Консультация для воспитателей МБДОУ.«Профилактика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Сорокина  Ирина Викторовна

 

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста. Для меня эта работа актуальна в плане сокращения количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих в логопедические группы нашего сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  для воспитателей  МБДОУ № 68:

«Профилактика звукопроизношения

у детей младшего дошкольного

возраста».

Учиткль-логопед МБДОУ № 68

                                                                                                 Сорокина Ирина Викторовна

                                          Сентябрь 2012 г.

Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего - это активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 1 до 3 лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:

  1. ухудшение экологической обстановки;
  2. дефицит йода и фтора;
  3. патологии беременности;
  4. родовые травмы;
  5. ослабленное здоровье детей;
  6. недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются:

  1. неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
  2. снижение речевой культуры общества в целом.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д]), смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии и фонематического слуха.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста. Для меня эта работа актуальна в плане сокращения количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих в логопедические группы нашего сада.

Система работы по профилактике речевых нарушений строится по блокам:

1. Диагностический блок - организация комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи;

Задачи:

  1. изучение состояния речи детей
  2. определение уровня развития речи (норма, задержка)
  3. установление возможных причин недоразвития речи.

По результатам диагностики составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с  родителями и детьми.

2. Профилактический блок - предусматривает оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении его полноценности. Понятие «полноценность» является ключевым для профилактического блока и во многом определяет его задачи и наполнение.

Задачи, реализуемые в этом блоке:

  1. формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений я у детей раннего возраста;
  2. оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;
  3. повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.

1. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.

Решая эту задачу, формируются  у воспитателей следующие  знания:

  1. о возрастных закономерностях речевого развития;
  2. типичных нарушений звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;
  3. о задачах, формах, методах и приёмах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи;

А также умений:

  1. наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;
  2. распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;
  3. обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
  4. методически грамотно планировать и проводить работу по профилактике у детей нарушений звукопроизношения.

Учитель-логопед помогает и консультирует всех педагогов.

2. Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности.

Огромную роль в решении этой задачи играет

  1. организация воспитательной среды, способствующей созданию у детей потребности в речи, стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.

Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным как средством стимуляции, так и мотивации детской речи.

Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.

Занятия с картинками «Мои первые слова», «Мои первые предложения», «Занимаемся вместе», рассматривание тематических альбомов «Игрушки», «Посуда», стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также и на развитие эмоциональной сферы детей, охрану нервно – психического и физического здоровья, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы и психологической комфортности воспитывающей среды, так как именно в этом возрасте отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений.

Одно из направлений деятельности педагогов -

  1. предупреждение с помощью педагогических приемов и средств у детей трудностей в речевом развитии.

Современные исследования нервно - психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания профилактического воздействия на детей 2 – 4 лет посредством использования специальных занятий, упражнений и игр. Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых возможностей детей раннего возраста». Планирование представляет собой систему специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.

Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.

Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса.

Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.

Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.

Таким образом, соответствие планирования закономерностям развития речевой функции, включение элементов логопедического воздействия в контексте проводимой в группах воспитательно-образовательной работы, обеспечивает своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей.

Содержание деятельности воспитателя и специалистов в рамках профилактического блока определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений. 

Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям логопеда в группах созданы необходимые условия:

  1. оборудованы речевые уголки;
  2. накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха и др.

Полноценная практическая реализация комплексного подхода к профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые мы расцениваем как активных и полноправных партнеров.

3. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:

  1. знакомство с семьёй, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;
  2. реализация индивидуального подхода, выработка мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;
  3. совершенствование педагогического сотрудничества, и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.

На первом этапе сотрудничества используются диагностико–  проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.

На втором - консультативно – методические: выступления на родительских собраниях, в клубе «Наш малыш»: «Бывает, и мама помогает», «Мой малыш, как ты говоришь?», публикации в журнале «Шагаем рядом», дают возможность родителям активно пообщаться, задать любые интересующие их вопросы.

Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: «На беседу к логопеду» консультациями на темы: «Развитие речевого дыхания», «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем», «Развитие речи ребенка второго года жизни», «Скорая помощь при заикании», «Как разговорить молчуна?» «Тра-ля-ля для язычка», «Развитие слухового восприятия у детей 3 лет» и др.

Разрабатываются рекомендации по развитию мелкой моторики, речевому дыханию, артикуляции и др.

На третьем этапе используем практические формы сотрудничества:

  1. выставки игр и пособий по развитию речи;
  2. тренинги: «Веселый зоопарк», «5+5» и др.;
  3. консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи (направление к специалистам: дефектологу, сурдологу, ортодонту, лор – врачу, детскому психоневрологу, направление на ПМПК г. Котлас) и т.д.

Практика показывает, что результаты профилактической работы зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала ДОУ.

Схема взаимодействия предусматривает распределение функций между специалистами, согласование подходов как к общему, так и речевому воспитанию детей при организации занятий по развитию речи, музыкальных, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий.

Результаты систематической работы в течение последних 5 лет с (2006 по 2010г.г.) позволяют сделать вывод о том, что использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:

  1. повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
  2. стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;
  3. своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 - 4 лет.

Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сократит  и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...