Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
методическая разработка (логопедия) по теме

Калинина Ирина Николаевна

 

В работе рассматриваются:

-Диагностика уровня развития мелкой моторики

-Планирование работы по развитию графомоторных навыков

-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ.

 -Работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grafomotornyh_navykov.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

Учитель-логопед Калинина И.Н.

Содержание

1. Концептуальное обоснование работы

2. Диагностика уровня развития мелкой моторики

3. Планирование работы по развитию графомоторных навыков

    4. Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ.

    5. Работа с родителями

    6. Заключение

    7. Библиография

Концептуальное обоснование работы

Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, и в отечественной литературе для подобных нарушений используется термин «стертая дизартрия». Выбор термина остается дискуссионным, так как имеющееся терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозалогичекую самостоятельность данной группы речевых расстройств. Для всех детей со стертой дизартрией характерно стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения, в основе которого лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся, в частности, в моторной недостаточности двигательной сферы, обусловленной диспраксическими расстройствами.

Специфика предлагаемой коррекционной работы - нормализация мелкой моторики кистей и пальцев рук детей со стертой дизартрией, подготовка руки к письму при помощи кинезотерапии (лечение движением) и специально организованного коррекционного обучения.

В основу данной работы были положены исследования Н.А. Бернштейна в области физиологии движений. Бернштейн относил речь к высшему уровню организации движений. В связи с этим процесс письма, включающий в себя целый ряд специальных операций, в том числе перевод кинем в графемы, требует наличия определенного уровня подготовки руки ребенка.

Коррекция мелкой моторики является частью коррекции моторной сферы и проводится в совокупности с общим и артикуляторным массажем, коррекцией дыхательных и голосовых расстройств.

Для определения уровня недоразвития мелкой моторики была разработана диагностика нарушений движений кистей и пальцев рук у исследуемой группы детей. Диагностика включала:

выполнение движений кистями и пальцами рук поочередно и одновременно по заданию логопеда (по подражанию или по словесной инструкции);

исследование разнообразных действий с предметами;

исследование и  анализ результатов различных  видов изобразительной деятельности.

На основе данных диагностики  разработано перспективное планирование, в котором определены цели, задачи, этапы работы, методы и приемы коррекции движений кистей и пальцев рук и подготовки руки к письму.

Результаты работы были представлены в виде сравнительной таблицы, дающей возможность проследить механизм коррекции мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Диагностика проводилась по нескольким направлениям, каждое из которых имело свои специфические задачи.

Пробы, выявляющие способность действовать по подражанию, а затем по словесной инструкции, направленные на определение уровня сформированности навыков одновременного и поочередного выполнения движений пальцами и кистями рук, составили первый раздел диагностики. В него были включены следующие пробы:

I        АЛ. - показать 2ой и 3™ пальцы на правой (левой) руке поочередно («ушки зайчика»);

2. - то же одновременно.

Б.1. - показать 2ой и 5ЬШ пальцы на правой руке (левой руке) поочередно («коза рогатая»);

Б.2. - то же одновременно.

1. - сложить пальцы в кольцо на правой (левой) руке поочередно («здравствуй^ пальчик!»);

В.2. - то же одновременно.

ГЛ. - сложить все пальцы в кольцо «гнездышко для птички» на левой (правой)

руке поочередно.

Г.2. - то же одновременно.

Д.1. - сжать в кулак - разжать пальцы 5-6 раз на левой (правой) руке поочередно;

Д.2. - то же одновременно.

ЕЛ. - соединить - разъединить пальцы на поверхности стола 5-6 раз на левой

(правой) руке.

F..2- - то же одновременно.

Ж.1. - положить 2ой палец на Зий, Зии на 2ой 5-6 раз поочередно на левой

(правой) руке;

Ж.2. - то же одновременно.

- «кулак-ладонь-кулак» поочередно;

- то же одновременно.

ИЛ. - «ладонь-кулак-ребро» поочередно; И.2. - то же одновременно.

