Главные вкладки

    Игры на выделение словесного ударения
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Аюпова Фавзана Фаритовна

     

    Игры на  выделение словесного ударения

    Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать,  прежде  всего  языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять.  Наиболее удобным объектом  для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче  всего тянутся, произношению которых  ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи  для некоторых игр взяты у Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман, И.Р.Калмыковой)
    Научить  ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего  в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища,  который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все  игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете  ребёнку позвать  их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик.  И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

    Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
    Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и  предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).  Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок), определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную  схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

    Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
    Цель игры:
    продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
    Ход игры: - Послушайте, ребята,  сказку о споре обитателей дворцовой кухни.  Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
    - Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
    - Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
    - Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
    Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б(ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж(ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце»,  «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире. В конце игры считают, у кого,  сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.

    Мастера Звуковых дел
    Они научат детей выделять в словах ударные звуки. У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко.  Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О».  У мастеров работы много,  потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
    Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили,  у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова  "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т.д.)

    Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»
    Цель:
      на практике показать детям  силу звучания ударного слога.
    Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан».  Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

    Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
    «Слова разнообразные – одинаковые и разные»
    Цель
    : помочь детям понять, что ударение в слове играет  очень важную роль: оно способствует различению слов,  изменяя  место ударения, мы можем изменить  смысл слова.
    Детям предлагаются пары слов:
    ирис – ирис
    гвоздики – гвоздики
    замок – замок
    мука – мука
    кружки – кружки
    стрелки – стрелки
    Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые.  Предлагаю прочесть слова  сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
    Игра помогает понять детям, что от изменения ударения,  может измениться смысл слова.
    Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.

    В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог.  Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

    А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

    Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают  лучше ориентироваться в звуковой системе языка.


     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"

    Деловая игра для воспитателей "Словесная мозаика"...

    Знакомство со слоговым строением слов и словесным ударением

    Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делен...

    Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»

    Цель: повышение речевой культуры и компетентности педагогов в педагогическом общении.Задачи:1.     Повышать теоретический уровень знаний педагогов.2.     Активи...

    Деловая игра для педагогов «Словесная мозаика»

    Цель: повышение речевой культуры и профессиональной компетентности педагогов.Задачи:1.     Повышать теоретический уровень знаний педагогов.2.     Активизировать...

    Дидактическая игра по развитию словесного творчества у дошкольников « Мы сказочники»

    Дидактическая игра по развитию словесного творчества у дошкольников « Мы сказочники» Цель: Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления. Оборудование: Игровое поле ( ...

    Игра на выделение первых звуков с, з, ж, ш, ч, ш, щ

    Игра на выделение первых звуков с, з, ж, ш, ч, ш, щ  научит выделять первый звук  https://learningapps.org/display?v=pvwshqkw316...