Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.
статья по логопедии по теме

Рябкова Татьяна Сергеевна

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prosodika.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие просодической стороны

речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте»

Развитию просодической стороны речи много внимания уделяется при обучении дошкольников устной речи: заучивание стихов, загадок, диалогов, драматизации. Дети практически знакомятся с различными интонациями, с логическим ударением, паузами, учатся моделировать силу и высоту голоса.

Работа по развитию интонационной выразительности у детей продолжается при обучении чтению коротких предложений при помощи знаков в конце предложения (точка, вопросительный и  восклицательный знаки). Для занятий с читающими детьми мной было изготовлено пособие. Дети уже знакомы с особенностями интонации, они умеют интонационно передать вопрос и восклицание. Начав работу над этим видами интонации при обучении чтению, детям сообщается, что для того, чтобы передать их на письме, люди используют различные знаки. В этом детям помогают символы:

          

Чтобы детям было легче соотнести значения символов с нужной интонацией и запомнить их, я использовала в своем пособии следующие картинки-рожицы:

    

Здесь внимание детей следует обратить на то, что восклицание может носить веселый или грустный оттенок.

На начальном этапе можно использовать такой прием: педагог произносит вслух предложение с определенной интонацией (нейтральной, вопросительной, с восклицанием – грустно или весело), дети должны выбрать определенную рожицу и символ, обозначающий знак. Здесь им помогает цвет картинок.

Затем можно предложить детям придумать предложение, которое соответствует определенному знаку.

В последующей работе подобные приемы я использую при чтении детьми простых предложений.

Здесь следует заметить, что работа по чтению предложений с вопросительной интонацией начинается с чтения предложений, содержащих вопросительные слова (как, когда, куда и т.д.). дети учатся прочитывать вопросительный знак в конце предложения (обычно дети передают интонацию при повторном чтении). Перед прочтением предложения, следует обратить внимания ребенка на знак, стоящий в конце.

Подобным образом ведется работа по чтению предложений, имеющих эмоциональную окраску, то есть с восклицательным знаком на конце.

Когда этап чтения эмоционально окрашенных и вопросительных предложений, содержащих вопросительное слово, отработан, можно начинать занятия по закреплению употребления знаков в конце предложения и их дифференциации с помощью изготовленного мною пособия.

Пособие состоит из набора карточек с написанными на них предложениями. Пособие содержит комплекты по три карточки разных цветов (соответствующих символам, обозначающим знаки препинания) с написанными на них одинаковыми предложениями, имеющими в конце разные знаки.

Весь речевой материал подобран таким образом, чтобы в конце каждого предложения можно было поставить любой из трех знаков.

«Мы выиграли. Мы выиграли! Мы выиграли?»

«Мы идём гулять. Мы идём гулять? Мы идём гулять!» и т.п.

Работу с данным пособием целесообразней проводить индивидуально или с подгруппой детей. Вариантов работы может быть несколько:

1. У  детей на столах лежат комплекты из трех карточек (у всех одинаковые). Педагог читает предложение с определенной интонацией – нейтральной, вопросительной, с восклицанием (грустно или весело). Дети, анализируя услышанное, указывают или поднимают нужную карточку, затем прочитывают написанное, стараясь голосом передать интонацию.  При затруднении им на помощь приходит цвет, в который окрашены знаки-символы, рожицы и сами карточки, содержащие речевой материал.

2. Педагог указывает на карточку, дети прочитывают нужной интонацией. Например: «Прочитай первую сверху карточку» или «Прочитай желтую карточку». Этот вид работы предполагает последовательное усложнение:

- Педагог показывает знак (точку, восклицательный знак или вопросительный знак), ребенок выбирает из трех соответствующую карточку и прочитывает.

- Педагог показывает нецветной символ-рожицу, ребенок выбирает из трех соответствующую карточку и прочитывает с нужной интонацией. При затруднении можно показать символ, окрашенный в соответствующий цвет.

3. Третий вариант работы возможен при работе с подгруппой из трех человек. У детей на столах лежит по одной карточке разных цветов с одинаковыми предложениями на них, но разными знаками в конце. Педагог читает вслух предложение с определенной интонацией. Свою карточку должен поднять, а потом прочитать тот ребенок, у которого карточка с нужной интонацией.

Возможны еще варианты работы с пособием, мной перечислены основные, наиболее часто используемые.

Для детей, которые еще не очень уверенно читают и больше сосредотачиваются на технической стороне процесса чтения, а также для малоэмоциональных детей, можно использовать картинки с изображением детей, на которых ярко видна эмоциональная окраска:

                  

На следующем этапе работы по развитию просодической стороны речи, когда дети научатся легко передавать и различать интонацию с помощью знаков в конце предложения, можно использовать подобные приёмы, но без подкрепления цветом, то есть на черно-белых карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Советы для родителей дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Коррекционная Программа  с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи предполагает систему  в работе по формированию фонематического слуха и по подготовке к обучению грамоте. Родите...

Краткий свод правил для дошкольников при подготовке к обучению грамоте

Овладевая фонемным анализом, дети формируют чувственные представления о звуках речи....

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Думаю, что дидактические игры, подобранные мной, будут интересны идля воспитателей, и для родителей....

Занимательные игры для старших дошкольников по подготовке к обучению грамоте

Представленные игры по обучению грамоте способствуют развитию прежде всего навыку звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха, связной речи, логического мышления, обогащению словарного за...

Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте

laquo;Найди букву»Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.    Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находит...

Интерактивная презентация "Дидактические игры для дошкольников по подготовке к обучению грамоте"

Цель: совершенствование навыков звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия....