Развитие мелкой моторики детей с речевыми нарушениями в различных видах деятельности.
методическая разработка по логопедии на тему

Сергеева Татьяна Евгеньевна

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, с речевыми нарушениями, в различных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности.

Известно, что у большинства детей с расстройствами речи наблюдается в равной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.

    Из исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени оформленности тонких движений, пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже ваше нормы.

         Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга (Кольцова).

       В системе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях, для детей с нарушениями речи необходимо уделять большое внимание формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, так известно, весьма полезна и для подготовки рук к письму.

     Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-6 мин. ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

     Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей, целесообразно включать в работу занятия логопеда и воспитателя.

     Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность учиться ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево» и т.д..

     Обучение я начинаю с разучивания простых статических поз кистей и пальцев рук, затем добавляю упражнения с последовательно производимыми движениями пальцев, и только после этого,  упражнения с одновременными движениями пальцев.

      Для формирования тонких движений пальцев, рук могут быть хорошо использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением коротких стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритмы речи.

Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной, речи, так как большинство из них построено на диалогах.

Кроме игр с пальчиками в работе с дошкольниками можно использовать следующие виды работ:

Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов  для внутренней обводки( так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм. Для детей 4-5 лет существуют большое количество  уже готовых трафаретов, с которыми дети с увлечением занимаются.

Лепка из пластилина также может быть очень разнообразна и полезна. Дети очень любят изготавливать забавные картинки, которые выкладываются из горошин, разнообразных семян на листе картона покрытым пластилином. Дети старшего дошкольного возраста лепят из пластилина разнообразные геометрические фигуры, буквы, цифры.

Резиночка.  Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резиночку. Задача состоит в том, чтобы передвинуть резинку на 360 градусов сначала в одну сторону, затем в другую сторону. Выполняется это упражнение сначала одной рукой, затем двумя.

Нанизывание очень хорошо развивает мелкую моторику.  Нанизывать можно все, что угодно: пуговицы, бусы, рожки, сушки… Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев и т.д.. Можно составлять бусы из кусочков разноцветного параллона, прокалывая их кусочком проволоки.

 Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще достаточно мал и не умеет пользоваться ножницами, то можно предложить ему рвать кусочки бумаги, а наклеивать их будет взрослый, придавая им любую форму. С 3лет (иногда и раньше), можно учить ребенка пользоваться ножницами, главное, чтобы они были с закругленными концами. Для начала удобнее вырезать геометрические фигуры и с помощью клеящего карандаша закреплять их на листе бумаги.

Пришивание настоящей пуговицы  с помощью настоящей иголки вполне доступно 4-х летнему ребенку, конечно, под наблюдением взрослого.

 Игры с предметами домашнего обихода. Достоинством этих игр  является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные пособия  и игрушки, В играх используются подручные материалы, которые есть в каждом доме: пуговицы, прищепки, бусины, крупа и т.д.. Все эти  «мелочи» очень хорошо развивают мелкую моторику рук.

Игры с крупой. Необходимо взять яркий поднос на дно которого тонким слоем рассыпана любая мелкая крупа (манка, пшено). Проводя по крупе пальчиками, остается яркая, контрастная линия. Детям очень нравится это занятие. Можно предложить нарисовать домик, солнышко, забор, дождик…

Игры со спичками разного цвета. Перед началом подобных игр, спички предварительно очищаются от серы, Дети собирают или счетные палочки одним или двумя пальцами разных рук (подушечками).Из цветных спичек дети с увлечением выкладывают рисунки, используя схемы или по собственному замыслу.

Игры с прищепками. Суть этих игр заключается в самостоятельном прищеплении прищепок. Чтобы игра стала интереснее для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнышку, иголки к ежику, дождик к тучке и тому подобное).

 Использование веревочек, шнурков молний, крючков, кнопок, липучек и так далее, также стимулирует развитие мелкой моторики. Эти занятия очень нравятся детям 4-6 лет.

Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Ребенок рисует, а затем раскрашивает на листе бумаги что-нибудь. Затем по контуру начинает при помощи иголки делать наколки (иголка должна быть безопасной). После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию.

В работе с детьми можно использовать разнообразные мозаики, пирамидки, наборы коробочек и баночек для их собирания по цвету;

Мягкие резиновые игрушки и шарики (для тренировки мускулатуры рук);

Катушки с цветными нитками для перематывания;

Мягкие и объемные конструкторы;

Мягкие детали для нанизывания и многое другое.

 Игры с пальчиками использую и при проведении физкультминуток, а также на занятиях начинаю обучение детей элементам самомассажа кистей и пальцев рук, а также разнообразные игры и пособия:

Перечисленные игры способствуют развитию пальчиковой моторики. Необходимо как можно чаще предлагать детям и все традиционные виды рисования – карандашами, мелками, красками.

Большую пользу для развития подвижности рук, приносит работа с ножницами, когда ребенок самостоятельно вырезает изображения предметов по контуру или получает симметричные изображения  фигурок, вырезая их из листа тонкой бумаги сложенной в 2, 3, 4, и больше раз.

Полезна и такая работа с бумагой, как оригами, которая требует от ребенка точности движений пальцев рук, силы.

Весьма полезна для развития силы и подвижности пальцев рук , занятия по лепке из пластилина и глины. В процессе овладения различными способами и приемами работы с этими материалами (раскатывание, расплющивание, вытягивание, сгибание, защипывание) кончики пальцев ребенка становятся все более гибкими и чувствительными. Ребенок учится работать двумя руками и всеми пальцами.

Ниткография – еще один способ совершенствования     мелкой моторики. Ниткография – это выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити.

«Рисунки», выполненные толстой нитью или шнурком, отличаются мягкостью получаемых форм, которые кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того эти, занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей и развивают мелкую мускулатуру рук.

Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

Совершенствовать зрительное восприятие детей.

Развивать зрительно-моторную координацию.

Формировать плавность, ритмичность, точность движений.

Подготавливать руку ребенка к письму.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект развития сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности

Сенсорное воспитание:     - является основой для интеллектуального развития;     - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии ...

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности

Эта статья о том, как ведется работа по развитию мелкой моторики рук в продуктивных видах деятельности....

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредствам использования продуктивных видов деятельности.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.Вопрос развития мелкой моторики детей стоит ...

Воспитание экологической культуры у детей с ДЦП иНОДА через развитие мелкой моторики с использованием природного материала в продуктивных видах деятельности.

Воспитывать  экологическую культуру у детей с ДЦП и НОДА помогают занятия продуктивными видами деятельности с использованием природного материала. Собирать природный материал можно на прогулках, ...

Консультация для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики с детьми раннего возраста через различные виды деятельности"

Мелкая моторрика - это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног....

Образовательный проект на тему : «Развитие мелкой моторики через режимные моменты и в любых видах деятельности в смешанной группе

Цель проекта : Формирование мелкой моторики, согласованных действий в системе «глаз-рука», слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развит...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОСКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках Слова В. А. Сухомлинского о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев» сейчас поддерживают и ...