Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
проект по логопедии по теме

Букаева Татьяна Ивановна

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                              В.А. Сухомлинский

 

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов  и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем  социализироваться и адаптироваться в обществе.

Проект направлен на  расширение знаний родителей о речевом развитии ребенка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Сказка» г. Поронайска

                                      Инновационный  проект                            

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с      речевыми нарушениями»

                                                                           Автор проекта:

                                                                           Букаева Татьяна  Ивановна

                                                                           Учитель-логопед

                                                                           МБДОУ №5 «Сказка»

                                                                           г. Поронайска

         

                                                                                                   

                                                                                                   

              2012 г.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                              В.А. Сухомлинский

Актуальность  проблемы:

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов  и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

Поэтому совместная деятельность родителей и специалиста необходима, незаменима, требует системности, что позволит детям в дальнейшем  социализироваться и адаптироваться в обществе.

Цель проекта: 

формировать и стимулировать  мотивированное отношение родителей к коррекционной работе с ребенком.              

Задачи проекта:                                                                                                                              

информирование родителей о речевых нарушениях ребенка;

ознакомление родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в ДОУ;

создание единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях;

формирование и совершенствование педагогической компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка.

Сроки  реализации  проекта:  сентябрь 2012 г.- июнь 2013 г.

Вид  проекта:  долгосрочный

Руководитель проекта – учитель-логопед МБДОУ №5 «Сказка» Букаева Т.И.

Участники проекта:

Заведующая МБДОУ №5 «Сказка» - Тимошенко И.Н.

Заместитель заведующей по МВР –Радченко Л.Б.

Учитель-логопед – Букаева Т.И.

Педагог-психолог – Дементьева В.В.

Музыкальные руководители – Зайцева Н.Ю., Данилова Т.Г.

Воспитатели – Новокшонова О.В., Бутякова С.Н.

Родители воспитанников, посещающих логопедическую группу.

Дети с речевыми нарушениями.

Основные формы реализации проекта:

Коллективная работа:

родительское собрание;

консультации, семинары;

библиотека для родителей;

фронтальные открытые занятия;

выставка игр, пособий;

речевые праздники;

фотоальбом.

Индивидуальная работа:

индивидуальные беседы;

индивидуальные практикумы;

домашняя библиотечка;

день открытых дверей;

тетради для домашних заданий;

анкеты;

рекомендации.

Наглядная работа:

речевой уголок;

домашнее задание;

доска объявлений.

Содержание  деятельности  проекта

Подготовительный  этап  (информационно-аналитический).

Мероприятия:

диагностика речевого развития детей;

анкетирование родителей;

информационная работа с родителями;

сбор анамнестических сведений о работе;

оформление Договора с родителями воспитанников образовательного учреждения о его обследовании и сопровождении;

встреча с родителями;

индивидуальная беседа.

Основной  этап  (практический).

Мероприятия:

семинар-практикум «Мой веселый язычок» (формирование произносительной стороны речи у детей);

памятки по выполнению домашних заданий;

праздник «День Матери»;

КВН «Наш родной язык» (речевой праздник-развлечение для детей старшего дошкольного возраста);

Создание индивидуальной папки («накопительный портфель ребенка»);

библиотека для родителей (повышение уровня знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии).

дни открытых дверей;

тематические консультации.

Итогово-аналитический  этап.

Мероприятия:

итоговая диагностика речевого развития детей;

награждение родителей выпускников благодарностями;

анкетирование родителей («Оценка коррекционно-педагогической деятельности в логопедической деятельности в логопедической группе»);

вручение выпускникам свидетельств об окончании логопедической группы.

                       

                           Календарный  план  реализации  проекта

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

        на  2012-2013учебный год

Наименование этапов

       Мероприятия

Сроки

 Ожидаемый     результат

Подготовительный этап

Разработка  цели  и задач проекта; изучение литературы по теме; диагностика речевого развития детей; анкетирование родителей.

Сентябрь 2012-2013г.

Активное включение родителей в процесс воспитания  и создания  единого коррекционно-развивающего пространства как в МБДОУ, так и в домашних условиях.

Основной  этап

Реализация  системы работы с родителями в процессе воздействия на ребенка с нарушениями речи.

Ноябрь 2012-2013г.

Доверительное отношение  родителей  с педагогами  и специалистами МБДОУ; создание единого речевого режима.

Итогово-аналитический этап

Анализ проделанной работы, оценка  ее эффективности.

Май

2012-2013г.

 Повышение  родительской компетентности  в  вопросах речевого развития ребенка.

Ресурсы:

1.Нормативно-правовое обеспечение: Закон «Об образовании» РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Всемирная  декларация  об  обеспечении выживания, защиты  и  развития  детей, Концепция дошкольного воспитания, программа развития, Устав, положение о родительском собрании МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Сказка».

2. Педагоги  МБДОУ  высокой квалификации  (1 и 2 категории).

3. Материально-техническое оснащение помещений МБДОУ:

Групповая  комната.

Музыкальный зал.

Логопедический кабинет.

Риски:

Отсутствие системы в работе по рекомендациям логопеда  со стороны родителей.

Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях  МБДОУ.

Инертность  мышления некоторых педагогов  и родителей по преодолению речевой патологии у детей.

Предупреждение  рисков:

Создание  положительных условий  для личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов МБДОУ  на интегративной основе.

