Особенности работы с родителями в татарской логопедической группе.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

 В данной работе рассматриваются основы взаимоотношения между педагогом и родителями, в контексте образовательного процесса. Ведь для достижения нужного результата, а  в работе логопеда, он более чем очевиден, необходима совместная работа специалиста и родителей. И одной из главных  задач логопеда в данном случае становится построение нужных взаимоотношений с родителями и обучение их некоторым основам логопедии, для непрерывности процесса обучения, а следовательно для большей эффективности, которая возрастает при заметном прогрессе в звукопроизношении ребёнка, увеличении словарного запаса и формировании грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_roditelyami.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д-с №71 «Кораблик»

Особенности работы с родителями в татарской логопедической группе.

Воспитатель высшей кв. категории

Хикматуллина Фарида Маратовна

Учитель-логопед I кв. категории

Сорокина Дания Вагизовна.

Набережные Челны

2012

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог–психолог, воспитатель, музыкальный руководитель) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Исходя из цели всего учреждения, мы  сформулировали свои:

- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

- установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для скоординированной работы детского сада и родителей мы поставили  перед собой необходимость решить следующие задачи:

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

С этой целью мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- дни общения;

- дни добрых дел;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинар – практикум;

- театрализованные игры;

- участие совместно с родителями в телепередачах;

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

Посеянное вовремя жемчугом взойдёт – гласит народная мудрость,  для этого мы и стараемся установить наиболее тесный контакт с родителями с первых дней общения.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Поэтому,  работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи является важным аспектом в современном ДОУ.

  Известно, что детский сад - учреждение, которое помогает родителям воспитывать детей. Но эту задачу по настоящему можно осуществить лишь в том случае ,если между воспитателями группы и родителями есть полный контакт, взаимоуважение, доброжелательность и доверие.

Контакт и авторитет воспитатель завоюет и установит только своей добросовестной работой с детьми и умением разговаривать с родителями, а именно вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре даже если в душе, что называется все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. Со стороны кажется. что тут сложного, пришел ребенок в группу вышла, встретила, но мы не знаем какое у него самочувствие, настроение. Вот с этого момента мы включаем все свое педагогическое мастерство, мы и родителей выслушаем, и стараемся найти подход к ребенку, хотя порой адаптация длится целый учебный год.

Мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству, поскольку только в процессе совместной деятельности специалистов и семьи удаётся максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие «психолог - логопед - педагог - родитель». При этом активная позиция в этой системе принадлежит психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности детей. Психолог не только создает условия для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы каждого ребенка, но и обеспечивает условия для сохранения психического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников коррекционно-образовательного процесса. Поэтому вначале учебного года мы пригласили педагога-психолога Татьяну Александровну на  консультацию, она рассказывала родителям какие  требования предъявляет школа современным детям.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание мы проводим в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовимся, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. А собранию предшествует открытое занятие по теме «Овощи». Это занятие проводим в конце сентября. Казалось бы начало учебного года, какие могут быть успехи у ребенка. На данном занятии мы стараемся создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Если дети первого года обучения угадывают овощ с закрытыми глазами на вкус, достают из «чудесного мешочка», рассказывают маленькие стихи, составляют описательные рассказы об овощах, опираясь на схему, то дети второго года обучения показывают кукольный театр «Репка», рассказывают сказки и рассказы об овощах. Таким образом, родители «растворяются». Они становятся «контактными». В процессе занятия родители видят, какие игровые приемы можно использовать для общения со своим ребенком дома с целью его обучения. Открытое занятие для родителей способствует созданию доверительной атмосферы, помогает родителям откровенно говорить о проблемах. На следующей неделе мы их приглашаем на собрание. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда мы положительно охарактеризовали каждого ребенка. Например,  Айрат перед родителями был охарактеризован как усидчивый, целеустремленный, активный, ответственный, приученный к деловому общению, творческие способности которого развивают в школе архитектуры и дизайна ДА-ДА и т.д.

Стараемся представить детей перед родителями с лучшей стороны, и дети соответственно стремятся контролировать свое поведение.

Особенно детям нравятся занятия по изготовлению поделок из природного и бросового материала, где они забывают о своих капризах. Конечно, такой вид деятельности требует предварительной подготовки. В течение всего года мы, заранее готовим, собираем природный материал (это кора деревьев, шишки, перышки, проволоки и т.д.) Увидев поделку своего ребенка, родители  бывают приятно удивлены, подолгу рассматривают «авторскую работу» своего ребенка, благодарят воспитателей, которые помогли раскрыть творческий потенциал ребенка, тем самым способствуя дальнейшему развитию ребёнка.   Дети увлечены, они сами приносят   материал для занятии.

   У детей с ОНР недостаточно сформирована мелкая моторика. Это проявляется в плохой координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании  пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д. Поэтому большая работа проводится по развитию зрительно-моторной координации: графические упражнения, вырезание букв из бумаги ит.д.

    Графические упражнения проводятся по темам. Например, мы изучаем лексическую тему:

«Овощи» - детям предлагаются трафареты овощей, они их обводят, раскрашивают. В основном дети, которые к нам приходят, не умеют держать карандаш, не владеют навыками раскрашивания. Есть такие дети, которые ничего не хотят делать, потому что от ребенка, до этого момента  ничего не требовалось. Возраст «Я-сам» прошел, ребенка родители не услышали, время упущено. Вот эту проблему мы показываем родителям на деле. Это не открытое занятие, а повседневная работа. Многие родители думают, что воспитание – это работа только «воспитателей», т.к. они за это зарплату получают. Однако увидев на фоне других детей своего ребенка, родители потихоньку понимают, что оказывается это их задача тоже. Мухаметзянов Амир не видел строчку тетради, не мог соединить две точки. Дедушка Амира, поработав дома с внуком, сказал: «Он же не хочет держать карандаш, сидеть…». Для него нежелание внука заниматься было открытием. У другого ребенка родители оба учителя, они только у нас увидели, что ребенок не умеет пользоваться ножницами. Папа говорил, что в предыдущем детском саду у ребенка по аппликации работы всегда были выполнены. Вывод, даже образованные родители не всегда понимают степень подготовленности и развития своего ребёнка.

Работа с родителями не ограничивается в стенах дошкольного учреждения. Говорят лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Известно, что экскурсия - один из видов занятий по ознакомлению с окружающим миром и обогащению словаря. Организовать экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому мы решили привлечь родителей. Заранее проинформировав родителей о предстоящей экскурсии, приглашали в субботу. Совместно с родителями мы организовали экскурсию в Набережно-Челнинский Татарский Государственный Театр, музыкальную школу №5, краеведческую библиотеку, в органный зал, в Музей Истории города, в кукольный театр. В театре дети увидели фойе, портреты артистов, зрительный зал, сцену, бутафорию, прожектора. Такие кабинеты, как радиоузел, гримёрная, костюмерная. Родители записывали новые слова, которые здесь услышали, а дети были в восторге, примеряя интересные головные уборы в гримёрной, рассматривая красивые ичиги в костюмерной. Родители и сотрудники, артисты театра, затаив дыхание слушали, как наши  дети на сцене рассказывали стихи и сказки на родном языке.

После экскурсии у детей появляется потребность рассказать что-то друзьям, знакомым, поделиться с ними своими впечатлениями и переживаниями об увиденном или услышанном. Мы обратили внимание, что дети становятся эмоционально раскрепощённее, коммуникабельнее. Родители меняются на глазах в  лучшую сторону. Интеллигентный дедушка признался, что он сам первый раз пришел в театр. В благодарности на имя начальника МБДОУ мама двоих детей Садретдинова Роза Закиевна отметила, что результатом нашей совместной работы в использовании экскурсий явилось то, что многие из наших детей учатся в музыкальных школах и посещают танцевальные кружки.

Современные дети отлично знают как пользоваться мобильным телефоном, буквально за несколько минут разбираются в управлении новых компьютерных игр, быстро осваивают просторы интернета, но не знают что такое библиотека! Устранить эту ошибку мы решили вместе с родителями, посетив вместе «Дом, где живут книги». Библиотекарь Галия Насихулловна нас очень тепло встретила, познакомила с принципами работы библиотеки, показала множество интересных книг.  Наши дети также рассказывали стихи и сказки, а Галия Насихулловна каждому ребенку старалась найти подход, уделила внимание, похвалила, подарила журналы. Дети почувствовали, что они здесь желанные гости. Из отзыва родителей, после посещения библиотеки: «Дети впервые были в библиотеке! … Дети остались очень довольны от посещения библиотеки. Никому (ни взрослому, ни ребёнку) не хотелось уходить... Захотелось записаться в детскую библиотеку вблизи своего дома! Это очень важно!»

Нарушения речевого развития детей рассматриваются прежде всего, как нарушение общения. Если ребенок чувствует себя скованным под взглядами чужих людей, он вряд ли сможет вступить в контакт.

