Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы с ребенком в ДОУ и дома
методическая разработка по логопедии по теме

Федорова Наталия Геннадиевна

Практическое занятие для воспитателей. Совершенствание  и углубление знаний по речевому развитию детей.

Дальнейшее практическое использование навыков в индивидуальной работе с ребенком

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_individualnoy_korrekcionno.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 162»

Ленинского района Саратовской области

Практикум-занятие для воспитателей

«Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы

с ребенком в ДОУ и дома»

                                                                                                      Педагог – психолог

                                                                                     Федорова Наталия Геннадиевна

                                            2013 год

Тема:  организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома

Цель:  совершенствовать традиционные формы  работы  с   воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Ведущий:  Сейчас я прошу вас встать и подходить по залу, здороваясь со всеми, кто встречаемся вам на пути. Здороваться  надо определенным образом:

  1. На хлопок – здороваетесь за руку и произносите любое приветствие;
  2. На свисток – здороваетесь плечиками и произносите «добрый вечер»;
  3. На звук бубна – молча, здороваетесь спинками.

Далее с помощью карточек  участники тематического вечера делятся на три подгруппы. Работа в учебных подгруппах   рассчитана на 45 минут с учетом перехода участников из одной группы в другую. В каждой группе работа длится по 15 минут. Форма работы: организационно - деятельностные игры.

Упражнение «Старайся, упражняйся – моторика развивайся»

Цель:  углубить и систематизировать знания участников группы по развитию моторных навыков у детей.

Рабочий материал: зеркала, карточки с образцами, цветные палочки, веревочки. Лотки с рисовой и гречневой крупой, шаблоны для штриховки.

Психолог:  я покажу вам некоторые игры и упражнения, с помощью которых можно весело и непринужденно выполнить с ребёнком артикуляционную и пальчиковую гимнастику. Ваша задача – ненавязчиво  контролировать  правильность и точность их выполнения, а для этого вам надо самим знать, как расслаблять и напрягать язык, удерживать его в нужном положении. Правильно работать губами и вырабатывать нужную воздушную струю. С детьми младшего возраста используются простые упражнения, для детей старшего возраста – они усложняются.

Участникам группы показываются карточки с изображением артикуляционных укладов,  и предлагается выполнить их, глядя в зеркало. Упражнения сопровождаются забавными стишками и комментариями об их назначении. Затем проводится игра.

Игра «Насмеши дружочка»

Участники объединяются в пары, в которых один показывает чередование упражнений: «обезьянка – бульдог», другой – смотрит, пока не рассмеется. Потом  они меняются и показывают чередование упражнение: толстячки – худышки»

Психолог:

На сегодняшний день издается большое количество книг с описанием пальчиковых игр. Многие из них вы применяете в работе с детьми. Но мы знаем и о других видах работы по развитию мелкой моторики. О них я вам  и напомню.

Участникам группы предлагается объединиться в 4 «семейки»  и каждой из «семеек» дается практическое задание:

  1. Превратиться в «золушек» и разобрать рис и гречку;
  2. В «строителей» и построить из цветных палочек, по образцу, архитектурное сооружение;
  3. В «швею» и выложить по образцу из веревочек орнамент;
  4. В «Волшебный карандаш» и заштриховать в разных направлениях фигуру.

Задания выполняются в течение 2-3 минут.

Психолог:

Эти всем известные задания решают сразу две задачи: положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка и готовят руку  к овладению

навыками письма, что является немаловажным для успешного школьного обучения. Для активного развития у ребёнка свободы движений, чувства пространства, образного мышления, памяти, внимания и речи немаловажное значение имеют физкультминутки, подвижные игры, игровые упражнения.

Далее проводится игра «Расскажи стихи руками». Дается группе стихотворение, и они изображениями движений тела и рук должны рассказать его. Другая группа отгадывает.

Упражнение-игра «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись!»

Цель: углубить и систематизировать знания участников группы по автоматизации и дифференциации звуков.

Рабочий материал: маленькие мячи, «волшебная» палочка, распечатки: «правила работы с загадкой и правила разучивания скороговорки», 2 ведерка с игрушками на звуки: «с» и «ш», карточки со словами.

Психолог:  

Закрепление звука в речи возможно лишь после того, как ребенок с помощью педагога научился правильно произносить его изолированно. В этой трудоемкой работе очень важна последовательность от простого,  к сложному. Речевой материал должен нарастать постепенно и на этапе автоматизации полностью исключать все похожие звуки. Например, в словах, фразах на звук «ш» не должно быть ни одного слова с другими шипящими (ж, щ, ч), а также свистящими (с, з, ц). При несоблюдении этого условия ребенок начинает смешивать сходные звуки, что недопустимо. Автоматизация звука начинается с произнесения его в словах.

