"Спичка - невеличка, а от нее великан"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Царенко Елена Николаевна

В наше время очень актуальны вопросы безопасности детей. Представляю вашему вниманию конспект занятия "Спичка-невеличка, а от нее великан". Цель данного занятия - формирование знаний детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Спичка-невеличка, а от нее великан»

(Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы с ФФНР).

Цель:

"        Формирование знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

Задачи:

- продолжать учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах  возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

- продолжать знакомить детей с огнем и его свойствами;

- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

- упражнять в составлении предложений разных семантико-синтаксических структур;

- автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков в спонтанной речи;

-развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную, двигательную память;

- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища

Предварительная работа:

"        Рассматривание иллюстраций о пожаре.

"        Чтение произведений :

- сказка "Огневик и облачные слоны" [Журнал "Жили - были" №6 2003г стр.16],

- "Кошкин дом" С.Я. Маршак,

- "Дядя Степа" С. Михалков,

- "Пожарные собаки" Л.Н. Толстой.

"        Заучивание стихотворения Е. Ильина "Нам без доброго огня…" (индивидуально).

"        Ознакомление с правилами пожарной безопасности.

"        Экскурсия по детскому саду.

"        Рассматривание дерева, поврежденного пожаром.

Оборудование и материалы:

"        Изображение горящего леса;

"        красный воздушный шар,

"        предметные картинки: огонь, вода, песок, земля, снег, бумага, сухие листья, пенопласт;

"        металлический поднос,

"        свеча,

"        спички,

"        контейнеры с водой, песком, землей,

"        стеклянная колба (банка);

"        карточки, поделенные  на две части с улыбающимся и грустным человечками, цветные карандаши.

Ход занятия:

Логопед: Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.

Ребёнок:                                   Нам без доброго огня

                Обойтись нельзя и дня,

                Он надёжно дружит с нами,

                Гонит холод, гонит мрак.

                Он приветливое пламя

                Поднимает будто флаг.

                Всем огонь хороший нужен

                И за что ему почёт.

                Что ребятам греет ужин,

                Режет сталь и хлеб печёт.

                                                                   [Е.Ильин]                        

Логопед: Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.

-От чего происходят пожары?

Дети: От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.

 Логопед: Давайте рассмотрим эту картинку.(Приложение 1) Что вы на ней видите?

Дети:  Здесь изображён  пожар. Пылает лес.

Логопед: А по каким причинам мог загореться лес?

Дети: - Ударила молния о время грозы.

           - Бросили люди не затушенную сигарету.

           - Развели костер туристы и не потушили.

Логопед:  А могли ли дети играть спичками?

Логопед: Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось, и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.

-Почему убежали дети? Как в этом случае им  нужно было поступить?

Дети: Они испугались. Детям надо было рассказать взрослым. Позвонить в пожарную охрану.

Логопед: Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.

Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём. Ответьте на мои вопросы:

1.Кто такие пожарные?( Люди, которые тушат пожары, спасают от огня вещи, животных, других людей…)

2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?(01)

3.Почему пожарная машина красная?( Чтобы ее видели другие машины и пропускали вперед)

4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести? ( Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем  ее водой, дышим через повязку. Стараемся сидеть, как можно ниже, там дыма меньше.)

5. Какие огнеопасные предметы вы знаете? ( Спички, утюг, печка, телевизор….)

6. Какой пожарный инвентарь есть в детском саду? (Огнетушители, пожарные шланги, песок …)

Логопед: А сейчас давайте поиграем.

Игра "Воздушный шар"

Дети стоят в кругу. У логопеда в руках красный воздушный шар. Он читает стихотворение. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому ребенку.

Ведущий: Ра-ра-ра: начинается игра.

Логопед:

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет злой ...

1-й ребенок ... Пожар (передача шара)

Логопед: Раз, два, три четыре. У кого пожар в ...

2-й ребенок ... квартире (передача шара)

Логопед: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил ...

3-й ребенок .. .утюг (передача шара)

Логопед: Красный отблеск побежал, кто со спичками ...

4-й ребенок ... играл? (передача шара)

Логопед: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над .

5-й ребенок ... газом? (передача шара)

Логопед: Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег...

6-й ребенок .. .траву? (передача шара)

Логопед: Кто в огонь бросал при этом незнакомые ...

7-й ребенок ...предметы? (передача шара)

Логопед: Помни, каждый гражданин этот номер ....

8-й ребенок ...01 (передача шара)

Логопед: Дым увидел, не зевай! И пожарных ...

9-й ребенок ... вызывай! (передача шара)

Логопед: Если огонь становится опасным, как человек может с  ним справиться?

Дети: Его нужно потушить.

Игра "Потуши пожар"

На мольберте - картинка с изображением огня. На столе - предметные картинки: огонь, вода, песок, земля, снег, бумага, сухие листья, пенопласт. (Приложение 2)

Дети   делятся на две команды, по очереди подбегают к "огню", тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята, вы  быстро потушили  пожар. А давайте проверим правильность ваших утверждений. У меня в контейнерах хранится материал, который   используется для тушения огня. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание логопеда). Что происходит и почему?

Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Логопед: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Логопед:  А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны - сидите тихо.

 - Уходя из дома, необходимо гасить свет.

 - Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

 - Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил "Всё равно вечером приду, и буду смотреть".

 - Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.

 - Если случится пожар, я позвоню по телефону "25"

Логопед: В народе говорят: "Спичка - невеличка, а от неё великан". Почему?

( Ответы детей)

 Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

Логопед: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Я предлагаю вам  поиграть в игру "Польза и вред огня". Логопед раздает карточки, поделенные  на две части с улыбающимся и грустным человечками.  В одной части карточки дети рисуют пользу, которую приносит огонь, а в другой -  вред. (Приложение 3)

Логопед: А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

у того пожар возможен,

 Ребята, помните, о том,

 что нельзя шутить с огнем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по пожарной безопасности "Эта спичка невеличка"

Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе...

Презентация проекта "Эти спички-невелички - уж такие добряки, раздают всем огоньки"

Проект "Эти спички-невелички - уж такие добряки, раздают всем огоньки" направлен на работу с детьми среднего дошкольного возраста по пожарной безопасности....

Спичка невеличка - огонь великан.

Коллективная работа логопедической группы, по ОБЖ....

Проект по пожарной безопасности в средней группе на тему: «Спичка – невеличка, а огонь – великан»

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Но не все детские забавы безоп...

Познавательно-исследовательский проект "Спичка, спичка невелички, младшая огню сестричка"

Данный проект позволяет в игровой форме дать детям знания пожарной безопасности, рассказать историю огня и спички....

Методическая разработка проектной деятельности по ОБЖ Тема: «Спичка невеличка, огонь великан».

Рождение проблемы: среди многих причин пожаров есть – детская шалость с огнем.Каждый двадцатый пожар в России происходит в результате детской шалости или неосторожности с огнем. Дети, оставшись ...

Проект "Спичка невеличка и Огонь великан" подготовительная группа.

Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Задачи проекта:уточнять, систематизировать и углублять знания детей о правилах пожар...