Как же вызвать малыша к разговору?

Этому поможет театр: кукольный, пальчиковый, картинный.

Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения учить играя, еще Станиславский говорил, что учение «в театральной форме» «обладает рядом возможностей повышения эффективности обучения, так как оно подкрепляется эмоциями и чувствами».

- В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

- Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.

- Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического.

- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи.

- Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

- Развиваются эмоционально-волевая сфера.

- Происходит коррекция поведения.

- Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.

- Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Ежегодно с детьми мы готовим театрализованную инсценировку. Хотя каждый ребенок произносит лишь одно предложение, проводится большая предшествующая работа. Детям очень нравятся использовать реквизит, который мы сами придумываем и изготавливаем. Родители с нетерпением ждут, когда же  мы покажем инсценировку. Мы им объясняем, что кто-то из детей не следит за произношением, а у кого-то поведение страдает и долго приходится работать над интонационно-выразительной стороной речи. Подбираем музыку, готовим пригласительные билеты. Приглашая родителей, стараемся создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Как правило, родители не опаздывают на представление. Восторженные лица родителей, бабушек и дедушек говорят о том, что они рады видеть своего ребенка  в ситуации «успеха».

Состояние этих родителей  можно и нужно понять, ведь раньше, в других садах на праздниках они и их дети были ущемлены, потому что на утренниках выступали одни и те же дети, а их ребенок оставался в тени из-за дефекта речи, и это усугубляло  и без того сложное психологическое состояние ребёнка, желая проявить свою значимость он становился агрессивным.  По словам одной мамы, ее состояние на утреннике было тревожным, все смеялись над ребенком из-за дефекта, для неё это была душевная рана, а ребенок стал замкнутым и капризным. Поэтому мы стараемся показать важность каждого ребёнка, после таких встреч родители больше раскрываются, они сами предлагают помощь.

Театрализованные игры помогли сблизить наши отношения  с родителями. Родители детей первого года обучения были удивлены, что их дети наряду с детьми второго года обучения активно проявили себя творчески, в речи правильно произносили звуки.

В процессе совместной работы у родителей  меняется отношение к воспитательному процессу. Мама Ильгиза Гиниатуллина сказала, что она раньше мамой не была, только теперь стала ею, потому что она считала, что ребенок должен развиваться сам. Фарида Варисовна сама включилась в работу, результатом стало участие ребенка в воспитательно-развлекательной программе «Кучтэнэч»  ОАО ТРК “Новый Век”.  Другая мама, Резида Альвердовна написала -  «Оказывается мой ребёнок вам был нужен, вы хотели найти с ним общий язык» - в газете Шэхри Чаллы, статья «Нуждаюсь в том, чтобы мой ребёнок был нужен» (31 марта 2010 №72-73)

 Лимуза Миннахметовна Кадырова два года водила своего третьего ребёнка в наш сад с другого конца города, и только здесь, несмотря на свой долгий воспитательный опыт, она поняла о необходимости сотрудничества с  дошкольным учреждением.

Педагогика была ориентирована на коллектив, а не на личность. Родители устали от безразличного отношения к детям. Одна мама во время консультации поделилась: «Никогда специалисты вот так, с глазу на глаз, не говорили о моём ребёнке».

 Преимущество нашей группы заключается в том, что мы работаем совместно с родителями, часто показываем для них открытые мероприятия, чтобы они поняли о необходимости сотрудничества  в воспитании. Родители благодарны, что заведующая Галина Андреевна Соловьева, несмотря на экономические трудности, сохранила данную группу.

Таким образом, активное взаимодействие с семьями воспитанников, с использованием различных методов и приемов работы,  является основой  развития творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями в подготовительной логопедической группе

Материал содержит несколько анкет для родителей по выявлению организации общения ребёнка в семье....

План работы с родителями в старшей логопедической группе

План содержит: тематику родительских собраний, консультаций, подборку наглядно-текстовой информации, совместных мероприятий....

План работы с родителями в подготовительной логопедической группе

Планирование составлено в соответствии с ФГОС ДО...

Активизация работы с родителями детей в логопедической группе.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены на улучшение его качества. Это касается и коррекционной педагогики, успехи которой во многом зависят от согласованности дейс...

Перспективный план по работе с родителями в средней логопедической группе

В данном материале представлен перспективный план работы с родителями  на весь учебный год. Составлен в соответствии с программой "От рождения до года" для детей средней группы....