Упражнение «Пальчики здороваются»

Участникам  группы предлагается произнести слоговой ряд: ша-шо-шу-ши-ше, поочередно прикасаясь пальцами левой руки к пальцам правой руки. Затем произнести слоговой ряд: жа - жо—жу – жи, прикасаясь на каждый слог большим пальцем поочередно к другим (одновременно на двух руках)

Психолог:  Для автоматизации звука  в слогах можно использовать  и такие упражнения, как «Пальчики шагают», «собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Прищепи прищепку», а работу с закрытыми слогами можно проводить через упражнения: «Слоговые цепочки», «Запомни и повтори» или «Подскажи последний слог»

Упражнение «Подскажи последний слог»

Участники группы договаривают слова:

В коляске лежит мал…(ыш).                                         На болоте растет кам…(ыш).

Миша построил шал..(аш).                                        Маша взяла альбом и каранд…(аш).

Психолог: Теперь переходим к дифференциации, т.е. различению смешиваемых ребенком звуков. Для этого в первую очередь уточняем артикуляцию звуков. Например, при произношении звука «с» - губы  в улыбке, язычок внизу, за верхними зубками. А при произнесении звука «ш» - губы округлены, широкий язычок вверху. Теперь  покачаем язычок и произнесем эти звуки. Участники произносят звуки изолированно и в чистоговорке: «язык вверх – ша-ша-ша – каша. Пышка и лапша, язык вниз – са-са-са – масло, сыр и колбаса».

Игра «Стой или шагай, слушай и выбирай!»

Участники выполняют следующее задание: если в слове слышится звук «с», надо стоять, если «ш» - шагать: стакан, шуба, шапка, самолет, шишка, суп, свет, шарик, штанкгист, солнце, сокол, шея, спинка и т.д. Игра проводится с ускорением темпа.

Психолог: А теперь через игровые ситуации необходимо самостоятельно называть слова и строить простые предложения.

Игра «Разложи игрушки»

Психолог представляет участникам следующую ситуацию» «летел попугай, он очень торопился и уронил ведерки. Теперь все игрушки перепутались и их надо разложить по ведеркам, объяснив. Из какого ведерка игрушка и почему». Участники делятся на две группы, разбирают игрушки, в названии которых есть звуки «с» и «ш», с объяснениями.

Игра «Закончи предложение»

По предметной картинке (солнышко) участники группы заканчивают предложения: «рано утром запел петух, потому что…», «Мы зажгли свет, потому что…». По другой картинке (шапка, шарф) заканчивают предложения: «Лужицы покрылись ледяной коркой, и…», «Миша вешает шубу, а….)

Психолог:

Такие упражнения трудны для детей,  т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении. Объединение предложений в рассказ предполагает разные виды работы: это составление рассказа по вопросам и схемам, по предметно-графическому плану, словам на определенный звук.

Цель таких занятий – добиться от ребенка развернутых ответов. Научить составлять короткие рассказы, закрепляя при их изложении правильное произношение звука. Этому способствует использование в индивидуальной работе  сюжетных картинок, которые должны быть занимательны внешне и интересны детям своим нравственным содержанием. Упражнения на основе сюжетных картинок развивают  у ребенка логику, вырабатывают умения связывать слова в простых и сложных предложениях, прослеживать последовательность событий и соблюдать структуру рассказа. Также они способствуют и развитию творческого воображения, но более активное участие творческого воображения присутствует при использовании мелких игрушек. Использование цветных игрушек на определенный звук способствует многократному повторению их в связных предложениях и развитию фантазии.

Каждой подгруппе дается «цветная коробочка» (зеленая, синяя, красная,  в которой находятся игрушки того же цвета. Задача участников – придумать «цветную» историю с правильным произношением соответствующих звуков. Каждая подгруппа в течение 2 минут готовится, затем инсценирует свою историю.

Игра «Прямой эфир»

Психолог:  Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче: «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному развитию речи:

  1. 1-я подгруппа адресует свое выступление родителям;
  2. 2-я подгруппа – педагогам;
  3. 3-я подгруппа – детям

Время в «эфире» - 2 минуты. Вести «передачу» может  как один представитель подгруппы, так и несколько.

Участники подготавливаются к «эфиру» в течение 3 минут. Затем каждая подгруппа «показывает» свой вариант «передачи в прямом эфире»

Рефлексия.

Список используемой литературы

Гербова В.В. Развитие речи детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1998

Ушакова О.С. Развитие речи и речевого общения. – М.: ТЦ Сфера, 2001

Запорожец И.Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. – М.: АРКТИ, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....