Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука  [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки  В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

 Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия

I.                   Оргмомент. (1  мин.)

1.      Орг.момент:

Логопед и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

-Я хочу вам пожелать,  чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы  пришли заниматься,  узнавать много нового.

– вы хотите  все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II.   1. Введение в тему. (3 мин.)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки  от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

-Давайте поиграем: я  показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

- Ребята к нам сегодня  в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете,  кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

- Ребята, этого  мышонка зовут Шуша.  Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями,  он вам что-то подарит.

- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук  [ш]. Сегодня на  занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

 2. Артикуляционная гимнастика . (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению  с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему  улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины  (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

- Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?

– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и  шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные  твердые звуки).

- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? ( фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

- Раскрасим «одежду» звука [ш]  карандашом нужного цвета (синим).  И запоминаем, что звук [ш]  -согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

- Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

 6. Определение позиции звука [ш]  в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш]  в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка»,  «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

- Молодцы.  Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

 Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш. (2  мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа  буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами». (2 мин)

-Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

- А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги  в теремках, а  дети по очереди читают (ша, шу, шо).

- Молодцы, встаем в круг.

 

 

 

 

11.Физкультминутка«Мышонок» (2 мин.)

 

Прыг –да скок, прыг – да скок

Мышка прыгнула на пенек.            

В барабан она громко бьет,          

В чехарду играть зовет.              

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки, подтянись!          

Лапки ставим на бочок,                                                                                                               

На носочках прыг-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

 

 

 

 

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

 

12.  Д/И «Телеграф» (3 мин)

 На планшете, рядом со строчками цифры 1,  2,  3,  на столе стопка картинок.  

- Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш]  в начале слова, мальчикам, где звук [ш]  в середине слова..  Картинки:  штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

- Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

- Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

- А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в  каждом слове и поместите картинки на нужную строчку.  Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

- Мышонок Шуша приготовил для вас последнее  задание, посмотрите мышонок принес  разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие).  Давайте мы по очереди возьмем  волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у  того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

III.           Итог (1 мин)

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

- Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ge_-_specialnaya_pedagogika_2007.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

междисциплинарного государственного экзамена

по специальной  педагогике с частными методиками.

Понятие  нормы и отклонения в педагогике. Норма и отклонение в физическом, психическом и моторном, интеллектуальном развитии человека. Дефект первичный и вторичный. Комбинированные нарушения, их причины. Теории компенсации. Л.С. Выготский  о дефекте и компенсации.

Специальная педагогика как отрасль педагогической науки.  Основные понятия, объект, предмет, цель и задачи  специальной педагогики. Систематика и статистика  специальной педагогики. Предметные области специальной педагогики и её связь с другими науками. Специальная дошкольная педагогика как отрасль специальной педагогики.

История развития специальной педагогики. Научные основы специальной педагогики: философские, социокультурные, экономические, правовые, клинические, психологические. История развития системы специального образования согласно социокультурной концепции Н.Н. Малофева.

Дидактические основы  образования детей с   проблемами в развитии. Особые образовательные потребности и содержание специального образования. Технологии и методы специального образования. Формы организации обучения и коррекционно-педагогической помощи. Средства обеспечения коррекционно-педагогического процесса.

Современная система специальных образовательных услуг. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Медико-социальная профилактика. Медико-педагогический патронаж. Дошкольное  образование детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Образование детей с нарушенным интеллектом. Система воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушениями интеллекта в России и других странах.  Организация коррекционно-педагогического процесса в специальных ДОУ для детей с нарушениями интеллекта. Характеристика и основное содержание программы обучения детей в специальных ДОУ с нарушением интеллекта. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми.  

Педагогические системы образования детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика образовательных потребностей детей раннего и дошкольного возраста с ЗПР. Задержка психического развития в контексте проблемы обучаемости. Причины возникновения ЗПР у детей. Организационные формы помощи детям-дошкольникам с задержкой психического развития. Коррекционная направленность воспитания и обучения детей с ЗПР. Типовая программа развития и коррекционного обучения детей с ЗПР дошкольного возраста.

Педагогические системы образования детей с нарушенным зрением. Дошкольная тифлопедагогика как отрасль специальной педагогики. Система дошкольного воспитания детей с нарушением зрения. Организация коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. Основные функции специалистов в ДОУ для детей с нарушением зрения. Взаимосвязь психолого-педагогической и коррекционной помощи с лечебно-воспитательной работы по лечению зрения.

Специальное образование детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА). Виды нарушений опорно-двигательного аппарата. Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям  с нарушениями функций ОДА. Система специализированной помощи детям, страдающим детским церебральным параличом. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП. Организация помощи детям младенческого и раннего возраста.

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи. Дошкольная логопедия как отрасль специальной  педагогики. Предмет, задачи и методы дошкольной логопедии. Система помощи детям с нарушениями речи. Планирование логопедических занятий. Взаимосвязь в работе логопеда и других специалистов в ДОУ для детей с нарушением речи.

Педагогические системы образования детей с нарушенным слухом. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики. Дошкольные учреждения для детей с нарушением слуха. Организация коррекционной помощи с нарушениями слуха. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми в условиях специальных  ДОУ.

Педагогическая помощь детям с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в образовательном пространстве. Система раннего выявления и психолого-педагогического сопровождения детей с ОДА в дошкольном возрасте. Специфические трудности обучения при РДА. Зависимость образовательных условий для детей с РДА от тяжести  от тяжести состояния. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме.

Семейное воспитание детей проблемами в развитии. Современные подходы к проблеме семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии. Роль семьи в коррекционном воспитании ребенка. Задачи и формы коррекционного воспитания детей с отклонениями в развитии в семье. Основы семейного воспитания умственно отсталых дошкольников. Семенное воспитание в системе реабилитационной работы с детьми с ЗПР. Особенности семейного воспитания  детей с нарушениями слуха и зрения. Восприятие в семье ребенка с детским церебральным параличом.

Игровая деятельность детей с проблемами в развитии. Организация      игровой деятельности детей с проблемами в развитии. Игра как вид деятельности. Виды игры дошкольника. Специфика игровой деятельности детей с проблемами в развитии.  Игра как средство коррекции отклонений в развитии ребенка. Роль игрушки в развитии игры «проблемных» детей. Организация и руководство игровой деятельностью дошкольников с проблемами в развитии.

Обучение труду и конструированию детей с отклонениями в развитии в специальном ДОУ.  Методологические подходы к формированию конструирования как продуктивного вида деятельности. Методические основы организации детского конструирования. Особенности планирования и организации занятий по конструированию с детьми с нарушениями в развитии.

Организация и  обучение  детей  изобразительной деятельности в специальном ДОУ. Связь продуктивной деятельности с психическим развитием ребенка. Детское изобразительное творчество как вид продуктивной деятельности. Особенности изобразительного творчества детей, имеющих отклонения в развитии. Организация обучения изобразительной деятельности в специальных дошкольных учреждениях. Методы и приемы работы по обучению предметному рисунку (лепке), сюжетному рисованию (лепке), аппликации, декоративному рисованию. Оценка детских работ. Коррекционная направленность обучения изобразительному творчеству.

Формирование математических представлений у детей с проблемами в развитии. Формирование математических представлений как необходимого компонента умственного развития детей дошкольного возраста. Задачи и содержание занятий по формированию элементарных математических представлений (пространственных представлений, о величине и форме предметов, навыков ориентировки в пространстве, представлений о времени, количественных представлений, навыков счета и счетных операций, решения арифметических задач) в специальном дошкольном учреждении. Принципы, методы и формы работы. Занятие по формированию элементарных математических представлений в СДОУ. Виды занятий, их структура. Планирование и анализ занятий.

Организация музыкального воспитания в специальном дошкольном учреждении. Музыка и её коррекционно-развивающеее значение. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия. Роль музыкального воспитания в коррекции недостатков развития. Использование коррекционной ритмики  в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Технические средства диагностики и коррекции в работе с детьми проблемами в развитии. Технические средства коррекции слуха (звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного пользования, кохлеарная имплантация). Использование компьютерной программы «Видимая речь» как средства коррекции и развития речи с речевой патологией. Взаимодействие анализаторов при восприятии окружающего у детей с нарушениями зрения. Тифлотехника дошкольного обучения и воспитания (особенности использования и развития остаточного зрения, осязания и мелкой моторики, слуха и ориентировки в пространстве). Использование тифлотехнических устройств в лечении зрительного анализатора.

Организация работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения детей с нарушенным слухом. Слуховые возможности детей с нарушенным слухом. Методы диагностики слуховой функции. Психофизиологические основы развития. Система педагогической работы по развитию слухового восприятия. Система педагогической работы по развитию слухового восприятия (формирование условно-двигательной реакции, различение, опознавание, распознавание речевого материала и неречевых звучаний). Методы формирования произношения. Сокращенная система фонем. Этапы работы по формированию произношения (работа над голосом, звуками речи, словом, фразой). Фонетическая ритмика как методический прием работы по формированию произношения. Использование звукоусиливающей аппаратуры  в развитии слухового восприятия и формировании произношения.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки детей с нарушенным зрением. Восприятие ребенка с нарушением зрения. Организация психолого-педагогической коррекционной работы по развитию зрительного восприятия. Понятие об ориентировке в пространстве. Роль органов чувств и двигательной сферы в процессе ориентирования. Социально-бытовая ориентировка детей   с нарушением зрения.

Подготовка детей с проблемами в развитии к школьному обучению. Проблема готовности детей с нарушениями развития к обучению в школе. Специфические трудности в освоении компонентов школьной готовности при различных вариантах дизонтогенеза. Подготовка к обучению в школе как одна из задач деятельности специального ДОУ. Направления работы по подготовке к школе. Организация работы с семьей. Роль ПМПК в определении школьной зрелости детей и типа учебного заведения для дальнейшего продолжения образования.

Организация педагогической работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку детей с нарушениями слуха. Принципы обучения языку дошкольников с нарушениями слуха. Система работы по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха. Условия формирования речи  с нарушениями слуха в дошкольных учреждениях. Использование разных форм речи в обучении языку. Развитие речи. Развитие речи в разных возрастных группах.

Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии. Современные понятия интеграции. Концепции нормализации. Основные принципы интеграционной  модели. Условия  успешной интеграции. Становление интеграции на Западе. Интегрированное обучение в России. Формы и модели организации интегрированного обучения детей дошкольного  возраста.

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования. Профессиональная  подготовка кадров в системе специального образования. Современное педагогическое образование. Сфера деятельности педагога-дефектолога. Профессиональные и личностные качества педагога системы специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука  [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука  [ш] в словах; в определении позиции звука  [ш] в с...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема:"Знакомство со звуком(и) буквами И,и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы"И "из пластилина,штриховка буквы "И".Мир природы.Цель: Закрепл...

Как закрепить правильное произношение звуков ??? (Памятка для родителей)

Как закрепить правильное произношение звуков ???(Памятка для родителей)...

Как закрепить правильное произношение звуков

Консультация для родителей по речевому развитию...

Как закрепить правильное произношение звуков

Предлагаемые  игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей ре...

Конспект занятия по грамоте в старшей группе

Обучение звуковому анализу слова....