Главные вкладки

    Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Калинина Ольга Владимировна

    Конспект открытого подгруппового  занятия.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_2.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    ГБОУ детский сад №62

    Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л.

                                                                                       Конспект открытого занятия            

                                                                                       учителя-логопеда ГБОУ №62

                                                                 Калининой О.В

    Москва, 2012

    Задачи:

    образовательные:

    - уточнить понятие «звуки речи»;

    - упражнять в определении места звука Л в слове;

     - упражнять в навыках звукового анализа и синтеза;

    - формировать графо-моторный навык;

    коррекционные:

    - развивать слуховое, зрительное внимание и память;

    - развивать логическое мышление путём установления причинно-     следственных связей;

    -развитие пространственной координации;

    воспитательные:

    - воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.

    Оборудование:

    - синие флажки;

    - доска, магниты для картинок;

    - картинки А3 (яблоко, ландыш, колокольчик, лук, виола);

    - картинки 15/20 (ложка, акула, ангел, лошадь, дятел, лопух, хлопушка);

    - «звуковые автобусы», карточки для звукового анализа;

    - «звёздные карты»;

    - «серебряные» звёзды для оценки правильных ответов;

    - шапочки волка и лисы, корзинка с «рыбой».

    I. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [л].

    1. «Почистим зубки». Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной.  
    2. «Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу.
    3. « Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной .
    4. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится  бл-бл-бл.  
    5. «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы .
    6. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
    7. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп.
    8. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
    9. «Гармошка». Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

    II. Формирование  фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

    1. «Флажки». Инструкция: « Услышать звук л в слове и поднять флажок».

    Слова: лампа, роза, вагон, молоко, стул, пирожок, подкова, лодка, иголка, котёл.

    1. « Звуковой автобус». Инструкция: « Определить место звука л в слове и закрыть «окошко» автобуса».

    Слова: ладонь, болото, пенал, ласточка, солома, сигнал, локоть, пилот, малыш, столб.

         3. «Цепочка». Инструкция: Определить первый и последний звук в словах          

    и соединить их « цепочкой».

    Слова: ложка – акула – ангел – лошадь – дятел – лопух – хлопушка.

    Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.                                                

     Ребёнок показывает одно упражнение, потом выполняют все вместе, чётко и правильно выговаривая звук л и жестикулируя.

    «Домик».  Стол стоит на толстой ножке, рядом – стульчик у окошка, два бочонка под столом. Вот такой я видел дом!

    «Ловля». Плавал Лёва на плоту и ловил с плота плотву.

    «Дятел». Дятел ель долбил-долбил. Ствол у ели толстый был.

                    Дятел выдолбил дупло. Дятлу в том дупле тепло.

     

    III. Автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях, связной     речи.

    1. «Космическое путешествие» Инструкция: « Летим по звёздным картам, аккуратно проводя указательным пальцем по начерченному маршруту. От звезды к планете летим чётко проговаривая  ла-лы-ла-лы, на планете получаем задание, выполняем. От планеты к следующей звезде летим  длительно произнося л-л-л-л-л-л».

           Задания – загадки.

                - Как гора огромен он! Ты узнал, кто это? (Слон)

                - Под крышей четыре ножки,

                   А под крышей – суп да ложки. (Стол)

               - Ходит-бродит злой разбойник без дубинки и ножа.

                 Все в лесу его боятся, кроме дядюшки ежа. (Волк)

               - Он рогат и бородат, строго смотрит на ребят!

                 Если кто озорничает – забодает-забодает! (Козёл)

               - Я по дереву стучу, что-то я достать хочу.

                 Хоть и скрылся под корой, червячок-то будет мой! (Дятел)

    1. «Словарный телеграф». Инструкция: « Назвать предмет изображенный на картинке. Придумать предложение с этим словом. «Отстучать» это предложение, обозначая первое слово ударом кулака, остальные – ударом указательного пальца ребром, точка – удар указательного и среднего пальца плашмя. Стучать слева направо.

     

         Предметные картинки: яблоко, ландыш, колокольчик, лук, виола (анютины глазки).

    1. «В гостях у сказки». Дети показывают отрывок сказки «Лиса и волк».

    Итог занятия.

    Литература.

     1. Дурова Н.В. Фонематика. М., 2002

     2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. М., 1999

     3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника. М., 2001

    4.  Ткаченко Т.А. Большая  книга заданий и упражнений на развитие мелкой    моторики. Эксмо. 2011

    5. Свободина Н.Г. Беседы с логопедом. Вопросы и ответы. Сфера, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    формирование правильного произношения звуков

    в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...

    Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

    В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

    Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

    ·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

    Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.

    Мнемокарточки звуков русского языка в картинках и схемах...

    Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков

    Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звукаПосле постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Авто...