Четкая организация взаимодействия учителя-логопеда и педагогов с родителями  воспитанников.

Привлекать родителей воспитанников к  участию в образовательном пространстве  логопедической группы.

Учитывать  интересы родителей и возможности  детей  с речевыми  нарушениями.

Ожидаемый  результат:

Повышение  родительской  компетентности  в вопросах речевого развития ребенка.

Помощь в принятии позиции «активного родителя».

                 Промежуточные  результаты  реализации  проекта:

Подготовлена методическая база, проведено анкетирование родителей, диагностика речевого развития детей логопедических групп, семинар практикум «Мой веселый  язычок»,  праздник «День Матери», День открытых дверей. Определены формы работы взаимодействия учителя-логопеда и родителей на 2012-2013 учебный год, составлен план мероприятий  по реализации проекта на 2012-2013 учебный год.

                     

                           Список  использованных  источников

1. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести под ред. Е.М. Кокорева. Магадан 1993 г.

2. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» /автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М.,2004 г.

3. Давыдова О.И. , Богословец Л.Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» - М.,2005 г.

4. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.

5. «Социальная защита семьи:  Современна ситуация, проблемы, пути решения» ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бючарова, М.П. Гурьянова. Ставрополь 1997 г.

6. Тверская О.Н. «Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи» «Логопед». – 2010 г. №4



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                      Учитель-логопед: Букаева Т.И.

Родителям будущих первоклассников

Как готовить ребенка к школе?

http://2.bp.blogspot.com/-Ivtl7mHCleg/T8EDhEa2tEI/AAAAAAAAAB8/hbhQh9wvFF8/s320/%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC+%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B8%D1%85+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%BB.jpg

   

  Что такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться?
Очевидно, что это не так. Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.

 Что значит “не подготовлен”? — удивляются они. А разве не в школе их и должны учить читать, писать и вообще — заниматься общим развитием? Это не совсем верно. Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка. Основные новообразования дошкольного детства — умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы — в игры с правилами. Вы думаете, что подготовка ребенка в школу — это покупка ему школьно-письменных принадлежностей, ранца, нового костюмчика или платья? В какой-то степени —да. Но это завершающая стадия создания для ребенка праздника 1 сентября. Настоящая же, истинная подготовка человечка в школу должна начинаться задолго до этого, запоминающегося на всю жизнь дня, примерно за один-два года, когда малышу исполнилось лишь пять, а то и четыре года. И от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе в школе в  дошкольном возрасте, зависит его успеваемость не только в начальной, но и в средней школе.
   
  
      Какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей? “

 1 ) пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв (“коша” — кошка; “депо” — дерево; “цыпенок” — цыпленок);
 2) перестановки букв (вместо все — “све”; он — “но”);
 3) замены букв: “солныско” —солнышко; “клю-чок” — крючок; “самок” — замок; “пабушка” — бабушка; “кот-ка” — кошка; “тетушка” — дедушка; “майчик” — мальчик и т. д.
 4)дети не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным,
 5) неустойчивый почерк.
      
      Чем это объясняется и как предупредить родителям трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?

     Корни трудностей овладения ребенком структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой комплекс, которым он овладел  при восприятии ситуативной, бытовой речи, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка, плохо развита мелкая моторика рук.
   
  
     Как же готовить ребенка к обучению в школе?

1. Прежде всего - не переучивать детей-левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски.
Ребенок учится владеть разным направлением грифеля карандаша. Орнаменты должны быть крупными, не менее двух-трех сантиметров в высоту и шести-семи — в длину Первоначально “штрихи” ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга, и ему надо показать, что начинать “работу” надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру; постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.

2. Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и “Р” — свистящие и “Л”, вместо твердых согласных — мягкие, например, часто слышишь: “Ах, ты мой хо-лёсенький” (вместо хорошенький), “дай мне лючку, дай мне нёшку” (дай мне ручку, дай мне ножку), “ты мой масенький” (маленький) и т д. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую речь.

3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр, тоже типа лото, по сказкам А. С. Пушкина. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
     Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.
      В конце четвертого года жизни ребенка (а иногда и раньше) надо учить ребенка выступать “перед ближайшей публикой”: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить, особенно у девочек, страх ответа на вопрос учительницы сначала с места, за партой, позже — перед доской на виду всего класса.

4. Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной - пять лет В этом возрасте вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемы в различных мелодиях. С четкого напевания песенок на изолированно произносимых звуках, с переходом от А к У, от У к И, от И к У и в любом ином порядке, хорошо бы перейти к закре¬плению путем записи этих звуков (букв) в тетради. Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ; ребенок впервые почувствует, осознает упругие движения своих губ. Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких хорошо произносимых всеми детьми звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т.  Первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая — мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.

      Все это надо делать эпизодически, во время игры, так чтобы ребенок охотно повторял за вами эти звуки, во-вторых, чтобы он находил в тетради соответствующие им буквы, написанные цветными карандашами.
Желательно укрепить мышцы губ и языка такими видами упражнений, как кучерское “тпру”, для вибрации губ, или цоканье языком, подражая цокоту лошадки, для укрепления мышц языка.

Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произношение многих звуков (Л, Р, шипящих, свистящих, а иногда и звонких согласных), то надо обратиться к логопеду для исправления произношения, так как дефекты произношения могут сказаться на успеваемости ребенка. В одних случаях преодоление дефектов речи длится около двух месяцев, в других логопеду приходится упорно преодолевать речевые трудности ребенка в течение года, с обязательной неукоснительной помощью со стороны родителей, выполняющих “домашние задания” логопеда. Звуки речи нуждаются в длительной автоматизации.
В этом же возрасте (около пяти лет) можно проводить с ребенком веселую речевую игру на вычленение из фразы того или иного слова с вопросами: Муха летает? Птичка летает? Дом летает? Рыба плавает? Пароход плавает? Самолет плавает? А затем с перечислением тех предметов, которые плавают, летают, относятся к группе слов, обозначающих мебель, посуду одежду и т д.

5. В это же время — от пяти до пяти с половиной лет — ребенка пора научить делить слово на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое “звук”, “слог”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук” и т. д.

6. В это же время родители могут по-новому подойти к рассматриванию ребенком картинок, когда он начинает вслушиваться в вопрос и улавливать, осмысливать окончания существительных и глаголов: “девочка поет, брат и сестра поют” и определять, сколько слов в фразах “девочка поет” и “девочка и мальчик поют”.
Ребенок уже вслушивается в вопросы: Кто? Что делает? и затем идет осознание вопросов: Где? Куда? Кого? Что? (Мальчик играет в мяч. Девочка одевает куклу. Мальчик идет в магазин. Мяч упал на стол (под стол, в окно и т. д.)). Так ребенок к шести годам начинает слышать предлоги и обозначать их буквами при складывании легких фраз.

7. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Очень часто школьники средних классов пользуются лишь местоимениями и междометиями, и все их пересказы фильмов звучат одинаково: “Как он ему раз! А тот ему! Во как все было!”. У этих детей не воспитана культура речи, очень бедный словарный запас.

8. В пять-шесть лет ребенку можно объяснить не только уже хорошо знакомое слово “круглый”, но научить определять такие геометрические фигуры, как треугольник, квадрат, круг; крест и знак равенства, как две одинаковые, равные друг другу черточки, показать как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам “отнять”, “прибавить”, “сложить”, “получится”, научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах (фруктах, кубиках, карандашах и т.д.).

9. Ориентироваться в часах пятилетнему ребенку еще трудно, но он уже может знать, как пишутся те или иные цифры и следить за стрелками часов.
Кроме часов, хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, “находить” их на глобусе или карте.

10. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей, фломастеров должны быть папки или уважаемый старый папин (дедушкин) портфель.

Литература:
1. Бурлакова М. К
Советы логопеда. – М.: В. Секачев, 2001. – 64 с.
2. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А.
3. Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу. – М.: ТОО "Глобус", 1995. – 128 с.

Азбучные истины

           Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
     • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
     • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
    • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
    • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Рекомендуемая литература:

http://3.bp.blogspot.com/-Wf4yQIxy7a8/UP0g__AxN-I/AAAAAAAAAf0/jGj3W1pvfJU/s1600/1.jpg

   В книге много упражнений с карандашом. Заниматься можно как индивидуально, так и с группой детей возрастом от 5 до 7 лет. Дополнительно к заданиям речевого содержания (задания на выделение звука), предлагаются упражнения для развития мелкой моторики. Например: обвести пунктирные изображения или раскрасить сюжетную картинку.
Занимаясь по тетради, ребенок научится:
- выделять нужный звук в слове;
- различать твердые и мягкие согласные;
- находить смысловое несоответствие;
- пользоваться монологической и диалогической речью;
- узнавать и самостоятельно писать буквы русской азбуки.



http://3.bp.blogspot.com/-Bk-FijC8COo/UP0h-KGmDvI/AAAAAAAAAgQ/CgOb4HjEBAQ/s320/1.jpg

   Аннотация к книге "Развиваем речь: Слова и предложения. Для детей 5-7 лет"
   Данная тетрадь предназначена для обучения детей 5-7лет.

Основная цель тетради - подготовить ребенка к обучению грамоте: чтению и письму.
Занимаясь по этой тетради, ребенок научится различать понятия:

- звук, буква, слог, слово, предложение;

- делить речь на предложения;

- составлять простые и сложные предложения;

- членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

-  схематично записывать простые предложения, используя интонационные знаки;

- делить слова на части (слоги);

- определять место звука в слове;

- различать согласные по твердости-мягкости, по звонкости-глухости;

- узнавать и самостоятельно писать большинство букв русской азбуки.

http://4.bp.blogspot.com/-dsHrV8X5qfg/UP0kjGFphJI/AAAAAAAAAhU/T4RTXofjlnw/s1600/1.jpg

Название:Развиваем связную речь у детей 6-7 лет. Альбомы 1,2,3.
Автор:Арбекова Н.Е.
Издательство:Гном
Год 2010
Формат:pdf
Размер:14,26 мб
Описание:
Альбом 1. Мир растений. Данный альбом предназначен для работы с детьми 6—7 лет (подготовительной к школе группы детского сада) и входит в комплект пособий по развитию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. По альбому «Мир растений» на материале лексических тем "Деревья и кустарники", "Фрукты", "Овощи", "Садовые и лесные ягоды", "Грибы", "Цветы и травы" проводится систематическая работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи детей.

