Справочно-информационный материал для родителей Как помочь ребёнку научиться правильному звукопроизношению в спонтанной речи, грамотно писать и говорить.,
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Перегудова Татьяна Сергеевна

Рекомендации для родителей при появлении запинок в речи детей. Несколько рекомендаций по адаптации ребёнка в детском саду.

        

Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.

 

1 При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд.

 

2 Время выполнении упражнений на создание точно направленной воздушной струи (упр. «Фокус», «Забить мяч в ворота» и др) не должно превышать, 5-7 минут т.к. при многократном активном выдохе в результате гипервентиляции может возникнуть головокружение.

 

3.Эффективность выполнения упражнений будет выше, если их выполнять в 2-3 приёма с перерывом  в 20-25 минут.

 

3.Прежде чем приступить к проговариванию слов и предложений на нужный звук, произнесите его сами длительно и утрированно, затем предложите его произнести ребёнку, напомнив о правильном положении губ и языка.

 

4.Проговаривать слова и тексты с заданным звуком следует отчётливо утрируя его произнесение. Если ребёнок во время занятия вернулся к искаженному произнесению звука, следует снова произнести его изолированно, напомнив об артикуляционном укладе.

 

5.Весь текстовый материал (слова, словосочетания, предложения, прозаический текст),  помещённый на карточке индивидуального задания следует проговорить 3-4 раза, а рифмованный текст до полного заучивания наизусть.

 

6.Задания по развитию фонематических функций (подбор слов на заданный звук, определение места звука в слове, анализ и синтез слов) необходимы для их правильного написания .

 

7.Задания по формированию грамматических категорий (образование новых слов – заяц – заячий, из яблок – яблочный, изба – избушка - избёнка; правильное употребление падежных окончаний – много стульев, кресел, диванов, кроватей  и т. п) создают предпосылки грамотного письма.

 

8.Составление рассказов, пересказы текстов пригодятся для написания изложений, и устных ответов по программе обучения в школе.

 

9.Выполнение графических заданий (рисование и письмо по клеткам) подготавливает мышцы пальцев и кисти руки к письму в школьной тетради, ориентировке на листе бумаги.

                    

10.Задание 3-8 лучше выполнять не сидя за столом, а во время прогулки, при выполнении взрослыми членами семьи несложных бытовых действий (во время мытья посуды, полов, глажения одежды и др.) можно называть части (рукава, воротник, спинка, подлокотник) свойства и качества предметов, материалы, из которых они сделаны (стеклянный, фарфоровый, хрупкий, прочный, прозрачный и т.д.)

 

11. Ваш ребёнок усвоит любой материал при Вашей заинтересованности в его подаче.

Для этого надо всего лишь прочесть предлагаемое задание и подумать, в какой ситуации возможно его выполнение.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справочно-информационный материал для родителей.

Если у ребёнка появились запинки в речи.

Запинки в речи детей могут возникнуть в период активного формирования лексико-грамматического строя высказывания в возрасте 2,5-4 лет. К этому времени у ребёнка накапливается определённый объём информации, но он ещё не готов к тому, чтобы в достаточной степени осмыслить и самостоятельно выразить её из-за несовершенства владения координированными движениями органов артикуляции. Чаще, чем у других,  запинки могут возникнуть у ослабленных детей с неустойчивой нервной системой и неблагоприятной наследственностью (заикание у близких родственников) в  так называемый «межсезонный» период (осень, весна). Спровоцировать запинки в речи могут и стрессовые ситуации (ссоры родителей, перемена места жительства или детского сада).

Родителям следует:

1.Проконсультироваться с невропатологом и логопедом.

2.Никогда не акцентировать внимание ребёнка на его проблеме, не говорить ему: «Не запинайся, не заикайся».

3.Постарайться выдерживать режимные моменты (достаточный ночной и дневной сон, прогулки на свежем воздухе).

За 1-1,5 часа до ночного сна исключить подвижные игры. Почитать знакомую   ребёнку книгу с положительным развитием событий. При беспокойном сне можно дать лёгкие успокоительные (свежезаваренный корень валерианы, успокоительный чай, тёплое молоко с добавлением мёда).

4.Ограничить поступление новой информации, связанной с высокой эмоциональной нагрузкой (чтение, просмотр мультфильмов, посещение театров, цирковых представлений).

5.Не разговаривать с ребёнком и даже в его присутствии громко и, тем более, раздражённо. Те же требования предъявляйте к его речи. Ваш тон должен быть спокойным  и доброжелательным,  Говорить следует  короткими понятными фразами, не допускайте очень быстрого темпа речи. Первое слово во фразе произносите тише, низким голосом, чуть медленнее обычного.

6.Если у ребёнка затруднения в высказывании, помогите ему коротко и отчётливо проговорите предполагаемую фразу и предложите повторить её (отражённая речь).

7.Полезны упражнения в сопряжённой речи. В этом случае ребёнок говори вместе со взрослым.

8. Поощряйте негромкое пение, чтение стихов, с ритмичными шагами или хлопками в ладоши.

9.Стимулируйте уместными вопросами и дополнительными атрибутами речь ребёнка во время самостоятельной игры. Вы убедитесь, что вовремя такой деятельности в его речи не будет запинок.

10.Следите за осанкой детей, опущенные плечи, нерациональное расслабление является препятствием для свободного дыхания.

Адаптация в детском саду.

(Как сделать её не очень сложной для Вашего ребёнка.)

Попадая в совершенно непривычную обстановку, где нет родных и близких, где всё чужое и незнакомое, где свои правила и порядки, любому ребёнку нужно время для адаптации, т.е. для привыкания. Процесс адаптации у каждого ребёнка может проходить по-разному. Это зависит от особенностей личности  ребёнка, от социальной среды, где воспитывается малыш и, конечно, от того окружения, куда попадает ребёнок. В любой, даже самой благоприятной, обстановке детского учреждения это всегда сопровождается большими переживаниями, волнениями, стрессом.

В процессе адаптации у ребёнка могут наблюдаться не только невротические реакции, но и неожиданные соматические проявления. Малыш может быть беспокойным, капризным, возбуждённым или заторможенным, возможны нарушения сна и аппетита, ухудшение речи.

В зависимости от степени выраженности симптомов, психологи выделяют три вида адаптации.

     При лёгкой степени адаптации состояние ребёнка нормализуется в течение 15-30 дней. Он прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в новом коллективе,  болеет не чаще обычного.

     Адаптации средней тяжести  может продолжаться около 2 месяцев. Ребёнок может потерять вес, сохраняются психо - соматические проявления.

     При тяжёлой степени адаптации малыш часто болеет, теряет сформированные ранее навыки, истощается нервно и физически.

     Чтобы привыкание ребёнка к новым условиям прошло более мягко родителям следует запомнить несколько советов.

1.К началу посещения детского учреждения у ребёнка должны быть сформированы навыки самообслуживания, необходимые в его возрасте (умение самостоятельно есть и одеваться, мыть руки и насухо вытирать их полотенцем  и т.п.) Это поможет малышу чувствовать себя более уверенным и защищённым.

2. В утренний отрезок времени постарайтесь быть спокойными и доброжелательными при взаимодействии с ребёнком, чтобы он сумел сохранить то же состояние, находясь в детском саду.

3.Можно дать с собой в детский сад любимую книжку или игрушку.

4.Обязательно поинтересуйтесь, как  прошел день в детском саду. Помогите ребёнку поддерживать беседу, правильно задавая вопросы. Например, не стоит спрашивать: «Что ты делал сегодня в группе?», т.к. он не всегда найдёт, что ответить. Лучше, если в вопросе будет содержаться часть ответа: « Вы сегодня лепили или рисовали в детском саду?».

5. Если у вас появились вопросы, пожелания, недоразумения, просьбы, следует в оптимально короткие сроки решить их с сотрудниками детского учреждения.

6.В присутствии ребёнка не стоит допускать негативных высказываний по поводу учреждения или сотрудников группы.

Ваше бережное внимание к процессу привыкания ребёнка к новым условиям помогут ему легко и безболезненно решить эту проблему.

Каждый ребенок это вселенная с его идеями, фантазиями, представлениями. Это личность, которая переживает те же самые чувства, что и взрослые. Он  еще учится, еще постигает этот огромный мир  И как важно, чтобы ребенка в этот момент окружали чуткие и любящие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку овладеть правильным звукопроизношением, научиться грамотной устной и письменной речи.

1. При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики обязательно добиваться точного воспроизведения положения губ и языка, удерживать язык и губы в нужном положении 7-10 секунд. 2. Время выпол...

Как помочь детям научиться правильно использовать предлоги в речи

Важным показателем грамотной речи ребёнка является умение правильно использовать предлоги. Поэтому при формировании грамматического строя речи детей большую роль играет работа по изучению и закреплени...

Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р

Консультация для родителей: как помочь ребенку научиться правильно произносить звук Р...

Групповая онсультация для родителей " Как помочь ребёнку научиться делиться"

В данной консультации даны рекомендации о способах действия взрослых в случаях когда ребенокне хочет делитьсясвоими игрушками....