Картотека загадок по звукам (Р,Л,Ж,Ш,Ч,Щ,С,З,Ц).
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Швец Оксана Анатольевна

     Одним из  средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение.

   

      Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире.

  

  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника, имеющего нарушения речи.  Дети-логопаты  испытывают трудности в понимании и интерпретации текста загадок, что, конечно, влияет на правильность отгадывания.

     Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников с нарушениями речи.

   Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.

 

     Данная картотека загадок может быть использована практикующими логопедами на этапе автоматизации звуков в словах, предложениях. Со словами-отгадками можно играть, развивая фонематический слух. Игровые задания могут быть такие:

*Отгадать загадку, растолковать вместе с педагогом;

*Составить предложение со словом-отгадкой;

*Выделить в слове-отгадке первый (последний, гласный(ые), согласный мягкий, согласный твердый) звук;

*Поделить слово на слоги;

*Выделить в слове слог с заданным звуком.

 

Используемая литература:

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.

2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошкольное воспитание.-1983.-№7

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_zagadok_po_zvukam.doc873 КБ

Предварительный просмотр:

       Ползёт наоборот

            задом наперёд,

              всё под водой  

                            хватает клешнёй. 

                                   (рак)

 

Разноцветное коромысло

 над рекою повисло. 

 (радуга)

 

Зубов много, а ничего не ест.

(расческа) 

 

 

Входишь в одну дверь, а выходишь из трех.

Думаешь что вышел, а на самом деле вошел.

(рубашка) 

 

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем –

Ищем, ищем, не найдем. 

(роса)

 

Ну и кошка, вот так кошка!

Даже страх берет немножко.

И у этой кисочки

На ушах по кисточке. 

(рысь)

 

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец! 

Да нельзя, я – школьный …

(ранец)

По полю ходила, клювиком водила. 

След свой оставила – точечку поставила.

(ручка)

                          Я землю копала,

                          ничуть не устала.

                         А кто мной копал,

                         Тот и устал.

                         (лопата) 

 

Сама не ем, а людей кормлю.

(ложка) 

 

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает

Тот слезы проливает. 

(лук)

 

 

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. 

(лось)

 

Сидит на ложке, свесив ножки.

(лапша)

 

       

Четыре ноги,

 пятый хвост,

шестая грива. 

(лошадь)

 Висит груша – нельзя скушать.

(лампочка)

 

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет, 

Светит, но совсем не греет.

(луна)

 

На асфальте зеркала:

Их нам дождь принес с утра.

(лужи) 

 

Круглый домик у окошка

Прилепила эта крошка.

Птаха легкокрылая,

Быстрая, красивая. 

(ласточка

                                                     

                                                        Что за птица:

                                                        Песен не поет,

Гнезд не вьет,

Людей и груз везет?

(самолет) 

 

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. 

(санки)

 

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи. 

(собака)

 

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

(солнце) 

 

Растет она вниз головою,

 не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(сосулька)

Белый камень во рту тает.

(сахар)

 

Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет. 

(снег)

 

В небе праздничном ночном

Расцветает он огнем.

Вянет быстро тот букет:

Миг-другой, его уж нет. 

(салют)

 

Из двух озёр бегут ручьи,

солены те ручьи, учти!

(слезы) 

 

Вижу все, как наяву.

Встану утром – не пойму:

В нем подсказка иль совет?

Правда это или нет? 

(сон)

 

Там принцы, короли, шуты

Живут без лишней суеты

Счастливый там всегда конец:

Идут герои под венец. 

(сказка)

 

Когда мы едим, они работают.

Когда не едим, они отдыхают.

Не будем их чистить — они заболят.

 (зубы) 

От дождя спасает, а сам намокает.

Хотя намокает, но не промокает.

(зонт) 

 

Слово «зайка» начинаю,

Цифру три напоминаю.

(буква «З») 

 

На гору бегом,

А с горы кувырком. 

(заяц)

 

 

        Из куста шипуля,

  За ногу тяпуля.

(змея)

 

Самый крупный из быков

Жил давно да был таков.

Сохранился в гуще

Беловежской пущи. 

(зубр)

 

Маленькая собачка

Свернувшись лежит.

Не лает не кусает, 

 а в дом не пускает.

(замок)

 

На черный платок

Просыпано просо.

Пришел петушок,

А склевать-то не просто. 

(звезды)

 

Летом к нам он пристает.

Его солнышко дает.

(загар)

 

Тридцать два молотят,

Один поворачивает. 

(зубы и язык)

 

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы другого цвета. 

(заяц)

 

 

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. 

(цапля)

 

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают.

(цветы)

 

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо. 

(цыпленок)

 

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(цифры)

 

При строительстве он нужен,

С кирпичом и балкой дружен.

Как связующий момент

Нужен печнику …

(цемент) 

 

Желтые комочки

Жмутся возле квочки.

