"Вместе интересней" Ширмы для родителей
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

янова татьяна витальевна

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_interesney_2.docx705.53 КБ

Предварительный просмотр:

         «Вместе интересней»

Ширмы для родителей

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья, особенно, если это касается коррекционной логопедической работы.

Чтобы родители грамотно общались с ребёнком, им необходимо иметь запас определённых знаний и умений. Поэтому,  для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников, логопедом еженедельно предлагаются ширмы с заданиями для развития словаря и формирования грамматического строя речи. В средней логопедической группе считаю необходимой дополнительную работу, которая подготовит детей к формированию произносительной стороны речи, фонематических представлений  и обучению грамоте в дальнейшем.  С этой целью мною был подобран и систематизирован материал, который предлагается родителям в виде ширм. В них отражена работа с детьми по трем важным направлениям.

- Формирование фонематических представлений

По мнению Т.А. Ткаченко «стойкое исправление звукопроизношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма».

 - Формирование дыхания.

При многих речевых патологиях, наблюдается синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, что значительно затрудняет работу над произносительной стороной речи.  

- Развитие пространственного ориентирования.

По мнению многих авторов. пространственная ориентировка  является  важным условием усвоения знаний и умений, развития мышления в процессе обучения дошкольников. Чем раньше у детей разовьется чувство пространства, тем легче они будут преодолевать трудности в процессе обучения.

Поэтому так важно начать работу по этим направлениям в более раннем возрасте.

Представленные ниже ширмы помогут наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми.

Данный материал используется в работе уже не первый год. После того, как родители активно включились в коррекционно-развивающую работу, начиная со средней группы, отмечается устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам. Детям стало легче усваивать материал на занятиях по обучению грамоте в старших группах.


Формируем фонематические представления.

        На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнения проводятся до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

Формируем дыхание.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
                     То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
                     Сели бегемотики, потрогали животики.
                      То животик поднимается (вдох),
                      То животик опускается (выдох).

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый размещает на столе рисунок из треугольников разной величины, цвета и формы. Ребенку дается треугольник, вырезанный из картона. Необходимо найти на рисунке треугольник такого же цвета и размера, и расположить его так, как показано на общем рисунке.


   

Формируем фонематические представления.

         Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука.  Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляется 3-й и 4-й варианты звучания, затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит.

Формируем дыхание.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый выкладывает на столе цепочку из геометрических фигур. Ребенок должен из вырезанных фигур собрать такую же. Для усложнения задания можно предложить выложить по образцу дом, животных и т.д.

                                            


   

Формируем фонематические представления.

         Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку и т.д. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем. При значительных затруднениях звучание повторяется со зрительной опорой.

Формируем дыхание.

Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Обратите внимание, как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка - расширена (не поднята!) Плечи - «висят». Вдох. Задержка. Выдох.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый предлагает ряд изображенных предметов из геометрических фигур, но у каждого из них отсутствует определенная деталь (машина без колеса, дом без окна).

Взрослый просит рассмотреть рисунки и сказать, чего нет у предмета.

Затем ребенок среди набора геометрических фигур выбирает недостающую деталь и располагает ее на нужном месте.


   

Формируем фонематические представления.

         В одинаковые металлические баночки помещаются различные сыпучие продукты (манная, гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.). Ребенку предлагается послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый просит ребенка отгадать, что в ней. Начинать надо с трех баночек, постепенно увеличивая их количество, постоянно сравнивая акустические восприятия.

Формируем дыхание.

Для проведения игры необходимо подготовить коробочки с различными наполнителями (еловые или сосновые иголочки, специи, апельсиновые корочки …). Взрослый предлагает понюхать каждую коробочку и рассмотреть её содержимое. Важным условием проведения данной игры является отсутствие у ребёнка аллергических реакций.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый дает ребенку набор изображений стульев разной величины (3-4 штуки)  и набор изображений сумок разной величины. Сначала дается задание разложить в ряд стулья в порядке возрастания их величины. Затем на них разложить карточки с изображением сумок в порядке убывания величины.     

