КОНСПЕКТ открытого занятия: «Дикие животные наших лесов и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Илюхина Оксана Викторовна

Развитие связной речи, актуализация словаря по теме "Дикие животные" в подготовительной логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_olenenku_mamu_iskali.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого занятия: 

«Дикие животные наших лесов и их детеныши»

в подготовительной к школе логопедической группе

   Программное содержание:

  1. Актуализация словаря по теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».
  2. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: - ИХ -, -ИЦ -, -ОНОК -, -ЕНОК -, -ЯТ-       -АТ-).
  3. Построение предложно-падежных конструкций   в  предложениях с помощью опорных картинок и карточек-схем, обозначающих предлоги.
  4. Самостоятельное составление детьми предложений с предлогами: НА, ИЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, В, ОКОЛО, ЗА, ПОД.
  5. Развитие диалогической связной речи.
  6. Развитие тембровой окраски голоса, интонационной выразительности речи.
  7. Развитие творческого воображения.
  8. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Иллюстрация к сказке; Предметные картинки с изображением диких и домашних животных. Карточки с наложенным изображением животных, цветные карандаши, магнитная доска; контурные изображения диких животных наших лесов и мест их обитания, карточки-символы предлогов и опорных слов-предметов для составления предложений, магнитофон. Грамзапись. Искусственные ели, «Снеговик», «сугроб», «нора». Музыкальная шкатулка. Корзинка с дарами леса: шишками, желудями, грибами, ягодами, орехами. Мольберт. Шапочки диких зверей (театральные).

Ход занятия:

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг.… Давайте представим, что мы оказались на поляне сказочного зимнего леса. Сказочным лес назван потому, что звери и птицы в нем умеют разговаривать.… А каким еще бывает зимний лес? Подскажите мне.

/Дети придумывают слова-признаки к словосочетанию «зимний лес»/.

Логопед: Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие. На улице – самое красивое и волшебное время года – зима. В это время  всегда совершаются какие-нибудь чудеса. Хотите попасть в сказку? Тогда выполните мои задания:

/ « Найди животных»/.

Логопед: Задание первое. На нашей поляне спрятались лесные жители. Ваша задача – найти их. Аня, Катя, Вася, ищите животных под елью. Вова, Наташа и Настя, загляните в нору, … кажется, за  Снеговиком тоже кто-то спрятался.…А вы, …, проверьте, нет ли кого за сугробом?

/Затем логопед спрашивает у детей, где они обнаружили зверей/.

Логопед: Катя, где прятался медведь?

Дети: Медведь прятался за елью.

Логопед: Федя, а где был зайчик?

Дети: Зайчик прятался в норе.

И т.д.

Логопед: А теперь слушайте волшебные слова… Раз, два, три, заколдованный лес на поляне зверей собери. Надевайте шапочки зверей. /Дети надевают шапочки зверей/.

Логопед: Итак, вы превратились в настоящих животных.…Слушайте второе задание: «В каких животных вы превратились: в домашних или диких?»

Дети: Мы превратились в диких животных.

Логопед: Почему этих животных мы называем дикими?

Дети: Дикими мы называем их потому, что они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека. Они сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища.

Логопед: /хвалит детей/. Осталось выполнить последнее задание. Посмотрите на доску. Здесь закреплены картинки с изображением животных. Посмотрите внимательно и скажите, все ли картинки подходят друг к другу?

Игра: «Кто лишний?»

Картинки: 1) медведь, корова, еж, заяц, лиса, волк;

Дети: Картинка с изображением коровы не подходит к остальным, потому что это домашнее животное, а остальные – дикие.

Логопед: Объясните, пожалуйста, где находится эта картинка?

Дети: Эта картинка находится между картинками с медведем и зайцем.

Логопед: Молодцы ребята, справились с моими заданиями, а теперь отправляемся в сказку.…Рассаживайтесь на ковре поудобнее…

/Дети садятся на ковер/. /Выставляется иллюстрация к сказке/.

Логопед: Сказка называется: «Как олененку маму искали».

/Логопед рассказывает сказку/

… В густом, дремучем лесу жила-была олениха со своим олененком. Олененок был очень непослушным. И вот, однажды, убежав без спроса погулять, он заблудился в лесу. Олененок очень испугался, и стал жалобно звать на помощь маму.

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

-Что случилось? Ты потерялся?

-Да, я потерял маму.

А какая твоя мама? У нее есть пушистый рыженький хвостик?

-Нет, горько заплакал малыш.

