Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме:
    «Разнообразные форы работы с семьей- эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ».

    Селиванова Светлана Анатольевна

    Статья «Разнообразные форы работы с семьей-

     эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ», раскрывает систему работы с родителями в логопедической коррекции.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon raznoobraznye_formy_raboty.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Светлана Селиванова

    «Разнообразные форы работы с семьей-

     эффективное средство коррекции речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста на логопункте в ДОУ».

     В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей, а также идёт постоянный рост числа детей с отклонениями в развитии. «Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста – сегодня составляют дети с нарушениями речи».[1] Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

    На протяжении многих лет система дошкольного обра зования существовала как бы изолиро ванно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознан ное включение родителей в единый, сов местный с педагогами процесс воспита ния и развития ребёнка, уход от практи ки дистанцирования родителей от детс кого сада позволяют значительно повы сить его эффективность.  

    Вопросу координированного планирования коррекционно-образовательного процесса логопеда, педагогов и родителей посвящен ряд статей современных  ученых и практиков (Е.М.Калинина, Н.Л.Крылова, Н.Я.Ларионова, К.Г.Ермилова, С.А.Миронова, Т.А.Ткаченко, Ю.Ф.Гаркуша, В.В.Юртайкин, Л.Н.Ефименкова и др.). Однако некоторые аспекты остаются мало изученными и недостаточно разработанными в научном и методическом планах. Один из них - разработка путей взаимодействия специалистов и родителей в системе работы по исправлению речи детей на логопункте в ДОУ. И главным аргументом в данном вопросе является неоспоримость факта, что только совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекции речи. Как показывает практика, родители часто допускают типичные ошибки, испытывают определенные трудности в воспитании детей и отношении к речевым дефектам, по различным причинам: не достаточно хорошо понимают значимость своевременной речевой коррекции, не имеют достаточных знаний о том, как можно помочь ребенку, считают, что только ДОУ должно заниматься вопросом коррекции имеющихся у ребенка недостатков, ссылаются на нехватку времени для работы с ребенком и т.д. 

    В тоже время,  аргументами ценности помощи родителей в коррекционной работе можно выделить следующие:

    -во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка;

    -во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять      

    формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного    

    общения. 

    Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей. Поэтому задача логопеда и всех педагогов ДОУ – это прежде всего психолого-педагогическая поддержка семьи, помощь родителям в  получении теоретических знаний и помощь в овладении практическими навыками, а также достижение тесного взаимодействия детского сада и семьи для полноценного речевого развития детей.

    Общепринятые в дошкольной педагогике методы и формы, актуальны и для работы логопеда и семьи по коррекции речи детей. Добиться позитивных результатов в речевом развитии дошкольников можно только в процессе планомерной систематической деятельности, которая должна направляться специалистом.

    В нашем учреждении сложилась своя система работы логопеда с родителями по коррекции речи детей, исходя из анализа анкет родителей, учета мнения воспитателей, а также диагностики состояния речи детей. Пожелания родителей, которые выявляются через анкетирование в конце учебного года,  вносят коррективы в план на очередной год. Активно внедряются  разнообразные формы работы, которые позволили бы достигнуть реального сотрудничества с родителями

    В настоящее время в ДОУ хорошо зарекомендовали себя и проводятся следующие формы работы:

    1. Родительские собрания.
    2. Заседания клуба «Речецветик» для родителей детей, посещающих логопункт.
    3. Заседания клуба «Говорунишка» для родителей детей         раннего возраста. Цель клуба - профилактика речевых нарушений.
    4. Информационные выставки, и печатные консультации в папки-передвижки.Печатные статьи в газету ДОУ «Наш городок», выпускаемые творческим центром ДОУ
    5. День открытых дверей ,открытые занятия для родителей и педагогов, занятия-практикумы.
    6. Организация совместной работы взрослых и детей по выполнению домашних логопедических заданий через тетрадь преемственности логопеда и родителей.
    7. Проведение коррекционных занятий с участием родителей, других специалистов.
    8. Демонстрация занятий в записи, использование фото и слайдов на встречах с родителями.
    9. Предоставление памяток с информацией.
    10. Индивидуальное консультирование. Получение консультации через «Телефон доверия» и т.д.

    Как и любое дело, начинать  работу с родителями необходимо  с составления плана. Прежде всего,  необходимо узнать их потребности. Для этого необходимо проанализировать достижения и трудности, которые возникали в работе с семьей за прошлый учебный год. Все родители разные по своему образованию, возрасту, социальному положению и т.д. Учитываем это при составлении плана работы с ними. Так не все родители сразу активно откликаются на приглашение к сотрудничеству с нами, слабо проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Требуется терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. При работе вначале  можно и нужно опираться на тех, кто желает участвовать в жизни сада, поддерживает начинания педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, необходимо  тактично вовлечь и остальных родителей к сотрудничеству, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

    Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Поэтому первоначальную встречу логопеда с родителями  провожу  в форме беседы за круглым столом, где, родители  знакомятся с кабинетом логопеда, с краткой  диагностикой и  с программой оздоровления детей. Там же освещается вопрос о необходимости коррекционной работы с детьми в дошкольном периоде. На первой встречи предлагаю родителям показ театральной постановки, приготовленной совместно с воспитателями и детьми, посещающими логопеда «Как Тигрёнок научился рычать». Включение инсценировки повышает мотивационную сферу к логопедическим занятиям, как у детей, так и родителей. А совместное чаепитие, в заключение встречи, помогает созданию более дружеских и доверительных отношений. От этой встречи зависит, станут ли логопед и родители равноправными участниками, а также успешность процесса коррекции речи. Необходимо убедить взрослых в значимости правильной речи детей и, главное, в важности роли семьи.