Альбом 2. Мир животных. Данный альбом предназначен для работы с детьми 6—7 лет (подготовительной к школе группы детского сада) и входит в комплект пособий по развитию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. По альбому «Мир животных» на материале лексических тем "Дикие животные леса", "Домашние животные", "Животные Севера и жарких стран", "Домашние птицы", "Перелетные и зимующие птицы", "Рыбы", "Насекомые" проводится систематическая работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи детей.

 Альбом 3. Мир человека. Данный альбом предназначен для работы с детьми 6—7 лет (подготовительной к школе группы детского сада) и входит в комплект пособий по развитию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. По альбому «Мир человека» на материале лексических тем "Одежда, обувь, головные уборы", "Инструменты", "Профессии", "Транспорт", "Мебель", "Посуда" проводится систематическая работа по развитию словесно-логического мышления и связной речи детей.

http://1.bp.blogspot.com/-NYHdTwCrNtY/UP0meSHyhWI/AAAAAAAAAh8/Ntnk4vpS3Kg/s1600/1.jpg



Книжка поможет ребенку познакомиться с понятиями: звук, слог, слово, предложение; со звуко-буквенным анализом слова. Научиться делить слова на слоги; соотносить звук со зрительным образом буквы; писать без ошибок; слушать и выполнять инструкцию взрослого; планировать и контролировать свои действия. Развить фонематический слух; зрительное и слуховое восприятие; произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление. А также вызвать интерес к чтению и расширить словарный запас.

http://4.bp.blogspot.com/-91kKWN8iedQ/UP0ldWaJ2yI/AAAAAAAAAhg/wUhhP74v75c/s1600/1.jpg

Книга с играми - тестовыми заданиями поможет выявить уровень актуального развития ребенка в области развития речи (звуки, слоги, слова, предложения, рассказы) и умений устанавливать зависимости между происходящими событиями (время, пространство, измерения, качества объектов).

http://2.bp.blogspot.com/-JFDTRCsnMZE/UP0kBIkpVMI/AAAAAAAAAhM/HMLN2vmOCUM/s1600/1.jpg

Предлагаемые задания хорошо подготовят руку ребенка 5-6 лет к письму при обучении к школе. Рисование карандашом по крупной клетке является одним из активнейших способов приобретения навыка ориентации на листе бумаги, это очень важно, чтобы ребенок в будущем аккуратно и ровно писал. Фигуры и узоры, предоставленные в книге, содержат все необходимые линии и наклоны, с которыми ребенок столкнется в школе при написании печатных и письменных букв.

http://1.bp.blogspot.com/-idWRfyiyDsw/UP0jrcbBjJI/AAAAAAAAAhE/Xuuc5t5LPyY/s1600/2.jpg

Пособие предназначено для занятий с леворукими детьми. В книге предлагаются самые разные задания и упражнения для подготовки руки к письму. Учитывая особенности леворуких детей, предлагаются для них такие упражнения, которые в будущем, во время обучения в школе, помогут им приспособиться и привыкнуть к обычной школьной программе. Для детей и родителей, педагогов и логопедов.



http://2.bp.blogspot.com/-o9WqDGFdUKc/UP0eLr_MlvI/AAAAAAAAAe0/qIw_ZLBa0fo/s320/b%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D1%80.jpg

Варченко, Клетнова, Ларина: Уроки Логозаврии: весело и быстро готовимся к школе
Художник: Степаненко Ю.
Редактор: Кузнецов В., Волкова Д.
Издательство: Феникс, 2013 г.
Серия: Школа развития
Аннотация к книге "Уроки Логозаврии: весело и быстро готовимся к школе" 

Книга "Уроки Логозаврии" предназначена для подготовки детей к обучению в начальной школе. Учебная программа представляет собой комплект - сборник обучающих историй, рабочая тетрадь и интернет-приложение. Весь материал излагается в игровой форме, обучению помогают веселые зверята и Мудрая Сова.
"Сказки для Логоши: сборник обучающих историй" - представляет собой сборник из 37 обучающих историй для изучения основного дидактического материала комплекта. Оно предназначено для предварительной подготовки ребенка к работе с книгой. В нем изложен теоретический материал по выполнению заданий. "Учимся с Логошей. Рабочая тетрадь для подготовки детей к обучению в начальной школе" предназначена для организации самостоятельной деятельности ребенка по закреплению знаний, как полученных ранее, так и из литературного приложения комплекта. "Играем с Логошей: набор компьютерных флеш-игр" - интернет-приложение, которое представлено набором из 453...

http://1.bp.blogspot.com/-VlRKbC-SU70/UP0e8FlMfVI/AAAAAAAAAfA/vjzzGTMw9NY/s320/big.jpg


Аннотация к книге "Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь № 1"

В пособии представлен материал первых 20 занятий с детьми старшего дошкольного возраста. В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребенка к овладению навыками чтения и письма.
Задания можно использовать при организации групповой работы в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальных занятий с детьми. Текст читает и поясняет взрослый.
Автор - О. И. Бадулина, к. п. н., доцент теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Консультант - М.С. Соловейчик, к. п. н., профессор кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.

http://1.bp.blogspot.com/-gpZtqXWTrLM/UP0fVMHCIpI/AAAAAAAAAfY/A2Fi4h7Jaoc/s320/big.jpg

