Опыт работы на тему «Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

 

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей. Работа включает теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и коррекционно-логопедическую работу по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РБ

Отдел образования администрации

муниципального района Дюртюлинский район

Опыт работы

учителя-логопеда группы для детей с нарушениями речи №6 МБДОУ ЦРР – детский сад №10 «Ляйсан» г.Дюртюли

на тему:

«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

г.Дюртюли

2009г.

Содержание:

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи                                                                                  

1.1. Введение.                                                                                              

1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания  в психолого-педагогических исследованиях.    

1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.

Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Выводы

Список литературы

Приложение

3

3

5

11

14

14

33

45

46

48

Глава 1. Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи                                                                                  

1.1. Введение

Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи и творческого рассказывания в частности, как заключительного и важнейшего этапа при обучении связной речи, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Особую важность эта цель приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе, где наблюдается снижение уровня бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедная, безграмотная речь на экранах телевизоров и агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения и других психических функций, а также повышение уровня речевого развития, позитивно отражается на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию. Отсюда огромная ответственность и важность работы логопедов и педагогов, занимающихся обучением русскому языку.  (1)

Несмотря на постоянный интерес исследователей к изучению и развитию творческих способностей, творческое рассказывание дошкольников с общим недоразвитием речи остается малоизученным. Особую актуальность приобретает важность процесса овладения творческим рассказыванием в общем психическом развитии ребенка и потребность в коррекционно-логопедических методах и приемах формирования навыка творческого рассказывания данной категории детей.

Проблема исследования: особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Субъектом исследования являются дети с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования – творческое рассказывание по картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 Гипотеза исследования – дошкольники с общим недоразвитием речи имеют специфические особенности овладения навыком творческого рассказывания. Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи обеспечит положительную динамику их познавательного и речевого развития и будет способствовать совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить состояние связной речи и особенности творческого рассказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования использовался широкий набор научно-практических методов: анализ литературных источников по теме исследования; изучение медико-педагогической документации; первичное и динамическое наблюдения за детьми с использованием методов статистической обработки данных; качественный и количественный анализ, обобщение полученных результатов; беседы с родителями, воспитателями и специалистами детского сада.

1.2. Проблема формирования связной речи и навыка творческого рассказывания  в психолого-педагогических исследованиях.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е,И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич и другими. «Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».(10) Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь, и в большей степени монологическая ее форма, предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение связно, полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Монолог в отличие от диалога является наиболее сложной формой связной речи, служащей для передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, развернутость, логическая последовательность изложения.(5)

Высшей планкой развития монологической речи является творческое рассказывание, наиболее сложное среди всех ее видов. Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения и представляют собой некий результат детской фантазии. Они требуют от ребенка развитого воображения, образного мышления, самостоятельного и, в известной степени, своеобразного моделирования сюжета и композиционного построения текста (умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.), придумывания интересных, захватывающих деталей, опирающихся на творчески переработанный предшествующий опыт и знания в целом, на способность к созданию своеобразных комбинаций и сочетаний событий, явлений, обстоятельств. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.(1)

Творческие рассказы многообразны по степени сложности и самостоятельности, начиная от рассказывания с элементами творчества до составления рассказов и сказок (по аналогии, по предложенному сюжету, по заданной теме). Варианты творческого рассказывания по Логиновой В.И., Максакову А.И., Поповой Н.И. :

  1. придумывание предложения и завершение рассказа ( воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного;
  2. придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания), Пеньевская Л.А. предлагает составлять план в естественной разговорной форме;
  3. придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Ткаченко Т.А. выделяет следующие виды творческого рассказывания:

  1. добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий;
  2. составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия;
  3. составление рассказа с включением (исключением) объектов;
  4. составление рассказа по комплекту игрушек;
  5. рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  6. придумывание рассказа про знакомого героя;
  7. составление рассказа по его названию;
  8. придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр.(4)

Также, в зависимости от использования наглядной и текстовой опоры, можно выделить творческие пересказы, творческие рассказы по сюжетной картине, по серии картин, с опорой на предметные картинки, без наглядной опоры и др.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются:

  1. обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
  2. обогащение и активизация словаря;
  3. умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
  4. правильное понимание детьми задания придумать.

На первом этапе происходит накопление опыта: педагог организует получение жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество, учит образному видению окружающего, важна роль искусства.

Второй этап – собственно процесс детского творчества (возникает замысел, идут поиски художественных средств). Важна установка на новую деятельность (придумаем рассказ, творческие задания). Наличие замысла побуждает детей к поискам композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов.

На третьем этапе появляется новая продукция (ее качество, ее завершение, эстетическое удовольствие). Анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, связано с большими трудностями. Поэтому в практике коррекционной логопедической работы с дошкольниками с ОНР наиболее приемлемым является рассказывание с элементами творчества, а также составление сказок и рассказов по аналогии с небольшим литературным произведением или народной сказкой. Это обусловлено тем, что у детей с ОНР речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас делает речь детей бедной и стереотипной. Они испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. При пересказе короткого текста дети с ОНР не всегда полностью понимают смысл прочитанного, опускают существенные для изложения детали, нарушают последовательность, допускают повторы, добавляют лишние эпизоды, затрудняются в выборе необходимого слова, «теряют» действующих лиц. Рассказ-описание мало доступен для них, обычно рассказ подменяется перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Творческое рассказывание дается детям с ОНР с трудом, чаще не сформировано. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста.(19)

Кроме того, у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций. Известные ученые Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, А.В. Запорожец рассматривают воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечают важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию». (2)

Обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и др.), что  практически невозможно до выхода на 3 уровень речевого развития, то есть на втором-третьем году обучения. Эта возможность определяется также запасом знаний и сведений об окружающей действительности, сформированностью фонетической и грамматической сторон языка и речи. Помимо речевой готовности к составлению творческих рассказов, необходимо учитывать и психологические предпосылки для формирования творческого рассказывания – активизацию воображения в возрасте 5-6 лет. По мнению Л.С. Выготского, обладая от природы богатым и свободным воображением, ребенок младше 5 лет не способен оперировать им конструктивно; только примерно с 6-го года жизни воображение дошкольника постепенно приобретает все более активный и созидательный характер, «превращаясь из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, в творческое». Этот период в психологии называют сенситивным для развития образного мышления и воображения, то есть старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения, вначале воссоздающего (позволяющего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Таким образом, возможность составлять полноценные творческие рассказы, возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте (Ф.А. Сохин, А.М. Леушина и др.). А, по мнению Глухова В.П., обучение творческому рассказыванию занимает особое место в работе с детьми, имеющими четвертый уровень речевого развития. В этот период обучение творческому рассказыванию становится приоритетной задачей  коррекционно-образовательного процесса. (2)

1.3. Особенности совершенствования связной речи через формирование навыка творческого рассказывания по сюжетной картине.

Из всех видов рассказывания с элементами творчества особый интерес у детей вызывает рассказывание по сюжетной картине. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной (если ее сюжет близок и понятен детям) педагог может работать несколько занятий. Картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых (Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, А.А. Люблинская).

Во-вторых сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, являющуюся основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка (Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, М.М. Конина).

В-третьих, рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.

Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т.п. Стало бесспорным мнение Ф.А. Сохина, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска. Поэтому картины, предъявляемые детям, должны вызывать яркую эмоциональную реакцию; побуждать к размышлению; стимулировать воображение; способствовать заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражать интересное событие или конфликтную ситуацию. На большинстве выбранных картин дети могут наблюдать противоречие, конфликт. Известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению – самый надежный стимул творческого мышления.

Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или ответ его неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.(6)

Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 5 видам творческого рассказывания:

  1. Составление рассказа с добавлением предшествующих или (и) последующих событий.
  2. Составление рассказа с заменой объекта или действующего лица.
  3. Составление рассказа с добавлением объекта (объектов) или (и) действующего  лица (действующих лиц).
  4. Составление рассказа с изменением результата действия.
  5.  Составление рассказа со сменой времени действия.

Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.(6)

Глава 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию творческого рассказывания по сюжетной картине с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Диагностика связной речи и способности к словесному творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Диагностика проводилась в старшей логопедической группе №6 в январе 2008 года. В выборке участвовало 14 детей в возрасте 5 лет со следующими диагнозами:

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

Диагноз

№ протокола

1

Бекесов Аскар

20.06.2003

ОНР II уровня

991 от 03.03.08

2

Валиуллин Влад

28.05.2003

ОНР III уровня

978 от 03.03.08

3

Галимов Тимур

21.08.2003

ОНР III уровня

979 от 03.03.08

4

Зарипов Анвар

01.04.2003

F83. ОНР III уровня

53 от 03.03.08

5

Зиганшин Айвар

15.04.2003

НОНР

971 от 12.05.08

6

Сагидуллин Айнур

02.08.2003

ОНР III уровня

163 от 06.03.08

7

Саитов Ильфир

15.01.2003

НОНР, двуязычие

983 от 12.05.08

8

Тимергалина Рената

24.11.2003

ОНР III уровня

988 от 03.03.08

9

Фазуллин Марат

05.06.2003

ОНР III уровня

996 от 03.03.08

10

Хабибуллина Гузель

13.02.2004

ОНР III уровня

975 от 03.03.08

11

Хисамова Анжела

06.09.2003

ОНР III уровня

986 от 03.03.08

12

Шакиров Даниил

06.08.2003

ОНР III уровня

977 от 03.03.08

13

Шамсиева Линара

27.09.2003

ОНР III уровня

982 от 04.03.08

14

Шарипова Элина

04.09.2003

ОНР III уровня, логоневроз

1002 от 03.03.08

Для диагностики связной речи я использовала методику обследования связной речи и способности к творческому рассказыванию, предложенную Глуховым В.П. (литра), которая включает следующие задания:

1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);

2) составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

3) пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

4) сочинение рассказа на основе личного опыта;

5) составление рассказа-описания;

6) окончание рассказа по заданному началу.

Первое задание используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). При обследовании я предлагала ребенку 5 картинок следующего содержания:

  1. «Девочка поливает цветы»
  2. «Мальчик катается на лыжах»
  3. «Девочка пускает воздушного змея»
  4. «Девочка катается на санках»
  5. «Мальчик ловит рыбу»

При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик / девочка?»). При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).

