Консультация для родителей
материал по логопедии по теме

Григорьева Алёна Александровна

Консультация для родителей:Проблема речевой агрессии в педа­гогическом развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_2.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема речевой агрессии в педагогическом развитии

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии — явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи воспитателей детских садов, играющих во дворе малышей и наблюдающих за ними родителей.

Грубый, неуправляемый, настырный, агрессивный — такие нелестные эпитеты часто встречаются в описаниях речевого поведения современных дошкольников.

Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно — в жалобах, клевете, сплетнях. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребенком ругательств далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники) или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники). Кроме того, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребенка — ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность — как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них еще в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.

Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребенка.

Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая ее в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.

Прежде всего, необходим самоконтроль родителя, воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребенком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем еще раз»; «Завтра у тебя получится лучше!»; «Нужно еще потренироваться» и т.п.), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме того, следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Существуют также частные приемы контроля над агрессией слова — способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

Прямое порицание — самый известный и популярный
прием педагогического воздействия в ситуации негативных про
явлений поведения ребенка. С одной стороны, непосредственное
словесное воздействие в форме упрека, запрета, требования
может иметь прямо противоположный результат — вызвать у детей
ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны,
иногда этот метод — единственно возможная реакция родителя
на
однозначно неприемлемые проступки.

Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребенка, если они не несут непосредственной угрозы ему
и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрируя внешнюю
незаинтересованность.

   Переключение внимания. Иногда следует попытаться
                 изменить враждебное настроение ребенка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения                   внимания: предложение игрушки, перевод разговора
на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребенка, взрослый в определенной ситуации актуализируем(озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребенка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!»; «Неужели это говорит наш Миша?»; «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!»; «Мне стыдно за тебя!» и т. п.

♦        Привлечение «союзников» — заручиться реальной или
воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, — на тебя уже тетя смотрит!»;«Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.

♦  Апелляция к жалости — при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Например: «Ты делаешь мне очень больно!»; «Твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста» и т. п.

♦        Самонаказание — предложить ребенку самому придумать
себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию. Например: «Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?»

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова один из важнейших моментов воспитания ребенка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...