Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма

       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транёнными формами речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onr.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

ДОУ № 14

Группа № 4

Логопед: Ильина Елена Геннадьевна

Тема квалификационной работы:

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей

дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях

подготовительной группы детского сада»

Ильина Е.Г.-1

Содержание работы:

1.Современные представления о симптоматике и механизмах нарушений чтения

   и письма.

2.Определение, симптоматика и механизмы дислексии.

3.Виды дислексии.

4. Определение, симптоматика и механизмы дисграфии.

5.Виды дисграфии.

6.Методика логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма.

Используемая литература:

1. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. М., 1995

2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция  

    нарушений чтения и письма у младших школьников. С.-П., 1997

3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. М., 1983

4. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М., 1983

5.Спирова Л.Ф. Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушением речи. М., 1985

6.Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной

   школы. М., 1978

7.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных  

   классов. М., 1991

8.Логопедия.// под ред. Волковой Л.С. М., 1995

9.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправ-

   ление недостатков. М., 1995

10.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском

     саду. М., 1987

11.Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. М., 1996

12.Волина В.И. Учимся, играя. М., 1994

13.Волина В.И. Русский язык. Екатеринбург. 1996

14.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. Школьные трудности.

     М., 1994

15.Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. М., 1994

Ильина Е.Г.-3

Современные представления о симптоматике

и механизмах нарушения чтения и письма

       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транёнными формами речевой патологии у младших школьников. Расстройства чтения

и письма имеют одинаковую этиологию и сходные механизмы.

     В анамнезе детей с дислексией и дисграфией отмечается наличие ряда патологичес-

ких факторов, действующих на ребёнка, а также в этиологии дислексии и дисграфии отводится место наследственным факторам, которые предрасполагают к возникнове-

нию данных нарушений чтения и письма.

       Причины дислексии и дисграфии могут быть:

1) органические – когда органически повреждаются корковые зоны головного мозга,

    участвующие в процессе чтения и письма, или когда созревание этих систем мозга

    запаздывает, нарушается их функционирование

2) биолоические – т.е.связанные с длительными соматическими заболеваниями детей

     в ранний период их развития

3) социальные – т.е связанные с неблагоприятными внешними факторами: неправиль-

    ная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи в

    семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

            Клиническая характеристика детей, страдающих дислексией и дисграфией,

чрезвычайно разнообразна. Чаще всего дислексия и дисграфия проявляются в структу-ре сложных нервно-психических и речевых расстройств.

       Нарушение чтения и письма у детей с относительно сохранным интеллектом (без

умственной отсталости) часто сочетается с психическим и психофизическим инфанти-

лизмом, с выраженной неравномерностью психического развития, с особенностями

структуры интеллекта, а также с недостаточностью таких психических функций, как

внимание и память.

Определение, симптоматика и механизмы

дислексии

  1. Определение дислексии:

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и

повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических процессов, функций, участвующих в процессе чтения.

          1.  Ошибки чтения при дислексии являются стойкими, и без специальной коррек-

               ционной работы они могут сохранятся у ребёнка в течение многих лет.

  1. Ошибки чтения при дислексии носят специфический характер. Это повторяю-

щиеся, типические ошибки.

Ильина Е.Г.-4

  1. Ошибки чтения при дислексии обусловлены несформированностью высших

                психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме, а не как

      следствие педагогической запущенности, неправильной методики обучения,

      нарушений элементарных функций.

  1. Симптоматика дислексии:

Дислексия проявляется:

  1. в замедлении процесса овладения чтением
  2. в замедленном темпе чтения
  3. в нарушении движения глаз по строке в процессе чтения
  4. в стойких и повторяющихся ошибках чтения

  1. При дислексии отмечаются следующие группы специфических ошибок:

1) неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заме-

нах и смешениях звуков и букв  при чтении:

а) замены и смешения фонетически близких звуков – звонких и глухих: тевочка,

    лобата; аффрикат и звуков, входящих в их состав: одувантик

б) замены графически сходных букв: х – ж,   п – н  и т.д.

     в) недифференцированные, вариативные замены: ж – м – л

2) побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова; буквы называются

    поочерёдно, нанизываются одна на другую: рама – р, а, м, а

3) искажение звукослоговой структуры слова:

     а) пропуски согласных при стечении: скамейка – камека

     б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения: паровоз – парвоз

     в) добавление звука: под дождём – под дождиём

     г) перестановки звуков: лопата – лотапа

     д) пропуски, перестановки слогов: канава – кавана

4) нарушение понимания прочитанного, которое может проявляться как на уровне

    отдельного слова, так на уровне предложения и текста.

