Проверьте слух вашего ребенка...
материал по логопедии по теме

Павлова Ольга Александровна

Консультация  для  родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverte_sluh_vashego_rebenka.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                       Консультация  логопеда

   

Слабый  слух  может  быть  причиной  недостатков  речи  и  плохой  успеваемости. Погрешности   речи  ребенка  взрослые  в  большинстве  случаев  замечают  сразу.  Но  не  все  догадываются,  что  они  могут  быть  связаны  с  недостатками  слуха.  Ведь  небольшой  дефект  слуха,  как  правило,  незаметен  для  окружающих.  А  между  тем,  возникнув  в  раннем  возрасте  (до  4-5  лет)  и  оставшись  незамеченным,  он  может  трагично  отразится  на  судьбе  ребенка.

Ребенок,  который  недостаточно  хорошо  слышит,  воспринимает  слова  с  пропусками,  нечетко,  не  улавливает  связи  между  словами. Нетрудно  представить  себе,  как  это  осложняет  развитие  речи  и  её  понимание.  Особенно  страдает  произношение. Такие  дети,  как  правило,  начинают  говорить  поздно,  словарь  их  беден,  предложения они  строят  неправильно. На  слух  они  плохо  отличают,  например,  [С] от [ Т] и  потому  говорят  «тани»  вместо «сани»,  путают  звонкие  и  глухие  («пумака»  вместо  «бумага»), свистящие  и  шипящие  («сапка»  вместо  «шапка»). Иногда  они  пропускают  в  словах  безударные  слоги  и  называют  предметы  искаженными  до  неузнаваемости  словами.

Все  эти  дефекты  в  устной  речи  могут  быть  выражены  слабо  и  остаются  незамеченными.  Страдания  ребенка  начинаются,  когда  он  поступает  в  школу,  грамотой  он  овладевает  с  большим  трудом.

Даже  при  небольшом,  но  рано  возникшем  понижении  слуха  детям  трудно  учиться  писать. Когда  слабо  слышащий  ребенок  пытается  воспроизвести  на бумаге  плохо  известное  ему  слово,  он  либо  совсем  не  может  этого  сделать,  либо  записывает  искаженные  слова.

Дефекты  письма  и  непонимание  речи  взрослых  приводят  к  неуспеваемости.  Но  этого  можно  избежать,  если  недостатки  слуха  будут  вовремя  замечены.

Как  только  обнаружена  задержка  развития  речи,  можно  попытаться  самим  проверить  слух.  Для  этого  поставьте  ребенка  спиной  к  себе  на  расстоянии  5-6 метров  и  произнесите  шепотом  хорошо  знакомые  слова. Прежде,   чем   произнести   слово,  необходимо  сделать  полный   выдох.  Дети,  имеющие  полноценный  слух,  обычно  улавливают  такой  шепот. Если  ребенок  не  слышит  на  таком  расстоянии,  нужно  постепенно  приближаться  к  нему  до  тех  пор,  пока  он  сможет повторить  все  сказанные  вами  слова.  

Заподозрив,  что  ребенок  плохо  слышит,  следует  обратиться  к  врачу - отоларингологу,  который  может  в  случае необходимости  назначить  лечение.

Фонематический  слух-основа  правильной   речи.    

Умение  сосредоточится  на  звуке – важная  особенность  человека. Без  нее  нельзя  научиться  слушать  и  понимать  речь.  Так  же  важно  различать,  анализировать  и  дифференцировать   на  слух  фонемы (звуки).  Это  умение   называется  фонематическим  слухом.  Маленький  ребенок  не  умеет  управлять  своим  слухом,  не  может  сравнивать  звуки.  Но  его  можно  этому  научить. Особенно  необходимо   развивать  фонематический  слух  детям  с  речевыми  проблемами. Цель  игровых  упражнений - научить  его  слушать  и  слышать.

«Угадай, кто  сказал»

Ребенка  предварительно  знакомят  со  сказкой «Три  медведя». Затем  взрослый  произносит  фразы  из  текста,  меняя  высоту голоса, подражая или  Мишутке, или  Настасье  Петровне, или Михайле  Ивановичу. Ребенок  поднимает  соответствующую  картинку. Рекомендуется  нарушать  последовательность  высказывания  персонажей.

«Где  позвонили?»

Ребенок  закрывает  глаза,  а  взрослый  тихо  встает  слева, справа, позади  малыша  и  звонит  в  колокольчик. Ребенок  должен  повернуться  лицом  к  тому  месту, откуда слышен  звук,  и,  не  открывая  глаза, рукой  показать  направление. Если  ребенок  ошибся,  то  отгадывает  еще  раз.

«Отгадай, что  звучит»

Взрослый  за  ширмой  звенит  бубном,  шуршит  бумагой,  звонит  в колокольчик  и  предлагает  ребенку  отгадать,  каким  предметом  произведен  звук.  Звуки  должны  быть  ясными  и  контрастными,  чтобы  малыш  мог  их  угадать,  сидя  спиной  к  взрослому  (если  нет  ширмы).