Специфика работы на дошкольном логопункте
методическая разработка по логопедии по теме

 

Специфика работы на дошкольном логопункте.

 

  • Основными задачами работы являются исправление звукопроизношения и развитие фонематического слуха.

  • Работа по развитию речи занимает важное место , но она подчинена вышеуказанным задачам. Проводится развитие речи на этапе автоматизации поставленных звуков и их дифференциации в потоке речи. (Виды игр см. в приложении 1)

  • Развитие фонематического слуха на последнем этапе работы целесообразно сочетать с элементами обучения грамоте, но без использования школьной терминологии. Пособия по развитию фонематического слуха не должны содержать подписи, если ребенок уже читает.(Виды игр см. в приложении 2)

  • Необходимым компонентом работы является развитие артикуляционной моторики и выработка правильного речевого дыхания.(Виды игр для развития артикуляционной моторики и дыхания см. в приложении 3 и 4)

  • Очень важно проводить работу с родителями, что бы добиться максимального содействия с их стороны. Ребенку-дошкольнику в большей степени, чем школьнику, необходима помощь родителей.

  • Взаимодействие с педагогическим персоналом дошкольного учреждения так же способствует хорошему результату. Педагогический состав дошкольного учреждения, в котором открыт логопункт, как правило, не владеет в должном объеме необходимыми знаниями в области логопедии. Необходимо проводить дополнительную разъяснительную работу с пед.составом, нацеливать педагогов на раннее выявление проблемных детей, соответствующее к ним отношение.

 

Приложения

 

Приложение 1

 

  • Этап-автоматизация звука в слове.

  • Ребенок называет картинки, в названии которых содержится заданный звук. Пример:кошка.

  • Ребенок называет один предмет, изображенный на картинке, а затем много предметов. Пример:кошка-много кошек

  • Один предмет-много предметов(сущ. в Р. п. мн. ч.)-много предметов(сущ. в Им. п. мн. ч.) Пример:кошка-много кошек-кошки

  • Один предмет(Им. п. ед.ч.)-два предмета(Им. п. мн.ч.)-один предмет(Р. п. ед.ч.) Пример:кошка-две кошки-нет кошки

  • Образование существительных по образцу: хвост-хвостище, глаза-глазищи и т.д.

  • Этап-автоматизация звука в словосочетании.

  • Я использую пособие «Цвет-предмет». На картинке нарисован предмет определенного цвета. Ребенок должен назвать цвет предмета и что нарисовано. Пример:белый диван, белое облако(звук Л);черный свитер, черные муравьи(звук Р);желтое солнце, красная шляпа(диф-я С-Ш,З-Ж)

  • Картинки из того же пособия называть по образцу: нет белого дивана, нет белого облака ; много белых облаков, много белых диванов и тд.

  • Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов по образцу: большая коляска-маленькая колясочка, большой кувшин-маленький кувшинчик(звуки Ш,ЛЬ,Ч)

  • Притяжательные прилагательные: лисий хвост, лисьи уши, медвежий хвост, медвежьи уши(С,Ж,Ш,ЛЬ и т. д.)

  • Этап-автоматизация звука в предложении

  • Отработка поставленных звуков с помощью глагольного словаря: построение предложения по картинке по образцу(кто нарисован и что делает)

  • Отработка звуков путем образования антонимов(используется словарь глаголов, существительных, прилагательных, предлогов, наречий)

  • Закрепление названий детёнышей животных и отработка нужных звуков.

  • Домики животных.

  • Словарь предлогов: построить предложение по образцу.(Мячик лежит под диваном, девочка достает мяч из-под дивана и т. д.)

  • Этап-автоматизация звука в связной речи

  • Пособие «Части предметов»: рассказать, что нарисовано на картинке и каких частей не хватает этому предмету.

  • Словарь предлогов, но построить более длинное предложение или несколько предложений(сравнить, где находится один предмет, а где другой)

  • Формирование обобщающих представлений-игра «Четвертый лишний»

  • рассказ по сюжетной картине.

  • Рассказ по серии сюжетных картин.

  • Пересказ текстов.

  • Повторение стихов, потешек, поговорок, загадок за логопедом.

  • Заучивание этого речевого материала.

 

 

Приложение 2

 

Развитие фонематического слуха.

  • Игра «Звуковое домино». Выложить картинки в ряд, подбирая их по признаку первого и последнего звуков(медведь-тигр-рыба-аист и т. д.)

  • Игра «Подарки». Подарить кукле Маше те подарки, в названии которых есть Ш (М,А). Другой вариант: на большой картинке нарисованы малыш, кукла, дети. Подобрать маленькие картинки для них. Маленькие картинки: шапка, шарф, шишка(для малыша) , апельсин, арбуз, автобус(для куклы), иголка, ириска,игрушки(для детей). Составить предложение с этими словами:мама подарила малышу новую шапку; детям нельзя брать иголку без разрешения старших и т. д.

  • Отметить фишками те картинки, в названии которых есть заданный звук, отметить те, в которых нет заданного звука, отметить те, в которых заданный звук первый, второй, третий, четвертый, последний

 

Приложение 3

 

Выработка направленной воздушной струи и развитие артикуляционной моторики.

 

Артикуляционная моторика.

 

  • Если ребёнок не может сделать «Грибок», можно предложить делать медленно «Лошадку»(Лошадка устала), во время медленного выполнения упражнения фиксировать перед зеркалом получающийся «Грибок».

  • Что бы растянуть укороченную подъязычную уздечку, можно использовать игровой приём : «Грибок растет». Ребенок делает «Грибок» и медленно открывает рот, растягивая уздечку.

  • Если у ребенка укорочена уздечка, а звук Ш уже поставлен, можно давать на автоматизацию слоги со звуком Ш и Р: ШАР, ШОР, ШУР и т. д. Это поможет ребенку держать язык наверху , произнося Р.

  • Массаж носовым платком и зондами по имеющимся методикам.

  • Для укрепления мышц языка можно играть в игру «Жулик»: ребенок высовывает изо рта язык. Это сторож. Логопед обматывает палец носовым платком-это жулик. Жулик хочет попасть в дом(рот), сторож(язык) не пускает-толкает жулика. Затем сразу после игры, пока у ребенка хорошо напряжен язык, заводить «Мотор».

  • Если при постановке Р сильно слышится призвук «Н» или «Д», перед звуком Р нужно сделать паузу и положить ребенку палец(ручку зубной щетки) между боковыми зубами.

  • Если при произнесении звука Л язык ребенка предостаточно напряжен, то можно использовать игровой приём. Логопед просит представить ребенка, что язык, это мячик, и он с силой отпрыгивает от стенки(от верхних зубов)

    Выработка направленной воздушной струи и речевого выдоха.

 

  • Хорошо помогают выработать воздушную струю всевозможные игры с дутьём (поддувалочки, мыльные пузыри, музыкальные инструменты и т.д.)

  • Пение гласных , протяжное произнесение согласных(кораблик гудит, поезд гудит, самолет взлетает, шарик сдувается, комарик пищит, жук жужжит). Произнесение звуков хорошо сочетать с движением руками.

  • На этапе постановки звука, если ребенок не может длительно произносить звук, можно использовать игровой прием:мы жужжим, пока летит жук, свистим, пока «сдуваем шарик», рычим, пока едет машинка, звеним, пока летит комарик и т. д.

  • Если у ребенка сильно нарушен фонематический слух, можно произносить звуки и показывать их руками: С-прямая ладонь, Ш- ладонь согнута «Чашечкой».

  • Если ребенок не слышит место звука в слове, можно указательным пальцем прикасаться к своей нижней губе в момент произнесения звука, к нижней губе ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon specifika_raboty_na_logopunkte.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика работы на дошкольном логопункте.

Основными задачами работы являются исправление звукопроизношения и развитие фонематического слуха.

Работа по развитию речи занимает важное место , но она подчинена вышеуказанным задачам. Проводится развитие речи на этапе автоматизации поставленных звуков и их дифференциации в потоке речи. (Виды игр см. в приложении 1)

Развитие фонематического слуха на последнем этапе работы целесообразно сочетать с элементами обучения грамоте, но без использования школьной терминологии. Пособия по развитию фонематического слуха не должны содержать подписи, если ребенок уже читает.(Виды игр см. в приложении 2)

Необходимым компонентом работы является развитие артикуляционной моторики и выработка правильного речевого дыхания.(Виды игр для развития артикуляционной моторики и дыхания см. в приложении 3 и 4)

Очень важно проводить работу с родителями, что бы добиться максимального содействия с их стороны. Ребенку-дошкольнику в большей степени, чем школьнику, необходима помощь родителей.

Взаимодействие с педагогическим персоналом дошкольного учреждения так же способствует хорошему результату. Педагогический состав дошкольного учреждения, в котором открыт логопункт, как правило, не владеет в должном объеме необходимыми знаниями в области логопедии. Необходимо проводить дополнительную разъяснительную работу с пед.составом, нацеливать педагогов на раннее выявление проблемных детей, соответствующее к ним отношение.

Приложения

Приложение 1

Этап-автоматизация звука в слове.

Ребенок называет картинки, в названии которых содержится заданный звук. Пример:кошка.

Ребенок называет один предмет, изображенный на картинке, а затем много предметов. Пример:кошка-много кошек

Один предмет-много предметов(сущ. в Р. п. мн. ч.)-много предметов(сущ. в Им. п. мн. ч.) Пример:кошка-много кошек-кошки

Один предмет(Им. п. ед.ч.)-два предмета(Им. п. мн.ч.)-один предмет(Р. п. ед.ч.) Пример:кошка-две кошки-нет кошки

Образование существительных по образцу: хвост-хвостище, глаза-глазищи и т.д.

Этап-автоматизация звука в словосочетании.

Я использую пособие «Цвет-предмет». На картинке нарисован предмет определенного цвета. Ребенок должен назвать цвет предмета и что нарисовано. Пример:белый диван, белое облако(звук Л);черный свитер, черные муравьи(звук Р);желтое солнце, красная шляпа(диф-я С-Ш,З-Ж)

 Картинки из того же пособия называть по образцу: нет белого дивана, нет белого облака ; много белых облаков, много белых диванов и тд.

 Образование уменьшительно-ласкательных суффиксов по образцу: большая коляска-маленькая колясочка, большой кувшин-маленький кувшинчик(звуки Ш,ЛЬ,Ч)

Притяжательные прилагательные: лисий хвост, лисьи уши, медвежий хвост, медвежьи уши(С,Ж,Ш,ЛЬ и т. д.)

Этап-автоматизация звука в предложении

Отработка поставленных звуков с помощью глагольного словаря: построение предложения по картинке по образцу(кто нарисован и что делает)

Отработка звуков путем образования антонимов(используется словарь глаголов, существительных, прилагательных, предлогов, наречий)

Закрепление названий детёнышей животных и отработка нужных звуков.

Домики животных.

Словарь предлогов: построить предложение по образцу.(Мячик лежит под диваном, девочка достает мяч из-под дивана и т. д.)

Этап-автоматизация звука в связной речи

Пособие «Части предметов»: рассказать, что нарисовано на картинке и каких частей не хватает этому предмету.

Словарь предлогов, но построить более длинное предложение или несколько предложений(сравнить, где находится один предмет, а где другой)

Формирование обобщающих представлений-игра «Четвертый лишний»

рассказ по сюжетной картине.

Рассказ по серии сюжетных картин.

Пересказ текстов.

Повторение стихов, потешек, поговорок, загадок за логопедом.

Заучивание этого речевого материала.

Приложение 2

Развитие фонематического слуха.

Игра «Звуковое домино». Выложить  картинки в ряд, подбирая их по признаку первого и последнего звуков(медведь-тигр-рыба-аист и т. д.)

