Изготовление и использование куклы Марионетки на коррекционных занятиях
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Солойденко Олеся Анатольевна

Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребенку не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от страха.Она не только вызывает у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабляет нервное напряжение, но и, выступая для него в роли собеседника, концентрирует на себе внимание дошкольника, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Процесс изготовления куклы во многом уже сам по себе носит терапевтический характер – способствует развитию тонкокоординированных движений рук, произвольности, помогает успокоиться, снизить напряжение, тревожность, агрессию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soloydenko_olesya_anatolevna_kukloterapiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Изготовление и использование

 Куклы-Марионетки

 на коррекционных занятиях»

(дети от 4 до 8 лет)

                                                                                                  Солойденко Олеся Анатольевна

                                                                       учитель-логопед

Нефтеюганское районное муниципальное детское образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №25 «Солнышко», г.п.Пойковский        

Актуаль-ность

   Развитие речи ребенка становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. В комплексном решении этих проблем может помочь кукла. Кукла! Что это такое? Просто игрушка? Нет. Она отражает людей. Кукла помогает отвлечься от действительности, помогает ребенку не потеряться в этом мире, понять красоту, доброту, избавиться от страха.

Цель

Она не только вызывает у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабляет нервное напряжение, но и, выступая для него в роли собеседника, концентрирует на себе внимание дошкольника, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя ему возможность почувствовать себя раскованным. Процесс изготовления куклы во многом уже сам по себе носит терапевтический характер – способствует развитию тонкокоординированных движений рук, произвольности, помогает успокоиться, снизить напряжение, тревожность, агрессию. Совместное творчество взрослых и детей является в этом отношении наиболее оправданным. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

И главное – кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей.

Задачи

   Повышение эффективности коррекционной работы, направленной на         формирование у детей старшего дошкольного возраста  произношения и речи посредством включения в образовательный процесс куклотерапию.

 Совершенствование мелкой моторики руки и координации движений;

Развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

Обучение способам адекватного телесного выражения различных эмоций, чувств, состояний и др.

Расширить активный словарь детей и сформировать устойчивые грамматические навыки речи;

Развить интонационную выразительность детской речи;

Коррекционная работа предполагает:

Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы;

Непосредственное взаимодействие  ребёнка с куклой;

Развитие речи;

Автоматизацию звуков.

        Принцип изготовления простых кукол-марионеток предложен вальдорфской школой, технология разработана Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко.

Практическая направлен-ность

Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить кук лу, здесь нужна помощь взрослых, поэтому в начале учебного года я приглашаю на мас тер-класс для изготовления кукол-марионеток родителей и детей.

Этот момент очень важен, потому что изготовление ку кол-марионеток:

       укрепляет союз ребенок — логопед — родитель;

       дает возможность перво классникам легче и быст рее адаптироваться в шко ле, так   как у них появля ется новый друг — кукла;

      развивает мелкую мотори ку рук;

      способность к концентра ции внимания;

      способность чувствовать другого и все, что происхо дит вокруг;

      значительно повышает ин терес к логопедическим за нятиям;

      развивает умение выражать характер;

      улучшает взаимодействие между родителями и детьми.

В приглашении  нужно указать, какой материал необходимо принести для изготовления куклы-марионетки: неболь шой камешек или бусинку, капсулу от «киндер-сюрприза» или фотопленки, вату, чулки или трикотаж телесного цвета, белую ткань размером 50x50 см, цветную ткань на верх нее пла тье размером 52x52 см, паклю или пряжу, шерстяные нитки (для волос), нитки, иголки, ножницы, толстую длинную иглу, толстую нить (лучше ирис), украшения.

Очень важно, чтобы ребе нок активно принимал учас тие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть, даже что-то пришил сам.

Изготовле-

ние куклы

Собрав родителей и детей за большим круглым столом, про шу разложить на нем все те материалы, которые они при несли из дома. Затем включаю спокойную музыку, предла гаю родителям и детям зажать в руках бусинки, закрыть гла за, загадать желание и предста вить себе, что оно уже сбылось. Далее бусинки помещаются в капсулу от «киндер-сюрприза» (или фотопленки) и начинает ся общее обсуждение образа со здаваемой куклы, ее пол, харак тер, одежда, прическа.