     Впоследствии родители приглашаются на  индивидуальную беседую. Цель беседы - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребёнка взрослым, сообщение более полных  диагностических данных. Это вызывает расположение родителей, готовность выполнить рекомендации для преодоления имеющихся у ребенка трудностей. Важнейший принцип ее – двусторонняя активность беседующих. Через беседы  можно выяснить как положительный опыт семейного воспитания, так и их трудности, ошибки, тревоги. Родителей детей, имеющие дизартрические проявления, приглашаются на традиционную практическую консультацию «Артикуляционная гимнастика и как её выполнять дома» В  консультацию предлагаю  включить  презентацию слайдов с фотографиями упражнений артикуляционной гимнастики, фрагментов видеоматериалов выполнении артикуляционной гимнастики детьми, что позволяет наглядно увидеть отрицательные и положительные моменты в проявлениях речевой моторики детей.

    Популярно в практике работы с родителями изготовление и распространение различных памяток, изготовленных в виде буклетов.  Красочность оформления, интересная подача материала в краткой форме позволяют родителям дома восстановить материал собрания или консультации.

    Изучение запросов родителей через анкетирование позволило  оценить данную форму работы, как положительный момент. В активно применяются  опросники и анкеты со следующей тематикой: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста», «Артикуляционные предпосылки развития речи вашего ребёнка», «О работе логопункта», «Могу ли я  помочь своему ребенку» и другие.

    Начало анкеты, как правило, необходимо начать так: «Для улучшения работы логопункта  ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы», «Ваши искренние и полные ответы помогут нам изучить проблему и оказать вам действенную помощь». В конце анкеты обязательно выразить благодарность за сотрудничество.    Ко всем мероприятиям необходимо очень тщательно готовится. Заранее вывесить, объявление (вывешиваем за 3-4 дня). Тему формулирую проблемно: «Как развить речь ребенка?», «Нужно ли заниматься дома?», «Что должны знать родители будущих первоклассников» и др. А так же необходимо изготовить маленькие приглашения для каждого, где  можно поместить небольшое задание для родителей. Задания  выбираются исходя из темы предстоящего собрания. Например: «Понаблюдайте за речью детей во время игры», «Обратите внимание на детские вопросы» и т.д.

    Одной из наиболее эффективной формой в коррекционной работе являются практикумы, т.к. на них можно в действии показать нужные приемы и методы работы с детьми. Проводить их можно с участием детей, приглашением специалистов, демонстрацией видеоматериалами и т.д. Например, на практикуме по развитию мелкой моторики рук можно предложить детям задания со штриховкой и обводкой, а родителям рассказали о важности развития пальцев в формировании речи, по ходу обратить их внимание на то, как дети держат карандаш,  их осанку, качество работы. Взрослые сразу могут увидеть тех, кто некачественно штрихует, поворачивает лист бумаги по ходу выполнения задания. Во 2-й части можно провести анализ с обсуждением, объяснить родителям, чем это вызвано и как можно исправить недостатки.

    Анализ педагогических ситуаций помогает связать знания с практикой, повысить интерес к собственным педагогическим знаниям, своим детям. Часто родители соотносят предлагаемые ситуации с собственным опытом, приводят примеры.

    В последние года активно используем такой нетрадиционный прием, как включение видеосъемок детей, с индивидуальных и подгрупповых занятий. Замечено, что этот прием помогает высветить недостатки речи детей, к которым привыкли родители, а также увидеть прогресс в развитии речи. Это полезно на этапе автоматизации звуков и введении их в речь. Предлагается в  видеозаписи посмотреть, как дети говорят в обыденной речи и как они могут сказать по просьбе логопеда.

    Через индивиду альную тетрадь родители получают ин формацию о том, чем занимался ребё нок, с каким новым материалом он поз накомился, что у него получилось, а ка кое задание вызвало затруднения. Через тетрадь осуществляется и обратная связь. Сразу видно, что и как сделали дома. В тетради родители могут записать свой вопрос, если им что-то не ясно. Тетради помогают держать связь.

    Удачным и эффективным приемом является информация для родителей, помещенная на шкафчике ребенка. Сказочный герой, который «живет» в логопедическом кабинете, сообщает информацию (он прикреплен на двери шкафа). На этом листочке может быть: «Радуемся с Вами, у Лены (Тани) появился звук «Р».

    Материалы групповых стендов «Уголок логопеда» ориентированы на определенную возрастную категорию. Хотя тематика  «наглядных» консультаций звучит одинаково для всех групп дошкольного учреждения: «Словарные возможности ребенка», «Играем вместе», «Как предупредить заикание» и т.д.,материал для каждой возрастной группы подбирается со своей спецификой.

    В кабинете логопеда так же есть стенды с информацией для родителей. Это, прежде всего «Будущему первокласснику», «Развиваем руку».

    Проанализировав различные мнения, убеждаемся,  что общепринятые в дошкольной педагогике методы и формы, актуальны и для работы логопеда и семьи по коррекции речи детей.

    Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Что является залогом успешной коррекционной логопедической работы. Родители отмечают, что совместные занятия способствуют улучшению их отношений с ребенком, а после нескольких месяцев работы родители начинают более добросовестно относиться к выполнению детьми домашнего задания и наших рекомендаций. В глазах родителей повышается авторитет учителя- логопеда  и всего педагогического коллектива ДОУ, что позволяет соответствовать гордому статусу – Центр развития ребёнка, которое на сегодняшний день носит ДОУ, в котором я работаю.


    [1] Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении» М. творческий центр «Сфера», 2003г., с.3


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

    Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

    Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

    Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

    Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

    Лэпбук как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Лэпбук (в переводе с английского "книга на коленях") представляет собой одну из разновидностей метода проекта и является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и ...

    Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

    Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

    Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...