Игра «Подарки». Подарить кукле Маше те подарки, в названии которых есть Ш (М,А). Другой вариант: на большой картинке нарисованы  малыш, кукла, дети. Подобрать маленькие картинки для них. Маленькие картинки: шапка, шарф, шишка(для малыша) , апельсин, арбуз, автобус(для куклы), иголка, ириска,игрушки(для детей). Составить предложение с этими словами:мама подарила малышу новую шапку; детям нельзя брать иголку без разрешения старших и т. д.

Отметить фишками те картинки, в названии которых есть заданный звук, отметить те, в которых нет заданного звука, отметить те, в которых заданный звук первый, второй, третий, четвертый, последний

Приложение 3

Выработка направленной воздушной струи и развитие артикуляционной моторики.

Артикуляционная моторика.

Если ребёнок не может сделать «Грибок», можно предложить делать медленно «Лошадку»(Лошадка устала), во время медленного выполнения упражнения фиксировать перед зеркалом получающийся «Грибок».

Что бы растянуть укороченную подъязычную уздечку, можно использовать игровой приём : «Грибок растет». Ребенок делает «Грибок» и медленно открывает рот, растягивая уздечку.

Если у ребенка укорочена уздечка, а звук Ш уже поставлен, можно давать на автоматизацию слоги со звуком Ш и Р: ШАР, ШОР, ШУР и т. д. Это поможет ребенку держать язык наверху , произнося Р.

Массаж носовым платком и зондами по имеющимся методикам.

Для укрепления мышц языка можно играть в игру «Жулик»: ребенок высовывает изо рта язык. Это сторож. Логопед обматывает палец носовым платком-это жулик. Жулик хочет попасть в дом(рот), сторож(язык) не пускает-толкает жулика. Затем сразу после игры, пока у ребенка хорошо напряжен язык, заводить «Мотор».

Если при постановке Р сильно слышится призвук «Н» или «Д», перед звуком Р нужно сделать паузу и положить ребенку палец(ручку зубной щетки) между боковыми зубами.

Если при произнесении звука Л язык ребенка предостаточно напряжен, то можно использовать игровой приём. Логопед просит представить ребенка, что язык, это мячик, и он  с силой отпрыгивает от стенки(от верхних зубов)

Выработка направленной воздушной струи и речевого выдоха.

Хорошо помогают выработать воздушную струю всевозможные игры с дутьём (поддувалочки, мыльные пузыри, музыкальные инструменты и т.д.)

Пение гласных , протяжное произнесение согласных(кораблик гудит, поезд гудит, самолет взлетает, шарик сдувается, комарик пищит, жук жужжит). Произнесение звуков хорошо сочетать с движением руками.

На этапе постановки звука, если ребенок не может длительно произносить звук, можно использовать игровой прием:мы жужжим, пока летит жук, свистим, пока «сдуваем шарик», рычим, пока едет машинка, звеним, пока летит комарик и т. д.

Если у ребенка сильно нарушен фонематический слух, можно произносить звуки и показывать их руками: С-прямая ладонь, Ш- ладонь согнута «Чашечкой».

Если ребенок не слышит место звука в слове, можно указательным пальцем прикасаться  к своей  нижней  губе в момент произнесения звука, к нижней губе ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональные компетентности педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.

В данной работе раскрыто понятие "професиональная компетентность педагога ДОУ" как условие реализации требований ФГОС ДО....

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ.

Работа логопеда на логопункте в коррекционном дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда в речевом саду....

Специфика работы хореографов дошкольных образовательных учреждениях

Специфика работы хореографов дошкольных образовательных учрежденияхДошкольное образовательное учреждение – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от...

Консультация на тему: "Профессиональные компетенции педагога дошкольного образовательного учреждения, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования"

Цель: познакомить коллег с профессиональными компетенциями педагога ДОУ.Задачи:1. Познакомить с понятиями «компетенция», «профессиональная компетенция»;2. Раскрыть основну...

Благодарность "Специфика работы воспитателей дошкольного образования в условиях обновленных ФГОС"

Выдана за участие в педагогических чтениях "Специфика работы воспитателей дошкольного образования в условиях обнавлённых ФГОС"...