Главные вкладки

    "Спичка - невеличка, а от нее великан"
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Царенко Елена Николаевна

    В наше время очень актуальны вопросы безопасности детей. Представляю вашему вниманию конспект занятия "Спичка-невеличка, а от нее великан". Цель данного занятия - формирование знаний детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Спичка-невеличка, а от нее великан»

    (Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы с ФФНР).

    Цель:

    "        Формирование знания детей о причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре.

    Задачи:

    - продолжать учить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;

    - закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах  возникновения пожара и правила поведения при пожаре;

    - продолжать знакомить детей с огнем и его свойствами;

    - расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;

    - упражнять в составлении предложений разных семантико-синтаксических структур;

    - автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков в спонтанной речи;

    -развивать мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную, двигательную память;

    - воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности; доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища

    Предварительная работа:

    "        Рассматривание иллюстраций о пожаре.

    "        Чтение произведений :

    - сказка "Огневик и облачные слоны" [Журнал "Жили - были" №6 2003г стр.16],

    - "Кошкин дом" С.Я. Маршак,

    - "Дядя Степа" С. Михалков,

    - "Пожарные собаки" Л.Н. Толстой.

    "        Заучивание стихотворения Е. Ильина "Нам без доброго огня…" (индивидуально).

    "        Ознакомление с правилами пожарной безопасности.

    "        Экскурсия по детскому саду.

    "        Рассматривание дерева, поврежденного пожаром.

    Оборудование и материалы:

    "        Изображение горящего леса;

    "        красный воздушный шар,

    "        предметные картинки: огонь, вода, песок, земля, снег, бумага, сухие листья, пенопласт;

    "        металлический поднос,

    "        свеча,

    "        спички,

    "        контейнеры с водой, песком, землей,

    "        стеклянная колба (банка);

    "        карточки, поделенные  на две части с улыбающимся и грустным человечками, цветные карандаши.

    Ход занятия:

    Логопед: Огонь - давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах. Люди склоняют головы перед вечным огнём у памятников героям.

    Ребёнок:                                   Нам без доброго огня

                    Обойтись нельзя и дня,

                    Он надёжно дружит с нами,

                    Гонит холод, гонит мрак.

                    Он приветливое пламя

                    Поднимает будто флаг.

                    Всем огонь хороший нужен

                    И за что ему почёт.

                    Что ребятам греет ужин,

                    Режет сталь и хлеб печёт.

                                                                       [Е.Ильин]                        

    Логопед: Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.

    -От чего происходят пожары?

    Дети: От искры, от молнии, от не затушенной сигареты, от брошенной горящей спички.

     Логопед: Давайте рассмотрим эту картинку.(Приложение 1) Что вы на ней видите?

    Дети:  Здесь изображён  пожар. Пылает лес.

    Логопед: А по каким причинам мог загореться лес?

    Дети: - Ударила молния о время грозы.

               - Бросили люди не затушенную сигарету.

               - Развели костер туристы и не потушили.

    Логопед:  А могли ли дети играть спичками?

    Логопед: Помните, мы с вами рассматривали дерево, которое пострадало от огня. Дети играли около дерева и решили зажечь тополиный пух. Пух очень красиво и заманчиво горел, детям это нравилось, и они не заметили, как загорелась трава и от неё дерево. Потом они испугались и убежали. Когда взрослые заметили огонь, дерево уже пострадало.

    -Почему убежали дети? Как в этом случае им  нужно было поступить?

    Дети: Они испугались. Детям надо было рассказать взрослым. Позвонить в пожарную охрану.

    Логопед: Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. И пожар был бы затушен, не причинив, дереву большого вреда.

    Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём. Ответьте на мои вопросы:

    1.Кто такие пожарные?( Люди, которые тушат пожары, спасают от огня вещи, животных, других людей…)

    2.Какой номер телефона нужно набирать в случае пожара?(01)

    3.Почему пожарная машина красная?( Чтобы ее видели другие машины и пропускали вперед)

    4.В квартире много дыма, как необходимо себя вести? ( Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем  ее водой, дышим через повязку. Стараемся сидеть, как можно ниже, там дыма меньше.)

    5. Какие огнеопасные предметы вы знаете? ( Спички, утюг, печка, телевизор….)

    6. Какой пожарный инвентарь есть в детском саду? (Огнетушители, пожарные шланги, песок …)

    Логопед: А сейчас давайте поиграем.

