Консультация для воспитателей МБДОУ.«Профилактика звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста. Для меня эта работа актуальна в плане сокращения количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих в логопедические группы нашего сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_profilaktike_rechevyh_narusheniy_u_detey.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей МБДОУ № 68:
«Профилактика звукопроизношения
у детей младшего дошкольного
возраста».
Учиткль-логопед МБДОУ № 68
Сорокина Ирина Викторовна
Сентябрь 2012 г.
Современные исследования развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о том, что уровень нервно-психического и речевого развития большинства детей, поступающих в детский сад, не соответствует возрастной норме. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего - это активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 1 до 3 лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патологии беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- недоразвитие органов артикуляционного аппарата.
В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются:
- неблагоприятное речевое воспитание ребенка;
- снижение речевой культуры общества в целом.
Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора и компьютера, не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.
Характер нарушений произносительной стороны речи детей, поступающих в ДОУ, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития: часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза ([г], [х], [т], [д]), смягчение согласных, межзубные и боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии и фонематического слуха.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности. Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость оптимизировать организацию работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего возраста. Для меня эта работа актуальна в плане сокращения количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поступающих в логопедические группы нашего сада.
Система работы по профилактике речевых нарушений строится по блокам:
1. Диагностический блок - организация комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей, выявление особенностей и трудностей речевого развития, раннее выявление факторов риска в развитии речи;
Задачи:
- изучение состояния речи детей
- определение уровня развития речи (норма, задержка)
- установление возможных причин недоразвития речи.
По результатам диагностики составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с родителями и детьми.
2. Профилактический блок - предусматривает оказание педагогической помощи детям в естественном и своевременном развитии речи, обеспечении его полноценности. Понятие «полноценность» является ключевым для профилактического блока и во многом определяет его задачи и наполнение.
Задачи, реализуемые в этом блоке:
- формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений я у детей раннего возраста;
- оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;
- повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
1. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Решая эту задачу, формируются у воспитателей следующие знания:
- о возрастных закономерностях речевого развития;
- типичных нарушений звукопроизношения детей и причинах, лежащих в их основе;
- о задачах, формах, методах и приёмах диагностики, профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ и семьи;
А также умений:
- наблюдать за ходом речевого развития детей раннего возраста;
- распознавать предпосылки формирования нетипичных вариантов формирования звукопроизношения;
- обеспечивать создание соответствующей особенностям и потребностям общего и речевого развития детей среды в ДОУ;
- методически грамотно планировать и проводить работу по профилактике у детей нарушений звукопроизношения.
Учитель-логопед помогает и консультирует всех педагогов.
2. Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности.
Огромную роль в решении этой задачи играет
- организация воспитательной среды, способствующей созданию у детей потребности в речи, стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.
Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, и всей деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно – развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка с взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным как средством стимуляции, так и мотивации детской речи.
Игры в сенсорных уголках, организация первых опытов и экспериментов, сопровождаемые речью, оказывают положительное влияние на развитие речевых и умственных способностей детей.
Занятия с картинками «Мои первые слова», «Мои первые предложения», «Занимаемся вместе», рассматривание тематических альбомов «Игрушки», «Посуда», стимулируют способность к подражанию и самостоятельной речевой деятельности малоговорящих детей.
Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.
Деятельность педагогов и специалистов должна быть направлена также и на развитие эмоциональной сферы детей, охрану нервно – психического и физического здоровья, обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы и психологической комфортности воспитывающей среды, так как именно в этом возрасте отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления речевых нарушений.
Одно из направлений деятельности педагогов -
- предупреждение с помощью педагогических приемов и средств у детей трудностей в речевом развитии.
Современные исследования нервно - психического развития детей раннего и младшего дошкольного возраста свидетельствуют о возможности оказания профилактического воздействия на детей 2 – 4 лет посредством использования специальных занятий, упражнений и игр. Предупреждение возможных трудностей формирования фонематического слуха и недоразвития органов артикуляционного аппарата осуществляется на основе разработанного логопедом «Перспективного планирования развития речевых возможностей детей раннего возраста». Планирование представляет собой систему специальных игр и упражнений для губ, языка, развития дыхания, речевого слуха, элементов фонетической ритмики, работу с картинкой, упражнения в звукоподражаниях, пальчиковые игры.
Так, регулярное проведение артикуляционных упражнений способствует развитию и укреплению мышц языка, губ.
Игры со звукоподражаниями - правильному и своевременному формированию гласных и согласных звуков раннего онтогенеза, развивают умение говорить внятно, в разном темпе, с разной силой голоса.
Включение элементов фонетической ритмики помогает развитию слухового внимания, речевого дыхания, чувства ритма.
Упражнения для развития мелкой моторики, пальчиковые и массажные игры с орехом, упражнения в «сухом бассейне» являются мощным средством стимуляции работы клеток речевого центра в коре головного мозга.
Таким образом, соответствие планирования закономерностям развития речевой функции, включение элементов логопедического воздействия в контексте проводимой в группах воспитательно-образовательной работы, обеспечивает своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей.
Содержание деятельности воспитателя и специалистов в рамках профилактического блока определяется их творческим отношением к решению программных задач с учетом возраста, познавательных потребностей и возможностей развития с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых нарушений.
Для проведения пропедевтических мероприятий по рекомендациям логопеда в группах созданы необходимые условия:
- оборудованы речевые уголки;
- накоплен разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, игрушки для развития правильного речевого выдоха, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя речи, развития фонематического слуха и др.
Полноценная практическая реализация комплексного подхода к профилактическому воздействию опирается на конструктивное сотрудничество с семьями воспитанников, которые мы расцениваем как активных и полноправных партнеров.
3. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно:
- знакомство с семьёй, установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка;
- реализация индивидуального подхода, выработка мер, направленных на закрепление у детей правильных речевых навыков, обучение родителей игровым методам стимуляции речевого развития;
- совершенствование педагогического сотрудничества, и создание совместными усилиями условий для своевременного развития речи.
На первом этапе сотрудничества используются диагностико– проектировочные формы работы: индивидуальные беседы, наблюдение, анкетирование.
На втором - консультативно – методические: выступления на родительских собраниях, в клубе «Наш малыш»: «Бывает, и мама помогает», «Мой малыш, как ты говоришь?», публикации в журнале «Шагаем рядом», дают возможность родителям активно пообщаться, задать любые интересующие их вопросы.
Ежемесячно пополняются странички в родительских уголках: «На беседу к логопеду» консультациями на темы: «Развитие речевого дыхания», «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем», «Развитие речи ребенка второго года жизни», «Скорая помощь при заикании», «Как разговорить молчуна?» «Тра-ля-ля для язычка», «Развитие слухового восприятия у детей 3 лет» и др.
Разрабатываются рекомендации по развитию мелкой моторики, речевому дыханию, артикуляции и др.
На третьем этапе используем практические формы сотрудничества:
- выставки игр и пособий по развитию речи;
- тренинги: «Веселый зоопарк», «5+5» и др.;
- консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии, оказание им необходимой практической помощи (направление к специалистам: дефектологу, сурдологу, ортодонту, лор – врачу, детскому психоневрологу, направление на ПМПК г. Котлас) и т.д.
Практика показывает, что результаты профилактической работы зависит от уровня взаимодействия всего педагогического персонала ДОУ.
Схема взаимодействия предусматривает распределение функций между специалистами, согласование подходов как к общему, так и речевому воспитанию детей при организации занятий по развитию речи, музыкальных, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий.
Результаты систематической работы в течение последних 5 лет с (2006 по 2010г.г.) позволяют сделать вывод о том, что использование комплексного подхода в работе по профилактике речевых нарушений с раннего возраста эффективно способствует:
- повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития ребёнка;
- стимуляции речевого развития детей раннего возраста в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза;
- своевременному устранению возрастных специфических трудностей в речевой деятельности детей 2 - 4 лет.
Таким образом, своевременно проводимая в ДОУ работа по профилактике речевых нарушений, начиная с раннего возраста, значительно сократит и количество детей, состояние речи которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"
В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей дошкольных групп...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...
Рецензия на методическую разработку дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
дидактические игры и упражнения по звукопроизношению....
Методическая разработка дидактических игр и упражнений по звукопроизношению для детей младшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения....