Консультация для родителей Что такое арт-терапия и почему она полезна для «особых» детей?
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Арттерапевтические технологии при работе с особыми детьми
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад компенсирующего вида №28 "Ромашка"
Консультация для родителей
Что такое арт-терапия и почему она полезна
для «особых» детей?
Арт – терапия имеет огромное значение для развития и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья. Через искусство у детей появляется
возможность свободного выражения своего состояния, чувств, мечты, возможность
быть самим собой.
Арт-терапевтические технологии с успехом используются при работе с
детьми с ОВЗ различных категорий. Так, их можно применять в коррекционных
занятиях с умственно отсталыми детьми, которые часто в жизни очень зависимы
от других лиц (родителей, воспитателей и др.).
Применение арт-технологий предоставляет таким детям возможность посмотреть
на свой собственный внутренний или внешний мир по-другому. Например, рисование позволяет им выразить свое состояние, которое словами передать сложно или совсем
не удается.
Арт-терапия полезна в работе с детьми с расстройством аутистического
спектра (РАС). Известно, что у детей с РАС очень обострено чувство восприятия звука
при том, что вербальное общение затруднено. И в этом случае арт- терапевтические приемы становятся эффективным помощником в развитии как межличностного общения вообще, так и оказывают помощь в приобретении социальных навыков.
У «особых» детей часто отмечают недостаточность развития эмоциональной - волевой сферы, говорят о незрелости, которая проявляется, в первую очередь, в ситуативности
поведения, нестабильности эмоциональных проявлений. Арт-терапия дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его
эмоциональной и поведенческой сферах.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и
многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку
жить и тормозят его развитие.
Любой ребёнок способен выразить свои чувства и своё состояние в рисовании, музыке, движении. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. И это важно, в первую очередь, для детей с ОВЗ.
Вот лишь несколько самых распространенных методов арт-терапии, которые
мы применяем в работе с детьми:
- Эбру терапия. Рисование на воде (эбру) – очень бережный и безопасный метод
терапии. Этим он особенно хорош для детей. Эбру – терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребѐнка к современной жизни семье. Работа необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных
материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Эбрутерапия в работе с детьми способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, облегчает процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми, помогает в коррекции агрессии, эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития, обеспечивает релаксационный эффект.
- Песочная терапия. Кроме развития мелкой моторики занятия помогают активировать и словарный запас. Игры с песком – одна из наиболее популярных в настоящее время
технологий профилактики и коррекции психических проблем ребенка, а также
наиболее естественная для дошкольников деятельность, направленная на развитие личности в целом.
Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину
из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.
- Музыкотерапия – метод, полезный в коррекционной работе с детьми. Взаимодействие
с музыкальным материалом может выявить страхи и помочь преодолеть их, выйти на контакт с ребенком.
Сказкотерапия – очень популярное и набирающие обороты направление.
Одна из форм работы с детьми с ОВЗ. Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает
при прослушивании сказки.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей. Сказкотерапия – один из наименее «травмоопасных» и
безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Сказки помогают ребенку адаптироваться к жизни: решая сказочные конфликты, ребенок смягчает свое внутреннее психологическое напряжение, приобретает веру в себя и чувство защищенности.
Главное, что все методы арт-терапии требуют строго индивидуального
подхода. Важно, чтобы занятия не переутомляли ребенка, создавали положительный эмоциональный настрой. В арт-терапии ценен не результат, не творческий
художественный продукт, а сама личность ребенка, которая раскрывается постепенно в ходе занятий. Об эффективности арт-терапии можно судить на основании
положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления
интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий.
Арт-терапия зарекомендовала себя как один из результативных методов в
коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Это метод может быть применён для развития навыков общения и является идеальным инструментов для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребёнка
как личности, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Что такое песочная терапия"
В данной консультации собраны сведения о том, что такое песочная терапия, в чём её значение....

Консультация для родителей. « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать».
"Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать."...

Консультация для родителей "Что такое песочная терапия?"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8004564","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 100px; height: 67px;"}}]]...

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?"
Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?" поможет родителям разобраться с понятием мелкой моторики, раскроет ее значение для общего развития дошкольника...

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать?"
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...

консультация для родителей « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать»
консультация для родителей « Что такое мелкая моторика и почему важно её развивать»...
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка....