Аннотация к книге "Готовимся к школе. Подготовка к чтению и письму. Тетрадь № 2"
В пособии представлен материал 23 занятий с детьми дошкольного возраста. В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребенка к овладению навыками чтения и письма.
Задания можно использовать при организации групповой работы в дошкольных образовательных учреждениях, а также для индивидуальных занятий с детьми. Текст читает и поясняет взрослый.
Автор - О. И. Бадулина, к. п. н., доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования Московского городского педагогического университета. Консультант - М. С. Соловейчик, к. п. н., профессор кафедры методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.

http://3.bp.blogspot.com/-kCMM9ai5LOc/UP0foxkQiVI/AAAAAAAAAfg/3Nx8tsp4lX8/s320/big.jpg


Аннотация к книге "Готовимся к школе. Тетрадь по математике №1"
Задания, предложенные в Тетради по математике № 1, способствуют уточнению и расширению представлений дошкольников о пространственных и количественных отношениях, о числе и цифре, а также подготавливают детей к усвоению состава однозначных чисел.
Выполнение заданий в системе обеспечивает преемственность дошкольной математической подготовки и начального курса математики.
Задания можно использовать при работе с подготовительными группами детского сада по любой программе, в прогимназиях, а также для индивидуальных занятий с детьми. Текст читает и поясняет взрослый.

http://2.bp.blogspot.com/-0l17TzbtKZI/UP0gM8g_dNI/AAAAAAAAAfo/NIEa9Y2LDmw/s1600/1.jpg


В каждое занятие включены упражнения, способствующие формированию фонетического слуха, развитию мелкой моторики руки, подготавливающие ребёнка к овладению навыками чтения и письма.





Формирование навыков звукового анализа

http://2.bp.blogspot.com/-jpAKZ4YMuFA/UCo2_wwrnKI/AAAAAAAAAQA/IysQbPe_YiY/s200/1324533851_1321015428_be+%282%29.jpgПосле 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой      структуры слов.  Для этого  напоминаем не хитрые правила

http://2.bp.blogspot.com/-R8RnTa9-feQ/UCWCjTYI90I/AAAAAAAAAKg/kGvftXx_T48/s320/330026694634_01-may_-06-07_57.gif

Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

Характеристика гласных:

А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть: 

http://4.bp.blogspot.com/-_j03pI3bNfg/UCWCuS_zVYI/AAAAAAAAAKo/KseWtTxWhao/s320/1273118543_screenhunter_03-may-06-07_58.gif

а) - твёрдый, если после него стоит а, о, у, ы, э или в конце слова.

Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые. Твердый звук обозначаем синим цветом.

- мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

Й, Ч, Щ  - всегда мягкие. Мягкий согласный звук обозначаем  зеленым цветом.

б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутым  колокольчиком.

   звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

http://3.bp.blogspot.com/-5c_zMp9jnhw/UCWC3ZZcxmI/AAAAAAAAAKw/FHudgkSLXVE/s320/1273118539_screenhunter_02-may-06-07_58.gif

Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. 

Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или  положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

Сколько  в  слове  гласных, столько  и  слогов.

Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.         

Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

http://3.bp.blogspot.com/-HdtR5SNbj-4/UCWDCVdppvI/AAAAAAAAAK4/Gjlw9jIB-6k/s320/330026694634_04-may_-06-08_03.gif

Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:  выделение звука из слова, определение  первого звука,  установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой  анализ.

Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие , зеленые), в речевом плане, по представлению.

Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

Слова, которые не следует давать  для анализа:

•         слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

•         слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

В этих случаях написание слова расходится с его  произнесением, значит слово трудно для анализа.

 Ниже приводится перечень слов,  в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

А:   Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка                      

О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

Ы: дым, сын.

Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

М, МЬ: мак, мама, март, маска, масло, мир, миска.

Н, НЬ: нож, носки, нос, ноты, номер, нитки.

Слова с глухими согласными звуками на конце слова (для определения последнего звука в слове)

К: веник, звонок, щенок, гудок, замок, урок, каток.

П: сироп, укроп, карп, суп.

Т: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет…

Слова для полного звукового анализа

Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.

Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом.

Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.

Слова из двух открытых слогов: мама, ваза, гуси.

Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, бобр, зонт, куст, мост, лист.

Слова из двух слогов со стечением: сумка, кошка.

Слова из трех открытых слогов: корова, лопата.

Игры со звуками

«Сколько слов со звуком С (или любым другим)?»: взрослый и ребенком придумывают как можно больше слов с этим звуком.

«Цепочка слов»: каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

 «Собери слово»: взрослый произносит слово по звукам, например, К, О, Т, ребенок должен догадаться, какое это слово.

И ещё, уважаемые взрослые: не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК  и БУКВА, когда учите ребенка читать.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Профессии» Загадки Автор: учитель-логопед Букаева Т.И. МБДОУ №5 «Сказка» г.Поронайска 2015г.

Слайд 2

Я под мышкой посижу и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. Одноглазая старушка Узоры вышивает, весь мир одевает, Что сошьёт - не надевает.

Слайд 3

Инструмент бывалый — Не большой , не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижёт. Её на плитку ставят, На ней картошку жарят, На ней блины пекут. А как её зовут?

Слайд 4

Возле зеркала на полке Поселился хитрый ёж. С ним расчешешь куклу Катю и косичку заплетёшь. Станет модною причёска, Если трудится... Попало наше тесто В горячее место. Попало – Не пропало, Румяной булкой стало.

Слайд 5

Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут ее ... . По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей — Чиста страница.

Слайд 6

В лесу росло, Домой пришло, На печи высохло, Без слёз плачет. Отпускаем молоточки, на железные листочки И летит весёлый звон. Что звенит?

Слайд 7

Это что за богатырь Вдоль дороги поднял пыль? По асфальту напрямик Едет с грузом... Он грохочет и гудит, Вдаль по рельсам быстро мчит. Много у него колес. Кто же это?

Слайд 8

Очень быстро в небе мчится Удивительная птица. Ввысь летит на ней пилот. Что за птица? Что это у Галочки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в реке.

Слайд 9

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

Автор: Букаева Т.И. учитель-логопед

Тема: «Компьютер для ребенка – друг или враг?»

 

В современном мире главенствующая роль принадлежит технологиям XXI века. С каждым годом компьютер все больше переплетается с нашей жизнью. Компьютер может быть для нас «телевизором», когда хочется посмотреть новый фильм, «музыкальным центром», когда хочется послушать любимую музыку, богатой «библиотекой» или великолепным «справочным бюро», когда нужно найти какую-то информацию. Благодаря компьютеру мы общаемся с родственниками и друзьями, которые находятся за тысячи километров от нас. Многие сегодняшние профессии просто немыслимы без использования компьютера. А компьютерные игры прочно удерживают лидерство среди способов детского и молодежного отдыха.

В наши дни дети и компьютер практически неотделимы. Но, несмотря на широчайшие возможности компьютера, с каждым годом все сильнее раздаются голоса о его вредном влиянии, особенно на детей. Ну а о вреде компьютерных игр и о коварстве компьютерной зависимости ныне предупреждают многие специалисты, но «пострадавших» становится все больше. Также нужно помнить, что компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому встает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью?

Мы выросли, сами стали родителями и теперь уже перед нами стоит ответственное задание: вырастить своих детей в этом технологическом мире без вредных последствий для них. Поэтому стоит разобраться в некоторых компьютерных мифах, рассмотрев все плюсы и минусы компьютера для ребенка.

Давайте рассмотрим позицию, что компьютер – это враг детского здоровья. Существует четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стесненная поза, нагрузка на психику, излучение.

Нагрузка на зрение – самый главный фактор, так как глаза – самый чувствительный к работе компьютера орган. После длительной работы за компьютером могут появляться такие симптомы, как сухость, резь в глазах, слезотечение, боль. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, время работы и хорошее освещение при помощи настольной лампы. Полезно обучить ребенка делать гимнастику для глаз: вертикальные и горизонтальные движения глазными яблоками или просто часто поморгать. Отрегулируйте контрастность и яркость так, чтобы детские глазки не страдали от слишком ярких цветов на экране.

Стесненная поза. - второй по вредности фактор. Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения: заболевания суставов кистей рук, сколиоз, остеохондроз. Решением этой проблемы может быть подбор ортопедического детского кресла, регулируемого по высоте, обучение ребенка правильному сидению, большие перерывы на подвижные игры.

 Нагрузка на детскую психику – третий по важности фактор.  Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. В компьютерных играх ребенок видит другой, красочный мир, который он способен поменять с помощью одной кнопки, он чувствует себя героем, который может победить любых врагов. Ребенок, который проводит много времени в виртуальном мире уходит от реальности, начинает искаженно воспринимать происходящее, у него не вырабатываются навыки, необходимые в реальной жизни. Ребенок мало времени проводит со сверстниками, затрудняется в общении, часто не умеет проявлять сострадание, выразить дружелюбие, понять чувства другого человека, преодолевать реальные, а не игровые трудности. Для того, чтобы предотвратить попадание ребенка в плен компьютерных игр, общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему дает виртуальный мир.

Излучение – последний фактор.  Изначально все родители боятся компьютерного монитора. Но у современных мониторов предусмотрены все меры безопасности: в частности, собственно то, что называется радиацией, монитор вообще не производит. Также ничего не излучает системный блок. Но вы наверно заметили, что нигде в квартире пыль не скапливается с такой скоростью, как на компьютерном столе. Пылинки летят, естественно, во все стороны, в том числе и на лицо ребенка. Поэтому ребенка, вставшего из-за компьютерного стола, следует умыть прохладной водой или протереть лицо влажной салфеткой.

Ну а теперь поговорим о пользе компьютера в жизни ребенка.  Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. Здесь важно правильно подобрать развивающие программы и обучающие игры, соответствующие возрасту ребенка. Обратите свой выбор на развивающие игры, с помощью которых можно помочь ребенку обучиться математике или выучить английский в интересной игровой форме. В этих играх ребенок в доступной форме овладевает навыками счета, чтения, рисования и проектирования. К тому же яркие образы в компьютерных играх способствуют развитию памяти, способствует развитию интеллектуальных навыков у ребенка. Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Игры со сбором картинок (всевозможные пазлы), прохождением заданий развивают логическое мышление. Игры, где нужно дорисовывать недостающие части предметов или собирать различные фигуры, развивают фантазию и объемное восприятие.

Школьнику компьютер может здорово помочь в учебе. Для этого важно научить ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Например, уже младшие школьники могут готовить небольшие сообщения для урока, используя информацию из Интернета.