    Игра "Воздушный шар"

    Дети стоят в кругу. У логопеда в руках красный воздушный шар. Он читает стихотворение. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому ребенку.

    Ведущий: Ра-ра-ра: начинается игра.

    Логопед:

    Где с огнем беспечны люди,

    Там взовьется в небе шар,

    Там всегда грозить нам будет злой ...

    1-й ребенок ... Пожар (передача шара)

    Логопед: Раз, два, три четыре. У кого пожар в ...

    2-й ребенок ... квартире (передача шара)

    Логопед: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил ...

    3-й ребенок .. .утюг (передача шара)

    Логопед: Красный отблеск побежал, кто со спичками ...

    4-й ребенок ... играл? (передача шара)

    Логопед: Стол и шкаф сгорели разом, кто сушил белье над .

    5-й ребенок ... газом? (передача шара)

    Логопед: Пламя прыгнуло в листву, кто у дома жег...

    6-й ребенок .. .траву? (передача шара)

    Логопед: Кто в огонь бросал при этом незнакомые ...

    7-й ребенок ...предметы? (передача шара)

    Логопед: Помни, каждый гражданин этот номер ....

    8-й ребенок ...01 (передача шара)

    Логопед: Дым увидел, не зевай! И пожарных ...

    9-й ребенок ... вызывай! (передача шара)

    Логопед: Если огонь становится опасным, как человек может с  ним справиться?

    Дети: Его нужно потушить.

    Игра "Потуши пожар"

    На мольберте - картинка с изображением огня. На столе - предметные картинки: огонь, вода, песок, земля, снег, бумага, сухие листья, пенопласт. (Приложение 2)

    Дети   делятся на две команды, по очереди подбегают к "огню", тушат пожар: первый ребенок тушит песком, второй землей, третий снегом, четвертый заливает водой, и т.д.

    Логопед: Молодцы, ребята, вы  быстро потушили  пожар. А давайте проверим правильность ваших утверждений. У меня в контейнерах хранится материал, который   используется для тушения огня. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (Ребенок выполняет указание логопеда). Что происходит и почему?

    Дети: Огонь погас, потому что он боится воды.

    Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

    Логопед: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы.  Горящую сечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?  Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

    Логопед:  А сейчас я буду произносить фразу и, если вы со мною согласны, хлопайте в ладоши, если не согласны - сидите тихо.

     - Уходя из дома, необходимо гасить свет.

     - Если взрослых нет дома, можно взять спички и немного поиграть.

     - Незнайка утром смотрел телевизор и решил его не выключать, когда уходил "Всё равно вечером приду, и буду смотреть".

     - Загорелся Кошкин дом, она спряталась под кровать.

     - Если случится пожар, я позвоню по телефону "25"

    Логопед: В народе говорят: "Спичка - невеличка, а от неё великан". Почему?

    ( Ответы детей)

     Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

    Дети: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

    Логопед: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

    Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

    Я предлагаю вам  поиграть в игру "Польза и вред огня". Логопед раздает карточки, поделенные  на две части с улыбающимся и грустным человечками.  В одной части карточки дети рисуют пользу, которую приносит огонь, а в другой -  вред. (Приложение 3)

    Логопед: А на прощанье хочу дать вам один совет:

    Кто с огнем неосторожен,

    у того пожар возможен,

     Ребята, помните, о том,

     что нельзя шутить с огнем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по пожарной безопасности "Эта спичка невеличка"

    Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе...

    Презентация проекта "Эти спички-невелички - уж такие добряки, раздают всем огоньки"

    Проект "Эти спички-невелички - уж такие добряки, раздают всем огоньки" направлен на работу с детьми среднего дошкольного возраста по пожарной безопасности....

    Игра-драматизация сказки "Кошкин дом" и стихотворения "Спичка -невеличка"

    Сценарий игры-драматизации сказки "Кошкин дом" и стихотворения "Спичка-невеличка"...

    Спичка невеличка - огонь великан.

    Коллективная работа логопедической группы, по ОБЖ....

    Проект по пожарной безопасности в средней группе на тему: «Спичка – невеличка, а огонь – великан»

    В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Но не все детские забавы безоп...

    Краткосрочный проект по пожарной безопасности Спичка невеличка, а огонь великан!

    Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей  о правилах пожарной...

    Познавательно-исследовательский проект "Спичка, спичка невелички, младшая огню сестричка"

    Данный проект позволяет в игровой форме дать детям знания пожарной безопасности, рассказать историю огня и спички....