          Нарушение понимания прочитанного может быть первичным – при технически

    правильном чтении, но может быть и вторичным – как следствие неправильного

    чтения.

5) замены слов: захлестнула – захлопнула

6) аграмматизмы при чтении: ощибки согласования существительного и прилагатель-

    ного, нарушение падежных окончаний, нарушения в употреблении предлогов, изме-

    нения окончаний глаголов и т.д.

                     

              Течение дислексии носит регрессирующий характер с постепенным уменьше-

нием количества и видов ошибок, а также степени дислексии.

     Дислексия отрицательно влияет на формирование личности ребёнка: возникают та-

кие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот,

Ильина Е.Г.-5

агрессивность, озлобленность, негативизм.

       Эти аффективные реакции могут являться как следствием дислексии, так и не быть

непосредственно связанными с дислексией, а лишь сопровождают её течение, включа-

ясь в общую структуру нервно-психических заболеваний.

Виды дислексий

     С учётом несформированности  высших психических функций и операций процесса

чтения проявляются следующие виды дислексий: фонематическая, семантическая, аг-

рамматическая, оптическая, мнестическая, тактильная (у слепых детей).

1) ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

         Этот вид нарушения чтения наиболее распространён у младших школьников.

Фонематическая дислексия  вызывается нарушением формирования фонематического

восприятия и фонематического анализа и синтеза. В связи с этим выделяются 2 формы

фонематической дислексии:

  1. Первая форма фонематической дислексии связана с недоразвитием фонемати-

         ческого восприятия (слуховой дифференциации фонем) и проявляется в заменах

         фонетически близких звуков при чтении; в трудностях усвоения букв, обозначаю-

          щих акустически и артикуляторно сходные звуки.

Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем (по В.К.Орфинской). Несформированность фонематического восприятия (особенно

слуховой дифференциации фонем) приводит к трудностям усвоения и различения фо-

нем, вызывает смешения букв, обозначающих фонетически близкие звуки.

      Чаще всего ребёнок с этой формой фонематическоё дислалии смешивает на слух

звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком:  

Б - П,   Ц – С,   С – Ш,   Ж – Ш,   Ч – Щ  и др.

Следствием этого является неусвоение и смешение соответствующих букв.

  1. Вторая форма фонематической дислалии связана с недоразвитием фонемати-

          ческого анализа и синтеза. Правильное, слитное чтение слога и слова предпола-

          гает умение анализировать звуковую структуру слога или слова. Нарушение

          формирования фонематического анализа проявляется в специфических ошибках

          при чтении: побуквенном чтении, искажении звуко-слоговой структуры слова:

скамейка – скамека,   слезть – леть

таскали – тасакали,  арбуз – рабуз,  канава – кавана

2) АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

            Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении, преиму- щественно морфологических и морфо-синтакситеческих, в нарушении согласования,

управления. При аграмматической дислексии наблюдается:

 Ильина Е.Г.-6

    а) изменение падежных окончаний существительных:

из-под листьях, у товарища

    б) изменение числа имени существительного, местоимения:

письма – письмо,  крот – кроты

    в) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилага-  

        тельного, существительного и местоимения:

сказка интересную,  наш ракета,  такая день

    г) изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени:

была утро,  промчался машина

    д) изменение формы, вида и времени глаголов:

облетел хочу,  гуляла не пошла

3) СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ   (механическое чтение)

        Эта форма дислексий проявляется в нарушении понимания прочитанного при тех-

    нически правильном чтении (послоговом, целыми словами). Семантическая дислек-    

    сия может проявляться как на уровне слова, так и особенно при чтении предлдоже-

    ний и текста.

  1. Нарушение понимания прочитанного слова  обусловленно, как правило, недо-

    развитием звукослогового синтеза, поэтому ребёнок с таким недоразвитием не всег-

    да может синтезировать в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое    

    целое, не узнаёт слова, - т.е. не понимает прочитанного.

  1. Нарушение понимания предложения или текста  обусловлено, с одной сторо-

     ны, недоразвитием звукослогового синтеза, а с другой – несформированностью

     представлений о синтаксических связях слов в предложении, несформированнос-

     тью грамматических обобщений. Поэтому ребёнок с семантической дислексией

     часто читает предложение, как сумму изолированных слов, не улавливая связи меж-

     ду словами в предложении.

4) ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

          Этот вид дислексии проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв

   при чтении. Чаще всего дети плохо дифференцируют 2 группы графически сходных

   букв:  

            а) буквы, отличающиеся лишь одним элементом:  

в – з,   д – л,   ь – ъ  и др.

            б) буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в

                пространстве:  

т – г,   р – ь,   х – к,   п – н – и  и др.

    При этом виде дислексии может наблюдаться и зеркальное чтение.

                Оптическая дислексия связана с несформированностью зрительно-простран-

    ственных функций: зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, простран-

    ственных представлений.

Ильина Е.Г.-7

           Нарушение процесса чтения сопровождается большими трудностями рисования,

    конструирования (неточности, искажения, упрощение фигур, уменьшение количес-

   тва элементов, неправильное пространственное расположение элементов по сравне-

   нию с образцом.

Выделяют:

        а) литеральную оптическую дислексию – когда наблюдается нарушение

            узнавания изолированных букв

        б) вербальную оптическую дислексю – когда узнавание изолированных букв не

            вызывает затруднений, однако значительные трудности проявляются при

            чтении слов.

5) МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

            Этот вид дислексии проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях ус-

    тановления ассоциаций между звуком и буквой. Ребёнок не запоминает, какая буква

    соответствует тому или иному звуку. В процессе чтения у детей наблюдаются не-

    дифференцируемые замены. Трудности возникают у детей уже на начальном этапе

    овладения чтением – на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Определение, симпоматика и механизмы

дисграфии

  1. Определение дисграфии

           Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стой-

ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психи-

ческих функций, участвующих в процессе письма.

     В русской орфографии выделяются следующие основные принципы: фонетический (фонематический), морфологический и традиционный.

     1) В основе фонетического принципа правописания  лежит звуковой (фонематичес- кий) анализ речи. Слова записываются так, как они слышатся и произносятся:

дом, трава, слышу, бараны

     2) Морфологический принцип состоит в том, что морфемы слов с одинаковым значе-

нием имеют и одинаковое правописание независимо от их произношения в сильной и

слабой позиции:  дом – до(а)ма,  стол – сто(а)лы,  сойти – с(з)бежать

     3) Традиционный принцип написания предполагает писать так, как сложилось в ис- тории развития письменности, и не может быть объяснено фонетическим или морфо- логическим принципом написания.

            С учётом принципов орфографии можно сделать вывод, что:

– дисграфия в основном связана с нарушением реализации фонетического принципа,  

 Ильина Е.Г.-8

                              когда оказываются несформированными дифференциация фонем и    

                              фонематический анализ, а при

– дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного спо-               

                               собов правописания

  1. Симпоматика дисграфии

            Можно выделить следующие особенности ошибок при дисграфии:

1) ошибки являются стойкими и специфическими, что отграничивает их от ошибок

    «роста», «физиологических» ошибок (по Б.Г.Ананьеву).

2) дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических         

    функций, участвующих в процессе письма: дифференциации фонем на слух и в про-

    изношении, анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и

    синтеза, лексико-грамматического строя речи, оптико-пространственных функций.

           Если ошибки на письме связаны с педагогической запущенностью,  с нарушени-

    ем внимания, контроля, с нарушением элементарных (анализаторных) функций, а не

    с несформированностью высших психических функций, - то эти ошибки носят не

    специфический, а вариативный характер и поэтому не являются дисграфическими

    ошибками.

3) ошибки при дисграфии характеризуются нарушением фонематического принципа

    письма, т.е. ошибки наблюдаются в сильной фонетической позиции:

лопада – вместо лопата

дм – вместо дом

    в отличие от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой фоне-

    тической позиции:  вадяной – вместо водяной

4) ошибки характеризуются как дисграфические в том случае, если они наблюдаются

     у детей школьного возраста.

           

         У детей дошкольного возраста письмо сопровождается многочисленными ошиб-

ками, сходными по характеру и проявлению с дисграфическими, однако у детей дош- кольного возраста ещё недостаточно сформированы многие психические функции,

обеспечивающие процесс письма. Поэтому эти ошибки детей дошкольного возраста  являются закономерными, «физиологическими».

