Главные вкладки

    Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
    материал по логопедии (старшая группа) по теме

    Замыслова Татьяна Алексеевна

                 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rol_artikulyacionnoy_gimnastiki_v_razvit36.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

    Консультация на тему

     «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

                                                                    Учитель-логопед Замыслова Т.А.

     

    г. Советский 2012 г.

    Артикуляционная гимнастика в развитии речи дошкольников

                 Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

                   Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

                    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

                Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

     

    Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

    1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

    Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

              Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

    2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

    3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание  

       артикуляционной позы в одном положении).

    4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать

       определенную последовательность, идти от простых упражнений к более

       сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

    5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно,

       второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок

       выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить  

       новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его

       закрепления можно придумать новые игровые приемы.

    6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

        положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

        находятся в спокойном положении.

    7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

       самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.  

                 Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной

     гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

    Организация проведения артикуляционной гимнастики

    1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

    2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

    3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

            Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

     4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему  

       (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

    5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например,

      облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще,

      что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

      Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность  

      движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение  

      исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем  

      координированными.

              Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна  

      включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на

      развитие динамической координации речевых движений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

    Цель артикуляционной гимнастики.Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.Организация проведения артикуляционной гимнастики...

    Консультация для родителей «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

    Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие д...

    «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»

    Консультация для родителей по артикуляционной гимнастике в развитии речи дошкольников. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики. Организация проведения артикуляционной гимнасти...

    Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

    Рассказывается о роли артикуляционной гимнастики в развитии речи дошкольников.  Даны рекомендации по проведению артикуляционных упражнений....

    План по самообразованию Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей дошкольного возраста"

    План по самообразованию. Тема: "Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей  дошкольного возраста". Работа с детьми раннего и младшего возраста....