

- замедляет движение;

- увеличивает точность;

- улучшает контроль импульсов;

- повышает устойчивость внимания.

Баланс – это единственный навык гиперактивности. Он заставляет мозг работать медленнее, но качественнее. Баланс дает самый устойчивый эффект до 20 – 30 минут более организованного  поведения после упражнения.

      Проприоцепция – самое сильное средство для гиперактивных детей. Глубокое давление :

- даёт ощущение границ тела;

- снижает сенсорный шум;

- симпатическую нервную систему;

- помогает ребёнку «собрать себя».

Примеры: обнимательные упражнения, давящие движения, сопротивление, жимовые упражнения ( толкать и тянуть корзину с бельём, тачку, веревку-канат, носить тяжелые объекты, коробки с вещами, ползать по неровной ограниченной поверхности, прохождение лабиринтов, преодоление препятствий); ползание с нагрузкой.

Что лучше работает?

Прыжки – быстрый эффект (начало занятия).

Баланс – улучшение контроля (середина занятия).

Проприоцепция – глубокое успокоение (заключительная часть занятия).

Прыжки при гиперактивности: почему они помогают и когда могут навредить.

       Прыжки – одно из самых простых и доступных упражнений, но по эффекту на нервную систему они работают мощно. Особенно для детей с гиперактивностью и трудностями саморегуляции.

       Прыжки запускают активацию вестибулярной системы, причем её  быстрое проводящее звено – каналы, которые мгновенно передают мозгу информацию о движении. это вызывает: рывковый выброс дофамина и норадреналина; быструю мобилизацию внимания; снижение «беспокойной моторики за счет краткой зарядки; ощущения «организованности» тела в пространстве.

       Поэтому многие дети после нескольких серий прыжков становятся: более собранными; лучше слышат инструкцию: легче входят в структуру занятия. Но важно понимать : эффект короткий. Обычно 5-10 минут, иногда меньше.                                               Почему? потому что быстрая вестибулярная активация работает как всплеск энергии , она помогает сбросить «пик», но не создает устойчивого эффекта. Это значит, что  прыжки  - не основной инструмент, а тригер для запуска занятия. Кому прыжки  могут  не подойти?

       У части детей с РАС  и СДВГ есть вестибулярная гиперчувствительность. таким детям прыжки могут вызывать:

- перевоздуждение,

- хаотичные движения,

- потерю контроля над телом.

признак, что ребенку прыжки не подходят – ребенок становится более быстрым, громким и хаотичным, а не собранным.

Как правильно использовать прыжки?

1.В начале занятия – для разгрузки.

2.В середине – как переключатель. Если ребенок завис, потерял темп или внимание – 10 секунд прыжков и снова к заданию.

3. В конце занятия. Это поднимает уровень возбуждения и развалит эффект после.

4. Индивидуально поднимать амплитуду.

Некоторым подходят мини-прыжки на месте, другим- батут, а кому то просто подъёмы на носки.

      Прыжки – отличный инструмент для быстрой регуляции, но не для глубокого успокоения. Они помогают «снять вверх» возбуждения и включить внимание, но должны сочетаться с балансом, давлением, дыханием, там где проходит настоящая саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...

Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.

Рекомендации родителям и  педагогам гиперактивного ребенка.   Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...

Выставка творческих работ "Лучшая новогодняя сказка"

В декабре 2019 г. в детском саду проходила выставка творческих работ (совместная деятельность родителей и детей). Выражаю благодарность семьям Семеней, Житихиных и Михалковских за участие в выставке!...

Опыт работы: «Лучший друг дошкольника – МЯЧ»

        Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшения его функционального физического ...

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА. РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Статья будет полезна как педагогам-психологам, так и педагогам ДОУ...

Сообщение из опыта работы" Техника прыжка в длину"

Сформировать первоначальное зрительно-логическое представление об изучаемом действии (способе решения двигательной задачи)·выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соотв...