Из-за дуба в развалку вышла медведица и сказала:

-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

-Нет, продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала:

-Я знаю, у твоей мамы колючки на спине…

-Нет, продолжал рыдать малыш.

Вдруг из кустов выскочила зайчиха. Она спросила:

-Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?

-Нет!

С сопением из норы вылезла барсучиха.

Может у твоей мамы белые полоски на мордочке – поинтересовалась она.

-Нет же, - неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостиком, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами, да еще с белыми полосками на мордочке?

Да уж, - засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

-Моя мама – самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза.

И тут на поляну выбежала встревоженная олениха.

И все лесные мамы сразу поняли, кто же мама олененка.

Логопед: А теперь, если вы внимательно слушали сказку, то легко ответите на мои вопросы.

Беседа по сказке.

Логопед: Как называлась сказка?

Дети: Сказка называлась «Как олененку маму искали».

Логопед: Кто заблудился в лесу?

Дети: В лесу заблудился маленький олененок.

Логопед: Почему олененок заблудился?

Дети: Он был непослушным, и ушел из дома один без спроса.

Логопед: Кто пришел на помощь малышу?

Дети: На помощь пришли лесные мамы.

Логопед: Ну а теперь пришло время вспомнить названия лесных мам и их детенышей и поиграть в игру: «Кто с кем?»

Логопед: У зайчат мама кто?

Дети: У зайчат – мама зайчиха.

Логопед: Значит, зайчиха с кем?

Дети: Зайчиха с зайчатами.

Логопед: У барсучат мама кто?

Дети: У барсучат – мама барсучиха.

Логопед: Значит, барсучиха с кем?

Дети: Барсучиха с барсучатами.

Логопед: А теперь поиграем в эту игру «наоборот».

Как зовут детенышей ежихи? А если он один?

Дети: У ежихи-ежата (ежонок).

Логопед: Значит, ежиха с кем?

Дети: ежиха с ежатами (ежонком).

Логопед: Кто у медведицы?

Дети: У медведицы – медвежата (медвежонок).

Логопед: Значит, медведица с кем?

Дети: Медведица с медвежатами (медвежонком).

Логопед: Кто у оленихи?

Дети: У оленихи – оленята (олененок).

Логопед: Значит, олениха с кем?

Дети: олениха с оленятами (олененком).

Логопед: «Олениха с оленятами», «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами»…. Какой предлог помогает нам соединить слова в этих предложениях:

Дети: Предлог «С».

Логопед: Однажды, олениха с оленятами, зайчиха с зайчатами и другие животные собрались на водопой. И мы с ними тоже пойдем.… Становитесь в круг скорей…

/Динамическая пауза/

Логоритмическое упражнение «На водопой»

/Дети выполняют движения согласно тексту, делая шаги на каждый ударный слог/.

Как-то раз лесной тропой                                    Идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал лосенок,                      Идут, громко топая.

За мамой лисицей крался лисенок,                    Крадутся на носочках.

За мамой ежихой катился ежонок,                     Двигаются на присядках.

За мамой медведицей шел медвежонок            Идут вперевалку.

За мамою белкой скакали бельчата                   Двигаются прыжками.

За мамой зайчихой – косые зайчата,                 Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней.

Волчица вела за собою волчат                          Крадутся большими шагами.

Все мамы и дети напиться хотят.                      Поворачиваются лицом в круг, встают на

                                                                              четвереньки,  делают «лакательные»  движения

                                                                          

/Логопед хвалит детей и предлагает «зверятам» снова превратиться из диких зверей в ребятишек подготовительной к школе группы/

Логопед: Раз, два, три, заколдованный лес, на поляне ребят собери!

/Дети снимают шапочки зверей, кладут их под елку и проходят за столы/.

Логопед открывает наборное полотно, на котором закреплены схемы предлогов: В, ИЗ, ИЗ-ЗА, НА, ПОД, ИЗ-ПОД.

Игра: «Придумай предложение»

 Схемы, каких предлогов я вам показываю?

Дети: В, ИЗ, ИЗ-ЗА, НА, ИЗ-ПОД, ПОД.

Логопед: Посмотрите на картинки и схемы предлогов на доске. Добавьте к ним слова-действия и составьте свои предложения.

/ Схема: «слово предмет»-«слово-действие»-«предлог»-«слово-предмет»/

/Дети составляют предложения по схемам, придумывая различные слова – действия/

  1. «Медведь спит в берлоге». (Медведь сосет лапу в берлоге, и т. д)

  1. «Лиса  смотрит из-за дерева». (Лиса наблюдает за зайцем из-за дерева и т. д.)

  1. «Ежик выкатился из-под гриба». (Ежик выглядывает из-под гриба).

  1. «Заяц выскочил из норы» (Заяц смотрит из норы, выглядывает, наблюдает за лисой и т.д.)

  1. «Белка сидит на ветке» (Белка сушит грибочки на ветке, наблюдает за куницей и т.д.)

/Логопед хвалит детей/.

Игры: «Кто откуда?», «Кого не стало?»

Логопед открывает магнитную доску, на которой прикреплены: дуб, пень, кусты, нора. Отдельно вырезаны изображения животных из сказки.

Логопед: Вспомните сказку «Как олененку маму искали». Посмотрите внимательно на расположение животных, и ответьте на мои вопросы:

Логопед: Где сидела бельчиха?

Ребенок: Бельчиха сидела на ветке дуба.

Логопед: Откуда вразвалку вышла медведица?

Ребенок: Медведица вышла из-за дуба.

Логопед: Откуда выкатилась ежиха?

Ребенок: Ежиха выкатилась из-под пня.

Логопед: Откуда выскочила зайчиха?

Ребенок: Зайчиха выскочила из кустов.

Логопед: Откуда с сопением вылезла барсучиха?

Ребенок: Барсучиха вылезла из норы.

Логопед: Логопед передвигает фигурки животных и спрашивает: «Кого не стало?

Дети: Не стало медведицы за дубом («Не стало барсучихи около норы». «Не стало бельчихи на ветке дуба». «Не стало ежихи, которая выкатилась из-под пня».  «Не стало зайчихи, которая выскочила из кустов»).

Логопед: Ребята, мне кажется, это серый волк напугал наших животных, поэтому они все разбежались…

Логопед: Давайте предупредим остальных животных об опасности и выполним

пальчиковую гимнастику «Серый волк». 

Серый волк крадется в чаще,       Делают двумя руками 2 пасти волка, движение вперед обеими рукам» 

Очень страшный, настоящий.         Загибают  на обеих руках пальцы, начиная с мизинца   

Ох, уж этот серый волк,                указательными пальцами «грозят»

Он зубами щелк да щелк!             Делают из пальцев рук «пасть» волка, ритмично стучат пальцами, на последнее

                                                                           слово делают «замочек» из пальцев.

Логопед: Молодцы ребята, предупредили всех лесных жителей об опасности.

Игра «Найди маму»

Логопед: Положите перед собой листочек, который лежит на столе. Вы видите на нем несколько контурных изображений лесных мам, а рядом красочное изображение одного детеныша. Вы должны обвести и раскрасить изображение той мамы, чей детеныш нарисован на вашей картинке. Правильно подбирайте карандаш для раскрашивания.

/Дети выполняют задание. Звучит музыка/.

Организация окончания занятия.

Логопед: Как называлась сказка, в которой мы побывали?

Дети: Сказка называется «Как олененку маму искали».

Логопед: Как зовут маму олененка?

Дети: Маму олененка зовут олениха.

Логопед: О каких животных мы говорили сегодня на занятии?

Дети: Мы говорили о диких животных.

Логопед: Чем еще занимались?

Дети: Мы составляли предложения, играли в игры, рисовали, …

/за елкой воспитатель заводит музыкальную шкатулку. Слышна музыка/

Логопед: Откуда музыка слышна?

Дети: Из-за елки

Логопед: Давайте заглянем под елочку

Логопед: Ребята, да тут сюрприз для вас. /Под елкой – корзинка с дарами леса/Герои нашей сказки приготовили для вас лесные припасы.   Я думаю, они хотят, чтобы вы сделали из них какую-нибудь красивую поделку, мы ее поставим на выставку, и все ребята в детском саду будут ею любоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

Занятие на тему "Дикие животные наших лесов и их детеныши";

Коррекционно-образовательные:расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жилищами;учить дете...

План - конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной к школе логопедической группе

Занятие по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему "Дикие животные"...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ"

Конспект разработан на старший дошкольный возраст. Материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов или Приключения Вредины"

Конспект итогового логопедического занятия "Дикие животные наших лесов или Приключения Вредины"...

НОД Путешествие в сказку «Как олененку маму искали» (Тема «Дикие животные наших лесов и их детеныши»)

Задачи. Ауктуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Совершенст¬вование грамматического строя речи (образование имен существительных с помощью суффиксов: -...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...