Опыт работы: "Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников"
методическая разработка по логопедии по теме

Пачкова Лариса Александровна

В работу по обучению  звуковой культуры речи у  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников. Реализация опыта предполагает деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста  в течение одного года.

Главной целью опыта является формирование звуковой культуры речи. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

В области знаний:

  • Развитие фонематического восприятия
  • Четкое различение на слух фонем в собственной и чужой речи
  • Готовность  к элементарным формам звукового анализа и синтеза
  • Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов  в овладении детьми навыка слитного чтения

В области умений:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие интеллектуальных способностей
  • Развитие памяти, внимания, воображения.
  • Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchennyy_opyt_raboty_po_teme.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщенный опыт работы по теме:

«Звуковой анализ слов как метод профилактики дислексии у дошкольников»

Учителя-логопеда

МДОУ детский сад №1.

г. Кропоткина

ПАЧКОВОЙ ЛАРИСЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

       

2011г.                                                                                                                г..Кропоткин

                         

   Содержание:

1.   Введение…………………………………………………………………   4

2.   Профилактика дислексии — актуальная проблема  в  современных        

       условиях  ДОУ…………………………………………………………   6

3.  Диапазон опыта…………………………………………………………    7.

4.  Технология опыта………………………………………………………..  7.

5.  Средства для решения задач………………………………………… …  7.

6.  Tрудности, с которыми  сталкиваются дети с ФФН……………… ….   8

     7.  Этапы работы по развитию фонематического слуха………………. . .. 11.

     8.  Основные направления логопедической работы……………………... .13

     9.  Новые аспекты работы в современных условиях…………………….. .14

    10. Игровые приёмы в обучение звуковой культуре речи……………… .  18.

    11. Анализ проведённой работы…………………………………………… .21.

    12. Результативность опыта……………………………………………….  . 22.

    13. Рекомендации по использованию опыта……………………………… .22.

    14. Используемая литература………………………………………………. .23.

Приложения к опыту работы:

Приложение № 1

  • Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа  у детей с ФФН речи

Приложение № 2

  • Дидактические игры на развитие фонематического восприятия                                                                                                         и навыков звукового анализа.

Приложение № 3

  • . Упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Приложение № 4

  • Конспекты занятий.

Приложение № 5

  • Консультации для воспитателей
  • Консультации для родителей
  • Выступления на родительских собраниях

Приложение № 6

  • Фотографии

                                                 1. Введение.

        Основная задача детского дошкольного образовательного учреждения - обеспечить разностороннее развитие воспитанников с учётом их возрастных характеристик и индивидуальных особенностей, на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к успешному обучению в школе.

             Человек обладает тремя видами слуха:                                                                  Физический (физиологический) слух позволяет нам воспринимать различные звуки в больших диапазонах громкости — от шелеста опадающих листьев до грохота раскатов грома. С помощью физического слуха мы воспринимаем сигнал автомобиля, перестук колес поезда, скрип двери и многие другие.
Благодаря
музыкальному слуху мы можем слушать и наслаждаться музыкой. Речевой  слух позволяет понимать речь, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Фонетический слух, или "чувствительность к звуку" (по терминологии психолога А.А. Люблинской), осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии  устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых, выделяются и обобщаются дифференциальные признаки фонем. Фонематический слух осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка.

     Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.

    При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать ее по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой.                                                                                                               Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. Так в процессе речевого развития у ребенка вырабатывается фонематический слух, так как без него, по выражению Н.И. Жинкина, невозможна генерация речи. Таким образом, фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности же речевого  звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно. Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикуляторные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.  

        Вопрос о развитии у ребёнка фонематического слуха остро встаёт при обучении детей грамоте. К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например, не дифференцируют на слух звуки С - Ц, С - Ш, Ш - Ж и другие.  Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести, семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс.

2.  ПРОФИЛАКТИКА  ДИСЛЕКСИИ - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ  ДОУ

        Предупреждение нарушения чтения - одна из важнейших задач  дошкольного логопеда. В настоящее время является  общепризнанным,  что  между  недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с ФФН речи – это особая категория дошкольников с  недостаточными предпосылками для обучения чтению.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

  • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень ФФН;
  • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
  • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

    При наличии большого количества дефектных звуков, как правило,

нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных. Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия. Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а)   нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь, глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);
б)  неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в)  затруднение при анализе звукового состава речи.

 У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. У таких детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.

3.  ДИАПАЗОН ОПЫТА

В работу по обучению  чтению  детей старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников. Реализация опыта предполагает деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста  в течение одного года.

4. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Главной целью опыта является формирование звуковой культуры речи. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

В области знаний:

  • Развитие фонематического восприятия
  • Четкое различение на слух фонем в собственной и чужой речи
  • Готовность  к элементарным формам звукового анализа и синтеза
  • Повышение педагогической грамотности родителей и педагогов  в овладении детьми навыка слитного чтения

В области умений:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Коррекция звукопроизношения.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие интеллектуальных способностей
  • Развитие памяти, внимания, воображения.
  • Способствовать возникновению у детей положительного отношения к обучению.

5.  СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ:

1. Научно-методическая литература                                                                        2. Изучение передового опыта                                                                         3. Диагностика детей.                                                                                                  4. Игры, упражнения, задания по звуковой культуре речи.                            5. Подгрупповые и индивидуальные занятия.                                                         6. Работа с родителями.

6.  ТРУДНОСТИ,  С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЮТСЯ ДЕТИ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ.

             Анализ ошибок и трудностей, с которыми  сталкиваются дети с ФФН, при обучении чтению и показывает роль и значение  профилактики дислексии. Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие  недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Если ребёнок не посещал логопункт, то в первом  классе, как  правило, он овладевает элементарными навыками чтения и письма, но при этом делает большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями  в развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя. Для таких детей необходимы  систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию  их устной речи и по подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование  навыков звукового анализа. Нарушения чтения у детей распространяются как на способы  овладения чтением, так и на темы чтения, и на понимание прочитанного.  Дети с недоразвитием речи  вместо  плавного  слогового  чтения  часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают  много самых разнообразных ошибок. Нередко, стремясь объединить отдельно названные  буквы  в  процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в  силу  чего слово теряет своё значение. Бывает и так, что, назвав  первые  две-три буквы  читаемого слова, дети стараются угадать, что  они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим,  сходным  по буквенному составу, но отличающимся по значению. Дети с  недоразвитием речи могут прочесть слово правильно и тут же, прочитывая его вторично, сделать ошибку, воспринять его как совершенно новое, неизвестное им. К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних  букв другими. В основном заменяются буквы, соответствующие  звуки  которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся  неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают  правильно  произносимые звуки. В этом случае ошибки могут  иметь  неустойчивый  характер, при одних  обстоятельствах  буквы  заменяются, при  других   — читаются правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Дети с недоразвитием речи делают при чтении и  такие  ошибки,  которые характерны для детей с нормальным  речевым  развитием. Но  количество этих ошибок у первых будет значительно больше, чем  у  вторых. Сюда можно отнести ошибки на пропуски или  добавления  букв, перестановки, неправильное окончание слов. Степень сформированности навыка чтения у детей может  быть  различной, но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.  Чтение детей с недоразвитием речи  характеризуется  также  замедленным темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных  слов, часто возвращаются к повторному  чтению  отдельных  букв,  отдельных  частей слова или целого слова, для того чтобы  правильно  соотнести  букву  с соответствующим звуком или осмыслить прочитанное.

      Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с  недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

      Специальные исследования Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой,  Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной  показали, что существует  связь между различием звуков и  запоминанием  их  графического  обозначения. Недостаточное  различение  акустически  сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв. Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря этому понимает то, что читает. Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких  звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщённые звукослоговые образцы.  Вследствие  этого он  не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными  более  лёгкими слогами и узнавать их. Чем более бедны представления детей о звуковом  составе слова, тем сильнее  обнаруживаются  недостатки  чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения.  Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был  достаточно чёток и чтобы ребёнок умел их правильно произносить. Преодоление  трудностей  слияния в значительной мере зависит от развития устной речи ребёнка. Чем лучше владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения  звуковые образцы слов в их обобщённом звукобуквенном  обозначении.  В тех случаях, когда это по каким-либо причинам не  происходит, ребёнок отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном  чтении, испытывает «муки слияния», не умеет переходить от букв и их названий к звукам живой речи.

Подобная  картина  наблюдается почти у всех детей имеющих логопедическое заключение - ФФН. Несомненно, что у описываемых детей нарушения чтения связаны с недостаточностью представлений о звукобуквенном составе слова. Возникший у ребёнка в процессе такого чтения звуковой образ слога или слова не сразу узнаётся. Так возникает  чтение  по  догадке  с частой заменой одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении, как многократное  повторение  отдельных  букв  или  слогов, пропуски, перестановки,  замены  и  т.д., что приводит нередко к искажению прочитанного, к  неправильному пониманию и  обуславливает резко замедленный темп чтения. Степень сформированности  навыка чтения может быть выражена  различно. Она связана в первую очередь с проявлениями  фонетико-фонематического недоразвития речи у детей, с состоянием  анализа звукового состава слова. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. У таких детей наблюдается общая «смазанность» речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это, в основном, дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.                                                                                              Исследования изобразительно-графических способностей детей подготовительной группы с ФФН (2009-2010 г. и 2010-2011 г.), по методике  раннего  выявления  дислексии  А.Н. Корнева   (1991г.), подтвердили правильность выбора данной темы.                                                                                                                   Детям  предлагался  тест-рисунок:  «дом,  дерево,  человек»,  без дополнительных указаний. После подведения итогов выяснилось,  что  60%  детей  данной группы составляют группу риска по дислексии. В их рисунках  отсутствовало большинство  существенных  деталей.  40%  детей  показали   незрелость изобразительных способностей. Ранняя  диагностика  и  своевременное  оказание   помощи   значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как  показали исследования  А.Н.Корнева  (1995  г.),  при  выявлении  дислексии в возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 80% детей. При выявлении  в 1-2-м  классах  —  это происходит в 46% случаев. Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг, правильно  читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или  меньшее количество ошибок. Но речь идёт не об ошибках естественных, а об ошибках вызванных фонетико-фонематическим недоразвитием.  

7.  ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

        Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи и профилактика  нарушения  чтения должны осуществляться комплексно. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок  перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха:

 -   Игра «Угадай, что звучало».  Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери  и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.                                     -   Игра «Шумящие мешочки».  Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.                                                                                                                                             -  Игра «Волшебная палочка».  Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.                                                                               -   Игра «Жмурки».  Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.                                                                                                    -   Игра «Похлопаем».  Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

 - Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

 - Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что ребёнок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

 - Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – он сам говорит за трех медведей.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов. 

 - Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

 - Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 

 - Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть. 

 - Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

 - Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

 - Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

 - Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. 

 - Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).

8.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

Свою работу с детьми я строю по нескольким основным направлениям.  

    1. Развитие  фонематического  восприятия. Узнавание  неречевых  звуков, звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса  на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация  фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

    2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

    3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков  в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

 4.  Обогащение  словарного  запаса  и  развитие практического   умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с помощью различных приставок (например: летел, прилетел, вылетел, перелетел…) или с помощью одной приставки от разных глагольных  основ  (например: принес, прилетел, ..). Другой вид работы — подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

    5. Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого  этапа  являются  работа  над  пониманием  и употреблением  предлогов,  составление  предложений   по   картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

    6. Развитие связной речи. Ведётся работа  по  обучению  составлению  описательных  рассказов  и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов. В  устной  речи   детей наиболее заметно выступают недостатки произношения звуков, неотчётливое,  смазанное  произношение слов и искажение их слоговой  структуры. Недостатки  словарного  запаса и грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети  стараются пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями. Естественно, что  при  обучении чтению возникнет много ошибок, обусловленных  недостатками  произношения  и  неумение   анализировать звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и  слогов, а иногда и грубое искажение прочитанного. Поэтому в первую  очередь я  ставлю задачу  упорядочить  фонетическую сторону речи, развить произношение и звуковой анализ и синтез.  В своей работе я использую современные методики:  Ильяковой Н.Е,  Гавриной С.Е. Бурдиновой С.В, Быковой И.А.

 

9.   НОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

             Я считаю, что основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. В своей работе я применяю разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем -  они учителя, а не ученики и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у детей неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное эмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.

             Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в подготовке к обучению грамоте. Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

     Знакомство со звуками речи я начинаю с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука, соотнесения собственных кинестетических ощущений с изображениями на речевых профилях. Затем детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Красный домик - символизирует гласный звук,  синий - твердый согласный, зеленый - мягкий согласный. Дорога - твердый согласный, травка – мягкий согласный. Перечёркнутый колокольчик - глухой согласный, колокольчик – звонкий согласный.

Помимо общепринятых обозначений звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными звуками можно использовать символы, дающие опору на артикуляцию звука.

Так, звук [а] обозначается кружочком красного цвета с широко открытым ртом, звук [у] - кружочком с маленьким круглым ртом, звук [и] - губы растянуты в улыбке.                              

На символах звуков [ы] и [э] дается указание на положение языка во рту.

             Использование данного наглядного материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и составление звуковых схем и слогов, и определение позиции того или иного звука в слове, и подбор картинок к "зашифрованным" словам.

        Предлагая данный вид работы, я иду от простого к сложному. На начальном этапе нужно выбрать, какая картинка подходит к схеме. В дальнейшем задача усложняется: добавляются картинки и схемы. Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, опираясь на схемы, изображенные на каждом пароходе, дети определяют, какие фрукты на них привезли; узнают, кого или что увидели на полянке цыплята; что перевозит на машине шофер….

     Пособия "Паровоз", "Домик", "Машина" "Бусы" "Карусель" "Шары" так же используются с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й - с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й - с данным звуком в конце слова. При дифференциации звуков дети не только выделяют предметы, но и группируют их по определенным признакам: твердости - мягкости, глухости - звонкости.

      Немаловажную роль, использование наглядного материала, имеет при работе по делению слова на слоги. При членении слов на слоги я использую приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Телега" дети читают слово, делят его на части, загружают в телегу столько мешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги. Играя с мягкими кубиками, мы можем придумывать слова с таким количеством слогов, сколько выпало на кубике.

      При знакомстве с графическим обозначением изучаемого звука необходимо связать его фонетический образ со зрительным. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать: главное отличие звука от буквы - это то, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем. Для достижения данной задачи используются различные варианты заданий.

        Помимо общепринятых приемов детям больше всего нравится изображать буквы из цветного песка, рисовать их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводить пальцем буквы, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывать из палочек, ниток, плодов, мозаики…

      По мере накопления знаний  я усложняю игры и предлагаю составлять и читать слова из известных "рассыпанных" букв или слогов,  дописывать пропущенную букву (игра "Помоги Незнайке"), собирать слово из переставленных или перепутанных букв (игра "Поставь буквы на место "), читать слова из начальных букв предложенных предметов или картинок (игры "Бусы", «Карусель»), а также слова, в которых одна буква заменялась на другую с целью изменения фонетического звучания и смысла (игра «Волшебники»: кошка - кашка, галка - палка, почка - бочка).

Очень любят дети играть в игру «Охотники», « Рыбаки» (на листе бумаги написаны буквы разным шрифтом, даётся задание –красным карандашом поймать в кружок все «С», синим все «О», зелёным –все «Э»).

     Более сложные задания для детей - кроссворды, ребусы (игра "Веселые ребусы") и игры типа "Поле чудес" я использую к концу учебного года, когда детям знакомы все буквы.

        При обучении синтезу слогов из букв на занятиях создаются различные игровые ситуации: «Угостим мишутку мёдом из двух бочек красной и синей»

(синяя с согласными, красная с гласными буквами); «Соберём овощи и фрукты» (в половинке яблока записан слог –надо собрать целое яблоко).

             С целью профилактики  зеркальности на письме я учу дошкольников различению правильно и зеркально написанных букв. Дети отыскивают заданную букву из ряда других букв, в словах и фразах. Вычленяют и обводят правильно написанные буквы, составляют из них слова и предложения, дописывают элементы до полного образца буквы.

Работая над предложениями,  я также использую разнообразные приёмы. На начальном этапе - это ответы на вопросы с опорой на картинки. В дальнейшем, использую  игру "Фразовый конструктор", где решаются  разнообразные задачи.

        Дети знакомятся с понятиями "слова-предметы", "слова-действия ", "слова-признаки", "предлоги". Каждое понятие обозначается определенным символом. Слова-предметы изображены на белых карточках, слова-действия - в движении, слова-признаки - полосатые. Каждая картинка может иметь несколько интерпретаций: девочка - сестра, дочка, подруга; стакан-  чай, сок, компот и т.д. В ходе игры дети составляют различные предложения сначала из двух слов, в дальнейшем добавляют слова-признаки, обозначающие цвет, форму, величину, эмоции, однородные дополнения, союзы и предлоги.

              Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложениями необходимо проводить работу по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом сначала я предлагаю использовать полоски-домики (на начальном этапе), позднее полоски для обозначения слов, делать зарисовки схем в тетрадях. С огромным интересом дети строят предложения в игре "Живые предложения", придумывают предложения с помощью кубика, на сторонах которого указывается количество слов в предложении.

        При усложнении работы над фразой детям предлагается восстановить деформированное предложение. В зависимости от игровой ситуации, созданной на занятии, они читают слова, написанные на картинках, и составляют из них предложения. Особый акцент при выполнении данного вида задания делается на поиск первого слова, написанного с заглавной буквы, и постановку точки в конце предложения.

        В группах с ФФН обучение рассчитано на один  год, поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики  дислексии не представляется возможным разделить на два этапа: безбуквенный  период и буквенный период. Само занятие по обучению грамоте я делю на две части. В первой части мы знакомимся со звуком, а во второй части с его графическим символом. На занятиях по обучению грамоте у детей развивается интерес к занятию, формируется осознанное  овладение  фонетической системой языка.  Пробудить познавательный  интерес  помогают дидактические  игры и игровые приёмы.  

10. ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ  В ОБУЧЕНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ  РЕЧИ

        Игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию , усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.

     К.Д. Ушинский считал, что развитие речи может осуществляться только в деятельности, только в упражнениях, которые должны быть по возможности самостоятельными, систематическими, логическими, устными и письменными, причем устные должны предшествовать письменным. Развитие речи Ушинский  рассматривал как формирование навыка. "В каждом слове, которое мы произносим, в каждом движении руки на письме... есть непременно своя доля навыка, доля рефлекса более или менее укоренившегося". Для прочности навыка, по его мнению, требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения грамоте детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.

Дидактическая  игра  —  средство  обучения,  поэтому её необходимо использовать на занятиях. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким  образом,  дидактическая игра имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти две цели дополняли друг друга  и обеспечивали  усвоение программного материала.