При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесет, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребенок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а быть может, станут профессией. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи.

Интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер должен стать для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учебе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно. И только соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребенку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.

Рекомендации родителям:

  • ограничивайте время нахождения вашего ребенка за компьютером, особенно детей 5-6 лет;
  • правильно организуйте рабочее место ребенка: расстояние от глаз до монитора должно быть не меньше 50 см, источник света должен находиться слева от экрана, расстояние стола от корпуса тела – не меньше 5 см (должна проходить ладошка);
  • спина и ноги ребенка должны иметь опору;
  • позаботьтесь о правильном освещении (как общем, так и точечном);
  • приобретите качественный монитор с частотой обновления экрана в рабочем режиме не менее 85 Гц;
  • компьютерные уроки для дошкольников не должны превышать 15 минут, для младших школьников – 20 минут;
  • регулярно проветривайте помещение, в котором находится компьютер и ребенок;
  • не забывайте про физические упражнения для ребенка после работы на компьютере;
  • формируйте у ребенка правильное отношение к компьютеру: и словом и действием приучайте его, что компьютер – рабочая машина, и использовать его можно только для учебы или работы;
  • и самое главное, помните, что в развитии навыков мышления и реального общения компьютер может и должен играть лишь вспомогательную роль!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Какие книги читать детям старшего дошкольного возраста?»

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Малыш растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей , а также из книг.

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

 Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.

Рекомендации по приобретению литературы

 Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям. Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей:

 • Чаще говорите о ценности книги;

• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;

• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;

• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;

 • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;

 • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;

• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;

• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью. Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.

C:\Users\1\Desktop\Танюся\Анимашки\Анимашки+Картинки\Картинки\2VjMi00Zm.jpg



Предварительный просмотр:

                                                               

Тема: «Зимушка-зима»

«Дифференциация звуков (т ) – (д). Буквы Т, Д.»

Задачи:

1. Коррекционно – образовательные: 1.Учить сравнивать, различать и правильно произносить звуки [т], [д] в слогах, словах. 2. Определять позицию звука в слове, соотносить звук с буквой. 3. Закреплять понятие «согласный звук».

2. Коррекционно – развивающие: Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику , внимание, память, мышление; зрительное и слуховое восприятие, снимать  зрительное  утомление.

3. Коррекционно – воспитательные: 1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности  2. Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.

Образовательная область: /Интеграция/ 1. Познание. 2.Коммуникация. 3.Социализация. 4. Музыка. 5 Здоровье.

Оборудование:

 ИКТ. /Авторская презентация. Тема: «Зимушка-зима». «Дифференциация звуков (т),(д). Буквы Т, Д». /

Раздаточный материал: - предметные картинки на звуки [т] – [д]; схемы звуков, графическое изображение ёлочной игрушки.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационный момент.  /Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность./

Логопед. / ИКТ – Картинка  «Зимняя сказка». Загадка. «… Льдом затянутая речка,
Первый иней, первый снег,

На пригорке громкий смех.
Снег кружится, снег летает…» Когда это бывает?   Повторить  зимние месяцы./
 Ребята! Посмотрите. Нас сегодня встречает веселое, теплое, и ласковое солнышко. Давайте поздороваемся с Солнышком и подарим себе хорошее настроение. / Релаксация. Носом вдох-выдох. Поднялись на носки, руки вверх. Руки вниз-выдох./

2. Сообщение темы занятия. /Коммуникативная и познавательная деятельность./

Логопед. Ребята! Сегодня Незнайка  у нас в гостях. Он хочет что-то вам сказать.

Незнайка. /ИКТ – Картинка./ Здравствуйте, ребята! Это я, Незнайка! Узнали меня? Мне  очень нужна ваша помощь! Помогите мне подружиться со звуками (т),(д) и буквами Т, Д!  

Ответы детей. Дети приветствуют Незнайку.

Логопед. Ребята, что должен знать Незнайка про звуки (т), (д)?

Ответы детей.  Звуки (т),(д) – согласные, когда мы поизносим  звуки, воздух встречает преграду. (ИКТ – Схема согласных звуков.)

Сравнение  звуков (т), (д). ( Проверяют, что делает голосок, звенит или спит).

3. Артикуляционная гимнастика. /Коммуникативная и игровая деятельность./

Логопед. Ребята, давайте пригласим Незнайку  на прогулку в зимний  лес. А в лесу есть ручеёк, в котором отражается зимний лес. Давайте  подойдем к  ручейку ближе. (Представьте, что зеркала –  это наш ручеек). Сядем на пенек и сделаем нашу артикуляционную гимнастику.

/Дети садятся за столы и выполняют перед зеркалом  артикуляционную гимнастику  под руководством логопеда.  ИКТ – Картинка. «Ручеек зимой». Фон.-  Michel Legrand /

Упражнения.

1. Чередование  «Улыбка» – «Хоботок» – «Домик открывается».

2. «Наказать непослушный язычок».

3. «Покусаем язычок».

4. «Чищу зубы».

5. «Маляр».

6. «Барабанщик».

7.  «Лошадка».

Логопед. Ребята, нам пора  уходить  из леса, а то становится очень холодно. Давайте погреем руки. ( Дети трут ладошки и произносят звук «ХХХХ».) Возвращаемся в детский сад.

