Игры с мячом, направленные на развитие речи дошкольников.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_myachom.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом, направленные на развитие речи дошкольников.

Стараюсь подбирать речевые задания так, чтобы каждый ребенок помимо коррекции смог открыть для себя что-то новое, интересное, непознанное. Так игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Работая в этом направлении, сделала следующие выводы о значении игр с мячом в развитии речи детей:

1.        Игры  с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2.        Освобождают ребенка от утомительной, неестественно для его возраста неподвижности на занятиях.

3.        Помогают разнообразить все виды деятельности на коррекционных занятиях.

4.        Развивают общую и мелкую моторику, развивают ориентировку в пространстве.

5.        Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

Считаю, что все это необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов  и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. Так, развивая мелкую моторику, мы одновременно закрепляем пространственную ориентировку, грамматические формы, расширяем словарный запас.  Сделала подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы. Они удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним. Самый усложненный вариант подобных игровых упражнений – пересказ или составление  сказок.

Игра « слог да слог – и будет слово».

Вариант 1.

Цель –дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры: логопед бросает мяч, называя первый слог, ребенок заканчивает слово.

Вариант 2.

Цель – закрепление умения добавлять слог, заканчивая слово.

Ход игры: логопед говорит детям: « Я произнесу начало слова, а вы закончите». Затем поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог. Дети ловят и бросают обратно, называя целое слово.

« Кто как разговаривает».

Вариант 1.

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: логопед поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, отвечают, как то или иное животное подает голос:

Корова                                               мычит

Тигр                                                       рычит

Змея                                                             шипит

Комар                                                 пищит

Собака                                                         лает

Вариант 2.

Логопед, бросая мяч ребенку спрашивает: «Кто рычит?» и т. д.

«Животные и их детеныши».

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных.

Ход игры: бросая мяч ребенку, логопед называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол; перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова желательно скомпоновать в группы по способу их образования.

«Из чего сделано».

Цель: закрепление в речи употребления относительных прилагательных.

Ход игры: логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Тазик из меди                                    медный

Медвежонок из плюша                   плюшевый

Рукавички из шерсти                       шерстяные.

«Я знаю три названия».

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов.

Ход игры: ребенок, подбрасывая мяч или ударяя им об пол, говорит: «Я знаю три названия животных: собака, кошка, корова, коза, кролик».

«Я знаю три имени девочек: Ира, Таня, Тамара, Оля, Валя».

Можно использовать следующие виды движений: удары мячом об пол при помощи одной (двух) руки, ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.  

«Назови предмет».

Цель: расширение словарного запаса за счет обобщающих слов.

Вариант 1.

Ход игры: логопед называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч логопеду, называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Овощи                               картофель, морковь, свекла, лук, капуста.

Вариант 2.

Логопед называет видовые понятия, а дети обобщающие слова.

«Что делают животные».

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.

Ход игры: логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.

Собака                      лает, бегает, скулит, кусается, ласкается, служит….

«Скажи ласково».

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:  логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, стол), ребенок, возвращая мяч логопеду, называет слово «ласково» (столик).  Слова лучше группировать по сходству окончаний.

Шапка       шапочка

Книга         книжечка.

«Хорошо – плохо».

Вариант 1.

Цель:  знакомство детей с противоречиями окружающего мира.

Ход игры: дети сидят в кругу. Логопед задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, что хорошо или плохо в природных явлениях.

Дождь                                  Хорошо: смывает пыль с домов, поливает растения.

                                             Плохо: нельзя долго гулять, бывают наводнения.

Вариант 2.

«Нравится – не нравится».

Лето                                            Можно купаться в море – нравится

                                                     Нельзя долго загорать – не нравится.

«Составь предложение».

Цель: развитие внимания, быстроты и мыслительных операций.

Ход игры: логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова. Ребенок, поймав мяч, произносит предложения из данных слов и бросает мяч обратно.

«Кто как передвигается».

Цель: обогащение словарного запаса, развитие мышления.

Ход игры: логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает. Игра проводится с перебрасыванием мяча разными способами.

Ползают                             змеи, черви, гусеницы

Летают                                птицы, жуки , комары, мухи, пчелы.

«Что бывает круглым».

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развития воображения.

Ход игры: перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, отвечает, возвращая мяч логопеду. Логопед перекидывает мяч следующему ребенку, получая ответ от него.

Что бывает деревянным?                  Стол, стул, скамейка, шкаф, комод….

«Четвертый лишний».

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак.

Ход игры: логопед, бросая мяч ребенку, называет четыре слова и просит определить лишнее.

«Веселый счет».

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход игры: логопед бросает мяч ребенку и называет сочетание существительного с числительным  один, а ребенок, возвращая мяч, В ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным пять ( шесть, семь, восемь…). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Один стол               пять столов

Один пол                 пять полов.

«Один – много».

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний существительных.

Ход игры: логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе, дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч разными способами: удары об пол, прокатывание мяча сидя на ковре.

«Чья голова».

Цель: расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных.

Ход игры: логопед, бросая мяч, говорит: «У собаки голова…», ребенок заканчивает: «Собачья».

«Назови цвета».

Цель: подбор существительного к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход игры: логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Зеленый                       лист,  велосипед, стол, стул, шкаф.

Красное                        яблоко, зарево, полотенце, платье, украшение.

«Горячий – холодный».

Цель: закрепление в словаре и представлении детей противоположных признаков предметов.

Ход игры: логопед, бросая мяч ребенку, произносит прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое прилагательное с противоположным значением.

Длинный                   короткий

Холодный                 горячий.

«Подскажи словечко».

Цель: развитие мышления.

Ход игры: логопед, бросая мяч ребенку, спрашивает: «Сорока стрекочет, а ворона?» Ребенок, возвращая мяч логопеду отвечает: «Каркает».

Змея ползает, а  собака

Птица летает, а гусеница.

«Что происходит».

Цель: закрепление употребления в речи глаголов.

Ход игры: логопед, бросая мяч, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

«Вратарь».

Цель: закрепление ориентировки ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции.

Ход игры: логопед бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок делает вратарское движение в заданном направлении.

«Коля, не зевай, слева мячик – догоняй».

«Ваня, не зевай справа мячик – догоняй».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

В своей работе для развития мелкой моторики использую упражнения О.И.Крупенчук.Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, с использованием небольших ...

ИГРЫ С МЯЧОМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем при­водит к дисграфии.Система упражнени...

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики и ориентировку в пространстве.

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук.        Комплек...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Игры с мячом, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи.

Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики...

Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "

Практикум для родителей " Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи "...

Игры с мячом, направленные на развитие речи дошкольников.

Стараюсь подбирать речевые задания так, чтобы каждый ребенок помимо коррекции смог открыть для себя что-то новое, интересное, непознанное. Так игры с мячом могут быть прекрасным инструментом, использу...