Конспект интерактивного занятия с родителями и детьми по развитию речевого дыхания.
материал по логопедии (старшая группа) по теме

В конспекте  занятия по развитию правильного дыхания представлен один из способов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью привлечения близких к осуществлению коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения интерактивного логопедического занятия на тему: «Речевое  дыхание»

 (приглашаются родители детей подготовительной к  школе группы)

Цели проведения занятия:

  1. Замотивировать родителей на участие в коррекционном процессе;
  2. Объяснить важность диафрагмального дыхания, формирования длительного ротового выдоха;
  3. Показать разнообразие заданий на развитие речевого дыхания;

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Я рада приветствовать вас на совместном логокоррекционном занятии, надеюсь все вы пришли с хорошим настроением. Сегодня мы с вами поговорим о важной составляющей речи – речевом дыхании и поучимся правильному дыханию. Предлагаю вам занять места на ковре: выбирайте любую мягкую игрушку, мамы садятся рядом с детьми.

  1. Раскрытие темы занятия.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как мы дышим?
Сейчас дети расскажут, что же происходит в организме во время дыхания.

Если дыхание у человека поверхностное, длительности выдоха не хватает на произнесение фразы, приходится делать паузу в неподходящем месте, иногда даже посередине слова, что ухудшает понимание высказывания окружающими. При таком выдохе некоторые дети стараются успеть сказать задуманное и темп речи ускоряется настолько, что близкие не понимают, что им говорят. Давайте послушаем образцы такой речи.

Нравится вам, когда с вами так разговаривают? Будем учиться правильному дыханию?

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.

  1. Тренировочные упражнения для выработки длительного ротового выдоха.

Дети, покажем мамам нашу «ромашку» (дети укладываются на ковёр головами в центр «ромашки», ногами к мамам).

Закроем глазки, представим, как мы отдыхаем на лесной поляне (звучит музыка с имитацией пения птиц).

Мамочки, положите руку на животики малышей, почувствуйте, как опускается и поднимается живот, а плечики у детей остаются на месте.

Выполним несколько упражнений все вместе.

(Ниже приведены упражнения, в которых детям и родителям в игровой форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха  и нормализовать темп речи).

ПУЗЫРЬ

Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.

Ход: Все становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки, составленные один на один «трубочкой».

«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!»

Потом большой пузырь сдувается (дети длительно произносят звук «т-с-с-с».

Игра возобновляется.

СНЕЖИНКИ

Цель: Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход: Логопед: «На улице падает снежок. Там – снегопад. Давайте устроим снегопад в группе». Каждому на ладошку кладётся «снежинка» и логопед показывает, как надо дуть. Потом дует ребенок. Упражнение выполняется 2 – 3 раза.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок.                      (А. Барто)

ЛИСТОПАД

Цель: Учить плавному, свободному выдоху.

Оборудование: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья.

Ход: логопед объясняет, что осенью с деревьев опадают листья. Это явление называется листопад. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели. Упражнение повторяется 2 – 3 раза.

ЧЬЯ ПТИЧКА ДАЛЬШЕ УЛЕТИТ?

Цель: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Оборудование: Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных.

Ход: Двух птичек сажают на стол у самого края на расстоянии 30см друг от друга. Двое детей садятся напротив птичек. По сигналу «Птички полетели!», дети начинают дуть на фигурки птиц. Важно следить за тем, чтобы дети не надували щеки, когда дуют на птичек; рот не должен сильно напрягаться.

БАБОЧКА, ЛЕТИ!

Цель: Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох.

Оборудование: 2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.)

Ход: предлагается подуть на бабочек так, чтобы они полетели. Важно следить, чтобы ребенок стоял прямо, при вдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть малыш должен не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!                                         (Русская народная приговорка)

КОРАБЛИК

Ход: Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.

Оборудование: Таз с водой и бумажные кораблики.

Ход: Таз с водой должен стоять так, чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Логопед  объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно.

Ветерок, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!                                  (Русская народная приговорка)

  1. Итог занятия.

В чём же важность правильного дыхания? Какие упражнения вы хотели бы повторить дома? Придумайте и свой вариант развития речевого дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей старшей группы для развитие речевого дыхания

мастер класс для родителей старшей группы для развитие речевого дыхания...

Консультация для родителей и педагогов по развитию речевого дыхания с проведением мастер-класса

 Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но ...

Консультация для родителей "Занимательные упражнения для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях."

Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? ...

Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения....

Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»

Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»...

Консультация для родителей на тему: «Необходимость развития речевого дыхания»

Консультация о том, что  правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения ...