Консультации для родителей о речи детей в раннем возрасте.
статья (логопедия) по теме

Дубровина Наталья Александровна
 

Речевое развитие в раннем возрасте.

 В первые месяцы жизни ребенок не может произнести ни одного слова,но -это очень важный период в развитии его речи.В этот период ребенок чутко улавливает все звуки и слова,обращенные к нему.Он издает короткие звуки,таким образом вступает в общение через звуки и жесты.На втором и третьем месяце жизни ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка.Это-гуление,называемое так по сходству со звуками,издаваемыми голубями.Это общение необхоимо поддерживать,улыбаться в ответ,повторять звуки за ребенком,вносить звуковое разнообразие.Это первый диалог с ребенком.Его первый опыт общения.

Затем появляется лепет.Лепетать ребенок начинает в возрасте полугода.Это сочетание-согласный плюс гласный.Лепет усложняется ,слоговые цепочки удлиняются,прибавляются разнотипные слоги.Происходит тренировка речевого аппарата,ребенок слушает звуки,подражает им,старается произнести самто,что услышал.Меняется дыхание,сила голоса,громкость звуков.Сначала появляются губные согласные-Б П М,затем переднеязычные Д Т.

Около года лепет ребенка вступает в следующую стадию развития. Кажется ,что ребенок говорит на собственном языке.Время появления этих стадий может варьироваться или накладываться друг на друга.Большинство детей лепечут до полугода,а то и до двух лет.

 

Диалог матери и ребенка.

 

В русской культуре традиционо считается,что с ребенком необходимо общаться ,начиная с момента рождения.Любая мать,воспитывая малыша,говорит как-бы на двух я зыках:на одном она говорит со своим ребенком,на втором-со всеми остальными людьми.Если прислушаться к ее голосу,раздающемуся из соседней комнаты,всегда можно понять,говорит ли она со своим ребенком или с кем-то из взрослых.

Боле того,мать по-разному говорит с годовалым,двухлетним или пятилетния ребенком.Наделенная интуицией,мать начинает говорить со своим малышом сразу росле его рождения.Она беседует с ним,когда кормит его,укладывает спать и т. д.Не расчитывая в первое время на его ответную реакцию,она как-бы тем не менее оставляет место для его реплики,а иногда и отвечает за него.В возрасте до двух лет обращенная к малышу речь матери на 60 %состоит из вопросительных предложений.Мать задает вопросы уже двух-трехмесячному ребенку.

Почему вопросы занимают такое большое место в речи матери?Вопросы как нелья лучше активизируют малыша,заставляют его так или иначе отреагировать на реплику матери.Вопросительные реплики обычно ярко интонационно окрашены,что облегчает их восприятие ребенком.Мать задает вопросы и не преследует цели получить какую-нибудь информацию.Мать задает вопросы,не преследуя цели получить какую-нибудь информацию.Самый частый вопрос,который задают даже еще не способному произнести ни одного слова малышу,это вопрос типа:Где мама?,Где у Миши глазки?(о нем самом),добиваясь,чтобы он показал пальцем на себя самого,на свое отражение в зеркале или на фотографию.

Во многих случаях с помощью вопросов мать пытается побудить ребенка произвести какое-нибудь действие:,,Как ты куклу спать укладываешь?,, ,,Как ты на балалайке играешь?,,Сам будешь кушать?,,

Во многих случаях просят воспроизвести каое-либо звукоподражание:,,Как собачка,(кошечка,курочка делает?,,Вопрос может быть толчком к общению:,,Папу нарисовала?,,,,Никак?Надо посадить куколку?,,Подобные вопросы являются своеобразным способом ведения диалога.

Ребенок еще слишком мал,чтобы повторить слова вслед за взрослым,но матери пока достаточно просто напомнить ребенку слово,которое он,по ее мнению,знает.

Когда ребенок уже начинает произносить слова,матери начинают использовать вопросы для обучения ребенка названиям тех или иных предметов.Происходит своего рода ,,навешивание ярлыков,, на окружающие предметы и явления,причем мать все время контролирует,насколько успешно ребенок продвигается в указанном направлении.

