Слова-запасалочка
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Комплект заданий  для формирования лексико - грамматического строя речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovazapasalochka.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Домашние животные»

1. Рассмотреть иллюстрации домашних животных: кошки, собаки, коровы, лошадь, свиньи, овцы, козы, кролика. Уточнить обобщающее понятие "домашние животные».

2. Вспомнить внешние признаки каждого животного, ответив на вопросы:

- Почему не слышно, когда ходит кошка? Для чего у лошади на ногах копыта?   Зачем корове рога?

3. Вспомнить, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему они называются домашними.

4. Вспомнить, как называются домики, которые человек строит для домашних животных.

Для коровы - хлев. Для овцы - овчарню.  Для собаки - конуру (будку). И т.д.

5. Вспомнить загадки о домашних животных.

6. Упражнение "Кто как голос подает?". Корова - " му-у" - мычит.

Кошка - "мяу" - мяукает.

7. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании.

а) Рассказать ребенку сказку.

Два брата Ик и Ищ

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата - звали одного Ик, второго - Ищ.

Ик был маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище. В домике стал жить котик, а в домище поселился котище. У котика были усики, носик, глазки, ротик, лапки (дальше продолжает назвать ребенок). А у котища были: ротище, ...(дальше слова образовывает ребенок)

б) Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится "ик", значит предмет маленький, а если в слове слышится "ищ", то предмет очень большой.

8. Упражнение "У кого - кто?"  У кошки - котенок (котята).  У лошади - ...  У свиньи -

9. Упражнение "Кто чем питается?" Кошка – молоком.  Собака - мясом и т.д.

10. Согласование числительного с существительным.

а) Упражнение "Посчитай" 

1 кошка, 2 кошки, 3, 4, 5 ... 1 кот, 2, 3, 4, 5 ... 1 котенок, 2 , 3, 4, 5 ...

б) Это упражнение помогает развить слуховое внимание, память и связную речь. Послушай рассказ.

В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять животных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми во двор заходили коровы, вторыми - козы, третьими - овцы.

- Ответь на вопросы:

Сколько в деревне пастухов? Кто из пастухов пас скотину?

Кто помогал пастухам загонять скотину? В каком порядке заходили животные?

Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: "два", "оба", "пятеро", "первые", "вторые", "третьи".

11.Упражнение "Чей хвост, чье туловище?" 

Голова (чья?) - кошачья.   Хвост (чей?) - кошачий. И т.д.

12. Отгадать загадки.

Пробирается к корыту,

Оттирает всех бочком,

Покупатель неумытый

С неразменным пятачком. (Свинья)

С бородой на свет явился

И не разу не побрился.

(Козел)

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

(Кролик)

13.  Развитие слуховой памяти, дикции.

Подарок

Раскрывается корзинка.

В ней подарок, да какой!

Не игрушка, не картинка -

Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки,

Нос как пуговка звонка,

Неуверенные лапки

Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой

Жмется ласково к ногам...

Не игрушку, не картинку -

Друга подарили нам!

(М. Стремин)

15. Ознакомление с художественной литературой.

а) Прочитать ребенку сказки:

"Волк и семеро козлят", "Зимовье зверей", "Кот в сапогах" Ш. Перро, "Котенок по имени Гав" Г. Остер, "Кошкин дом" С. Маршак, "Дядя Федор, пес и кот" Э. Успенский

Мебель. Инструменты, материалы.

1. Уточнить, понимает ли ребенок обобщающее понятие мебель.(Как можно назвать одним словом диван, кровать, кресло?)

2. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы.

Для чего нужна мебель?

Какая мебель нужна для кухни, спальни, столовой, библиотеки?

Как называется та или иная часть мебели?

Из чего делают мебель?

Чем отличается стул от табуретки, кресла?

3.Упражнение "Подбери действие" на подбор глаголов к существительным.

Покупая в магазине мебель, покупатели (что делают?) ...

Перевозя мебель из магазина домой, покупатели (что делают?) ...

Дома люди мебель (что делают?) ...

За мебелью люди ухаживают так (что делают?) ...

4. Упражнение "Один - много" на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.

Один стул - много стульев. Одна кровать - много … и т.д.

5. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Стол - столик, диван – диванчик и т. д.

6. Упражнение "Из чего - какой" на образование относительных прилагательных.

Ножки стола из дерева. Они какие? (деревянные)

Стол из стекла. Он какой?

Ручки на дверцах из пластмассы. Они какие?

Обивка на кресле из кожи. Она какая?

7. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Шкаф высокий, а тумбочка - ...  Диван мягкий, а стул - ...и т. д.

8. Продолжение работы по знакомству с многозначными словами.

Объясните ребенку разницу в значении этих слов: спинка (стула, человека), ножка (гриба, табурета).

9. Развитие связной устной речи. Пересказ без опоры (на наглядность, вопросы).

Послушай рассказ. Постарайся запомнить и потом расскажешь.

"Однажды, когда мамы не было дома, маленький Ваня взял ножик и вырезал на столе солнышко. Потом он достал краски и раскрасил солнышко в желтый цвет. Когда мама вернулась, то она сразу заметила испорченную столешницу стола. Мама поругала Ваню и объяснила ему, что с мебелью надо обращаться аккуратно. Тогда она будет служить долго. На следующий день мама и Ваня отвезли стол в мастерскую. В мастерской Ваня с интересом наблюдал, как столяр вырезал и прикрепил новую столешницу. Когда мама с сыном вернулись домой, то Ваня обещал, что никогда не будет портить мебель".

10. Развитие логического мышления.

Отгадай загадки

Под крышкой 4 ножки

А на крышке суп да ложки. (стол)

Четыре ноги, да не зверь,

Есть перья, да не птица. (кровать, подушка)

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том.

Там место есть и для конфет,

         Он  называется…

11. Работа с художественной литературой.

Отгадай, из какого произведения строчки.

Здесь у меня столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот это стул - на нем сидят.

Вот это стол - за ним едят.

("Кошкин дом")

Спала не на рогожке,

Как другие кошки,

А в уютной спаленке,

На кроватке маленькой.

("Кошкин дом")

12.Развитие мелкой моторики 

Раз, два, три, четыре,

(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)

Много мебели в квартире.

(сжимать и разжимать кулачки)

А в буфет поставим чашку,

В шкаф повесим мы рубашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

(загибать пальчики, начиная с большого пальца)

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!

(Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

Одежда,  обувь, головные уборы.

Одежда

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с

названиями предметов одежды. Закрепить в словаре обобщающее понятие «одежда».

Познакомить ребенка с деталями одежды.

Покажи и назови детали своей одежды (воротник, манжеты,

брючину, рукав, карманы)

Игра «Жадина»: Составь предложения по образцу: «Мой жакет. Моя юбка. Моё платье. Мои носки» и т.д.

Рассказать ребенку о том, кто шьет одежду. Какие инструменты и материалы используются в работе.

Упражнение Подбирай, называй, запоминай:

Ответь на вопросы (подбери и назови как можно больше слов- действий).

 Одежду стирают, купают, гладят, сушат.

Одежду моют, чистят, отжимают, складывают.

Как появляется одежда? (Одежду моделируют, выкраивают, шьют, вяжут.) Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) — .... Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) — ....

Упражнение «Из чего — какой?»: Мама сшила разную одежду. Назови, что и из

каких материалов сшила мама. Закончи предложения. (Брюки сшили из шерсти. Они
шерстяные. И т. д.)

Пиджак сшили из шерсти. Он ....        Куртку сшили из кожи. Она ....

Платье сшили из шелка. Оно ....        Плащ сшили из кожи. Он ....

Футболку сшили из трикотажа. Она ....        Шубу сшили из меха. Она ....

Пальто для зимы — зимнее.        Сарафан для лета — ....

Куртка для осени — ....        Плащ для весны — ....

Халат для дома — ....        Майка для детей — ....

Блуза для женщин — ....        Брюки для мужчин — ....

Составь предложения по образцу: «В магазине много футболок. У меня маленькая

футболочка».(юбка, плащ, платье, носки)

Упражнение «Скажи наоборот»:

Плащ  - длинный, а  куртка -…

Футболка  - светлая, а пальто - …

Бтюки – грязные, а комбинезон - …

Носки – короткие, а гольфы - …

ОБУВЬ

1.Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями различных
видов обуви. Закрепить в словаре обобщающее понятие «обувь».

Расскажи, какую обувь можно купить в магазине

2.Покажи детали обуви: голенище, подошву, каблук, ремешки, шнурки, язычок.

3.Рассказать ребенку о том, кто и как ремонтирует обувь. Какими инструментами и

материалами пользуется сапожник.

4.Познакомить ребёнка с многозначным «словом»  язычок, объяснить разницу в его значениях.

5. Назови предметы обуви. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения

по образцу:

«В магазине много туфель. У меня маленькие туфельки».(ботинки, тапочки, сапоги)

 6.Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий).

Обувь на фабрике (что делают?) — придумывают, моделируют, шьют. Покупая в магазине обувь, покупатель (что делает?) — .... Ухаживая за обувью, человек (что делает?) — ....

Обувь моют, стирают, носят, протирают.

Обувь шьют, моют, гладят, дарят

7. Упражнение «Из чего — какой?»: Закончи предложения. Туфли из кожи — кожаные туфли. Сапоги с мехом — ....Сапоги из резины — .... Тапочки из материи — ....

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с

названиями головных уборов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «головные уборы».

Рассмотри и покажи детали головных уборов: поля, ленточки, помпон, козырек.

Игра «Жадина»: Представь, что на картинках твои головные уборы.

Составь предложения

по образцу: «Мой колпак. Моя шапка.» и т. д.

4. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения. У маминой шляпы поля широкие, а у папиной шляпы — узкие.

У девочки шапочка светлая, а у милиционера фуражка ....

У Кати берет новый, а у бабушки платок ....

У Вити кепка грязная, а у Коли ....

 Мамина шляпа большая, а Танина шляпа ....

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак ....

5. Упражнение «Из чего — какой?»: Закончи предложения по образцу:

 «Кепка из кожи (какая?) кожаная кепка».

Косынка из ситца (какая?) — ...

Шляпа из фетра (какая?) — ....

Шапка из меха (какая?) — ....

Шляпка из соломы (какая?)

ПОСУДА

1. Вместе с ребенком рассмотрите посуду - кухонную, чайную, столовую.

2. Закрепите понятия "столовая посуда", "чайная посуда", "кофейная посуда", кухонная посуда".

3. Закрепите с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение. Уточните, какую посуду знает ребенок. Объясните значение слова "сервиз". Введите слово в активный словарь ребенка. 

4. Уточнить название деталей посуды (носик, крышка, ручки, края, стенки, донышко).

5. Упражнение "Посчитай посуду!" на согласование числительных с существительными. Например: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек...

6. Упражнение "Назови ласково!" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например:

тарелка - тарелочка, ложка - ложечка, блюдце - блюдечко

7. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Например:  одна вилка - много вилок,  один стакан - много стаканов,

одна чашка - много чашек

8. Упражнение "Какая бывает посуда" на образование относительных прилагательных.

ложка из серебра - серебряная ложка,

чашка из стекла - ... стеклянная чашка,

нож из стали - ...

кувшин из глины - ...

тарелка из картона - ...

9. Упражнение "Для чего посуда?" на образование существительных с помощью суффиксов. Например:

посуда, в которую кладут хлеб - хлебница,

посуда, в которую кладут салат - салатница,

варенье - в вареньицу,

селедку - в селедочницу,

10. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай!".

Закончи предложение, подбирая и называя как можно больше глаголов:

- Покупая в магазине посуду, покупатель (что делает?) выбирает, рассматривает и т.д.

- Ухаживая за посудой, человек (что делает?) - ...

11. Познакомьте ребенка с многозначными словами и объяснить их значение. Попросите подобрать самостоятельно слова, которые имеют несколько лексических значений.

Например: ручка, носик, горлышко. 

12. Объяснить ребенку значение сложных слов "картофелечистка", "овощерезка", "кофеварка", "соковыжималка", "мясорубка", "соковарка", "пароварка", "скороварка".

13. Прочитать ребенку произведение К. Чуковского "Федорино горе".

14. Выучите наизусть отрывок из этого произведения:

...И помчалися по улице ножи:

"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

"Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!"

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

15.Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раз, два, три, четыре,         

(удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли.

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

(загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.

(удар кулачками друг о друга)

Поздняя осень. Изменения в природе.

1.Побеседовать о том, какое сейчас время года. Обратить внимание ребенка на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь). Сравнить погоду летом и осенью. Также сравнить погоду ранней и поздней осенью.

2. Обратить внимание на сезонные изменения в жизни растений: завяли цветы, пожухла трава, некоторые деревья стоят уже без листьев, под ногами лежит ковер разноцветных опавших листьев. Перечислить как можно больше признаков осени.

3. Вспомнить названия перелетных птиц (см. тему "Перелетные птицы"), почему они так называются.

4. Во время прогулки обратить внимание на то, как одеты люди осенью.

5. Уточнить знание названий осенних месяцев и их признаков. Пополнить знания детей дополнительной информацией. Материал для рассказа может быть таким:

Сентябрь - первый месяц осени. Название месяца произошло от латинского слова, которое в переводе означает седьмой. Новый Год у древних римлян начинался 1 марта, поэтому сентябрь был седьмым месяцем. В сентябре начинается листопад у берез, кленов, осин, вяз, лип. За ночь лужи иногда подергиваются первым тонким ледком. К концу сентября лиственный лес стоит голый.

Октябрь - второй месяц осени. В переводе с латинского языка означает восьмой. В октябре исчезают грачи. В воздухе кружатся первые снежинки. К концу месяца окончательно замерзают водоемы и уже могут появляться первые сосульки.

И последний месяц осени - предзимье - ноябрь. В переводе с латинского языка означает 9. В этом месяце уже ложится снег и раздается первая веселая песенка большой синицы.

Помочь запомнить информацию.

6. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай"

Небо осенью (какое?) - хмурое, серое, унылое.

Солнце осенью (какое?) - ...                Ветер осенью (какой?) - ...

Дождь осенью (какой?) - ...                Листья осенью (какие?) - ...

Осенью листья (что делают?) - краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат. Осенью дождь (что делает?) - ...

Осенью солнце (что делает?) - ...                Осенью птицы (что делаю?) - ...

7. Словарная работа. Уточнить у ребенка, знает ли он значение слова "листопад". От каких двух слов оно произошло?

8. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 лужа, 2 ..., 3..., 4..., 5...

1 лист, 2 ..., 3..., 4..., 5...

1 туча, 2 ..., 3..., 4..., 5...

9. Упражнение "Найди ошибки" на развитие слухового внимания.

Определи, чего не бывает осенью.

- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

- Под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

- Набухают почки, распускаются листья.

- Люди собирают урожай овощей и фруктов.

- Дикие животные не делают запасы корма.

10. Упражнение "Скажи наоборот" на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью ...

Летом небо светлое, а осенью ...

Летом день длинный, а осенью ...

Летом тучи ходят высоко, а осенью ...

Летом люди растят урожай, а осенью...

Летом деревья стоят одетые, а осенью...

11. Словарная работа. Объяснить значение пословиц и помочь ребенку их запомнить.

- Лето - со снопами, осень- с пирогами.

- В ноябре зима с осенью борется.

- Холоден сентябрь, да сыт.

12.Упражнение на развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

(А. Плещеев)

13. Развитие логического мышления.

А) Учимся отгадывать загадки.

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,

И бормочет и поет, убаюкивает?  (Дождь)

Б) Упражнение "Правильно - неправильно" на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь, потому что я взял зонт.

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила, потому что птицы улетели на юг.

14. Развитие связной устной речи.

А) Учимся отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

Какая погода осенью?  Какой идет дождик осенью?  Где завяли цветы?

Листья опадают откуда?  Какие птицы улетели? Куда? Что собрали колхозники.

Б) Пересказ с опорой на вопросы.

Осень.

Солнце светит реже, стало прохладнее. Пасмурно, часто идут дожди. Дни становятся короче, ночи длиннее. Листья краснеют, желтеют, и начинается листопад. В садах и огородах собирают урожай фруктов и овощей. Перелетные птицы улетают в теплые края.

Сначала поговорить с ребенком о том, что в каждом рассказе есть зачин (первое предложение), основное содержание (2-7 предложений) и окончание (последнее предложение). Предложите ребенку в прочитанном рассказе найти зачин, основное содержание и конец.

Вопросы.

- Как светит солнце?

- Какие стали дни, а какие ночи?

- Что происходит с листьями?

- Что делают люди осенью в садах и на огородах?

- Куда улетают перелетные птицы?

15. Развитие мелкой моторки.

Нарисовать рисунок к рассказу "Осень". Желательно, чтобы ребенок сделал несколько рисунков (по одному рисунку на каждое предложение) и использовал эти рисунки для пересказа.

16. Ознакомление с художественной литературой.

Прочитать и обсудить содержание рассказов Н. Сладкова "Осень на пороге", "Кто куда".

17. Ознакомление с музыкальными произведениями.

Желательно предложить ребенку послушать (на ваш выбор):

А. Вивальди. Концерт "Осень" ("Сбор урожая") из цикла "Времена года".

П. И. Чайковский "Осенняя песня (октябрь) из цикла "Времена года".

18. Ознакомление с репродукциями картин.

Предложить ребенку рассмотреть репродукции картин, побеседовать по содержанию В. Поленов "Золотая осень".

Дикие животные наших лесов

1.Рассмотреть ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов - зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы. Отметить их внешние признаки. Поговорить с ребенком, какие дикие животные живут в наших лесах. Познакомить с новыми животными, такими, как барсук, лось, кабан. Уточнить понимание обобщающего понятия "дикие животные".

2. Вспомнить загадки о диких животных.

3. В качестве экскурсии посетить зоопарк.

4.Вопросы для проверки знаний ребенка.

- Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?

- Почему этих животных называют дикими?

-Где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище).

5. Упражнение "Кому что дадим?" 

Мясо дадим волку.

Малину и мед - ...

Морковку, капусту - ...

Яблоко, мышку - ...

Орехи и грибы - ...

6. Упражнение "Скажи, когда много" 

Один волк в лесу, а в стае много волков.

Одна белка - много ...

7. Упражнение "Посчитай" 

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...

Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...

Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...

8. Упражнение "Наоборот" - учимся подбирать антонимы.

Лось большой, а заяц - ...

Белка слабая, а волк - ...

У волка хвост длинный, а у медведя - ...

Лиса - хищное животное, а заяц - ...

9. Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность

Заяц

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.

Заяц зимой

Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух.

- Где спит зимой заяц?

- Чем питается зимой заяц?

- Кто враги зайца?

- Что спасает зайца от врагов?

10. Развитие логического мышления. 

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Шелушит орехи мелко.

Ну конечно, это ... (белка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост-краса,

Кто это? ...

(лиса)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Дл зимы - другого цвета.

(заяц)

11. Ознакомление с художественной литературой.

- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются животные наших лесов.

- Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?

- Прочитать сказку "Лиса и волк".

-Прочитать рассказы Н. Сладкова "Кто куда", "Под снегом

Зимующие птицы

1. Уточнить у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают (учим устанавливать причинно-следственные связи). Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

2. Познакомить малыша с такими зимующими птицами, как клест, кедровка: показать на иллюстрациях (желательно в природе), рассказать о внешнем виде, повадках, питании. Обратить внимание ребенка на особенность строения клюва клеста и рассказать, почему именно такой клюв нужен клесту. Рассказать, что кедровка - единственная птица, делающая запасы на зиму, как белка. У нее очень хорошая память и она всегда помнит, где и какой запас сделала. Помочь запомнить информацию.

3. Провести беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой.

4. Изготовить совместно с ребенком кормушку и подвесить её на улице. Во время прогулки понаблюдать, какие птицы прилетают на кормушку.

5. Упражнения на грамматический строй речи.

"Назови ласково", "Скажи, когда много", "Посчитай", "Кто как голос подает", "Скажи одним словом".

6. Упражнение "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.

Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.

Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)..., перья голубя (чьи?)...

7.Упражнение "Подбери признак" на согласование имен существительных с прилагательными. Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая, проворная.

Воробей (какой?)... снегирь (какой?)... клест (какой?)...

8. Учить подбирать однокоренные слова.

Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).

9. Связная речь. Пересказ без опоры на вопросы.

Для пересказа можно (желательно) использовать книгу "Пересказы круглый год" автора Т. Ю. Бардышевой из серии "Развитие речи. 4 книжки-малышки".

Кормушка.

Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

10. Развитие мелкой моторики.

Нарисовать рисунок к рассказу "Кормушка". Рисунок можно использовать при пересказе.

11. Выучить наизусть стихотворение (любое по выбору).

Воробей

Чуть живой,

Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней,

И дрожит он над зернышком, бедный,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

(Н. Рубцов)

Ворона

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей. Настоящее горе!

Ведь не зернышка нет у вороны.

И от холода нет обороны.

(Н. Рубцов)

Синица

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

(А. Барто)

 

Данный материал взят из разных интернет-источников, а также из альбомов Теремковой Н.Э.