Незнайка. /ИКТ – Картинка./  Ребята, у меня есть интересные картинки, но буквы и звуки  в словах спрятались в снежные сугробы. Помогите  мне  их найти и вернуть на место!

Логопед. Предлагаю игру «Кто внимательный?».

Кто помнит, какому звуку относятся эти символы?

/Звук (т)/        картинки символами - звук Д/Звук (д)/

Ответы детей. Перед зеркалом  дети показывают, что звук (т)  произносится тихо без голоса, а при звуке (д) голос звенит. Кончик языка прижат к верхним зубам и альвеолам, спинка языка опущена. Под напором выдыхаемого воздуха язык отрывается от зубов.

 4. Закрепление звуков (т), (д) в словах по картинкам. /Познавательно-исследовательская, игровая деятельность. /

Логопед. Определить позицию звуков и букв в словах по картинкам.

(ИКТ – картинки: на звук (т) – «тыква», «кот», «молоток».)

Физминутка. / ИКТ – Картинка «Снежинки». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Разминка»./

(ИКТ – звук (д) – «дом», «пароходы», «радуга».)

Физминутка. / ИКТ –  Картинка «Зима». Подвижная игра  «Зимой». /

 Логопед.  Ребята. Незнайка  сегодня провел  нам телефон, только он путает звуки (т) и  (д). /Логопед показывает, как работает телефон. Затем дети сами преобразуют слоги./

 Игра:  «Испорченный телефон»  / ИКТ –  Картинка «Телефон». Преобразование слогов./

та-ту         то-ты         ту-то         ты-та        ды-ды      да-да       ду-ду     до-до

да- ду        до-ды         ду-до       ды-да        ты-ты       та-та       ту-ту      то-то

/ Зрительная гимнастика «Снежинки». Фон.- Ennio Morricone/

5. Работа на белом картоне. /Познавательно- исследовательская, коммуникативная, игровая деятельность./   

 /ИКТ Картинка «Зимний лес». Фон.- Ennio Morricone/

Задание.  Рассмотри, назови картинку и вставь в круг букву Д или Т. Раскрась и обведи контур ёлочной игрушки.

6. Итог. Незнайка. /ИКТ – Картинка./ Спасибо, ребята! Вы подружили меня со звуками  и буквами! Я очень рад! (Оценка работы детей). До новых встреч   / Подарки от Незнайки./                                          

/ Задание. Дома дети придумывают слова на звуки (т), (д)./

        

                                                                     

                           



Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=360x1024:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/i87f9bb7831e11472/version/1392268869/image.jpg

 Одна из важных составляющих успешного развития речи у детей — правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребёнок может неправильно выговаривать или не выговаривать вообще некоторые звуки. Избежать подобных проблем поможет артикуляционная гимнастика для дошкольников.

Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих - артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого неба).
Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
  Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определённой мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трёх упражнений.
  Лучше всего проводить занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме, придумывая каждому упражнению забавное название. Не нужно сразу «вываливать» на ребёнка все упражнения: начните с простых и постепенно переходите к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребёнку.
  Каждое упражнение следует отрабатывать определённым образом. Сначала покажите ребёнку, как правильно выполнять упражнение. После этого ребёнок должен выполнить его, глядя в зеркало. Ваша задача — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягкой форме!). Когда ребёнок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Все упражнения выполняются сидя.

Предлагаем вам несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Разумеется, их существует гораздо больше, но для начала хватит и этих:

Статические упражнения для губ

(Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка.)
-вытянуть губы вперед трубочкой;
-улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;
-естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
-сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперёд;
-чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвёртым;
-сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.

Статические упражнения для языка
-широко раскрыть рот, расслабить язык, чтобы он лежал ровно в ротовой полости;
-открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;
-широко раскрыть рот и поднять передний и боковые края таким образом, чтобы они не касались зубов;
-открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно дальше вперед;
-широко открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять вверх.

Динамические упражнения для губ 

(Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка.)
-вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;
-поочередно почёсывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;
-вытянуть губы вперёд трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
-с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
-сильно втянуть щёки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
-широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.

Упражнения для щёк и губ
-растирать, похлопывать и покусывать щеки;
-надувать щёки (сначала обе сразу, потом поочередно);
-втянуть щёки и удерживать их в этом положении;
-закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.


Динамические упражнения для языка
-слегка открыть рот, растянуть губы в улыбке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счёт (как маятник);
-открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (или верхним и нижним зубам);
-закрыть рот и медленно обводить языком зубы по кругу;
-открыть рот как можно шире, выдвигать язык вперёд как можно дальше, а затем убирать назад вглубь рта под ритмичный счёт;
-закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щёку.

  Артикуляционная гимнастика для дошкольников полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Если у ребёнка всё равно наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков, следует обратиться к логопеду, который посоветует более конкретные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраст...

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"...

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»

     Взаимодействие с родителями детей, посещающих дошкольные учреждения, осуществляется в разных формах. Оной из эффективных форм современных педагогических технологий является ...

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Каждый педагог рано или поздно задает себе вопрос: что труднее- работа с детьми или их родителями? Найти Общий язык и направить ОБЩЕЕ дело на пользу ребёнку-это половина успеха.В статье затрагиваются ...

Педагогический проект "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей - одно из приоритетных напрвлений современного образования. Современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решений проблем речевого ра...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта...