Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Калинина Ольга Владимировна

Конспект открытого подгруппового  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_2.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ детский сад №62

Этапы и виды работ по формированию правильного произношения звука Л.

                                                                                   Конспект открытого занятия            

                                                                                   учителя-логопеда ГБОУ №62

                                                             Калининой О.В

Москва, 2012

Задачи:

образовательные:

- уточнить понятие «звуки речи»;

- упражнять в определении места звука Л в слове;

 - упражнять в навыках звукового анализа и синтеза;

- формировать графо-моторный навык;

коррекционные:

- развивать слуховое, зрительное внимание и память;

- развивать логическое мышление путём установления причинно-     следственных связей;

-развитие пространственной координации;

воспитательные:

- воспитывать мотивацию к обучению и умение работать в коллективе.

Оборудование:

- синие флажки;

- доска, магниты для картинок;

- картинки А3 (яблоко, ландыш, колокольчик, лук, виола);

- картинки 15/20 (ложка, акула, ангел, лошадь, дятел, лопух, хлопушка);

- «звуковые автобусы», карточки для звукового анализа;

- «звёздные карты»;

- «серебряные» звёзды для оценки правильных ответов;

- шапочки волка и лисы, корзинка с «рыбой».

I. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для подготовки к правильному произношению звука [л].

  1. «Почистим зубки». Губы – в улыбке, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону; нижняя челюсть остается неподвижной.  
  2. «Маляр».Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед до внутренней поверхности зубов, и назад к мягкому небу.
  3. « Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз; нижняя челюсть должна оставаться неподвижной .
  4. «Индюк». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом темп ускорить и добавить голос, пока не послышится  бл-бл-бл.  
  5. «Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы .
  6. «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
  7. «Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка сначала медленно, затем ускоряя темп.
  8. «Грибок». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
  9. «Гармошка». Сделать «грибок» и, не опуская языка, закрывать и открывать рот, растягивая подъязычную уздечку.

II. Формирование  фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

  1. «Флажки». Инструкция: « Услышать звук л в слове и поднять флажок».

Слова: лампа, роза, вагон, молоко, стул, пирожок, подкова, лодка, иголка, котёл.

  1. « Звуковой автобус». Инструкция: « Определить место звука л в слове и закрыть «окошко» автобуса».

Слова: ладонь, болото, пенал, ласточка, солома, сигнал, локоть, пилот, малыш, столб.

     3. «Цепочка». Инструкция: Определить первый и последний звук в словах          

и соединить их « цепочкой».

Слова: ложка – акула – ангел – лошадь – дятел – лопух – хлопушка.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.                                                

 Ребёнок показывает одно упражнение, потом выполняют все вместе, чётко и правильно выговаривая звук л и жестикулируя.

«Домик».  Стол стоит на толстой ножке, рядом – стульчик у окошка, два бочонка под столом. Вот такой я видел дом!

«Ловля». Плавал Лёва на плоту и ловил с плота плотву.

«Дятел». Дятел ель долбил-долбил. Ствол у ели толстый был.

                Дятел выдолбил дупло. Дятлу в том дупле тепло.

 

III. Автоматизация звука л в слогах, словах, предложениях, связной     речи.

  1. «Космическое путешествие» Инструкция: « Летим по звёздным картам, аккуратно проводя указательным пальцем по начерченному маршруту. От звезды к планете летим чётко проговаривая  ла-лы-ла-лы, на планете получаем задание, выполняем. От планеты к следующей звезде летим  длительно произнося л-л-л-л-л-л».

       Задания – загадки.

            - Как гора огромен он! Ты узнал, кто это? (Слон)

            - Под крышей четыре ножки,

               А под крышей – суп да ложки. (Стол)

           - Ходит-бродит злой разбойник без дубинки и ножа.

             Все в лесу его боятся, кроме дядюшки ежа. (Волк)

           - Он рогат и бородат, строго смотрит на ребят!

             Если кто озорничает – забодает-забодает! (Козёл)

           - Я по дереву стучу, что-то я достать хочу.

             Хоть и скрылся под корой, червячок-то будет мой! (Дятел)

  1. «Словарный телеграф». Инструкция: « Назвать предмет изображенный на картинке. Придумать предложение с этим словом. «Отстучать» это предложение, обозначая первое слово ударом кулака, остальные – ударом указательного пальца ребром, точка – удар указательного и среднего пальца плашмя. Стучать слева направо.

 

     Предметные картинки: яблоко, ландыш, колокольчик, лук, виола (анютины глазки).

  1. «В гостях у сказки». Дети показывают отрывок сказки «Лиса и волк».

Итог занятия.

Литература.

 1. Дурова Н.В. Фонематика. М., 2002

 2. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. М., 1999

 3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом для дошкольника. М., 2001

4.  Ткаченко Т.А. Большая  книга заданий и упражнений на развитие мелкой    моторики. Эксмо. 2011

5. Свободина Н.Г. Беседы с логопедом. Вопросы и ответы. Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование правильного произношения звуков

в статье описано поэтапное формирование звукопроизношения...

Подготовительный этап коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений произношения звуков Х и Х\'

В работе представлена характеристика звуков Х и Х\', профили артукуляции и их описание, указаны возможные недостатки произношения данных звуков. Собственно коррекционный процесс на подготовительном эта...

Семинар-практикум « Артикуляционная гимнастика как основа формирования правильного произношения звуков. Вариативность форм ее проведения»

·       упражнения для развития дыхания детей;·       упражнения для губ;·       упражнения для щек;·...

Использование метода мнемотехники при формировании правильного произношения звуков.

Мнемокарточки звуков русского языка в картинках и схемах...

Логопедические стихи для формирования правильного произношения звуков

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звукаПосле постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Авто...