     Ниже дан порядок изготов ления куклы.

1. Изготовление куклы на чинается с головы. Для этого капсулу от «киндер-сюрпри за» (с начинкой) нужно плот но обернуть ватой или синте поном. Для создания большой головы «кокон» нужно сделать побольше. Подготовленную основу обтягивают чулком те лесного цвета, сшивая его на «затылке». Облицованная ос нова обтягивается чулком те лесного цвета или другой тка нью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинает ся шея, остался «хвостик» из ткани или чулка не менее 5 см. Волосы и украшения при шивают в последнюю очередь.

  1. Для изготовления «ниж него платья» берется белая ткань 50x50 см, в середине которой нужно сделать ма ленькую дырочку.
  2. Костюм куклы шьют из цветной красивой ткани раз мером 52x52 см, в которой по центру делают надрез 2 мм. Затем на ткань верхнего пла тья через надрезы просовыва ют «хвостик-шею». Нижнее и верхнее платье необходимо пришить к «шее» куклы.

4. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника размером 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ва той. Руки пришивают по бо кам к костюму куклы.

5. Когда костюм готов, кук лу нужно украсить: сделать прическу, пришить дополни тельные детали к костюму: во ротничок, бусы, заколки, пояс, кружева; нарисовать глаза, нос, губы, вместо глаз можно при шить пуговки или бусинки.

6.Когда кукла полностью готова, ее нужно «подвязать».
С помощью толстой длинной иглы толстой нитью (лучше ирисом)

голову куклы нужно проткнуть в области висков. Длина нити над головой кук лы должна быть не больше 12—15 см (чтобы ребенку было удобнее ее «водить»). Вытащив иглу, концы нити следует свя зать. Чтобы «подвязать» руки, потребуется еще одна толстая длинная нить, один конец ко торой нужно привязать к за пястью правой руки куклы, а другой — к левому запястью. Итак, кукла готова, оста лось только ее  «оживить»: взять в руки и начать  «во дить». Для этого ребенок бе рет в одну руку нить, управ ляющую головой, а в другую руку нить, управляющую ру ками куклы. На этом этапе взрослый помогает ребенку учить «ходить» куклу.

Изготовление куклы-мари онетки (без отделки) занима ет от 1 до 1,5 ч. Особую от делку одежды или прическу куклы можно сделать дома, однако на следующее занятие ребенок должен прийти с го товой куклой.

   На следующем занятии дети осваивают правила обще ния с куклой.

  1. Водить куклу необходи мо только двумя руками, что важно для координации пра вой и левой руки.
  2. Внимательно следить за всеми движениями куклы.

3.        Объяснять своим куклам, как должны работать язык, губы, работает или нет голосовой «моторчик» при произ несении определенного звука.
Дети в это время выступают в роли учителя.

4. Выполняя руками кукол хлопки, произносить правиль но закрепляемые звуки в сло гах, например: ла-ла-ла, ло-ло-ло и др.  Вместе с куклами можно преодолевать любые препятствия, произнося напе чатанные или нарисованные слова, или слоги (перепрыги вать с кочки на кочку, прой ти по звуковой дорожке, про ехать по станциям и т.д.).

Изготовив куклам необхо димые костюмы в соответ ствии с выбранными образа ми, можно сделать кукольный театр.

Вывод

Постановка сценок, чтение стихов по ролям, проговаривание скороговорок с участием кукол — хорошее средство самовыражения для чрезмерно застенчивых, зам кнутых детей.

Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчеза ют речевые недостатки, повы шается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы с детьми, создается особая «терапевти ческая» среда, стимулирую щая развитие:

  1. эмоциональной и моторной адекватности;
  2. коммуникативных навыков;
  3. пространственной ориента ции.

Литература


1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб.дл студ.сред. и высш.учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
2. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой – М.: 2000.
3. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
4. Татаринцева А.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. – СПб: Изд-во Речь, 2007.
5. Чебанян Г.Г., Красикова А.Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.