Консультация для воспитателей
статья (логопедия) по теме

Шапошникова Нина Владимировна

Тема:«Развитие коммуникативной компетентности  участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Развитие коммуникативной компетентности  участников педагогического процесса в логопедической группе для детей с ОНР»

Цель: Повышение коммуникативной компетентности педагогов, работающих в логопедических группах для детей с ОНР.

Контингент участников: воспитатели логопедических групп ДОУ.

Коммуникативная компетентность участников педагогического процесса предполагает сформированность речевоой деятельности,  различных способов общения (вербального и невербального, межличностного и делового) между педагогами, детьми и их родителями. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. 

У детей с речевой патологией нарушаются все речевые функции, и прежде всего коммуникативная. При установлении коммуникативных взаимоотношений у детей с ОНР наблюдается недостаточность как вербального, так и невербального взаимодействия. Ограниченность, примитивность лексики, а порой и полное ее отсутствие, аграмматизмы, несвязность высказываний, недостаточный уровень понимания обращенной речи затрудняют процесс полноценного общения. Совместная игровая деятельность характеризуется кратковременностью, бедностью сюжета, в связи с низкой речевой активностью.

 Многочисленные исследования Б. М. Гриншпун, Г. В. Гуровец, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Л. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и других авторов указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов. А. А. Леонтьев подчеркивает разную природу коммуникативных умений и навыков: речевые навыки по преимуществу механические, а речевые умения носят творческий характер. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы с данной категорией детей, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие вопросы формирования коммуникативных умений остаются малоразработанными.

Актуальность проблемы общения подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержания и приемов коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных навыков и умений у детей.

Педагоги дошкольных учреждений должны понимать необходимость создания адекватных условий для успешного овладения  детьми с ОНР коммуникативными взаимоотношениями. Требуется выработать модель общения взрослых и детей, организовать педагогический процесс с учетом закономерностей формирования коммуникативных умений у детей в онтогенезе, направить весь коррекционно-педагогический процесс на сотрудничество всех его участников: педагогов,  родителей и детей, умения посредством речи решать задачи в различных видах деятельности. Родители наряду с педагогами должны придерживаться единой методической базы. Ее содержание разрабатывают совместно воспитатели и логопед при поддержке родителей. В рамках консультаций, собраний, информационных блоков, индивидуальных бесед, анкетирования, домашних заданий, посещения семей, педагоги знакомят родителей с задачами, методами и приемами работы по обогащению коммуникативного опыта у детей с ОНР, предлагают различные формы сотрудничества, обмен опытом.  

 Педагогам, в свою очередь, необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально-психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса. Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики. К профессиональным знаниям и умениям относятся: информационные умения, организаторские умения, коммуникативные умения и умения морально-волевой саморегуляции. Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности. Педагогу важно придерживаться "золотой середины" во взаимоотношениях детьми и их родителями. Взрослые не должны подгонять развитие ребенка. Эталоном общения можно считать позицию: "рядом", "наравне", "вместе", но чуть "впереди".

Планируя коммуникативные ситуации в работе с детьми неоходимо придерживаться исследовательских методов, а не трансляцию знаний, которая является малопродуктивной в коррекционно-педагогическом процессе. Не исключена и полная импровизация общения. Главное - это создание диалога, взаимодействия, совместного решения посавленной задачи.

Диалог подразумевает вопрос и ответ. Вопросы в диалоге должны задавать не только взрослые. Важно подвести к постановке вопроса самих детей. Ведь именно этот процесс у дошкольников с ОНР зачастую западает. Вопросы могут быть уточняющие (например: "Верно ли...", "Надо ли...", "Должен ли..." и другие), восполняющие (неопределенные, непрямые, обычно включают слова "где, когда, кто, что, почему, какие", могут быть простые м сложные). Какие вопросы наиболее продуктивны на различных этапах исследовательского поиска ребенка? (см.: Ландау Э. Одаренность требует мужества; Психологическое сопровождение одаренного ребенка. М., 2002).

  • Описательные вопросы ("Кто? Как? Что? Где? Когда?). Они больше связаны с настоящим и описывают ситуацию "здесь и сейчас", что позволяет ее осмыслить. Ребенок учится наблюдать, описывать, вырабатывает уверенность в понимании настоящего, в проблемной ситуации.
  • Казуальные вопросы ("Почему? Отчего?"). Этот уровень требует понимания и установления связей (ассоциаций).
  • Субъективные вопросы ("Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую? Когда я видел или переживал что-либо подобное?"). На этом этапе дети опираются на аналогии и ассоциации. Это не только помогает пониманию проблемы, но и развивает мышление, содействует вовлечение в проблему.
  • Воображаемые вопросы ("Что было бы, если? Что случилось бы, если?"). Эти вопросы непродуктивно задавать в начале изучения проблемы, т. к. уносят фантазию "куда-то за облака".
  • Оценочные вопросы следуют за воображаемыми ("Что лучше? Что правильнее?").

Необходимо приучать детей к дальнейшим вопросам: "Что еще может интересовать тебя в этой проблеме? Что еще ты можешь предложить или сделать?".

Развивая речь дошкольников, необходимо развивать культуру мышления. Исследовательская деятельность предполагает способность к обобщению, определению понятий, классификации, анализу, умозаключению. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение может быть явным, описательным, вербальным (или логическим). Приемы формирования понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, ограничение и обобщение понятий, загадки. С точки зрения исследовательсекой деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др. Т. е. необходимо научить ребенка переходить от конкретного предмета и отдельного факта к  образному мышлению, абстрактному обобщению.

Культура общения должна включать в себя речевые навыки, речевой этикет, невербальные средства общения, которые также должны развиваться в ходе общения, игровых ситуаций, специально организованной и свободной деятельности детей.

Формирование коммуникативной компетентности у дошкольников с ОНР, построеннной на личностно-ориентированном подходе,  важный фактор в успешной социализации их в дальнейщей жизни.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...


 

Комментарии

Белова Людмила Ивановна

Полностью согласна с вашим мнением. Спасибо за интересный опыт.