Игры на дыхание
материал по логопедии на тему

Бордовская Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_dyhanie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Чей одуванчик улетит дальше?

ЦЕЛЬ: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

ХОД ИГРЫ: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

Снежинки

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох |(не добирая воздуха).

МАТЕРИАЛ: Несколько рыхлых кусочков ваты.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на |снежинку?"

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок

МАТЕРИАЛ: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

ХОД ИГРЫ: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.

Пузырь

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

ХОД ИГРЫ: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают "пузырь": наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные "трубочкой" (один на один).

При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят "ф-ф-ф", выдувая воздух в свою "трубочку". Так повторяется 3-4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:

- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит:

- Воздух, выходи!

Все дети сбегаются к центру и произносят звук "т-с-с-с-с", изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

Ветерок

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.

МАТЕРИАЛ: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета.

ХОД ИГРЫ: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики - это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:

- Какого цвета листья на дереве? (Зеленого)

- А на этом дереве, какие листочки? (Желтые)

- На третьем дереве, какого цвета листочки? (Красные)

Взрослый дует на "листочки", показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики; проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от "листочков" до губ ребенка должно быть около 8-10 см.), а также, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч.

Паровоз

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания.

МАТЕРИАЛ: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук "У"), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.

Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука "У" ребенок складывал губы "трубочкой". В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате "паровозиком", и ребенок громко подражает гудку паровоза.

Взрослый читает стихотворение:

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чууу!

Я далеко укачу-ууу!

                                       (Т. Волгина)

Осенние листья

ЦЕЛЬ: Обучение плавному, свободному выдоху.

МАТЕРИАЛ: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.

ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко: "Смотри, - ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?" Ребенок отвечает: "Очень красивые листья!"

Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.

"Листья, которые мы собрали, - продолжает взрослый, - упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе". Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Птицеферма

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

МАТЕРИАЛ: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их "голоса". (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т.д.) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"

Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.

Упражнения на развитие силы голоса

Громко – тихо

ЦЕЛЬ: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

МАТЕРИАЛ: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: "Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"

"А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"

Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка - тихо".

Идите с нами играть

ЦЕЛЬ: Выработка умения пользоваться громким голосом.

МАТЕРИАЛ: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

ХОД ИГРЫ: На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе со взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

Не разбуди куклу

ЦЕЛЬ: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

МАТЕРИАЛ: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например: кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.

ХОД ИГРЫ: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит: "Катя гуляла, теперь она устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.

Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

Кап - кап - кап

ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

МАТЕРИАЛ: Картинка с изображением дождя.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит:

- Дождик пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап".

Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".

- Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!"

Ребенок повторяет громче: "Кап-кап-кап!"

- Опять тихо капает дождик и перестал!

В конце игры взрослый читает потешку:

- Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе с взрослым повторяет звукоподражание "кап-кап-кап".

Кто как кричит

ЦЕЛЬ: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить "тоненьким" и низким голосом.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображениями дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек, лошадок и других животных разных размеров.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания. "Утром рано на даче мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит "пи-пи-пи" (произносит звукоподражание "тоненьким" голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама принесет еду. Как тоненько пищит птенчик?" Ребенок говорит тоненько "пи-пи-пи".

"В это время прилетела птичка, дала птенчику поесть и запищала "пи-пи-пи" (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищит?" Ребенок повторяет " пи-пи-пи ".

"Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит "мяу-мяу-мяу" (звукоподражание произносится "тоненьким" голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?" Ребенок воспроизводит образец взрослого. "Котенок маму-кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает "мяу-мяу-мяу" (звукоподражание произносится более низким тоном). Как кошка мяукает?" Ребенок повторяет "мяу-мяу-мяу".

Взрослый продолжает: "А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел". Он достает кошку, показывает, как она идет по столу, и спрашивает: "Как кошечка мяукает?" Ребенок, понижая голос, говорит "мяу-мяу-мяу".

Затем взрослый достает котенка, птицу и птенца, а ребенок подражает их голосам в нужной тональности.

Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для него пределах.

Аналогично используются и другие игрушки. Можно использовать одну пару или 2-3. При тихом произношении звуков ребенок не должен переходить на шепот.

Тук – тук

ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепление правильного произношения звуков "Т" и "К". Развитие чувства ритма.

МАТЕРИАЛ: Деревянный, пластмассовый или металлический молоточек.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку молоточек и предлагает послушать, как он стучит. Затем говорит ребенку:

- Слышишь, как стучит молоточек? Он стучит так: "Тук-тук-тук!"

Ребенок имитирует постукивание: стучит кулачком-молоточком по второму кулачку и говорит: "Тук-тук-тук!" Взрослый:

- Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу молоточком и одновременно громко произносит "Тук-тук!"). Но он может стучать и тихо (стучит тише и тихо произносит "Тук-тук!").

Взрослый предлагает еще раз послушать, как стучит молоточек громко и тихо (стучит и воспроизводит стук голосом), а потом постучать так же своим молоточком.

Если ребенок воспроизводит стук голосом чрезмерно громко, взрослый просит его подольше постучать "тихим" молоточком, если у ребенка тихий голос, его просят "постучать" погромче.

Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно и просит ребенка:

- Сейчас я буду стучать быстро, а ты помогай мне, стучи так же быстро, ударяя кулачком о кулачок.

Выполняя задание, ребенок должен произносить "Тук-тук-тук" в быстром темпе.

- А сейчас мой молоточек застучит медленно - "Тук...тук...тук..." - говорит и показывает взрослый. - Пусть и твой молоточек звучит так же.

Ребенок повторяет.

В конце занятия взрослый дает ребенку постучать своим молоточком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на дыхание

Наша жизнь – это дыхание....

Игры, обучающие дыханию.

Игры, обучающие дыханию.Для начального разучивания. "Горячий чай"Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.По команде наклониться, руки упираются о колени, и сильно подуть на воду, представляя, что...

Игры на дыхание

Данный материал содержит описания и цели игр на дыхвание. Подходит для использования на музыкальных занятиях с элементами логоритмики в детских садах....

Играйте - речевое дыхание развивайте

Дыхание – это важнейшая функция организма. Малыш рождается и делает первый вдох, затем раздаётся  первый крик. Между физиологическим дыханием и речевым нельзя поставить знак равенства. Дыхательны...