Упражнения предлагалось выполнить сначала по подражанию под счет логопеда. Затем все упражнения дети выполняли по словесной инструкции.

Отмечалось плавное, точное и одновременное выполнение проб, напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения движения (не под счет логопеда); невыполнение.

Второй раздел диагностики включал действия детей с предметами. В него вошли следующие пробы:

II                  А. - перекладывание флажка (грецкого ореха и так далее) из одной руки в

другую;

Б. - перекатывание мячика пальцами рук по твердой поверхности и в воздухе;

В. - поочередный захват палки левой (правой) кистями («вверх по палочке»);

Г. -пересыпание щепотью крупы;

Д. - продевание гибкого шнурка в отверстие, застегивание (расстегивание) пуговиц;

Е. - нанизывание пуговиц (бусинок) на ниточку;

Ж. - растягивание резинки всеми пальцами поочередно и синхронно на обеих руках;

3. - нарезание полосок бумаги ножницами;

И. - собирание монеток в стопочку;

К. - удержание ложки, вилки, ножа во время еды.

Третий раздел диагностики имел цель выявить уровень владения карандашом (кисточкой, ручкой), а также исследовать произвольную моторику пальцев рук в процессе рисования разнообразных линий. Использовались следующие пробы:

III            А1. - рисование пальчиком, нанесение цветных пятен гуашью;

2. - рисование кистью прямых и волнистых линий, примакивание;

Б. - нанесение клея на детали аппликации;

- рисование карандашом ритмических рисунков («дождик»), кругообразных линий («клубок», «лабиринт», «улитка») и дугообразных линий («радуга»);

Г. - обводка трафаретов;

Д. - дорисовывание по опорным точкам;

Е. - рисование вертикальных линий («прямая дорожка») и горизонтальных линий («висит веревочка»);

Ж. - рисование ломаных линий («заборчик») и волнистых линий («море»);

З. - штриховка геометрических и предметных фигур.

Результаты диагностики были обобщены в индивидуальных картах обследования развития мелкой моторики детей. При анализе выполнения проб учитывались:

координация выполнения движения (правильная;    замедленная; нет координации);

объем выполнения движения (полный; незначительно снижен; неполный);

темы выполнения движения (нормальный; быстрый; замедленный);

активность (нормальная; заторможенность; двигательное беспокойство);

самостоятельность выполнения (полная; с минимальной помощью; не может выполнить без помощи взрослого);

наличие сопутствующих движений (нет; незначительные; множественные);

замена одного движения другим (нет; редкие замены; частые замены);

способность к переключению с одного движения на другое (хорошая; замедленность; не переключается);

утомляемость (нормальная; быстрая; очень быстрая);

наличие амбидекстрии, леворукости.

Данные исследования моторной функции кистей и пальцев рук обобщены по трем уровням:

I        уровень-ВЫСОКИЙ

Движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные, в полном объеме, в нормальном темпе. Ребенок выполняет пробы активно и самостоятельно, переключается с одного движения на другое достаточно быстро. Сопутствующие движения отсутствуют, утомляемость нормальная.

II        уровень - СРЕДНИЙ

Движения выполняются в замедленном темпе (или в быстром темпе); координация замедленная с редкими ошибками, либо правильная; объем выполнения незначительно сужен. Ребенок проявляет редко легкое двигательное беспокойство или заторможенность, ему необходима минимальная помощь взрослого при выполнении проб; редко наблюдаются сопутствующие движения и замены одного движения другим; переключение замедленно; утомляемость быстрая.

III        уровень - НИЗКИЙ

Уровень развития координации движения очень низкий; объем движений неполный по всем параметрам; темп выполнения очень медленный или чрезмерно быстрый. Ребенок проявляет ярко выраженное двигательное беспокойство или заторможенность; без помощи взрослого пробы выполнить не может; утомляемость очень быстрая; замены и сопутствующие движения частые; переключится с одного движения на другое ребенок не может без помощи взрослого.

На основе проведенной диагностики и обобщения ее результатов, а так же учета индивидуальных возможностей детей, целенаправленности и последовательности обучения, было разработано перспективное планирование коррекции мелкой моторики и развития, графомоторных навыков детей с минимальными дизартрическими расстройствами.

Планирование работы по развитию графомоторных навыков

Планирование предлагаемой работы делится на три этапа обучения. Каждый этап имеет конкретные задачи работы с учетом комплексности обучения, дифференцированного подхода и учета индивидуальных особенностей детей.

I этап (сентябрь, октябрь, ноябрь)

В задачи работы на данном этапе входило:

проведение обследования состояния мелкой моторики и развития графомоторных навыков по разделам диагностики;

систематизация  результатов в индивидуальных картах обследования и в общей сравнительной таблице;

пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы, включающая в себя снятие блоков, контрактур в верхних конечностях, нормализацию мышечного тонуса, устранение порочного положения кисти и пальцев;

      развитие двигательной функции руки (опорность, захват, манипуляции);

развитие  мелкой моторики на основе упражнений со стихотворным текстом (5-6 упражнений наизусть);

развитие праксиса позы при имитации отдельных движений взрослого (до 10 движений: «ромашка», «гуси», «розочка» и так далее);

обучение правильному захвату карандаша (ручки);

развитие  интереса к изобразительной деятельности при помощи специально организованных занятий и рисования в свободное время;

обучение  рисованию простейших фигур и различных линий по клеткам (см. приложение № 4).

Для решения поставленных задач  использовались определенные методы и приемы работы. Так, пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы проводится врачом ЛФК и включает в себя элементы массажа по точкам кисти руки. Одновременно логопед на занятиях по формированию произношения использует вспомогательные средства: «пальчиковый бассейн», резинки различной степени упругости, разноцветные прищепки, логопедическую щетку «ежик». На занятиях по обучению грамоте в качестве физкультминуток, предшествующих печатанию (выкладыванию из палочек) букв используются стихотворные тексты с движениями кистей и пальцев рук. Тексты оформлены в картотеку, и каждый изученный в течение недели по плану текст затем предоставляется для ознакомления родителям на специально оформленном стенде в разделе «Пальчики, не ленитесь, пальчики трудитесь!»

По заданию логопеда воспитатели организовывают игры, целью которых является обучение ребенка застегиванию (расстегиванию) пуговиц, молний, шнуровка ботинок. В занятия по изодеятельности включаются задания, направленные на обучение рисованию различных  линий,  пятен,  раскрашивание  рисунков.   Занятия  по изодеятельности

проводятся инструктором по ИЗО совместно с логопедом, который предлагает детям ряд предварительных упражнений, направленных на формирование и закрепление навыка правильного захвата карандаша (кисти). Предлагаются задания типа «Покатаем карандаш», «Положи пальчик сверху (снизу)» и другие, а также используется прием «рука в руке».

К окончанию первого этапа большинство детей научились шнуровать, застегивать (расстегивать), правильно держать в руке карандаш (кисточку), а также ложку и вилку. Дети знали наизусть и могли продемонстрировать 5-6 (а некоторые до 10) стихотворных текстов с движениями кистями и пальцами рук. Научились медленно, но аккуратно выкладывать из палочек фигуры и буквы алфавита. В то же время обучение захвату карандаша нуждалось в дальнейшей коррекции, так как у детей наблюдался либо очень слабый захват, либо чрезмерно сильный. Кроме этого, дети плохо различали границы штрихуемой фигуры. Чаще дети недоштриховывали фигуру до контура, но иногда наблюдалось раскрашивание за пределами контура.

В связи с этим были разработаны цели и задачи второго этапа работы.

II этап (декабрь, январь, февраль, март)

В плане развития движения кистей и пальцев рук и развития графомоторных навыков основной целью данного этапа является формирование более сложных, взаимосвязанных умений и навыков. В задачи работы входят:

учить выполнять действия по подражанию и по словесной инструкции с предметами и без них;

совершенствовать хватательные движения, обучать захватыванию маленьких предметов одной рукой или двумя пальцами по очереди (1 и 2, 1 иЗ, 1 и 4, 1 и 5), а предметов побольше - кулачком или щепотью;

      учить выполнять соотносящие движения и согласовывать движения обеих рук;

автоматизировать правильный захват карандаша, стимулировать ритмические игры с карандашом, направленные на снятие гипертонуса мышц или гипотонуса мышц кисти руки;

учить выполнять обводку контура по точкам, штриховку в пределах контура, раскрашивание контура, рисование фигур в пределах строчки или клеточки;

автоматизировать умение застегивать (расстегивать) пуговицы, шнуровать одежду и обувь, завязывать бантики на шнурках (приложение № 4).

На логопедических занятиях формируемые умения включаются в комплекс мероприятий, учитывающих рефлекторную природу движений. Так, например, задания по развитию слухового и зрительного восприятия включают в себя элементы развития хватательных движений. Логопед предлагал «поймать» в «пальчиковом бассейне» (рис) столько фасолинок, сколько точек было на картинке, поочередно всеми парами пальцев (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5). Задание усложняется постепенно: сначала его нужно выполнить правой рукой (у левшей - сначала левой рукой, но в исследуемой группе левшей не было; были 2 ребенка с амбидекстрией), затем - левой рукой; одновременно обеими руками и так далее.

Предлагается «нырнуть» каждым пальчиком в «бассейн» (греча) столько раз, сколько ребенок услышал хлопков, свистков и так далее. В последствии такие «ныряния» выполняются соответственно на правой и левой руках одновременно, что приводит к необходимости согласовывать движения пальцев на обеих руках, а в качестве основы

предлагается не «пальчиковый бассейн» (с твердой основой), а «пальчиковый батут» (мягкая основа легко надутых шариков). Смена упругости основы усиливает моторную функцию на отведение и противопоставление пальцев. Дети с удовольствием складывают из палочек столько домиков (звездочек и так далее), сколько было игрушек на столе; рисуют ритмические рисунки долгих звуков (символ «=») и коротких звуков (символ «+») выполняют упражнения на переключение по типу «продолжи строчку»: «О-О-О», «+=+=+»; логопед одновременно с проведением графических упражнений и диктантов контролирует правильность захвата карандаша и степень нажима на него.

К концу второго периода проводилась контрольная диагностика, которая показала значительную динамику по всем разделам и анализируемым параметрам. В результате чего были сформулированы задачи заключительного, третьего, этапа.

III этап (апрель, май, июнь)

Основными задачами третьего этапа являлись:

автоматизировать правильный захват карандаша, отработать самоконтроль за степенью нажима и захвата;

развивать навык печатания букв, слогов, слов и коротких предложений под диктовку и списывания с образца;

закреплять праксис позы при подражании движениям взрослого, конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук («домик», «ёлочка», «розочка» и так далее);

совершенствовать двигательные функции кистей рук при помощи упражнений на релаксацию («Полощем белье» и др.) и динамических упражнений («Кулак-ладонь-кулак» и др.);

совершенствовать навык застегивания (расстегивания), шнуровки за счет использования игр с элементами соревнования;

закреплять навык обводки трафаретов, рисования по опорам, рисования по ограниченной поверхности, произвольного рисования горизонтальных, вертикальных, ломаных, волнистых и дугообразных линий с игровой мотивацией; продолжать развивать умение дорисовывать по опорным точкам, раскрашивать и штриховать изображение в пределах контура;

продолжить обучение элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх-драматизациях («Идет коза рогатая?», «Пальчик - мальчик, где ты был?» и другие);

- учить выполнять движения мелкой моторики, ориентируясь на словесную инструкцию («сделай, что скажу, а не что покажу!» - логопед говорит «Коза», а показывает «Домик». Дети должны показать «Козу» и так далее).

При решении поставленных задач использовались разнообразные виды деятельности, направленные на достижение устойчивых двигательных навыков через усиление и обогащение следового образа движения.

Так, на занятиях по развитию фонематического анализа, синтеза, представлений часто используются слуховые диктанты, а в процессе обучения грамоте — записи под диктовку. При анализе записанного или услышанного материала можно предложить ребенку хлопнуть в ладоши на гласный, хлопнуть ладонью по столу на твердый звонкий

согласный, ударить ребром ладони по столу на твердый глухой согласный (соответственно, на мягкие согласные - удары кулачком). Например, анализируя слово «рак» ребенок ударит ладонью по столу, хлопнет в ладоши, ударит ребром ладони.

Развивая умение соотносить ритмический рисунок знакомого стихотворного текста с ритмом движения руки, логопед предлагает ребенку с помощью «логопедического ежика» отстучать ритм одной или двумя руками:

«Тук, тук, я стучу, новый домик сколочу».

Задания на отхлопывание, отстукивание варьируются и усложняются постепенно.

Упражнения на релаксацию «полошим бельё» можно использовать одновременно с проговариванием слоговых рядов различной сложности, изменяя соответственно частоту и амплитуду взмахов кистями:

одинаковых - па-па-па;

со сменой темпа - па-па-па-па-па;

со сменой согласных -па-па-та;

со сменой парных согласных - ба-ба-па;

со звонким согласным в ударной позиции - БА-па-па;

с ритмической сменой гласных - па-по-пу - па-по-пу;

со сменой гласных - па-по-пу и так далее.

Усложняя подобные задания можно предложить ребенку воспроизвести слог или слоговой ряд с помощью образа движения, когда логопед показывает движения руками и артикуляцию слога (беззвучно), а ребенок громко повторяет заданный слог, автоматизированный в ходе предварительной работы.

При выполнении заданий на развитие фонематического анализа можно предложить ребенку одновременно отстегнуть застежку на пособии и назвать первый (второй, третий и так далее) звук в слове; продеть шнурок в дырочку и назвать слово на заданный звук; нарисовать столько горизонтальных линий, сколько знаем гласных звуков, одновременно называя их, и так далее.

Очень эффективно использование пальчикового театра в процессе работы по автоматизации звукопроизношения. Детям предлагается специально подобранный речевой материал на автоматизируемый звук (потешки, речевки, небольшие тексты и так далее) и одновременно с этим на пальчик надевается игрушка, которая обыгрывается соответственно с текстом, формируя у ребенка выразительные движения руки. Автоматизация звукопроизношения как бы «отходит» для ребенка на второй план, уступая место игре, что способствует формированию более прочных речедвигательных кинестезии.

В соответствии с задачами перспективного планирования подбираются соответствующие методы и приемы работы, а так же речевой и графический материал, который распределяется в сетке занятий согласованно с лексической темой или темой занятия по обучению грамоте. В тетради для занятий воспитателей по заданию логопеда еженедельно планируются задания на закрепление определенного графического навыка.

В коррекционной работе используются следующие приемы:

-  статические упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом;

-   упражнения на релаксацию; обводка трафаретов;

дорисовывание по точкам;

      -    штриховка и раскрашивание в пределах контура рисунка;

рисование прямых, ломаных, дугообразных, петлевидных линий по клеточкам; печатание по клеткам;

      -     выкладывание из палочек фигур и букв;

шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц;

«пальчиковый бассейн» (на основе природного материала, на основе воды различной температуры);

«пальчиковый батут» (на основе воздушных шариков различной упругости);

использование логопедической щетки «ежик», разноцветных прищепок, резинок различной степени упругости, «сыпалок» (мешочков, наполненных на % крупами различной величины), деревянных массажеров и природного материала, их заменяющего (например, еловая шишка может быть использована в качестве активизатора двигательных кинестезии, проприорецептивных ощущений, когда ребенку в соответствии с речевым заданием дается задание «прокатить» шишку между ладонями, по столу и так далее).

Вариативность представляемого материала по всем разделам логопедической работы не ограничивается, но приемы работы усложняются в соответствии с периодом обучения и индивидуальной сформированностью навыков у ребенка. Усложнение используемых приемов представлено в сравнительной таблице по трем периодам обучения.

Прием

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Статистические упражнения

«рука в руке»;

-        по образцу;

-        поочередное выполнение правой (левой) рукой

по словесной инструкции;

поочередное и совместное выполнение

по памяти;

с использованием теневого экрана

Упражнения на релаксацию

по образцу;

в качестве физкультпауз

самостоятельное выполнение перед печатанием букв,

рисованием, обводкой, штриховкой

с помощью «маленького логопеда» перед диктантами; индивидуально в процессе работы по дифференциации звуков

Выкладывание из палочек фигур

по образцу;

после совместного анализа выкладываемой фигуры

по словесной инструкции; серия фигур (например, квадрат, посередине - треугольник, справа - прямоугольник.

 Повторить 3 раза).

по памяти;

серии фигур с усложнением (например, «домик»-«забор»-«двух-этажный дом»-«дорожка»-«елоч-ка»)

Динамические упражнения со стихотворным текстом

совместно с логопедом; в качестве активизатора пальцевого гнозиса перед выкладыванием фигур из палочек, перед рисованием и после них

самостоятельное выполнение перед печатанием букв,

 рисованием, обводкой, штриховкой и после них

с помощью «маленького логопеда», перед диктантами и после диктантов.

Прием

I период обучения

II период обучения

III период обучения

Обводка трафаретов

«рука в руке», по образцу

по словесной инструкции; в определенной последовательности на листе с последующим раскрашиванием

по памяти;

серия заданий: «Обведи, раскрась, вырежи и вместе с другими детьми составь коллективную картинку»;

выполнение заданий индивидуально и в коллективе детей

Штрихование контура

По точкам, по образцу

по словесной инструкции в определенном направлении (горизонтальными линиями, вертикальными линиями)

По словесной инструкции с усложнением (например, в горизонтальном направлении волнистыми линиями поочередно 2-4 основными цветами)

Рисование линий и фигур по клеточкам

«обведи по точкам»; «соедини точки»; по образцу

по образцу;

по словесной инструкции; простейшие графические диктанты

по памяти;

3-5 заданий графического диктанта запомнить и выполнить последовательно

Дорисовывание по точкам, раскрашивание контура

«рука в руке»; по образцу; простейшие фигуры без пересечения линий обвести, раскрасить

по словесной инструкции; обвести, раскрасить разными способами, вырезать

-   работа в коллективе детей; обвести, раскрасить, вырезать, выполнить из вырезанных фигур коллективную картину

Шнуровка, застегивание (расстегивание) пуговиц

по образцу;

на мягкой основе с большими петлями и пуговицами (индивидуально)

по словесной инструкции;

на твердой основе с петельками

маленькой величины (поочередно)

коллективное панно в соответствии с лексической темой

«Пальчиковый бассейн»

используется крупный материал (камешки, фасоль, горох и т.д.); -   упражнения на отведение,

противопоставление пальцев, на захват кистью и щепотью

используется крупный и мелкий материал (фасоль + рис + камешки + пуговицы и так далее); упражнения на выбор и захват предмета пальцами каждой руки поочередно

используются одновременно 2-3 различных вида материала (например: морской песок + горох + фасоль); упражнения на выбор и захват поочередно всеми парами пальцев (1 и 2, 1 иЗ,1и4, 1и5) заданных предметов (например, фасолинок) двумя руками

Прием

I период обучения

II период обучения

III период обучения

одновременно и согласованно

Печатание на занятиях по обучению грамоте

по точкам; по образцу; -   печатание букв, слогов.

по образцу; по памяти; печатание букв, слогов, коротких слов

-   диктанты слов, коротких фраз

Использование

вспомогательных

тренажеров

(«ежик»,

резинки,

воздушные

шарики,

массажеры,

прищепки и так далее)

«рука в руке»; по образцу; упражнения с использованием игровых моментов, направленные на вызов положительных реакций («здравствуй, ежик», «наши пальчики-гимнасты», «воздушный батут для пальчиков» и так далее) задания с использованием звукоподражаний голосам животных, бытовых шумов

по образцу; самостоятельное выполнение

упражнения на отведение, сопротивление , на координацию включаются в задания на соотнесение ритмического рисунка стихотворного текста с ритмом движения

самостоятельное выполнение; упражнения включаются в задания с использованием слов и цепочек слов; слогов и цепочек слогов, а также слоговых рядов, проговариваемых со сменой темпа, с наращиванием ряда одинаковых слогов и так далее.

                         Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя

и других специалистов ДОУ.

Работа с родителями

Все представленные выше приемы коррекции мелкой моторики и развития элементарных графомоторных навыков проводятся логопедом во взаимосвязи с воспитателями логопедической группы, инструктором ЛФК, руководителем изостудии, массажистом.

В «Тетради для занятий воспитателей по заданию логопеда» отдельная графа отводится заданиям по развитию моторных функций. Задания предлагаются в соответствии с изучаемой лексической темой (например, тема «Овощи» - задание: обвести, раскрасить трафареты овощей и так далее) и всегда взаимосвязаны с формированием грамматического строя; с развитием элементарных математических представлений, слухового и зрительного восприятия; с расширением словарного запаса детей.

На занятиях по изобразительной деятельности логопед совместно с руководителем изостудии планирует и проводит контроль развития навыка правильного захвата и удержания кисти, а также навык рисования кистью, восковыми мелками, карандашом и так далее.

Инструктор ЛФК включает в занятия разнообразные действия с предметами и спортивным инвентарем. Целью заданий является обучение перекладыванию, перекатыванию, других действий с предметами, закрепление имеющихся навыков мелкой моторики.

Массажист перед проведением артикуляционного массажа проводит сегментарный и точечный массаж кистей и пальцев рук, направленный на снятие гипертонуса мышц и формирование двигательной функции руки (опорность, захват, манипуляции).

Особое внимание уделяется работе с родителями. В течение учебного года планируется несколько групповых консультаций родителей. Обсуждаются темы, интересующие всех родителей, независимо от речевой патологии детей. Виды проведения консультаций меняются; используются деловые игры, совместные игры-соревнования детей и их родителей, открытые занятия для родителей. Примерное планирование родительских собраний представлено в таблице.

Время проведения

Тема

Цель

Виды работы

Конец сентября - начало октября

«Итоги

логопедического обследования»

1.  Подвести итоги обследования детей.

2.  Познакомить с целями и задачами коррекционной работы, с перспективным планом работы логопеда.

Анкетирование родителей.

Доклад логопеда на родительском собрании.

Декабрь

«Движение и речь в развитии ребенка»

1.        1.  Предоставить консультативную помощь
по вопросу взаимосвязи мыслительных операций и речедвигательных навыков в
процессе формирования речи ребенка.

2.        2.  Дать представления о том, как развитие тонких движений пальцев и кисти рук
влияет на развитие устной и письменной речи.

1.  Вступительная беседа.

2.        2.  Деловая игра со взрослыми (усложнение речевых
заданий с помощью простейших движений кистя-
ми и пальцами рук в определенный отрезок
времени).

3.        3.  Показ приемов сегментарного и точечного массажа кистей и пальцев рук, массажа мышц артикуляционного аппарата.

Февраль

«Как учить читать?»

1.        1.  Дать консультацию о механизме овладения процессом чтения.

2.  Познакомить родителей с причинами дислексии у детей, рассказать о ее последствиях для дальнейшего развития
письменной речи.

1.  Вступительная беседа.

2.        2.  Игра - соревнование между командами детей и родителей (задания на анализ и синтез единиц речи в различные отрезки времени).

3.        3.  Анализ проведенной игры, выводы родителей об
уровне овладения процессом чтения у их детей.

Март - апрель

«Что такое дисграфия?»

1.        1.  Предоставить консультативную помощь
по вопросу возможного возникновения в период школьного обучения нарушений процессов письма (дисграфии).

2.        2.  Объяснить причины дисграфии, одной из
которых является недостаточный контроль за ходом двигательных актов
во время письма.

3.        3.  Познакомить с методической литературой, где даны упражнения по
развитию мелкой моторики.

1.        1.  Игра — соревнование между двумя командами детей однопкроста:

а) получающими систематическую логопедическую помощь;

б) не занимающимися с логопедом.

2.  Анализ игры, выводы родителей.

3.        3.  Выставка письменных работ детей разного периода обучения.

4.        4.  Демонстрирование и анализ ксерокопий письменных работ с элементами дисграфии уче-
ников начальных классов.

5.  Выставка литературы.

Май

«Итоги

заключительной диагностики»

1.        1.  Подвести итоги работы за учебный год.

2.        2.  Обсудить с родителями возможные приемы совместной работы в период
начального школьного обучения.

1.        1.  Открытое занятие для родителей.

2.        2.  Анализ занятия, выводы родителей.

3.        3.  Сообщения логопеда об общих результатах
заключительной (итоговой) диагностики.

4.        4.  Анкетирование родителей по вопросам анализа работы логопеда в течении учебного года.

Заключение

Анализируя результаты диагностики по трем периодам обучения, можно подвести

итоги:

Количество детей с низким уровнем развития графомоторных навыков уменьшалось постепенно в течение учебного года; по результатам итоговой диагностики в мае детей с низким уровнем не было.

Количество детей со средним уровнем развития графомоторных навыков возрастало к середине учебного года и уменьшалось к концу учебного года. По результатам контрольной диагностики в январе их количество было максимальным.

Количество детей с высоким уровнем развития графомоторных навыков возрастало во П половине учебного года.

Представляется интересной возможность дальнейшего контроля развития письменной речи у детей  в период начального школьного обучения, выявления возможной дисграфии, смешения букв как по акустико-артикуляционному, так и по кинетическому сходству.

В заключении можно сделать вывод о том, что отсутствие смешения букв по кинетическому сходству свидетельствует о достаточной сформированности (в том числе и в дошкольном возрасте) костно-мышечных кинестезий, о хорошем самоконтроле за ходом двигательных актов во время письма. Следовательно, работа логопеда дошкольного учреждения, направленная на коррекцию, формирование и развитие тонких движений кистей и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии является начальным этапом формирования графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в период начального школьного обучения.

Библиография

Бернштейн Н.А. Очерки о физиологии движений и физиологии активности. М., 1966

Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. «Сатис», СПб., 1995

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М. 2000

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. СПб., 1993

Волкова Г.А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи. СПб., 1993

Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Янынина Т.А. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. «Гном-Пресс», М., 1999

«Дефектология», № 1, 2000

Лопухина И., Логопедия. Речь - ритм - движение. «Дельта», СПб., 1997

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с дизартрией.

В статье рассказывается о связи мелкой моторики с речью, выделяются направления работы и описываются все группы упражнений....

Коррекция общей моторики у детей со стертой формой дизартрии.

Предоставлена презентация по коррекции общей моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. В презентации указаны цели коррекционной работы, виды и описание упражнений, которы...

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников.

Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников         Развитие речи дошкольников оказывает огромное влияние на успешность обуче...

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"...

«Проблемы профилактики и коррекции нарушений речи у детей со стертой формой дизартрии».

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время. Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некото...

Программа "Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у слепых дошкольников"

Программа по формированию мелкой моторики у дошкольников. Практические рекомендации  и планирование деятельности при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий со слепыми воспита...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...