Дидактическая игра "Логопедическое домино" Для автоматизации и дифференциации звуков Р, Л, РЬ, ЛЬ".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рябоконь Наталья Николаевна

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л']»   служат  дополнением к лексическому материалу по  автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Л] и способствуют формированию сенсомоторных навыков детей дошкольного возраста с проблемами в развитии .

Указанные пособия    предназначены для индивидуальной  и подгрупповой коррекционной  работы. Основная задача этих   пособий направлена на коррекцию  звука [Р], [Л] на этапе  автоматизации  и дифференциации в словах и во фразе.

Вместе с этим  пособия дают  возможность глубже и прочнее закрепить сформированные знания детей о форме, цвете и ввести  эти понятия в активный словарь, а так же способствует  развитию мелкой ручной моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка или предисловие

Работа в условиях детского дома  с детьми-сиротами дошкольного возраста с  нарушением интеллекта, с детьми с  задержкой психического   развития, требует поиска эффективных средств и методов коррекционно-развивающего  воздействия.

Большое внимание в деятельности логопеда уделяется коррекции и развитию  всех психических процессов (восприятию, вниманию, памяти), а также развитию сенсомоторных функций.

Учитывая особенности   логопедической работы с  детьми этой категории, использование максимальной, разнообразной наглядности на занятиях  одним из практических методов коррекционного воздействия является  дидактическая  игра, которая предполагает решение ряда  коррекционно-развивающих задач в игровой форме.

Предлагаемые дидактические игры: «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]» и  «Логопедическое домино для дифференциации звуков [Р]- [Л-Л']»   служат  дополнением к лексическому материалу по  автоматизации и дифференциации звука [Р] и способствуют формированию сенсомоторных навыков детей дошкольного возраста с проблемами в развитии .

Указанные пособия    предназначены для индивидуальной  и подгрупповой коррекционной  работы. Основная задача этих   пособий направлена на коррекцию  звука [Р]  на этапе  автоматизации  и дифференциации в словах и во фразе.

Вместе с этим  пособия дают  возможность глубже и прочнее закрепить сформированные знания детей о форме, цвете и ввести  эти понятия в активный словарь, а так же способствует  развитию мелкой ручной моторики.

Данные  пособия  были апробированы в работе  с детьми – сиротами  дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в развитии на базе детского дома «Мэрхэмэт» города Набережные Челны  в течение 10 лет. Они позволили решить следующие задачи:

  1. повышению интереса и   желаний  ребенка активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  2. расширению и обогащению диапазона игровых умений и навыков;
  3. повышению познавательной  активности  и  работоспособности детей –сирот;
  4. активизации процессов  восприятия, внимания, памяти;
  5. плавно регулировать поведенческие трудности детей-сирот, постепенно приучая их  подчиняться правилам игры.

Анализ  коррекционно-развивающей работы с детьми  данным пособием позволяет   утверждать о положительном результате  в автоматизации, дифференциации звука [Р] , а так же  в сенсомоторном  развитии детей при применении предлагаемых пособий .

 Дидактические игры  могут  быть использованы  логопедами, дефектологами, психологами, а так же  воспитателями и родителями, имеющих  детей  с нарушениями звукопроизношения дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие   «Логопедическое домино для автоматизации  звука   [Р]»

Описание.

Пособие  печатается на  картоне форматом А4. Разрезается  по стрелкам. Состоит из 35 карточек, с  изображением квадратов и кругов  5  цветов

 ( черного, красного, розового, оранжевого, серого).

Цель. Автоматизация звука [Р] в словах, фразе.

Задачи. 

  1. Автоматизировать звук [Р] в словах и фразе.
  2. Закрепить  названия геометрических фигур, цвета и оттенков.

Задание. Предлагается выполнять игровые действия, с карточками   четко проговаривая названия выбранной изображенной на карточке фигуры и ее цвета. Приведем список  словосочетаний, которые проговаривает ребенок во время игры:  красный квадрат, розовый квадрат, серый квадрат, черный круг,  оранжевый круг и д.р., белый квадрат, желтый квадрат, голубой  квадрат и д.р.

Например:- Я хожу первым. У меня на карточке  два красных круга.

- Я беру (выбираю) карточку, на которой  красный круг и черный квадрат.

-У меня нет нужной фигуры. Я иду на  базар и т.д.

Пособие  «Логопедическое домино для дифференциации звуков

 [Р] - [Л-Л']»

Описание.

Пособие  печатается на  картоне форматом А4. Разрезается  по стрелкам. Состоит из 35 карточек, с  изображением квадратов и овалов  10  цветов

 ( черного, красного, розового, оранжевого, серого, фиолетового, голубого, зеленого, желтого, белого).

Цель. Дифференциация звуков [Р] - [Л-Л'] в словах и фразе.

Задачи. Дифференцировать звуки [Р]-[Р'] - [Л-Л'] в словах и фразе. Закрепить  названия геометрических фигур,  цвета и оттенков.

Задание.

Предлагается выполнять игровые действия, с карточками   четко проговаривая названия выбранной изображенной на карточке фигуры и ее цвета.

Например:- Я беру черный овал.

-У меня нет нужной фигуры. Я иду на  базар за черным овалом и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Домино. Насекомые"

Данная игра направлена на закрепление знаний о насекомых....

Дидактическая игра "ДОМИНО"

При знакомстве детей с различными видами декоративного искусства возникает проблема, связанная с малым количеством игрового дидактического материала. Это свою очередь приводит к недостаточному уровню ...

Дидактическая игра «Домино» (вторая младшая группа)

Дидактическая игра «Домино» (вторая младшая группа). Цель игры: закрепить знания детей о разных животных и птицах; правильно их называть и подбирать парные изображения: корова, собака, лошадь, гу...

Дидактическое упражнение "Домино"(автоматизация Р в слогах, в словах(начало слова)

Дидактическая игра представляет собой  классический вариант "домино" Цель: автоматизация звука "Р"в слогах, в словах (начало слова) Задачи:  -...

Домино " Слоги". Автоматизация звука С

Дидактическое  упражнение представляет собой классический вариант " Домино".Цель: автоматизация звука С в слогах, в словах (начало слова) Задачи:   развитие навыка...

Дидактическое домино для автоматизации звука С

Цель :  автоматизация звука С на уровне словаЗадачи: - совершенствование фонематических представлений -  развитие умения делить слова на слоги -   развитие умения ...


 

Комментарии

Гулевич Ксения Сергеевна

Спасибо! Весьма полезное пособие!