Второе задание направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Я предлагала ребенку следующие картинки:

  1. «Девочка, корзинка, лес»
  2. «Мальчик, магазин, бидон»

 Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Если ребенок составил предложение с учетом только одной - двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. При оценке результатов учитываются: наличие фразы, адекватной предложенному заданию; особенности этой фразы (семантическая «наполненность», синтаксическая структура, аграмматизмы и др.); характер оказываемой ребенку помощи.

Построение таких фраз-высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) — рассказов-описаний по картинкам, по их сериям, рассказов из опыта и др.

Последующие задания (3-6) предназначаются для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи детей в доступных для данного возраста ее видах (пересказ, рассказы по наглядной опоре и из личного опыта, рассказывание с элементами творчества). При оценке выполнения заданий на составление различных видов рассказа учитываются показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определяются: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывается помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

Третье задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого был использован рассказ «Снеговик» (Волосовец Т.В., 56). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

Четвертое задание имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском саду, и дается план из нескольких вопросов-заданий. Так, при составлении рассказа «На нашем участке» я предлагала рассказать, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторяется. При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Для пятого задания детям предлагались игрушки (куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др.). Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть игрушку, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы я давала следующую инструкцию-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Шестое задание имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку предлагалась картина «Две клумбы» (из пособия Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»), изображающая кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывался текст незавершенного рассказа, и предлагалось придумать его продолжение.

При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, учитываются языковые средства, грамматическая правильность речи.

Для фиксации ответов детей, образцов составленных рассказов я разработала «Карту обследования связной речи» (см. приложение).

Интерпретация результатов.

Результаты выполнения заданий на составление отдельных высказываний по картинкам были зафиксированы в таблице 1 индивидуальной «Карты обследования связной речи» (где «С»-оценка на середину года, «К»- на конец года). Таблица имеет следующий вид:

Вид задания

Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмеченные трудности и ошибки и др.)

Помощь, оказанная ребенку

Балл

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам:

1.

С

К

С

К

С

К

2.

3.

4.

5.

Составление предложений по трем картинкам, связанным тематически:

С – в середине года

К – в конце года

Для интерпретации результатов я использовала следующую систему оценок:

4 балла – если устанавливает логико-смысловые отношения между предметами и передает их в виде законченной фразы-высказывания;

3 балла – задание выполнено при помощи взрослого, незначительные грамматические ошибки;

2 балл – задание выполнено при помощи взрослого, имеются грамматические и смысловые ошибки;

1 баллов – при отсутствии фразового ответа;

0 баллов – при отсутствии ответа.

Для определения степени сформированности фразового ответа я определила средний балл – сумма баллов, разделенная на количество заданий, результат округлен до целых.

Для оценки составляемых рассказов использовалась следующая схема. Приведенная схема используется в динамических исследованиях, проводимых до и в ходе специального, целенаправленного обучения.

Примерная схема оценки уровней выполнения заданий на составление рассказа:

Пересказ.

«Хороший» - пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.

«Удовлетворительный» - пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

«Недостаточный» - используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

«Низкий» - пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ-описание.

«Хороший» - в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета (напр., от описания основных свойств — к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами), используются различные средства словесной характеристики предмета (определения, сравнения и др.).

«Удовлетворительный» - рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности ), смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

«Недостаточный» - рассказ составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен — в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

«Низкий» - рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно.

Рассказ из личного опыта.

«Хороший» - рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания. Все его фрагменты представляют связные развернутые высказывания. Применение лексико-грамматических средств соответствует возрасту.

«Удовлетворительный» - рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания. Большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания. Отмечаются отдельные морфолого-синтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.).

«Недостаточный» - в рассказе отражены все вопросы задания. Отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление (называние) предметов и действий; информативность рассказа недостаточна. В большей части фрагментов нарушена связность повествования. Отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы.

«Низкий» - отсутствует один или два фрагмента рассказа. Большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий (без детализации); отмечается крайняя бедность содержания; нарушение связности речи; грубые лексико-грамматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа.

Рассказ на тему или продолжение рассказа по данному началу.

«Хороший» - рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу), доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

«Удовлетворительный» - рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

«Недостаточный» - составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

«Низкий» - рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, «схематичен»; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Индивидуальная оценка детских рассказов дает возможность установить, на какие моменты следует обратить внимание при обучении ребенка конкретному виду рассказывания. а также получить объективные сравнительные данные в первичном и динамических исследованиях.

По данным исследования для каждого ребенка я составила индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи («Карта обследования связной речи», таблица 2). Такой «профиль» наглядно показывает, в каких видах развернутых высказываний у ребенка отмечаются наибольшие трудности и на что можно опираться в ходе последующей коррекционной работы. «Профиль» удобно использовать и в динамических наблюдениях. Далее приведен пример составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи ребенка с ОНР: С. Ильфир, 5 лет

УРОВНИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ВИДЫ ЗАДАНИЙ

Пересказ

. Рассказ на основании опыта

Описание предмета

Продолжение рассказа

I. «хороший»

II. «удовлетворительный»

III. «недостаточный»

IV. «низкий»

V. задание не выполнено

  1. - в середине года
  1. - в конце года

Была использована также оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию в динамических исследованиях, в том числе по суммарной балльной оценке уровня овладения навыками рассказывания в целом. (Суммарная оценка в пределах 18-20 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 13 до 17 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 8 до 12 — недостаточному» и от 1 до 7 — «низкому»).

В динамических наблюдениях текстовые и наглядные материалы заменяются на аналогичные и подбираются в соответствии с возрастом ребенка.

Данные по баллам представлены в таблицах 1 и 2.

Интерпретация результатов обследования в январе 2008г. выявила следующие показатели: «хороший» уровень не выявлен ни у  одного ребенка;

«удовлетворительный» - 3 ребенка;

«недостаточный» - 5 детей;

«низкий» - 6 детей.

Данные представлены на диаграмме 1. (см. приложение)

В конце учебного года по результатам диагностики получены следующие данные:

«хороший» уровень имеют 2 детей;

«удовлетворительный» - 6 детей;

«недостаточный» - 6 детей;

«низкий» - 0 детей.

Данные представлены на диаграмме 2. (см. приложение).

Сравнительный анализ результатов обследования показывает положительную динамику в развитии связной речи и творческого рассказывания при использовании упражнений для развития воображения и словесного творчества, что наглядно отражается в диаграмме 3 (см. приложение). На диаграмме 3.1 представлены сравнительные данные по каждому ребенку.

Для детей подготовительной группы при проведении данной диагностики в сентябре 2009 года  были использованы дополнительные задания, а речевой и наглядный материал усложнен и подобран в соответствии с возрастом детей. В выборке участвовало 15 детей 6-7 лет со следующими диагнозами:

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

Диагноз

№ протокола

1

Бакиров Ильгиз

25.11.02

НОНР

1136 от 24.02.09

2

Бекесов Аскар

20.06.2003

ОНР II уровня

991 от 03.03.08

3

Валиуллин Влад

28.05.2003

ОНР III уровня

978 от 03.03.08

4

Галеев Динис

07.11.2002

Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F89.Двуязычие

1152 от 24.02.09

5

Галимов Тимур

21.08.2003

ОНР III уровня

979 от 03.03.08

6

Зарипов Анвар

01.04.2003

F83. ОНР III уровня

53 от 03.03.08

7

Сагидуллин Айнур

02.08.2003

НОНР

163 от 24.02.09

8

Саитов Ильфир

15.01.2003

НОНР, двуязычие

983 от 24.02.09

9

Суфиярова Динара

25.05.2003

Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F83.Двуязычие

163 от 25.02.09

10

Тимергалина Рената

24.11.2003

НОНР

988 от 24.02.09

11

Фазуллин Марат

05.06.2003

ОНР II уровня

996 от 24.02.09

12

Хабибуллина Гузель

13.02.2004

НОНР

975 от 24.02.09

13

Хисамова Анжела

06.09.2003

ОНР III уровня

986 от 24.02.09

14

Шакиров Даниил

06.08.2003

НОНР

977 от 24.02.09

15

Шарипова Элина

04.09.2003

НОНР, F98.5 (заикание)

1002 от 24.02.09

 Ниже приводятся задания, использованные при обследовании детей:

1) составление предложения по трем опорным словам, связанным тематически;

2) пересказ текста (короткого рассказа);

3) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

4) сочинение рассказа на основе личного опыта;

5) составление рассказа-описания.

6) окончание рассказа по заданному началу;

7) придумывание рассказа на заданную тему.

Первое задание аналогично составлению предложения по трем картинкам, использованному при обследовании в старшей группе. Три картинки заменяются опорными словами (данными в «нейтральной» грамматической форме): папа, книга, диван.

Включение в комплексное исследование заданий на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР, имеющих второй или третий уровень речевого развития. Результаты интерпретировались так же как в аналогичном задании в старшей группе и были зафиксированы в таблице 3 («Карта обследования связной речи»). Пример таблицы приведен ниже:

Вид задания

Оценка выполнения задания (правильность выполнения, отмеченные трудности и ошибки и др.)

Помощь, оказанная ребенку

Балл

Составление предложений по трем опорным словам

Н

С

Н

С

Н

С

Н – в начале года

С - в середине года

4 балла – если устанавливает логико-смысловые отношения между предметами и передает их в виде законченной фразы-высказывания;

3 балла – задание выполнено при помощи взрослого, незначительные грамматические ошибки;

2 балла – задание выполнено при помощи взрослого, имеются грамматические и смысловые ошибки;

1 баллов – при отсутствии фразового ответа.

0 баллов – при отсутствии ответа.

Для второго задания я использовала рассказ Л. Толстого «Два товарища». При использовании авторских произведений после повторного чтения, перед составлением пересказа, рекомендуется задавать вопросы (3-4) по содержанию текста. Результаты интерпретировались аналогично подобному заданию для старшей группы.

Третье задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Для этого задания использовалась серия с подробно представленным сюжетом из 6 картинок «Бобик» ( «Щенок и чашка» из пособия Т.Б. Филичевой, Каше). Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком, который внимательно их рассматривает. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.

При выполнении четвертого задания ребенку предлагалось составить рассказ на тему «Игры на детской площадке» и был предложен план из нескольких вопросов-заданий: где находится детская площадка; что находится на детской площадке; чем занимаются на детской площадке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; вспомнить о зимних играх и развлечениях. После этого ребенок составлял рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос-задание повторялся.

В пятом задании детям предлагались картинки предметов, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали. Ребенок в течение нескольких минут внимательно рассматривал предмет, а затем составлял о нем рассказ по данному вопросному плану.