          На занятиях  по  формированию  фонетической  стороны  речи я вводила следующий наглядно-игровой материал: символы гласных и согласных звуков. Так как формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные. При выборе условных обозначений для гласных звуков я опиралась на положение губ при артикуляции, поэтому соотносила каждую артикулему со знакомыми детям геометрическими фигурами, предложенными Ткаченко Т.А. Дети сравнивали символы гласных звуков с положением губ во время произношения звука и раскрашивали их  в традиционный красный цвет. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются детьми сложнее, поэтому для их обозначения я использовала зрительный образ предмета или объекта, который дети раскрасили в синий цвет. Считается что одноцветные картинки – символы вызывают более запоминающийся, яркий зрительный образ. Чтобы занятие не было скучным, я ввела образы детей: изучая гласные звуки, образ  —  «девочка в красном платье»;  изучая  согласные  звуки, образ — «мальчика в синей рубашке». Затем  проводится  анализ  обратных слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик». Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога. Сочетание согласного  с  гласным обозначается одной картиной: «мальчики девочка стоят парой». Таким образом,  при обучении чтению  дети  знакомятся  с  основными единицами чтения: сочетанием  СГ  (карточка  с  изображением  «мальчика и девочки») и звуком  вне  сочетания  (карточки  «мальчик»  и «девочка»  по  отдельности).  Данными  единицами  чтения   они   будут пользоваться на протяжении всего периода обучения. К середине года  дети  могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и выполнять полный звуковой анализ и синтез. Во второй части занятия, знакомя детей с графическим изображением буквы, совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное  пособие  используется на занятиях, только дополняется  фишками,  которые  будут служить «рубашками» для «девочек»  и  «мальчиков».  Мягкие  и  твёрдые согласные будут различаться по цвету. Я использую  два цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и в данном пособии фишки — «рубашки» двух  цветов: синий цвет – твёрдые согласные,  зелёный  цвет  –  мягкие  согласные.  Для наглядности я также использую пособия «Домики» : «Красный» -  для гласных, «Синий»  - для твёрдых согласных, «Зелёный» -  для мягких согласных)

        Звонкость  и  глухость согласного будет обозначаться наличием  колокольчика или его  отсутствием  на  фишке - «рубашке». Тактильное  ощущение  вибрации   голосовых связок переходит в зрительный образ  - «колокольчик». Для наглядности я использую пособие «Домик»: на крыше возле колокольчика находятся согласные которые всегда звонкие – М,Н,Л, Р, Й; В домике находятся звонкие согласные у которых есть глухие парные согласные В – Ф, З – С, Д –Т, Ж –Ш, Г –К, Б – П,  в самом низу в подвале «живут» согласные, которые всегда глухие – Ц, Ч, Щ,Ф,Х . Данные пособие используется на каждом занятии по обучению грамоте, что позволяет совершенствовать навыки звукового анализа  и  синтеза слов. Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги и слова из пройденных букв. Использование на занятии данного  пособия, позволяет  составлять  и  анализировать  слова  любой   звукослоговой структуры, что решает задачу опережающего обучения. Данный приём  позволяет  широко  раскрыть  все  возможности  звукового аналитико-синтетического метода профилактики дислексии.

     Для дифференциации звуков и определения звука в слове использую такие игры как «Волшебные шары», «Карусель», «Бусы».

   При обучении детей составлению слогов и их слиянию в звукокомплекс очень удобна игра «Капитан» и «Дружат звуки».

 Большое количество игр и упражнений по звуковой культуре речи дано в приложении.

11. АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ

Проведённая работа по звуковому аналитико-синтетическому методу профилактики дислексии у детей дошкольного возраста с логопедическим заключением ФФН:

  • Помогает  развитию  фонематического  восприятия.
  • Способствует  устранению всех недостатков в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).
  • Помогает  развитию навыков звукового анализа и синтеза.
  • Способствует  обогащению  словарного  запаса.
  • Способствует   развитию лексико-грамматических навыков.
  • Способствует развитию связной речи.

Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду являются:

  • формирование звукопроизношения;
  • развитие фонематического восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.

Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь-июнь). В его базе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью особых приёмов я исправляю  произношение звуков,  либо уточняю  их артикуляцию. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на базе осознанного контроля за своими кинестетическими и слуховыми чувствами на всех этапах обучения смешивается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных, либо уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит сразу с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таковым образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и приготовить детей к усвоению грамоты.

        12. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА.

        Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, сказок о язычке и звуках эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей, речь и подводит их к успешному овладению чтением.                                                                                                    Представленная  система работы направлена не только овладение навыком чтения, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности

           13. РЕКОМЕНДАЦИИ.

  • Чтобы добиться успеха и не отбить у ребенка интерес к развивающим занятиям, необходимо следовать определенным правилам :
  • Занимаясь с ребенком, соблюдайте последовательность этапов. Не ждите слишком быстрых результатов. Учитывайте особенности ребенка: некоторым детям для усвоения материала необходимо неделю играть с одной и той же буквой, звуком, а другие за один день могут запомнить пол-алфавита или научиться правильно расставлять ударения.
  • Используйте для занятий как можно больше наглядных материалов: цветных картинок, кубиков, игрушек, реальных предметов, рисуйте то, о чем идет речь в задании (животных, машинки и т.д.), потому что маленькому ребенку трудно воспринимать информацию на слух.
  • Избегайте монотонности и однообразия: не занимайтесь с ребенком одним типом заданий более 10 минут, прерывайтесь на физкультурные разминки, рисование, совместный поиск чего-то нужного для занятий.
  • Играйте с ребенком в школу, где вы будете учеником, а он - учителем. Когда ребенок усвоит, например, названия букв, превратитесь в Незнайку, который все путает и ошибается, пусть малыш исправляет ваши ошибки.

Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок! Эти занятия должны доставлять ему удовольствие.


                    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

   1. Л.С. Волкова «Логопедия». -  М.,1989

   2. Р.Е. Левина   «Основы теории и практики логопедии». - М., 1968.

   3. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина «Основы логопедии». - М.,1989

   4.  Н.С.Жукова,   Е.М.Мастюкова,   Т.Б.   Филичева   «Преодоление   общего недоразвития речи». - М., 1990

   5. А.Н. Корнев «Дислексия и дисграфия у детей». -  С Петербург 1995

  6. Бондаренко А.К. «Дидактическая игра в детском саду». – М.: Просвещение, 1991

   7. Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит». - С Петербург, 1997

   8.  Т.А. Ткаченко «В первый класс без дефектов речи». -  С Петербург 1999

   9.  В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева «Чтение и письмо». -  М., 1995

  10.   Т.Б.  Филичева  Г.В.  Чиркина  «Подготовка  к  школе  детей  с   общим  недоразвитием речи в условиях специального детского сада». -  М.,1993

   11.  И.А. Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме». – С Петербург, 2005

   12. Н.Ю.Костылёва «Покажи и расскажи». - М., 2007

   13. И.А.Кравченко «Игры и упражнения со звуками и словами». - М., 1999

   14. Н.Е.Ильякова «Я вас различаю». -  М., 2003

   15. И.П. Бурдина «Играем в слова, Читаем слова». -   г. Киров., 2010

   16.  И.П. Бурдина «Делим слово на слоги» -   г. Киров., 2010

  17.  И.П. Бурдина «Читаем предложения». -    г. Киров., 2010

  18. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Мяч и речь». – СПб.: Дельта, 2001

 19.        Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении». Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного логопеда. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвяз...

Собственная методическая разработка: "Развитие фонематических процессов, как фактор профилактики дислексии у дошкольников с ТНР"

Актуальность данной темы очевидна так, как коррекционное развитие включает в себя не только исправление первичного дефекта, но и обязательную подготовку к школе, а детей с речевой патологией становитс...

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у до-школьников с общим недоразвитием речи».

Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи»....

Профилактика дислексий у дошкольников 6–7 лет с общим недоразвитием речи

В материале можно узнать что такое дислексия и причины ее возникновения, а также предупреждение нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. В материале даны образцы приемов используемы...

Консультация на тему: "Профилактика дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями".

В консультации дано краткое описание понятия - дислексия и предложены игры на коррекцию дислексии....

Игры и упражнения для профилактики дислексии у дошкольников

В последнее время всё чаще и чаще учителя начальных классов и учителя-логопеды сталкиваются с такой проблемой, как  дислексия у обучающихся. Дислексия - это специфическое  нарушение про...