Кучкой, как опята. 

Кто это? …

(цыплята)

 

Бежит навстречу папеньке

Кроха наша Катенька. 

Плачет дочка папина:

На руке …

(царапина)

 

Там всегда веселье, смех,

 А артистов ждет успех.

Там енот устал от стирки.

Это может быть лишь в …

(цирке)

 

Сама пить не пьёт, а нас вынуждает.

 (жажда)

 

Он ходит, голову задрав,

 не потому, что важный граф,

 не потому, что гордый нрав,

 а потому, что он ...

(жираф)

 

В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

 (жаворонок)

 

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. 

(желудь)

 

Черен, а не ворон.

Рогат, а не бык.

Шесть ног без копыт.

С крыльями, а не птица.

Летит – воет, падет – землю роет. 

(жук)

 

Квакает как лягушка.

На вид старушка.

Бородавок всех не счесть!

Мух увидит: Надо съесть!

 (жаба)

 

Ныряльщик ловок и отважен

И промысел его отлажен.

Он раковин откроет дюжину,

Но лишь в одной найдет … 

(жемчужину).

 

Есть у лошади ребенок:

 Шаловливый …

(жеребенок)

 

На арене выступает,

Он предметы вверх бросает.

Жест отточен, глаз остер. 

Это – цирковой …

(жонглер)

 

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

 Ни патронов, ни штыков.

(шахматы)

 

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

(шарик воздушный) 

 

Сверху голо, снизу лохмато,

Теплом богата, что твоя хата.

 (шуба)

 

Этот длинный червячок

Заползает в башмачок.

Для него там норки есть.

В них червю поможем влезть. 

(шнурок)

 

Из веток, лапника и кольев

Соорудили этот домик.

Укроет он от непогоды

 И вас, любители природы.

(шалаш)

 

В ней ходил любой из нас.

Велика – сползет до глаз.

Без нее в морозы зябко.

Защитит от стужи … 

(шапка)

 

На прогулку в зимний день

Не забудь, ее надень!

Вещи лучше и теплей

 Нет в морозы для людей.

(шуба)

 Весь усыпан он цветами

И колючими шипами.

Старший брат роскошной розы,

Он не знает гордой позы.

Скромный быт его отлажен: 

У забора он посажен.

(шиповник)

 

 

Что за чудо? Вот так чудо:

Сверху блюдо, снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

 голова торчит да ноги.

(черепаха)

 

Из горячего колодца

через нос водица льётся. 

(чайник)

 

Мы ходим ночью ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

 А вы, друзья, не бейте нас.

(часы)  

 

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. 

(червяк)

 

Маленький, горький,

 Луку брат.

(чеснок)

 

Положила мне на блюдо

Мама розовое чудо.

Рада ягодке нездешней!

Я полакомлюсь …

(черешней) 

 

Осторожно разливай

Всем по чашкам

 Сладкий …

(чай)

 

В середке баня, в носу решето,

На голове пупок,

одна рука да и та на спине. 

(чайник)

 

   

Белый хвост, черный нос

Наши тапочки унес

В уголок, под кровать,

И не хочет отдавать. 

(щенок)

 

Вверх – вниз!

Вверх – вниз!

Боком, спинкой повернись!

Много дела но зато 

Будет чистое пальто.

(щетка)

 

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит, 

Нам усердно служит.

(щетка зубная)

 

Ухвачу-ка!

Проглочу-ка!

Щелкает зубами … 

(щука)

 

В лужах – отраженье тучи,

Дни по-прежнему теплы.

На репейнике колючем

Ищут семечки…

(щеглы)

 

Стрелы цель не поразят.

Их для щей сорвем мы с гряд. 

(щавель)

 

Не побрившись пару дней,

К зеркалу бежит Матвей.

Там ужасная картина:

На лице растет …

(щетина)

 

Поединок спор решит.

Меч суровый суд вершит.

Шлем под натиском трещит.

Вся надежда лишь на … 

(щит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок по лексическим темам

Дети очень любят загадки, всегда внимательно их слушают, активно принимают участие в поиске ответа. Такая малая форма устного фольклора, как загадки, развивает любознательност...

Картотека загадок о сказках и сказочных героях

Картотека загадок о сказках и сказочных гкроях. В архиве 19 листов А4, по 4 загадки на каждом, всего 76 загадок  http://dfiles.ru/files/tqzwa5xve [[{"type":"media","view_mode":"media_la...

Картотека загадок по лексическим темам

Загадки по лексическим темам...

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК

Загадки хороши тем, что помогают каждому ребенку отыскать свой спрятанный внутренний мир, открыть свое воображение. Загадки оказывают свое влияние и на образное мышление. Таким образом, дети начинают ...

картотека загадок по буквам

на каждый звук (букву) подобраны загадки...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасностиРебёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, ...