В шестом задании использовалась сюжетная картина «Настольный теннис» (из пособия Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»). Проведение задания аналогично методике проведения в старшей группе.

Седьмое задание — составление рассказа на заданную тему — предлагалось детям, у которых, по данным предыдущих исследований, имелись определенные навыки составления связных сообщений. Ребенку показывала картинки с изображением девочки, корзинки и леса, к которому через поле ведет дорожка. Задаются вопросы: «Как мы назовем девочку"?», «Куда пошла девочка?», «Зачем она пошла в лес?» После этого предлагалось составить рассказ о каком-нибудь случае с девочкой в лесу. Предварительное составление «экспозиции» рассказа с опорой на картинку облегчает детям переход к рассказыванию по собственному замыслу. Чтобы исключить пересказ знакомой сказки, предварительно оговаривается, что ребенок должен придумать свой рассказ. Обращается внимание на структуру и содержание детских рассказов, особенности монологической речи, наличие элементов собственного творчества.

Рассказы детей оценивались аналогично тому, как это делалось в старшей группе. Рассказ по серии картин оценивался по следующим критериям:

Рассказ по серии сюжетных картинок.

«Хороший» - самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).

«Удовлетворительный» - рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

«Недостаточный» - рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

«Низкий» - рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Далее я составила индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи («Карта обследования связной речи», таблица 4).

Приведу пример заполнения «профиля» для ребенка 6 лет:

С. Ильфир

Уровни выполнения задания

Виды заданий

Пересказ

Рассказ по серии картинок

Рассказ на основании опыта

Описание предмета

Продолжение рассказа

На заданную тему

I. «хороший»

II. «удовлетворительный»

III. «недостаточный»

IV. «низкий»

V. задание не выполнено

  1. - в начале года
  1. - в середине года

Была использована оценка в баллах: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1. Суммарная оценка в пределах 25-28 баллов характеризует достаточно высокий или «хороший» уровень навыков рассказывания, сумма баллов от 18 до 24 соответствует «удовлетворительному» уровню, от 11 до 17— недостаточному» и от 1 до 10 — «низкому».

Данные по баллам представлены в таблицах 3 и 4.

Интерпретация результатов обследования в сентябре 2009г. выявила следующие показатели: «хороший» уровень не имеет ни один ребенок;

«удовлетворительный» - 7 детей;

«недостаточный» - 7 детей;

«низкий» - 1 ребенок.

Данные представлены на диаграмме 4. (см. приложение)

В январе 2009г. по результатам диагностики получены следующие данные: «хороший» уровень – 8 детей;

«удовлетворительный» - 6 детей;

«недостаточный» - 1 ребенок;

Детей с «низким» уровнем не выявлено.

Данные представлены на диаграмме 5. (см. приложение)

Сравнительный анализ результатов обследования показал положительную динамику в формировании творческого рассказывания при использовании упражнений для развития воображения и словесного творчества, а также целенаправленном обучении творческому рассказыванию (с использованием специальных методик), в частности по сюжетной картине, что наглядно отражается на диаграмме 6 (см. приложение).  На диаграмме 6.1 представлены сравнительные данные по каждому ребенку.

Так как в основе творческого рассказывания лежит воображение, совместно с психологом детского сада я выявила уровень развития данного психического процесса у детей, участвовавших в обследовании. Исследование воображения  выявило следующие уровни сформированности психического процесса:

На январь 2008г.:

Высокий уровень – 1 ребенок;

Средний уровень – 8 детей;

Низкий уровень – 5 детей.

На конец 2008-2009 учебного года:

Высокий уровень – 6 детей;

Средний уровень – 4 ребенка;

Низкий уровень – 4 ребенка.

Сравнив полученные данные, я составила диаграмму (см. приложение, диаграмма 7), где наглядно прослеживается положительная динамика развития воображения.

В подготовительной группе обследование воображения дало следующие результаты:

В сентябре 2009 года:

Высокий уровень – 6 детей;

Средний уровень – 8 детей;

Низкий уровень – 1 ребенок.

В январе 2010 года:

Высокий уровень – 7 детей;

Средний уровень – 8 детей;

Детей с низким уровнем не выявлено.

Сравнив полученные данные, я составила диаграмму (см. приложение, диаграмма 8)

К концу учебного года наблюдалась положительная динамика в речевом развитии детей:

№ п/п

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

Диагноз

№ протокола

1

Бакиров Ильгиз

25.11.02

Речевое развитие соответствует возрасту

1136 от 18.02.10

2

Бекесов Аскар

20.06.2003

ОНР III уровня

991 от 25.02.10

3

Валиуллин Влад

28.05.2003

НОНР

978 от 18.02.10

4

Галеев Динис

07.11.2002

Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F89.Двуязычие

1152 от 18.02.10

5

Галимов Тимур

21.08.2003

НОНР

979 от 18.02.10

6

Зарипов Анвар

01.04.2003

ОНР III уровня

53 от 18.02.10

7

Сагидуллин Айнур

02.08.2003

Речевое развитие соответствует возрасту

163 от 18.02.10

8

Саитов Ильфир

15.01.2003

Речевое развитие соответствует возрасту

983 от 18.02.10

9

Суфиярова Динара

25.05.2003

Недоразвитие речи сист. хар-ра, 3 ур. речевого развития. F83.Двуязычие

163 от 18.02.10

10

Тимергалина Рената

24.11.2003

Речевое развитие соответствует возрасту

988 от 18.02.10

11

Фазуллин Марат

05.06.2003

НОНР

996 от 18.02.10

12

Хабибуллина Гузель

13.02.2004

ФНР

975 от 18.02.10

13

Хисамова Анжела

06.09.2003

НОНР

986 от 18.02.10

14

Шакиров Даниил

06.08.2003

ФНР

977 от 18.02.10

15

Шарипова Элина

04.09.2003

НОНР, F98.5 (заикание)

1002 от 18.02.10

2.3. Методика обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для формирования навыков творческого рассказывания я составила перспективный план, который включает задания по развитию воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, зрительного восприятия, занятия по формированию навыков творческого рассказывания (см. приложение). В плане старшей группы большую часть заданий составляют задания по развитию воображения, зрительного восприятия и словесные игры для подготовки к обучению творческому рассказыванию, а также занятия по развитию связной речи с включением элементов творчества и творческих заданий. Например, при обучении пересказу следующие игры: игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью фланелеграфа, наглядной схемы), рисование на тему пересказываемого произведения с последующим составлением рассказа по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа/сказки и их словесное описание), восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений. При обучении рассказыванию – придумывание названия к картине или серии картин, придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду), игры-упражнения на воспроизведение элементов содержания картины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и т.д.), упражнение в составлении предложений по данному слову (словоформе) с учетом содержания картины, разыгрывание действий персонажей картины (игра-инсценировка с использованием пантомимы и др.), игра-упражнение «Угадай-ка!» (восстанавливание содержания изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента). При обучении описанию – игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным деталям, составление описания предмета по собственному рисунку), использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и др.) Включение творческих заданий в различные виды занятий (пересказ, рассказы по картинам, описание предмета и др.) имеет целью подготовку детей к специальным занятиям по обучению рассказыванию с элементами творчества.

Основная работа по формированию навыков творческого рассказывания включается в план подготовительной группы. Творческое рассказывание по сюжетной картине в системе занятий занимает центральное место наряду с составлением рассказов-описаний по пейзажным картинам. Объясняется это усложнением материала по сравнению с материалом старшей группы.  

В подготовительной группе занятия по обучению творческому рассказыванию начинаются с обучения творческому пересказу. На этих занятиях я вводила следующие задания: пересказывание с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица, заменой концовки, добавлением предшествующих и последующих событий. Перед выполнением творческого задания проводила дополнительную беседу по содержанию текста (с уточнением ключевых моментов действия), объясняется предлагаемый способ «трансформации» сюжета (введение новых персонажей, замена некоторых деталей повествования). Как вспомогательный прием использовала свой образец рассказа, а также вопросный план (3-4 вопроса). При затруднениях вопросы повторялись по ходу составления рассказа.

На занятиях по сериям картинок детям предлагалось придумать на основе наглядного содержания завязку или продолжение к изображенному сюжетному действию, составить рассказ с заменой персонажей.

Особое место в моей работе заняли творческие рассказы, отправным моментом в которых может служить сюжетная картина. Как уже отмечалось, дети любят рассматривать такие картины; с одной картиной педагог может работать несколько занятий. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении (мысленно заменить, добавить или убрать определенный объект на картине) и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой гораздо легче, чем придумывать историю целиком.

Изменения в сюжете рассматриваемой картины, сделанные подобным образом, способны не только усилить детский интерес, но и создать основу для творческого рассказывания. Картина в данном случае служит наглядной базой для возникновения у ребенка нового замысла.

На занятиях по творческому рассказыванию по картине я использовала следующие виды творческого рассказывания:

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением действующего  лица (действующих лиц).
  5. Составление рассказа с изменением результата действия.
  6. Составление рассказа со сменой времени действия.

 Навыки рассказывания, приобретенные на фронтальных занятиях, закреплялись также индивидуально.

Структура занятия по формированию навыка составления творческих рассказов по сюжетной картине включает те же этапы, что и занятие по составлению рассказов по сюжетной картине, однако предусматривает включение творческого задания:

  1. Организационный момент.

Может включать элементы психогимнастики, мимической гимнастики, прослушивание музыкальных отрывков и т.д. Цель – настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный фон.

  1. Объявление темы занятия.

От того, как объявлена тема, зависит весь ход занятия. Важно пробудить интерес детей, привлечь внимание к материалу занятия, активизировать познавательные процессы. С этой целью используются различные игровые приемы, вводятся персонажи и т.д.

  1. Активизация словаря и грамматических категорий, связанных с темой составляемого рассказа.

Сюда включаются различные игры для развития лексико-грамматического строя языка. Подготавливается языковая база для будущего рассказа.

  1. Рассматривание картины и беседа по картине. Составление исходного рассказа.
  2. Физминутка.

Для предупреждения утомления детей на занятии необходимы игры, упражнения, предусматривающие физическую активность. Это могут быть различные игры на координацию речи с движением, выполнение заданий со сменой положения детей в пространстве и т.д.

  1. Обсуждение творческой задачи. Активизация воображения.
  2. Составление плана творческого рассказа.

План составляется логопедом или коллективно. В виде плана можно использовать опорные предметные картинки, слова и предложения (если дети читающие). План может быть представлен в виде вопросов, пиктограмм или устным (в этом случае дети несколько раз повторяют план за логопедом).

  1. Рассказы детей.
  2. Оценивание рассказов.
  3. Итог занятия.

В занятие при необходимости можно включать игры для развития мелкой моторики рук.

Остановимся подробнее на основных этапах обучения творческому рассказыванию по сюжетной картине:

Анализ содержания картины.

Начальный этап работы по картине включает в себя установление: места действия, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.

Во время ответов на вопросы необходимо следить за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений. При необходимости исправлять неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие: интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления и др. Активизировать данные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо содержания, важна и форма, то, как они предлагаются.

Составление исходного рассказа по картине.

Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. При составлении рассказа ребенком необходимо следить за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей. Во время формулирования предложений рассказа при необходимости помогать ему, исправлять неточности, добавлять слова и выражения. В случаях, когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком.

Планирование творческого рассказа.

Эта работа заключается в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла, выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории), составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям), построении плана изложения, установлении объекта для прямой речи, придумывание заголовка к рассказу. При планировании рассказа вначале ребенку объясняется задача изменения сюжета картины (в зависимости от вида творческого рассказывания). При уточнении замысла ребенок использует внутреннюю речь, которая характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Осознание и последовательное называние всех действий в предполагаемом рассказе (составление «предикативной цепочки») активизирует и направляет мысль ребенка и облегчает составление творческого рассказа. Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием. Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным, можно предложить ребенку составить его графический план.

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. Прежде всего, следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (однажды…, как-то раз… и т.п.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразится основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа я уточняла слова для связи предложений (потом, теперь, в это время), имена детей, местоимения и пр.

Анализ и оценка творческого рассказа.

На этом этапе я анализировала и оценивала рассказ в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах. При оценивании важны такт, корректность и доброжелательность. Следует избегать как излишней мягкости, так и излишней критичности. В первом случае блокируется речевое и умственное развитие малыша, во втором – появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка. Разумная требовательность взрослого мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств. При оценивании рассказов на групповых занятиях можно привлечь детей, направляя и контролируя их высказывания для достижения педагогических целей и сохранения доброжелательного фона.

На индивидуальных занятиях рассказы ребенка можно записывать в таблицу, предлагаемую Ткаченко Т.А. (4):

Анализ содержания картины

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

Составление исходного рассказа по картине

Планирование творческого рассказа

Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств

Анализ и оценка творческого рассказа

Вопросы по содержанию картины:

1.

2.

3.

И т.д.

Вопросы для активизации психических процессов:

1.

2.

3.

И т.д.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Начало, середина, конец;

_______________________________________

глагольная цепочка;

_______________________________________

название;

_____________

варианты творческого преобразования рассказа

__________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие, отсутствие.

Точность слов, образность выражений, грамотность предложений, связь предложений и частей рассказа, выразительность, плавность речи.

Оценка (хорошо, очень хорошо, следует поучиться)

Далее в целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества я включила в план следующие виды занятий: составление рассказа-описания, составление рассказа по аналогии; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам, на тему из личного опыта, на заданную тему без наглядной опоры. На этих занятиях решаются следующие практические задачи: развитие у детей умений ориентироваться в предложенном текстовом и наглядном материале при составлении собственного рассказа; активизация имеющихся у детей знаний и представлений об окружающем; уточнение и развитие пространственных и временных представлений; развитие воссоздающего и творческого воображения.

Дальнейшая работа по формированию навыков творческого рассказывания проводится в процессе обучения в школе.

Игры по развитию воображения, как вербального, так и невербального, зрительного восприятия, мышления целесообразно предложить воспитателям для проведения во второй половине дня, на прогулке, на логопедических пятиминутках и коррекционном часе, а также для совместных игр детей с родителями дома. Для развития воображения в старшей группе (на начальном этапе) я предложила следующие игры:

«Создай свою игрушку»

Игра состоит из разрезных деталей, из которых дети составляют новые образы. Игра доступна детям с 4 лет.

«Забавные линии»

Данное задание представляет собой лист бумаги с различными линиями, на основе которых дети создают рисунки с изображением предметов или целых предметных ситуаций.

«Незаконченные рисунки»

Для данного задания подготавливаются листы с пунктирными рисунками, с рисунками с недостающими деталями. Задача детей восстановить образ.

«Смешные нелепицы»

Дети находят на картинках с нелепыми рисунками ошибки художника. Также предлагается придумать свою нелепицу и зарисовать.

«Чудо-остров Тру-ля-ля»

Детям зачитывается рассказ об острове Тру-ля-ля, на котором живут невиданные звери, и предлагается придумать и нарисовать зверя, который мог бы жить на этом острове. Далее предлагается придумать рассказ про своего зверя: как его зовут, где он живет, что ест и т.д.

«Откуда кусочек»

 Игра состоит из больших карточек полей с недостающими частями и маленьких карточек - недостающих кусочков. Предлагается найти к каждой карточке недостающую часть.

«Геометрический рисунок»

Ребенку предлагается набор из геометрических фигур, из которых он должен составить картинку. Игру можно усложнить, предложив создать рисунок только из одного вида фигур, например, треугольников

«Заколдованный лес» и другие. Сначала вводятся игры на развитие воссоздающего воображения, затем и творческого.  Для развития творческих способностей детей включила в план артистические игры:

«Пантомима»

Изобразить в движении различных животных, жизненные ситуации.

 «Театр теней», «Изобрази без предмета» и другие. Для развития зрительного внимания:

«Найди отличия»

Найти в парных картинках отличия.

«Собери картинку»

 Разрезные картинки, из которых необходимо создать цельный образ (можно предложить детям разных возрастов).

«Наложенные картинки»

Детям предлагается найти предметы среди контурных изображений предметов, наложенных друг на друга.

«Мешочек с предметами»

Детям предлагается найти предмет (или угадать его по силуэтному изображению).

Также я использовала на занятиях игры для развития словесного творчества:

«Узнай по описанию»

 Детям предлагается по словесному описанию узнать предмет. Также можно предложить наглядное описание предмета (форма, цвет, размер, вкус и т.д.), по которому дети должны угадать задуманный предмет.

«Рифмоплет»

Игра состоит из карточек, на которых нарисованы слова-рифмы. По найденным рифмам дети сочиняют небольшие двустишия и четверостишия.

«Расшифруй сказку», «Зашифруй сказку»

Дети рисуют пиктограммы к сказкам и рассказывают по пиктограммам сказки.

«Угадай-ка»

 Детям предлагается рассмотреть картину с недостающим фрагментом и придумать отсутствующий фрагмент.

Также «Небылицы», загадки, «Замени звук», деформированные предложения, инсценировки, «Звук заблудился», «Дежурная буква», «Магазин», «Пропала собачка» и другие. В подготовительной группе игры в соответствии с возрастом усложнились:

«Кубики-невидимки»

Игра состоит из карточек с нарисованными кубиками, причем некоторые кубики не видны зрительно. Дети должны определить количество нарисованных кубиков.

«Конструкторы будущего»

 По подготовленным алгоритмам дети придумывают автомобиль будущего, стул будущего и т.д.

«Изобретатель»

Необходимо найти новое применение уже существующим предметам. Кто больше придумает?

«Сценарий»

Детям раздаются предметные картинки. Педагог начинает рассказ, каждый следующий участник продолжает его, добавляя в свой рассказ свой предмет. Можно использовать рисунки сказочных героев.

Также игры «Муха», «Добрые-злые» (по развитию воображения и образного мышления), «Веселые рифмы», «Цепочка слов», «Три звука», «Волшебное слово», «Зашифрованное слово», «Причины событий», «Последствия событий», «Представь себе…», «Тропинка», «Танец» (артистические игры), ребусы и т.д.

Для ознакомления воспитателей и родителей с особенностями формирования детского творчества в целом, и творческого рассказывания в частности, и осознания необходимости специального обучения творческому рассказыванию детей с ОНР, также я провела консультации для воспитателей и родителей на темы «Творчество и речь», «Развитие речи детей подготовительной к школе группы», «Развитие связной речи у детей с ОНР»,

«Игры по развитию словесного творчества старших дошкольников с ОНР»,

советы родителям для развития творческих способностей детей.

Глава 3. Выводы.

Специальное обучение творческому рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи, как показало исследование, не только возможно, но и необходимо. В своей работе, рассматривая особенности и возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, я выяснила, что предложенные приемы обеспечивают положительную динамику речевого развития детей и способствуют совершенствованию коррекционно-логопедической работы и ее результативности. У детей формируется интерес к русскому языку, закрепляются навыки самостоятельной работы, формируются умения вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний.

Таким образом, цель исследования  - решение проблемы возможности использования приемов творческого рассказывания по картине в процессе совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - была достигнута. Проведенное исследование приводит к выводу о необходимости дальнейшей разработки системы приемов и упражнений по обучению творческому рассказыванию и внедрению ее в коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Список литературы.

  1. Глухов В.П.

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М: Аркти, 2004. – 168с.

  1. Субботина Л.Ю.

Развитие воображения детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.

  1. Симановский А.Э.

Развитие творческого мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192с.

  1. Ткаченко Т.А.

Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. – М: Владос, 2006. – 47с.

  1. Филичева Т.Б.

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М: Айрис-пресс, 2007. – 224с.

  1. Нищева Н.В.

Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Методические рекомендации.

  1. Аханькова Е. «Учим детей с ОНР творческому рассказыванию». //Дошкольное воспитание, 2002-№12.
  2. Наши дети учатся сочинять и рассказывать/ авт. сост. В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. – М.:АРКТИ, 2003. – 24с.
  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.

Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М.: ГНОМиД,2003.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста/ Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223с.
  2.  Ушакова .

Методика развития речи дошкольников

  1. Ильина М.В.

Развитие невербального воображения. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.

Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников/ Под ред. Проф. Т.Б.Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»,2000. – 64с.

  1. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5 – 7 лет/ Авт.-сост. С.А. Петухова. – СПб.: КАРО, 2009. – 80с.
  2. Наши дети учатся рассказывать/ авт. сост. В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. – М.:АРКТИ, 2002. – 28с.
  3. Новоторцева Н.В.

Развитие речи детей. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240с.

  1. Выготский Л.С.

Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

  1. Барташникова И.А., Барташников А.А.

Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет. – Харьков: Фолио, 1997. – 412 с.

19. Преодоление ОНР у дошкольников/ под ред. Волосовец Т.В.

Приложение