Технологии развития речевого дыхания и голоса
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Краска Елена Владимировна

Практический материал по развитию речевого дыхания и голоса у детей с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_razvitiya_rechevogo_dyhaniya_i_golosa.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

            Технологии развития речевого дыхания и голоса

Важнейшие условия правильной речи — это плав ный длительный выдох, четкая и ненапряженная арти куляция.

Поскольку дыхание, голосообразование и артикуля ция — это единые взаимообусловленные процессы, тре нировка речевого дыхания, улучшение голоса и уточне ние артикуляции проводятся одновременно. Задания ус ложняются постепенно: сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, по том — словах, затем — на короткой фразе, при чтении стихов и т. д.

В каждом упражнении внимание детей направляет ся на спокойный, ненапряженный выдох, на длитель ность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению арти куляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокой ной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы тех ники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова, имена людей, клички животных), позже — короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняет ся: появляются короткие или длинные фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание начинающих артистов постоянно обращается на то, с какой интонацией следу ет произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться. В ходе рабо ты поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

При естественном дыхании его глубина и темп мо гут быть различны, и не следует регулировать их искус ственно, иначе дыхание не будет естественным. Есте ственное дыхание — это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномер ным. В течение короткого времени добиться такого ды хания нельзя. Поэтому не следует стремиться к немед ленным результатам и стараться применить для этого какие-то волевые усилия, управлять дыханием. Такие попытки могут привести к дискомфорту, одышке. Есте ственное дыхание должно происходить на естественной основе, при этом можно допускать лишь незначитель ные усилия, чтобы достичь пяти вышеназванных ха рактеристик естественного дыхания, добиваясь его лег кости на границе забытья и реальности.

Дыхание, как известно, заключается в вентилирова нии легких, в замене использованного воздуха свежим, богатым кислородом.

1. Для того чтобы научить ребенка полноценно ды шать, у детей вызывают потребность в притоке большо го количества кислорода и в удалении накопившейся углекислоты. Такая потребность возникает при большой затрате мышечной энергии, например, при беге, прыж ках. Вот почему так полезны подвижные игры с бегом на свежем воздухе.

С дошкольного возраста надо приучать детей дышать через нос. Дыхание через нос возбуждает дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге, че ловек дышит глубже, чем через рот.

2.Дети дошкольного возраста имеют склонность за держивать дыхание при выполнении всякого непривыч ного движения, требующего от них некоторого усилия и напряжения.

Поэтому важно научить ребенка не задерживать дыхание при выполнении упражнений. Для этого гим настические упражнения сопровождаются звуками или словами, соответствующими образу упражнения. Они произносятся в тот момент, когда надо сделать выдох, т. е. когда сужается грудная клетка. Вдох совпадает с моментом расширения грудной клетки и расслабления мышц брюшной полости. При боковом сгибании и по воротах туловища выдох совпадает с наклоном или по воротом туловища в одну сторону, а вдох — с поворо том или наклоном в другую, или с моментом выпрямле ния, если упражнения делаются с остановкой на моменте выпрямления. Звуки и слова также придают упражнениям эмоциональную окраску.

3.Важно научить детей экономно расходовать име ющийся в легких воздух, регулировать работу своих дыхательных мышц. Такое экономное расходование воз духа имеет большое значение при речи, и особенно при пении. Вдох делается очень быстро, а затем воздух за держивается в легких и постепенно выдыхается при произнесении звуков.

Некоторые упражнения можно проводить в двух тем пах — медленном и быстром. При медленном темпе дети учатся экономно делать выдох, быстрый темп дается для повышения активности детей.

При медленном темпе выдох делается со звуками: тсс, шш, пф или сопровождается словом вниз. При бы стром темпе на выдохе можно произносить слова: впе ред, вправо и т. д. В имитационных упражнениях об раз иногда подсказывает определенный темп движе ния— например, «согревание». В этом упражнении после нескольких быстрых обхватов плеч руки надо медленно опустить через стороны вниз, с продолжи тельным выдохом.

Для регулирования дыхания необходимо, чтобы темп движения соответствовал темпу детского дыхания. Взрослые должны учитывать, что у ребенка более быст рый темп дыхания, поэтому выполнение упражнений в замедленном темпе сбивает детей с естественного ритма дыхания.

В случае выраженной дизартрии работа над дыха нием начинается с общедыхательных упражнений. Цель этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм. Для закрепления удлиненного произвольного выдоха (через рот) необхо димо опираться на кинестетические ощущения. Реко мендуется «видеть» и «слышать» свой вдох. При прове дении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не на прягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Сле дует концентрировать внимание ребенка на ощущени ях движения диафрагмы, межреберных мышц, продол жительности произвольного вдоха и выдоха. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводить ся до еды в хорошо проветренном помещении.

Для достижения этой цели выполняются следующие упражнения:

1.Ребенок лежит на спине, логопед сгибает ему ноги в коленных суставах и согнутыми ногами надавливает на подмышечные впадины. Эти движения производят ся в нормальном дыхательном ритме под счет. Это спо собствует нормализации движений диафрагмы.

2.Ребенок сидит, перед его ноздрями создается веер воздуха. Под его влиянием усиливается глубина вдоха за счет включения в работу мышц диафрагмы.

После активной работы мышц диафрагмы проводит ся выработка оптимального типа физиологического ды хания. Формирование этого типа дыхания осуществля ется по подражанию, в различных положениях — лежа, сидя, стоя.

Ребенок одну руку кладет на свою диафрагму, дру гую — на диафрагму логопеда. Логопед осуществляет вдох и выдох, включая в работу мышцы диафрагмы, ребенок, ощущая движения рукой, пытается дышать так же. За тем вызванные по подражанию движения диафрагмы закрепляются в различных дыхательных играх.

После закрепления диафрагмального дыхания про водится работа над длительным, плавным выдохом че рез рот, которая осуществляется:

  1. без речевого сопровождения;
  2. с речевым сопровождением.

Работа без речевого сопровождения проводится в виде различных дыхательных упражнений с использовани ем разнообразных пособий («загоним мяч в ворота», игры с «султанчиком», ватными шариками, снежинками, листиками, и т. д.), которые позволяют осуществить зри тельный контроль за продолжительностью и силой вы доха через рот.

При проведении дыхательной гимнастики необходи мо придерживаться следующих правил:

  1. дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении;
  2. при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребенка (первый признак утомления — зевота — симптом кислородной недостаточности);
  3. при выполнении дыхательных упражнений необхо димо следить за позой ребенка (прямо, плечи рас правлены, ноги, руки спокойны);
  4. при выдохе ребенок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки; при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребенка к ощущениям движе ния диафрагмы;
  5. дыхательные движения лучше производить плавно, под счет, музыку;
  6. дидактический материал, используемый для дыха тельных упражнений, должен быть легким — ват ка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т. д.; он должен располагаться обязательно на уровне рта.

Работа с речевым сопровождением проводится при произнесении различного по сложности речевого мате риала, на длительном плавном выдохе:

  1. пение гласных на выдохе — «ниточка»;
  2. произнесение сочетаний 2, 3, 4-х гласных на дли тельном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополни тельного вдоха);
  3. произнесение изолированных щелевых, глухих со гласных (при вдохе — звук);
  4. произнесение щелевых, глухих согласных с сочета нием гласных (са-со-су-сы; са-фа-ха-ша)
  5. произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем многослоговых, сначала с ударени ем на 1-й слог, затем меняется ударение;
  6. постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох — затем «птицы» — «птицы летят» — «птицы летят в небе» — «птицы летят в небе на юг» и т. д.). Количество слов, произ носимых ребенком на одном выдохе, определяется возрастом:

5 лет — 4—5 слов, не больше;

6 лет — 5-6 слов, не больше;

7  лет — 6-7 слов, не больше.

Можно рекомендовать следующий комплекс упраж нений по развитию речевого дыхания.

1-е упражнение. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать ео крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

2-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

3-е упражнение. Ребенок делает глубокий медлен ный вдох через нос, затем задерживает дыхание и мед ленно выдыхает на счет до пяти.

4-е упражнение. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

5-еупражнение. Ребенок делает полный вдох, за держивает дыхание и делает долгий выдох.

6-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ос лабление звука (упражнение «Гудок» — гудок прибли жается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).

7-е упражнение. На одном выдохе — усиление и ос лабление звука (упражнение «Вой ветра»: в-в-в-В-В-в-в).

8-е упражнение. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук [а-а-а-а] (5-6 раз).

9-е упражнение «Свеча». Ребенок делает ровный, медленный выдох — пламя свечи легло, и его надо удер жать в этом положении воздушной струей.

10-еупражнение «Погаси свечу». Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: фу-фу-фу.

11-е упражнение. Исходное положение — руки пе ред собой, вдох носом — руки разводятся в стороны, медленный выдох — руки сводятся так, чтобы встрети лись ладони.

12-е упражнение «Комар». Исходное положение — руки вперед, вдох — руки разводятся в стороны, выдох — руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком е-в-в-в, в конце — хлопок в ладоши («убили ко мара»).

13-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчка ми, ребенок должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произ несении звуков.

14-е упражнение. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

15-е упражнение. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести ба-бо-бу и г-м-м-м.

16-е упражнение. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раз).

17-е упражнение. На одном вдохе, выдыхая толчка ми, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф! в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

18-е упражнение. При вдохе оказывать сопротивле ние входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет посту кивания по крыльям носа.

19-е упражнение. Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

Использованная литература:

Развивающие технологии в логопедии/ Акименко В.М, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека игр на развитие речевого дыхания и голоса

Картотека игр на развитие речевого дыхания и голоса...

Методическая разработка. Игровые упражнение для развити речевого дыхания и голоса

Игровыу упражнения для развития речевого дыхания и голоса...

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Картотека на развитие речевого дыхания и голоса....

Развитие речевого дыхания и голоса

В данном материале содержатся игрв для развития речевого дыхания и голоса...