Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушениями речи
материал по логопедии на тему

Работа по формированию фонематических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_sam_r.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра дефектологии

Курсовая подготовка

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Самостоятельная внеаудиторная работа №3

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушениями речи

Слушатель курсов:

Болотова Наталья Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №17»

город Сергиев Посад

    Проверила: Малева З.П.,

    канд.педаг.наук, доцент

Г.Сергиев посад 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение.

2. Работа по формированию фонематических представлений.

3. Заключение.

4. Библиографический список.

1. Введение.

Фонематическое представление о звуковом составе языка формируется у ребенка на основании приобретаемой способности слышать и различать звуки (фонематическое восприятие), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ). Так как фонематические анализ, синтез и представления формируются на основе фонематического восприятия, то фонематическое восприятие в процессе онтогенеза проходит определенные стадии своего развития.

Е.Н. Винарская  выделяет два уровня восприятия речи.

Первый уровень – фонетический (сенсомоторный) – различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Этот уровень обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи.

Второй уровень – фонологический (языковой) фонемное распрознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.

Дифференциальными признаками, с помощью которых распознается фонема на слух  являются акустические свойства этих фонем. В последующем усвоении дифференциальных признаков в акте речи лежит артикуляционный характер.

Фонематический анализ включает в себя выделение звуков на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количественного и последовательного звукового состава слова.

В формировании фонематических представлений выделяется несколько периодов. На первых этапах (от одного года до трех лет) фонематические представления складываются в соответствии с собственным неправильным произношением. В процессе дальнейшего развития ребенок овладевает способностью не всегда считаться с артикуляцией звуков, т.е. речеслуховой анализатор освобождается от тормозящего влияния речедвигательного анализатора.

Уточним, что точные фонематические представления о звуке возможны лишь при правильном его произношении.

2. Работа по формированию фонематических представлений.

Работа по формированием фонематических представлений строится  с учётом характера дефекта:

1) формирование фонематического восприятия и на развитие звукового контроля;

2) развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа;

3) формирование звукового контроля как осознанного действия.

Особенности коррекционно-развивающей  работы по формированию фонематических представлений:

1)  Необходимо учить детей умению опознавать и различать звуки речи как осознанные, обучать операциям осознанного звукового анализа.

2) Единицами речи должны быть слова, т.к. звуки существуют в составе слова и выделяются из него при анализе слова. Только после этого можно проводить наблюдения за звуками в составе слогов и в изолированном произнесении.

         3) Звуковой анализ слов, на основе которого формируются навыки опознания и дифференциации фонем, проводится вначале с теми звуками, которые ребёнок произносит правильно. После того, как ребёнок научится узнавать правильно произносимые им в слове звуки, определять их место среди других звуков, отличать их от других, можно перейти к другим звукам.

        4) Работу по формированию восприятия неправильно произносимых ребёнком звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребёнка не мешало ему. Для этого при проведении звукового анализа нужно подбирать такие слова, которые бы исключали проговаривание ребёнком неправильно произносимых им звуков либо переносить нагрузку на слуховое восприятие ребёнка.

         5) Слухопроизносительные дифференцировки происходят успешнее, если они производятся  взаимосвязано с развитием фонематического анализа и синтеза.

        Формирование фонематического анализа и синтеза происходит поэтапно:

        I  этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на наглядные средства(с опорой на графическую схему, цветные кружочки)  и действия. Действие, которое осуществляет ребёнок при заполнении схемы по мере выделения и опознания звуков, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II  этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ребёнок определяет количество и последовательность звуков, не называя слова, т.е. не воспринимая слова на слух, на основе представлений.

3. Заключение.

Для полноценного овладения чтением и письмом   недостаточно   умения   дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного  восприятия  на  слух.   Необходимо, чтобы   ребенок   сохранял   в   своей   памяти   устойчивое представление о каждом звуке, то есть мог мысленно представить себе звучание любого звука. Это важно потому, что во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мысленных представлений о звуках —  ведь в это время он не имеет возможности  воспринимать  эти звуки  на  слух.

4. Библиографический список.

1. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.

 2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – М.: Акцидент, 1995. – 64с.

3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

. -- М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)

4. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников - М.: ГНОМ и Д, 2006. − 141с.

5.  Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников. Коррекционо-педагогическая работа в массовой школе при общем недоразвитии речи - Ростов н/ Дону: Феникс, 2006. − 203с.

6. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками − М.: Академия, 2003. − 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы "Устранение аграмматизма через развитие математических представлений у детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группе"

Опыт коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями в логопедической группе через развитие математических представлений....

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушениями речи

В статье освещается содержание коррекционной работы по развитию фонематических представлений у детей  нарушениями речи...

Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...

Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи

Система работы по формированию фонетико-фонематических представлений...