  1. Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:

1) Искажённое написание букв:  э -    ,  р -    

2) Замены рукописных букв –

    а) графически сходных:

    б) обозначающих фонетически сходные звуки:  б – п,  д – т,  г – к

3) Искажение звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления,

    замены букв, слогов:

весна – весена,  страна – стана,  клубок – кулбок

Ильина Е.Г.-9

4) Искажение структуры предложения (раздельное, слитное написание слов):

Из тёплых стран летят грачи – истёплых странлетя грачи

5) Аграмматизмы на письме:

много карандашов,  нет ключов,  на ветков

Виды дисграфии

        Наиболее существенным критерием классификации дисграфии является несфор-

мированность той или иной психической функции, несформированность определён- ных операций процесса письма. С учётом этого критерия можно выделить следующие

виды дисграфии: 

1) АРТИКУЛЯТОРНО – АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

          Эта форма дисграфии была выделена М.Е.Хватцевым, в классификации которого

   она была обозначена как дисграфия на почве расстройств устной речи или «косно-

   язычие» в письме. Ребёнок, имеющий дефектное произношение, опираясь на него,

   проговаривая вслух или про себя слова с дефектно произносимыми звуками и слыша

   их, - фиксирует это своё неправильное произношение на письме. То есть ребёнок

   пишет слова так, как он их произносит.

          По мнению Р.Е.Левиной, Г.А.Каше, Л.Ф.Спировой и др., недостатки произноше-

   ния отражаются на письме лишь тогда, когда они сопровождаются нарушением слу-

   ховой дифференциации, несформированностью звуковых, фонематических представ-

   лений.

               Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах,    

   пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в

   устной речи.

          Этот вид дисграфии преимущественно наблюдается у детей с полиморфным на-

   рушением произношения. Но нарушения произношения не всегда отражаются на

   письме, особенно если слуховая дифференциация звуков хорошо сформирована.

2) АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ –  ДИСГРАФИЯ НА ОСНОВЕ НАРУШЕНИЯ 

    ФОНЕМНОГО РАСПОЗНОВАНИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФОНЕМ)

            Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически

   близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме.

       Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звон-

   кие и глухие звуки, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав:

ч – ть,  ч – щ,  ц – т,  ц – ть,  ц – с,  с – ш,  з – ж,  

б – п,  д – т,  г – к,  и др., а также гласные:  о – у,  е – и

 

Ильина Е.Г.-10

   Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой диффе-    

   ренциации звуков, произношение же звуков при этом является нормальным.

       Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходи-

    ма более тонкая слуховая дифференциация, чем для устной речи.

 

3) ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

          Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языко-

   вого анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического

    анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на слова обнаруживается в слитном на-  

   писании слов, особенно предлогов, и в раздельном написании слов, особенно прис-

   тавок и корня.  

                              Например:

Летам пареке и дут параходи. – Летом по реке идут параходы.

       Наиболее распространёнными ошибками при этом виде дисграфии являются

искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонема-  

   тического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

   Наиболее распространены при этом следующие ошибки:

        а) пропуски согласных при их стечении:

дожи – дожди,  деки – деньки

        б) пропуски гласных:

девчки – девочки,  пошл – пошли  

        в) перестановки букв:

пакельки – капельки,  кулка – кукла

        г) добавления букв:

весная – весна,  на уличах – улицах

        д) пропуски, добавления, перестановки слогов:

весипед – велосипед,  вопродод – водопровод,

каравина – раковина,  мечдан – чемодан

4) АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

       Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несфор-

   мированностью лексико-грамматического строя речи.  (Р.И.Лалаева, С.Б.Яковлев и  

   др.) Аграмматизмы на письме проявляются на уровне слова, словосочетания, предло-

   жения и текста. Чаще всего у детей с аграмматической дисграфией обнаруживаются

   морфологические и морфо-синтаксические аграмматизмы, нарушения согласования,

   управления.  Например:      

За дома (за домом) сарай.

Истёплыя стран летят грачи. – Из тёплых стран летят грачи.

Дети пишли рощу. – Дети пришли в рощу.

Был жарки день. – Был жаркий день.

Ильина Е.Г.-11

5) ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

        Механизмом этого вида дисграфии является нарушение, несформированность

   зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса,

   зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

         При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

   а) искажённое воспроизведение букв на письме:

       – неправильное воспроизведение буквенных элементов в их пространственном

          соотношении

        – зеркальное написание букв

       – недописывание элементов

       – лишние элементы

   б) замены и смешения графически сходных букв

                Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся

       – одним элементом:

       – либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно рас-

        положенных в пространстве:

   в) зеркальное письмо – одно из проявлений оптической дисграфии.

           Зеркальное письмо – это зеркальное написание букв, письмо справо налево, ко-

       торое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

                    Оптическую дисграфию подразделяют на:

1) литеральную оптическую дисграфию, которая проявляется в трудностях воспроиз-

    ведения даже изолированных букв

2) вербальную оптическую дисграфию, когда воспроизведение изолированных букв

    сохранено, однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и сме-

    шения графически сходных букв

Методика логопедической работы

по устранению нарушений чтения и письма

     Методика логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма стро-

ится на устранении механизмов нарушения чтения и письма.

  1. Механизмы нарушения чтения – дислексии:

1.Фонематическая дислексия – связана с недоразвитием:

  1. фонематического восприятия
  2. фонематического анализа и синтеза

2.Аграмматическая дислексия – обусловлена несформированностью морфо-синтакси-

   ческих представлений, лексико-грамматического строя речи

3.Семантическая дислексия – обусловлена:

Ильина Е.Г.-12

  1. недоразвитием звукослогового синтеза
  2. несформированностью грамматических обобщений и представлений о синтакси-

ческих связях слов в предложении

4.Оптическая дислексия – связана с несформированностью зрительно пространствен-

   ных функций

5.Мнестическая дислексия – обусловлена нарушением процессов установления связей

   между звуком и буквой и нарушением речевой памяти

  1. Механизмы нарушения письма – дисграфии:

1.Артикуляторно-акустическая дисграфия – обусловлена неправильным произношени-

   ем звуков речи

2.Акустическая дисграфия = дисграфия на основе нарушения фонемного распознава-

   ния (дифференциации фонем) – обусловлена неточностью слуховой дифференциа-

   ции звуков

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – её механизмом явля-

   ется нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложе-

   ний на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза слов

4.Аграмматическая дисграфия – обусловлена несформированностью лексико-грамма-

   тического строя языка

5.Оптическая дисграфия – обусловлена несформированностью зрительно-простран-

   ственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа

   и синтеза; пространственных представлений

  1. Механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными:

1.Несформированность языковых операций – операций со звуками, слогами, словами

   и предложениями, в тексте (фонематический, морфологический, синтаксический

   уровень

2.Несформированность сенсомоторных операций – зрительно-пространственного  

   анализа букв и их сочетаний в слове

3.Нарушение семантических операций – соотнесение со смыслом

4.Неправильное произнесение звуков

          Поскольку причины и механизмы нарушений чтения и письма во многом явля-

ются сходными, у детей с дислексией и дисграфией отмечается несформированность

многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространствен-

ных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонемати-

ческого, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамма-

тического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, -

то и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего:

     1).Развитие фонематического восприятия – при устранении первой формы фонема-

 Ильина Е.Г.-13

         тической дислексии и артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на

         основе нарушений фонемного распознавания

     2).Развитие языкового анализа и синтеза – при устранении второй формы фонема-

         тической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и

         синтеза:

               а) развитие анализа и синтеза предложения

               б) развитие слогового анализа и синтеза

               в) развитие фонематического анализа и синтеза

     3).Сформировать у ребёнка морфологические и синтаксические обобщения – при

          устранении аграмматической дислексии и аграмматической дисграфии.

- Основные направления в работе:

             а) уточнение структуры предложения

             б) развитие функции словоизменения и словообразования

             в) работа по морфологическому анализу состава слов и с однокоренными  

                  словами

     4).Развивать звукослоговой анализ и синтез и формировать грамматические пред-

         ставления о синтаксических связях слов в предложении – при устранении семан-

         тической дислексии. Важное место при этом занимает и словарная работа.

     5).Формировать зрительно-пространственные функции – при устранении оптичес-

          кой дислексии и дисграфии.

- Основные направления в работе:

             а) развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины –

                 т.е. развитие зрительного гнозиса

             б) расширение объёма и уточнение зрительной памяти

             в) развитие зрительного анализа и синтеза

             г) формирование пространственных представлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"

Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе....