О работе логопеда в детском саду.
материал по логопедии по теме

 

Разделы данной работы:

1. О работе логопеда  в детском саду.

 

2. Советы родителям.

 

3. В помощь родителям.

 

4. «ШКАТУЛКА»  ЛОГОПЕДА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_rabote_logopeda_v_detskom_sadu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

О работе логопеда  в детском саду

Педагогическая учебно-воспитательная и консультативная работа:

Как педагог, на занятиях со своими воспитанниками я отправляюсь в страну Знаний, где с помощью занимательных упражнений, сказок и игр можно увидеть окружающий мир, познакомиться с цифрами и буквами, научиться читать, писать, рисовать, лепить, делать поделки из  бумаги.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые  занятия-игры с дошкольниками (с 5 лет); индивидуальные консультации для родителей, имеющих детей с нарушениями речевого и психофизического развития; индивидуальные и групповые консультации, семинары, мастер-классы для воспитателей по проблемам обучения детей с нарушениями речевого и психофизического развития.
Основные направления работы:  -коррекция звукопроизношения; -развитие связной речи,  подготовка к школе; обучение грамоте; развитие речи;
ознакомление с окружающим.

Логопедическая коррекционно-развивающая и профилактическая работа

Как учитель-логопед, я помогаю своим маленьким и большим пациентам ощутить красоту, богатство и чистоту речи, поверить в собственные силы, раскрыть свой внутренний потенциал.
Контингент: дошкольники (с 2,7 лет),, неговорящие (с задержкой речевого развития, моторной алалией), имеющие нарушения звукопроизношения, слоговой структуры, с бедным и нарушенным словарным запасом, искаженной связной устной речью.
Формы работы: индивидуальные  и подгрупповые занятия-игры.
Основные направления работы:
 I.
Диагностика:
  А)
 Устной речи:
   1. Фонационного оформления высказываний: стертые формы дизартрий, дислалии.
   Б)
 Письменной речи: дисграфии
 II.
Коррекция:
  А)
 Устной речи:
- формирование правильного звукопроизношения;
- формирование и развитие фонематических процессов (фонематического внимания и памяти, восприятия, представлений, слухового контроля, звукового, слогового анализа и синтеза);
- обогащение словарного запаса;
- формирование грамматических категорий (рода, числа, падежа и др.);
- совершенствование связной речи.

Советы родителям

Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому.

(Ф. Бэкон)

Обращаясь за помощью к специалисту, помните:

Ребенок с нарушенным звукопроизношением или отсутствующей речью, тем более в полных 4 года, не выговорится. Ему необходимы логокоррекционные занятия.

Если у ребенка появилось заикание, обязательно обратитесь к невропатологу и логопеду. Приницип "как пришло, так и уйдет" чаще всего не срабатывает. Это же касается и детских страхов. Не теряйте драгоценного времени и обратитесь к психологу.

Не стоит ждать, когда ребенок с нарушениями психофизического развития сам "поумнеет". Ему нужны занятия с учителем-дефектологом.

Заключение логопеда, дефектолога или психолога - это не приговор, а появление новой возможности для преодоления нарушений речевого и психофизического развития ребенка в целом. Помните: если вовремя не обратить особого внимания на проблемы развития ребенка, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее формирование речи и всей личности.

Выбирая специалиста, обязательно спросите, какое высшее учебное учреждение закончил педагог, каков стаж его работы, ведь качественное образование - залог успешной коррекционной работы.

Самые дешевые занятия вряд ли обеспечат профессиональную работу, а то и могут нанести вред.

Не стоит верить обещаниям, что ребенок научится говорить чисто за 2-3 недели или все психологические проблемы будут исчерпаны за 2 месяца. На автоматизацию (закрепление в речи) только одного звука уходит месяц работы, а на решение психологических трудностей может потребоваться несколько лет.

Вы рискуете, если занимаетесь "самолечением" себя или ребенка - предлагаемая литература и компьютерные программы рассчитаны на совместную работу со специалистом.

В помощь родителям

Как знакомить ребенка с многозначными словами?
В игре и только в игре. Читая забавные стихотворения, задавая вопросы, сами играя роль Незнайки, вы будете стимулировать у ребенка развитие словаря. Начинайте с простых примеров, а потом переходите на более сложные. Например, можно использовать следующие стихотворения:

  Меня послали в огород
За луковым
пером.
Смотрю, на грядках лук растёт,
А перьев нет кругом.
Они на курицах растут,
Я точно знаю это,
Какая-то ошибка тут -
У лука перьев нету!
(Г. Новицкая)

  Размышляйте вместе с ребенком: "Почему растерялся мальчик? Как бы ты объяснил мальчику выражение "луковое перо"?"  

Вечером девочка Мила
В садике клумбу
разбила,
Брат ее мальчик Иван
Тоже
разбил… стакан!(О. Григорьев)

  Спросите у ребенка: "Что означает "разбил стакан" ("разбила клумбу")? Объясни, как ты это понимаешь? Как об этом можно сказать по-другому?"

Как знакомить детей со словообразованием глаголов способом префиксации?
Словообразование способом префиксации - это те случаи, когда производные слова (в данном случае - глаголы) образуются с помощью приставки. Лучше начинать с практических действий типа:
налей молоко в чашку, вылей воду в миску, перелей чай из чашки в стакан, полей вазон и т.п., а потом переходить на слова в составе рассказов и стихотворений:  

Бим как-то раз в саду сидел,
Вдруг Бом веселый
прилетел.
Бом низко-низко
пролетел,
А Бим поймать его хотел.
Бом столб спокойно
облетел,
У Бима лоб весь день гудел.
Бим крался, Бим дышать не смел,
А Бом к забору
отлетел.
Бом на заборе повисел
И тут же снова
улетел.
Бим лез по лестнице, пыхтел,
А Бом, смеясь, в окно
влетел.
Бим оглянуться не успел,
Как Бом на крышу
залетел.
Бим со ступенек
полетел,
Боб на него с куста глядел.
Бим от обиды заревел,
И тут же Бом к нему
слетел.
Так подружились Бим и Бом,
В саду сидят они вдвоем.

  Если ребенку трудно улавливать содержание рассказа, используйте игровых персонажей и с их помощью демонстрируйте называемые действия.


Что еще обогащает словарь ребенка?
Игры в "объяснялки". Вы читаете ребенку рассказ или стихотворение и просите объяснить Инопланетянину (Почемучке, Незнайке и т.п.), что обозначает то или иное слово. Например, после прочтения стихотворения:  

На крыжовник
Я в обиде.
Он вчера меня обидел:
За две ягодки ужалил.
Ох и жаден!  
(И. Винокуров)

  Можно спросить у ребенка: "Почему обиделся мальчик? Что означает "обиделся"? Кто его обидел? Что значит "ужалил" крыжовник? Почему мальчик решл, что крыжовник жадный? Кто (что) может жалить? (быть жадным)?"

Как учить ребенка различать предлоги?
Лучше делать это, используя картинки и стихотворные миниатюры. Например:

 Цыплята и курица
Целый день на улице -
Цыплята
у курицы,
Цыплята
на курице,
Цыплята
под курицей.

или

Щетки в ящике,
Щетки
на ящике,
Щетки
за ящиком,
Щетки
под ящиком.

  Обращайте внимание ребенка не только на предлоги, но и на падежные окончания существительных.

Как развивать связную речь ребенка?
Чтобы у ребенка появилась и развивалась связная речь, в первую очередь, он должен ее слышать. Поэтому читайте ребенку небольшие рассказики, рассматривайте иллюстрации к ним, задавайте вопросы, на которые на первых порах можно отвечать одним словом, а затем целым предложением, вместе пересказывайте, придумывайте продолжение историй. Лучше, чтобы тексты для чтения содержали элементы морального воспитания, например:

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше.
Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - сказала цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г. Юдин)      

  1. Кто главный герой рассказа? (цыпленок) О ком рассказ? (о цыпленке) Про кого ты узнал из рассказа? (про цыпленка)
  2. Кому давал советы цыпленок?
  3. Что сказала Цыпу цапля? Как ты думаешь, почему?


Как помочь ребенку научиться различать родовые окончания?
Если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР), ему очень сложно научиться различать родовые окончания. Часто в его речи можно услышать: "Воспитателька сказал… Папа уехала…". Для начала предложите ребенку поиграть в игру "Он или она?". Выставляя игрушки или показывая картинки, называйте их, выделяя голосом последний звук. Например: слоН, машинА, мяЧ, куклА. Гласную [а] в конце слов лучше произносить напевно, а последний согласный - коротко и отрывисто. Это делается для того, чтобы ребенок запомнил: существительные мужского рода, т.е. те, о которых можно сказать "ОН", заканчиваются коротким и орывистым согласным, а существительные женского рода ("ОНА") - протяжной гласной. После того, как ребенок усвоил родовые окончания существительных, можно переходить к глаголам. Можно предложить ребенку игру "Угадай-ка". Вы называете глаголы женского и мужского рода и просите угадать (показать на картинке), о ком идет речь - о мальчике или о девочке. Например: пошла, пел, одел, взяла и т.д. Сначала для облегчения выполнения задания ребенком лучше выделять голосом последний звук. Сложнее овладеть родовыми окончаниями прилагательных. Лучше читать ребенку стихи, ведь именно в них в наиболее доступной форме и довольно ярко выражены родовые окончания. Например:  

Черные чернила,
Черные чулки,
Черные перчатки,
Черные очки.
Бабочка ночная
С
черненьким крылом,
Белочка ручная
Над
черненьким дуплом.
Грач
чернее ночи,
Черненький жучок,
Черный клюв у птички,
Черный червячок.

  Можно спросить у ребенка: "Кто (что) еще черное? Про кого мы скажем "черный"? (грач, жук, чемодан, кот и т.д.) "Черная"? (смородина, ночь, пантера, ручка и т.д.) "Черные"? (брюки, тучи, ботинки, брови и т.д.)".

«ШКАТУЛКА»  ЛОГОПЕДА

В шкатулках обычно хранят драгоценности. Загляните в эту шкатулку, и вы увидите в ней сборник простого толкования логопедических, дефектологических и психологических заключений и терминов. Эти "объяснялки" написаны специально для родителей детей, имеющих нарушения психифизического развития, и не претендуют на "научность".

А

Автоматизация - закрепление в речи поставленного (вызванного по подражанию) логопедом звука.

Аграмматизм - нарушение понимания речи и правильного употребления грамматических средств языка (числа, падежа, рода).

Акалькулия - нарушение умения считать.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие поражения речевых зон коры головного мозга.

Анамнез - сбор сведений и наблюдений.

Артикуляционная гимнастика - специальные упражнения для выработки подвижности органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционный аппарат - те органы, которые принимают участие в произнесении звуков: губы, зубы, щеки, язык, твердое и мягкое нёбо.

Астения - слабость.

Асфиксия - удушье.

Аудиограмма - исследование слуха аудиометром.

Афазия - распад уже сформированной речи.

Афония - полное отсутствие голоса.

Б

Брадилалия - очень замедленный темп речи.

В

"Волчья пасть"- частичная или полная расщелина твердого нёба.

Г

Гаммацизм - нарушения звуков [Г], [Г'].

Гипоксия- кислородное голодание.

Гиперкинез - непроизвольные движения, возникающие в результате повреждения ЦНС.

Д

Депрессия- психическое расстройство, сопровождающееся снижением настроения, ощущением подавленности, нарушениями аппетита, сна и сексуальной функции.

Депривация- недостаточное удовлетворение базовых потребностей в пище, безопасности, любви, заботе и т.п.

Дефект- нарушение.

Диагностика- распознавание.

Дизартрия- дефект звукопроизношения вследствие нарушения ЦНС.

Дизорфография- нарушение орфографической зоркости.

Дислалия - дефект звукопроизношения вследствие структурных изменений артикуляционного аппарата или нарушения фонематического восприятия.

Дисграфия- нарушения письма.

Дислексия- проблемы в чтении.

Дифференциация- выработка умения различать звуки речи, похожих по произношению или по звучанию.

З

Заикание- запинки в речи, повторение слогов, слов.

"Заячья губа"- одно- или двусторонняя расщелина губы.

ЗПР- задержка психического развития, некоторое отставание в развитии психических процессов.

ЗРР- задержка речевого развития, отставание в формировании речи до 3 лет.

К

Каппацизм- нарушения звуков [К], [К'].

Компенсация- перестройка психических функций при том или ином нарушении.

Контаминация- объединение.

Коррекция- исправление.

Л

Ламбдацизм- нарушения звуков [Л], [Л ].

Логоневроз- заикание.

М

Мутация голоса- изменение голоса, наблюдаемое чаще в подростковый период.

Мутизм- молчание вследствие психической травмы.

Н

Невроз- длительное перенапряжение вследствие стрессовых факторов.

Негативизм- отказ от выполнения просьб взрослого.

О

Обтуратор- приспособление для закрытия "волчей пасти".

ОНР- общее недоразвитие речи, сложный речевой дефект, при котором нарушается звукопроизносительная, лексическая и грамматическая стороны речи у ребенка после 3 лет.

Орфографическая зоркость- умение замечать ошибки на письме.

Отраженная речь- повторение слов или фраз.

П

Персеверация- повторение.

Профилактика- предупреждение.

Психические процессы- восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Психосоматика- телесные заболевания, возникающие вследствие нерешенных психологических проблем.

Психотерапия- лечение психическим воздействием, чаще всего словом.

Р

Релаксация- снятие напряжения, расслабление.

Ринолалия- гнусавость речи вследствие врожденных дефектов - "заячей губы" или "волчей пасти".

Ротацизм- дефект произношения звуков [Р], [Р ].

С

Сигматизм- нарушения свистящих [С], [С ], [З], [З ], [Ц] и шипящих [Ж], [Ч], [Ш] звуков.

Симптом- признак болезни.

Синдром- совокупность симптомов.

Соматический- телесный.

Сопряженная речь- одновременное произнесение ребенком слов или предложений вместе с логопедом.

Судороги- непроизвольное сокращение мышц.

Т

Тахилалия- чрезмерно ускоренный темп речи.

Тремор- непроизвольное дрожание рук, ног, голоса.

У

Увуля- мягкое нёбо, маленький язычок у стенки глотки.

Ф

ФФНР (ФФН)- фонетико-фонематическое недоразвитие речи, речевое нарушение, при котором наряду с нарушением звукопроизношения наблюдается отставание в формировании фонематического восприятия, внимания и памяти у ребенка с 4 лет.

Фонематическое восприятие- умение слышать и различать на слух звуки речи.

Х

Холистический- тот, что позволяет ощутить целостность телесного, душевного и духовного в человеке, гармоничный.

Ц

ЦНС- центральная нервная система.

Э

Эхолалия - механическое повторение слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример работы по взаимодействию логопеда детского сада и педагога - психолога.

В качестве примера проводимой работы предлагаем модель взаимодействия логопеда и психолога на примере развития фонематического восприятия:...

Наглядное моделирование в работе логопеда детского сада. Пособие игра «Весёлые ступеньки»

Коррекционно-развивающая игра «Весёлые ступеньки»Возраст : 5-7 лет (дошкольник)Цель: коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста.Задачи:1 – вариант:Знакомство, уточнение правильной артику...

Психологические приёмы в работе логопеда детского сада

Много лет работая логопедом в детском саду, я пришла к выводу о необходимости использования психологических приёмов для успешной работы с детьми....

Синквейн в практике работы логопеда детского сада с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелое нарушение речи

В статье дается определение понятия технологии «синквейн», изложены преимущества этой технологии в работе со старшими дошкольниками, имеющими   тяжелое нарушение речи, сформулиро...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ Психологические приёмы в работе логопеда детского сада

Дети с нарушениями речи часто не верят в свои возможности, не проявляют волевого усилия. Поэтому психотерапия начинается тогда, когда ребенок в первый раз переступает порог его кабинета. Логопед долже...

Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...

Нетрадиционное использование настольных игр в работе логопеда детского сада

Часто  можно применить в работе логопеда настольные игры, которые казалось бы, совсем не предназначенные для корреционной работы игры.Хочу предложить некоторые из них....