             

Формируем фонематические представления.

         Детям предлагается отхлопать или отстукать звук, повторяя за взрослым (можно использовать бубен, погремушку, барабан). Знак «обозначает  короткий взрывной звук, расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

                        +                                        +

                        +                                        + +

                        + +                                        + +

                        +                                        + +

Формируем дыхание.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

Ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого. Важным условием проведения данной игры является отсутствие у ребёнка аллергических реакций.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый дает ребенку набор фигурок различной величины и дает задание сложить из них бусы так, чтобы в середине были самые большие фигурки, а по краям - самые маленькие.


     

Формируем фонематические представления.

         Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из родных позвал его.

        Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое «АУ».

Формируем дыхание.

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

Коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”. Важным условием проведения данной игры является отсутствие у ребёнка аллергических реакций.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый дает ребенку вырезанные из картона ромбы различного цвета и размера и просит положить их друг на друга в порядке убывания величины. Затем дает задания:

-Возьми ромб, который меньше зеленого.

-Возьми ромб, который больше синего и т.д.


   

Формируем фонематические представления.

         Взрослый просит ребенка вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович, Настасья Петровна или Мишутка. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом:

        - Кто сидел на моем стуле?

        - Кто ел из моей чашки?

        - Кто спал в моей постели?

        Когда ребенок научился различать реплики по высоте, следует попросить его самого произнести их с разной высотой.

Формируем дыхание.

Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый показывает лист с сюжетной картинкой: дом, к которому и от которого идут люди и домашние животные. Ребенок определяет, кто приближается к дому и кто от него удаляется. Затем отвечает на вопросы:

        -Кто ближе всех к дому?

        -Кто дальше всех от дома?

        -Кто ближе к дому: девочка или кошка? И т.д.


   

Формируем фонематические представления.

        Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем произнести звукокомплексы различным по высоте голосом (громко, тихо).

        Кричат дети: «АУ» (громко), «АУ» (тихо). Лает собака: «АВ» (громко), «АВ-АВ» (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, поет петух и т.п.

Формируем дыхание.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый кладет перед ребенком на столе две пары предметов разной величины и дает задания:

        -Возьми в правую руку яблоко, которое больше. Положи его в правый карман.

        -Возьми в левую руку кубик, который меньше. Положи его на левое колено. И т.д.

        Взрослый просит взять со стола правой рукой рисунок, на котором изображен самый высокий дом, а в левую – рисунок, на котором дом ниже всех. Встает напротив, протягивает две ладони и просит:

        -Положи мне в правую руку дом, который выше.

        


   

Формируем фонематические представления.

        Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

«А» – плачет девочка;                        «О» – удивилась мама;

«А» – показывает горло врачу;        «О» – стонет бабушка;

«А» – поет певица;                        «О» – поет певица;

«А» – качает малыша.                        «О» – кричит охотник в лесу.

Формируем дыхание.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый раскладывает перед ребенком следы обуви человека и дает задания выбрать след:

-Самого длинного правого ботинка;

-Самого широкого ботинка;

-Левой ноги;

-Самого узкого ботинка. Ит.д.

Затем взрослый просит найти ему пару.

                                           


   

Формируем фонематические представления.

        Взрослый просит ребенка сказать «МЯУ»: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить голос при воспроизведении следующих звукоподражаний: «И-ГО-ГО», «МУ», «ГАВ», «КВА», «КУ-КУ» и т.п.

Формируем дыхание.

Выработка  более глубокого вдоха и более длительного выдоха.

Положить ребенку на ладонь перышко и предложить подуть так, чтобы оно полетело.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Перед ребенком выкладываются геометрические фигуры разного цвета. Затем по инструкции взрослого ребенок выкладывает их  в полоску друг за другом.

        - Положи слева от себя красный квадрат.

        - Положи за красным квадратом синий треугольник.

        - Положи синий квадрат между красным квадратом и синим треугольником. И т.д.


   

Формируем фонематические представления.

        Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное звучание того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинки и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

        Баман, паман, банан, банам, ваван, ванан.

        Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта.

Митанин, виталим, витамин, фитаним, витанин.

Формируем дыхание.

Выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активизировать мышцы губ.

Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Детям предлагается картинка с изображением героев сказки «Репка», стоящих друг за другом. Взрослый задает вопросы:

        - Кто стоит последним?

- Кто стоит перед внучкой?

- Кто стоит за Жучкой? И т.д.

                 


   

Формируем фонематические представления.

        Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

        Мак – бак – так                        Моток – каток – поток

Дам – дом – дым                        Нитка – ватка – ветка и т.д.

При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

                                Формируем дыхание.

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Взрослый и ребенок садится напротив своего лыжника.  Продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» начинают дуть на фигурки. Потом сравнивают результаты. 

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый раскладывает перед ребенком картинки с изображением предметов. Затем просит выполнить инструкцию в точности:

        - Хлопни в ладоши, топни ногой, возьми в руки самую высокую пирамидку.

        - Что ты сделал сначала?

        - Что ты сделал потом? 

                               


   

Формируем фонематические представления.

Из четырех слов, отчетливо произносимых взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

        Канава – канава – какао – канава

        Ком – ком – кот – ком

        Будка – буква – будка – будка

        Билет – балет – балет – балет и т.д.

Формируем дыхание.

Ребенку дают чистый пузырек. Взрослый показывает, как гудит пузырек, когда в него дуешь. Потом предлагает погудеть ребенку. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый размещает перед ребенком автомобили различной высоты, длины, а также различного цвета. Машины едут по дороге. Взрослый просит выполнить инструкции:

        - Возьми ту машину, которая едет перед самой длиной машиной.

        - Возьми ту машину, которая едет за самой высокой машиной. И т.д. 

        

       

 


   

Формируем фонематические представления.

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:         Мак – бак – так – банан

                                Сом – ком – индюк – дом

                                Мак – бак – веник – рак

                                Совок – гном – венок – каток

                                Ветка – диван – клетка – сетка и т.д.        

 

Формируем дыхание.

Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой. Передвигать шарик по периметру таза.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый дает ребенку карточку, расчерченную на квадраты. В каждом ряду в квадратах в определенной последовательности нарисованы предметы, повторяющиеся несколько раз (это могут быть простые геометрические фигуры). Ребенок должен в каждом ряду карандашом за определенное время закрасить те рисунки, которые нарисованы сразу за рыбой (кругом).


   

Формируем фонематические представления.

Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже четвертое:

Мак – дом – ветка (слова для сравнения:         сетка,  ком, бак, метка, клетка).

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток).

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком).

Формируем дыхание.

Детям  предлагается надувать воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.

Развиваем пространственное ориентирование.

 На столе перед ребенком из палочек или спичек выкладывается простая фигура (домик, елочка и т.д.), ребенка просят внимательно посмотреть на фигуру в течение 2 секунд, затем фигура закрывается, а ребенку предлагается повторить ее изображение, сложить также.


Формируем фонематические представления.

Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать слово для рифмы.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные …  (перина, подушка, рубашка).

        Ой, ребята, верь, не верь –

        От меня сбежала …  (кошка, дверь, стенка)

Говорила мышка мышке:

До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки).         

        От грязнули даже стол

Поздним вечером … (сбежал, ушел, ускакал).

Формируем дыхание.

Учить продолжительному ротовому выдоху.

Оборудование: цветные пёрышки,  нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек (сюжеты настольного театра, фотографии, сюрприз) расположенных за “Кулисами”.

Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

Развиваем пространственное ориентирование.

Ребенку предлагается таблица с контурами геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг) и образец - три фигуры, каждая из которых заштрихована по-разному: треугольник очень сильно, с большим нажимом карандаша, круг - штриховка средней силы и квадрат заштрихован слегка. Ребенок должен заштриховать рисунок согласно образцу.


   

Формируем фонематические представления.

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму.

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка).

        Здесь в лесу есть злые звери,

        Запирайте на ночь … (двери).

Не дрожи, Сережка,

Это ж наша … (кошка).

        Как-то вечером две мышки

        Унесли у Пети … (книжки).

 

Формируем дыхание.

Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Детям предлагается повторить задание.  Для усложнения задания можно менять вес бабочки (например, с помощью скрепки).

Развиваем пространственное ориентирование.

        На листе бумаги расположить геометрические фигуры соответственно заданию взрослого.        

        - Красный квадрат в верхнем правом углу.

        - Зеленый треугольник в нижнем правом углу.

        - Красный круг – в центре.

        - Синий прямоугольник – над зеленым треугольником. И т.д.

   

Формируем фонематические представления.

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, подходящее по смыслу,  в соответствии с данным определением.

Я тебе задачу дам все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..  (дом, ком, гном, сом).

        Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне -…

Зеленеет на окне …

Волейбольная висит …

Канарейка в ней сидит - …  (сетка, клетка, метка, ветка).

         

Формируем дыхание.

Формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на воздушный шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).

Развиваем пространственное ориентирование.

Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые взрослым, сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д.


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение ударного ряда со сменой ударного слога.

та – та – та                          па – па - па

та –та - та                                  па – па - па

та – та – та                                 па – па - па        

 

Формируем дыхание.

Формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, который находится на уровне лица ребенка. Подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле или зайке.

Развиваем пространственное ориентирование.

Игра «Котята разбежались». На листе бумаги размещены фигурки 3-4 котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребенок называет место расположения котят: например, в середине. Взрослый говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Ребенок  должен показать и сказать, где находится каждый котенок. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева» и так далее.        

   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та – то – ту                        ну – ны- - на                        бо – ба - бы

ты – та - то                         но – на – ну                        бу – бо – ба

му – мы – ма                        да – ды – до                        па – пу - по                        

Формируем дыхание.

Формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку,  свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый предлагает ребенку найти среди множества контуров геометрических фигур различной величины все изображения заданной фигуры (все треугольники, овалы, квадраты и т.д.), обвести или заштриховать их.


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение звуковых сочетаний с общим гласным и разными согласными:

та – ка – па                па – как – та                        ва – ма - на

ка – на – па                га – ба – да                        фа – ка - ха        

То же с гласными «О», «У», «Ы».

Формируем дыхание.

Формировать предпосылки комбинированного дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Оборудование: соломинка для коктейля, акварельные краски, лист бумаги.

Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька “бежит” и оставляет за собой след. 

Развиваем пространственное ориентирование.

Ребенку предлагают запомнить ряд геометрических фигур,  нарисованных на карточке, и повторить его в той же последовательности без зрительной опоры. Постепенно количество элементов ряда увеличивается, начиная с 3-4, и к концу обучения достигает 7-9 (что соответствует объему кратковременной памяти).


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости.

па – ба                по – бо                        пу – бу                        пы – бы

та – да                ка – га                        фа – ва                        са - за                

Гласные звуки поются (выдыхаемый воздух при их произнесении не встречает преграду), а согласные не поются.

                 

Формируем дыхание.

Учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой).

Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха. Мячик сделан из ваты или пищевой фольги. Корзина изготовлена из  части коробочки большого киндер-сюрприза, в которую вставлена соломинка для коктейля.

Ребенок дует через соломинку, стараясь удержать воздушной струей мяч в корзине.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый предлагает ребенку провести линии карандашом от одного предмета к другому, точно попадая в цель (попади мячом и сбей палочку; пройди по узкому лабиринту, не задевая стен; попади стрелой в центр мишени, найди выход из пещеры и т.д.).


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости.

па – ба – па                та – да – та                ва – фа - ва

по – бо – по                ка – га – ка                са – за - са

Формируем дыхание.

Развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок и взрослый соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый предлагает ребенку нарисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой - постепенно увеличивающиеся. При рисовании нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получится фигур, тем лучше.


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твердости.

па – пя                по – пё                пу – пю                пы – пи

ма – мя                мо – мё                му – мю                мы – ми

ва – вя                та – тя                ба – бя                да – дя

Формируем дыхание.

Ребенок стоит. Ноги на ширине плеч, руки опущены, пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор». Произнести – «ух!» - на длительном выдохе.

Развиваем пространственное ориентирование.

        Взрослый предлагает ребенку дорисовать вторую половину рисунка.

                                                                


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных.

па – тпа                та – пта        фа – тфа        та – фта

ма – кма                на – фна                ка – тка                ка - пка        

Формируем дыхание.

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: «у-у-у...». Свистит ветер: «с-с-с-с...». Ветер гнет деревья: «ш-ш-ш-ш...». Но вот вьюга стала затихать, ветер перестает свистеть, деревья не гнутся. (Повторить тоже, только тише).  

Развиваем пространственное ориентирование.

Возьмите любую детскую сказку. В каждой сказке обязательно встречаются понятия, указывающие на место действия. Или герой сказки, например, Красная Шапочка, направляется «из» дома к бабушке; «перед» ней возникает волк «из-за» кустов и т.д. Задавайте ребенку наводящие вопросы. Откуда вышла Красная Шапочка? Где живет волк? А где живет бабушка? В ответах ребенка должна звучать указанные предлоги.

 


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными.

пта – пто – пту – пты                тма – тмо – тму - тмы 

кта – кто – кту – кты                кна – кно – кну – кны

тпа – тпо – тпу – тпы                пна – пно – пну – пны

Формируем дыхание.

Ребенок стоит, наклонив голову вниз. Затем, медленно поднимая голову и руки, приговаривает: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». По сигналу взрослого: «Пузырь лопнул!» Ребенок медленно опускает голову и руки, длительно произнося; «с-с-с...» или «ш-ш-ш...», подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука ребенок не надувал щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается). 

 Развиваем пространственное ориентирование.

Покажите ребенку картинку и попросите его рассказать, что на ней нарисовано. Во время рассказа задавайте наводящие ориентировочные вопросы, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал предлоги «под», «над», «на».

Или поиграйте с ребенком в такую игру. Пусть ребенок находит загаданный предмет по вашей инструкции. А в инструкции должны звучать перечисленные выше предлоги. Не забывайте подключать «цветные» словечки, чтобы ребенок заодно ориентировался и в цвете.


   

Формируем фонематические представления.

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта – тпа        кта – тка         фта – тфа                пка – кпа

фка – кфа       хта – тха      фпа – пфа                вба - бва

Формируем дыхание.

Развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Ребенок и взрослый встают лицом друг к другу. Один громко произносит звук (слог, слово), а другой повторяет его тихо.

Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".        

Развиваем пространственное ориентирование.

Давайте ребенку задания, например: «положи ложку в тарелку». И дальше задайте ему вопрос: «Где лежит ложка?». Или возьмите ключ и дайте ребенку задание положить ключ на полку, или в книгу, или за книгу, или под книгу. При выполнении действия спрашивайте ребенка, чтобы в ответах он указывал место расположения ключа с помощью предлогов.


   

Формируем фонематические представления.

Выделение в звуковом потоке гласного звука («А», «О», «У», «Ы», «Э»). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит слоговой ряд, например:

«А» – «У» – «М» – «И» – «С» – «Ы» – «О» – «Э» – «Р» – «Ш» – «Ф» – «А» – «Э», а ребёнок хлопает, услышав нужный звук.

Формируем дыхание.

Ребенок сидит. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки – выдох, произнести «ка-а-ар!»

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый раскладывает изображения предметов (кровать, тумбочка, телевизор, дом, стол, шкаф, люстра, диван) и дает задание: определить, на ка кую геометрическую фигуру похож каждый предмет. За тем дает вырезанные из картона геометрические фигуры и просит разложить их в том же порядке. Для усложнения задания можно предложить раскладывать фигуры в обратном порядке.

       


   

Формируем фонематические представления.

Выделение в звуковом потоке согласного звука. Взрослый называет и многократно повторяет согласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит слоговой ряд, например:

«А» – «У» – «М» – «И» – «С» – «Р» – «О» – «Э» – «Р» – «Ш» – «Ф» – «Р» – «Э», а ребёнок хлопает в ладоши, услышав нужный звук.

Формируем дыхание.

Развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

У взрослого два-три живых цветка, наиболее знакомых ребенку, например, ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д. Важным условием выполнения данного задания, является отсутствие аллергических реакций у ребёнка.

Развиваем пространственное ориентирование.

"38 попугаев". Ребенок вместе со взрослым вспоминает мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем ему предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела.  

                               


   

Формируем фонематические представления.

Выделение в потоке слогов слога с нужным звуком. Взрослый медленно, четко, с паузами произносит ряд слогов, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит нужный звук, например:

«А»:   АМ – ОМ – ИМ – АМ – ЕМ – АС – УС – АП

Формируем дыхание.

Проговаривание чистоговорок на одном выдохе.

Куст красных роз

На клумбе рос.

Красив и густ

На клумбе куст.

Развиваем пространственное ориентирование.

На листе бумаги расположены геометрические фигуры разного цвета. Взрослый просит рассказать, где расположена та или иная фигура.


 

Формируем фонематические представления.

 Выделение в потоке слогов слога с нужным звуком. Взрослый медленно, четко, с паузами произносит ряд слогов, а ребенок хлопает в ладоши, если услышит нужный звук, например:

«А»: МА – МУ – МЫ – МА – СА – СО – РА

Формируем дыхание.

Оборудование: 5 предметных картинок.

 Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.

Развиваем пространственное ориентирование.

Взрослый выставляет перед ребенком поезд из трех вагонов и набор геометрических фигур разного размера и цвета. Детям предлагает поместить в первый вагон все треугольники, в средний вагон – все квадраты, а в последний вагон – все круги.


   

Формируем фонематические представления.

Взрослый называет слова, а ребенок хлопает в ладоши (поднимает карточку), если услышит слово с данным звуком:

«А»: аист, уши, арбуз, очки, игрушки, Аня, кино, автобус, дом, мак, кит, кот, сад, лак, лук, сыр, пар и т.д.

Формируем дыхание.

Взрослый раскладывает перед ребенком 3-5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе, затем убирает их и просит ребенка назвать картинки по памяти на одном выдохе.

Развиваем пространственное ориентирование.

          Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов), поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску.


   

Формируем фонематические представления.

Взрослый называет слова, а ребенок определяет первый (гласный) звук в слове:

Аист – «А», утка – «У», Ира – «И», окно –«А», озеро – «О», эхо – «Э».

Формируем дыхание.

Взрослый называет 3-5 слов и просит ребенка повторить слова на одном выдохе.

Развиваем пространственное ориентирование.

На прогулке  спрашивайте у ребенка, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь – налево». Во время ежедневного похода в детский сад попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!». Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево. Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город.

    Литература:

Т.А. Ткаченко. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

И.Н. Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма.

Т.С. Травина. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией.

Е.М. Маркушева. Развитие физиологического и речевого дыхания.

Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. Устранение оптической дислексии и дисграфии.

Т.А. Павлова. Развитие пространственного ориентирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Поиграем вместе"- рекомендации для родителей.

"Поиграем вместе"- рекомендации для родителей...

Играем вместе (для вас, родители)

Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребенком ...

Сценарий вечера развлечения "Будем дружно вместе жить!" для родителей и детей 2 младшей группы

Совместное развлечение для детей и родителей 2 младшей группы, посвященное началу учебного года....

общее родительское собрание "воспитываем вместе: педагоги-дети-родители""

Цель родительского собрания: Создание условий для сотрудничества детского сада и родителей в воспитании детей.Задачи ·...

Играем вместе! (игры для родителей с детьми дома)

Когда на улице ненастно, в эти веселые шумные игры можно отлично играть и в квартире.Ежедневные занятия гимнастикой необходимы детям для здорового развития и для того, чтобы выплеснуть избыток энергии...

Взрастим Творчество вместе - взаимодействие с родителями.

Не бойтесь приглашать родителей к содействию, дайте им возможность это делать в интересной для всех форме. И вы станете командой. И вместе взрастите Творчество....