консультации для родителей
материал по логопедии по теме

Ловцевич Елена Ивановна

в данной папке находится ряд консультаций: ЧТО ТАКОЕ ОНР, КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultacii_dlya_roditeley.rar875.29 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ОНР (ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ)?

ОНР (Общее недоразвитие речи) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии, в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5-ти годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной (различение цвета, формы, величины и т.д.), интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная (словесная), память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями мышления такими как, анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Этим детям присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы (трудности при выполнении движений по словесной инструкции, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения движений). Недоразвитие мелкой моторики, трудности при выполнении артикуляционной гимнастики

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов.

Первый уровень речевого развития – почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов или звукокомплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения конкретных предметов и действий, причем они используются в самых разных значениях. Характерной чертой является отсутствие грамматических связей слов между собой и для передачи морфологических элементов грамматических отношений.

Дети широко пользуются паралингвистическими средствами общения – жестами и мимикой.

Пассивный словарь шире активного, и понимание речи при этом ограничено. Дети не понимают формы единственного и множественного числа имени существительного, прошедшего времени глаголов, формы женского и мужского рода, не понимают значения предлогов.

Звукопроизношение характеризуется неопределенностью. Фонетический состав употребляемых слов ограничен звуками раннего онтогенеза (п, б, т, д, н, к, г, х, м). Отсутствуют в речи звуки, требующие верхнего подъема языка, нет стечений согласных, искажена ритмико-слоговая структура слов.

Второй уровень речевого развития – фразовая речь, искаженная в фонетическом и грамматическом отношении. Смешение падежных окончаний, ошибки при употреблении существительных в Р.П. мн. числа, в употреблении числа и рода глаголов, в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Дети смешивают в речи предлоги по значению, или вообще их опускают. Союзы и частицы употребляются ими в речи крайне редко.

Словарь хоть и расширен за счет введения в него таких категорий как, существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы, но остается ограниченным качественно и количественно. Дети не знают названий цвета, названий формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Звукопроизносительная сторона речи остается несформированной. Наиболее характерны замены одних звуков другими, смешение таких звуков как П-Т-К, С-Т. Отсутствуют мягкие согласные звуки П-Б-М, Т-Д-Н перед гласными А, О, У. Нарушено произношение свистящих, шипящих и аффрикат. Затруднения остаются в усвоении слов, сложной слоговой структуры (перестановки слогов звуков, замены и уподобления слогов). Характерно так же нарушение слуховой дифференциации звуков внутри основных фонетических групп, так и звуков различных фонетических групп, что говорит о недостаточности фонематического восприятия и неподготовленности ребенка к овладению звуковым анализом и синтезом.

Дети пользуются в речи простыми предложениями, состоящими из 2-3 , редко 4 слов. Количество аграмматизмов возрастает, при возрастании речевой нагрузки.

Третий уровень речевого развития – для этого уровня характерно развернутая обиходная речь без грубых аграмматизмов и фонетических отклонений. Нарушения звукопроизношения сводится к заменам, пропускам, искаженному произношению, нестойкому употреблению поставленных звуков. А так же нарушение звукопроизношения отличается смешением звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками (свистящие, шипящие, сонорные) и нарушениями произношения некоторых звуков раннего онтогенеза (с’, б, г, к,).

У детей наблюдаются трудности фонематического анализа и синтеза, нарушения слоговой структуры слова. Несформированность при употреблении предложно-падежных конструкций: родительного падежа в обозначении места (предлоги ИЗ, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД), винительного падежа для обозначения преодолеваемого пространства (предлог ЧЕРЕЗ), дательного падежа для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения (предлоги К, ПО),предложного падежа для обозначения места (предлоги В, НА). Пропуск предлогов или не употребление их вообще.

Почти у всех детей встречаются ошибки при употреблении в речи форм существительных именительного и родительного падежей множественного числа, при сочетании существительных с количественными числительными. Реже встречается неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. У детей наблюдается несформированность навыков практического словообразования (относительных прилагательных от существительных, их уменьшительно-ласкательной формы). Наблюдается неточное знание и употребление многих слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, мало слов обозначающих качество, признаки, действие, состояние предметов. Затруднительным для детей является подбор однокоренных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...