Самые распространенные вопросы, обращенные к ребенку в возрасте от года до двух лет:,,Это кто?,, ,,,Это что?,,Если ребенок не реагирует так,как хотелось бы матери,она перестраивает вопрос используя иную конструкцию,требующую лишь реакции,,да,, или ,,нет,,:,,Это мышка?Да?Мышка?,,Если ребенок отвечает ,и мы не можем указать границы между словом и звуком,похожим ,который может быть весьма далеким от слова мышка,то мать радостно соглашается:,,Правильно,мышка!..

Внимательная мать задает вопросы,которые ребенок в состоянии понять,даже если он еще не может правильно ответить.В некоторых случаях вопросы могут носить слегка опережающий характер,относясь к зоне ,,ближайшего развития,,Почти не приходится слышать вопросов ,,когда?,, , ,,почему?,, т. п.,обращенных к ребенку до двух лет.

Далее порядок обычно следующий:сначала ,,где?.. , ,,как?,, и ,,что?,, , позднее-..когда?,, ,  ,,почему?,, , ,,зачем?,,

Еще одно существенное свойство речи,адресованное ребенку,-частые повторы,обычно сопровождаемые перестановкой компонентов предложения:,,Мячик упал у Мишеньки?Дай мне мячик. Красивый мячик.,,Это помогает выделить в речи отдельные слова.Ведь для маленького ребенка речь взрослого человека первоначально представляет собой единый звуковой поток,неделимый на части,подобно тому как для нас единый звуковой поток представляет речь на незнакомом языке, и мы не можем указать границы не только между словами,но и часто между предложениями.

Говоря с малышом взрослые интуитивно стараются правильнее строить предложения,планировать их структуру,договаривать мысль до конца.Все это облегчает ребенку как восприятие содержания речи,так и построение собственной языковой системы.

Одно из важных качеств речи матери-обработка речи ребенка.Во-первых,мамы повторяют многое из сказанного ребенком,исправляя эти фрагменты в звуковом и грамматическом отношении.Во-вторых,повторяя ,они  в ряде случаев расширяют высказывания ребенка,вводя в них дополнительные компоненты,помогая достраивать фразу.При этом мать как бы учит ребенка языку,шлифуя и отрабатывая с ним различные звуковые модели.Эта работа все время остается завуалированной,оттесненной на задний план,а на первом плане-содержание речи.Мать редко впрямую поправляет ребенка:,,Не искаю,а ищу,, , ,,Не лыбка,рыбка,,.Она реагирует прежде всего на содержание его фразы.Однако подспудно все время идет работа и по обучению,,языковой технике,,;при этом важную роль играет наличие некоего образца в речи самой матери.Мать,безусловно,учит ребенка родному языку,подчас не осознавая этого.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon tekstovyy_dokument_10.txt9.14 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

Консультация дляродителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста"...

Консультация для родителей " Развиваем речь ребенка с раннего возраста"

Консультация для родителей " Развиваем речь ребенка с раннего возраста"...

Консультация для родителей «Развиваем речь ребёнка с раннего возраста»

  Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей.Под её влиянием изменяется характер восприятия ребёнка.Ребёнок, который овладел речью, осознаёт, прежде всего, значение пр...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Консультация для родителей "Развитие речи детей в раннем возрасте"

Самыми важными элементами в развитие ребенка младшего возраста являются речь и моторика, которые, кстати, очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Игры на развитие речи всегда сочетаются с пальчиковой...

Консультация для родителей "Развитие речи детей в раннем возрасте"

В данной статье представлен теоретический материал на тему "Развитие речи детей в раннем возрасте". Также указан рекомендации для стимулирования речи детей....

Консультация для родителей: Развитие речи детей в раннем возрасте (1-3 лет)

Развитие речи детей раннего возраста В возрасте от 1 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заме...


 

Комментарии

Дубровина Наталья Александровна

Ребенок только что родился...Не пропустите тот момент,когда надо начать общаться с ребенком.Не ждите ,когда он вырастет и сам начнет говорить. Когда и как ваш ребенок начнет говорить, полностью зависит от вас.Об этом моя статья.
Дубровина Наталья Александровна

Общайтесь с ребенком с самого рождения.Не упустите время.