Главные вкладки

    Методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Игры на выделение словесного ударения

    Аюпова Фавзана Фаритовна

     

    Игры на  выделение словесного ударения

    Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать,  прежде  всего  языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять.  Наиболее удобным объектом  для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче  всего тянутся, произношению которых  ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи  для некоторых игр взяты у Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман, И.Р.Калмыковой)
    Научить  ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего  в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища,  который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все  игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете  ребёнку позвать  их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик.  И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

    Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
    Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и  предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).  Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок), определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную  схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

    Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
    Цель игры:
    продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
    Ход игры: - Послушайте, ребята,  сказку о споре обитателей дворцовой кухни.  Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
    - Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
    - Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
    - Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
    Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б(ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж(ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце»,  «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире. В конце игры считают, у кого,  сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.

    Мастера Звуковых дел
    Они научат детей выделять в словах ударные звуки. У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко.  Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О».  У мастеров работы много,  потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
    Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили,  у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова  "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т.д.)

    Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»
    Цель:
      на практике показать детям  силу звучания ударного слога.
    Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан».  Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

    Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
    «Слова разнообразные – одинаковые и разные»
    Цель
    : помочь детям понять, что ударение в слове играет  очень важную роль: оно способствует различению слов,  изменяя  место ударения, мы можем изменить  смысл слова.
    Детям предлагаются пары слов:
    ирис – ирис
    гвоздики – гвоздики
    замок – замок
    мука – мука
    кружки – кружки
    стрелки – стрелки
    Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые.  Предлагаю прочесть слова  сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
    Игра помогает понять детям, что от изменения ударения,  может измениться смысл слова.
    Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.

    В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог.  Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

    А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

    Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают  лучше ориентироваться в звуковой системе языка.


     

     

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Словесные игры на временные глаголы.»

    Знакомство детей с временными глаголами и слагательными наклонениями.Цель:Научить правильно, употреблять временные глаголы. Научить детей полным ответом ,отвечать на задаваемые вопросы. Уметь применят...

    Знакомство со слоговым строением слов и словесным ударением

    Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делен...

    Словесные игры на развитие коммуникативных навыков детей

    Словесные игры на развитие коммуникативных навыков детей...

    Дидактические игры на классификацию предметов по выделенным признакам

    Мною разработан наглядный материал для дидактических игр на классификацию предметов по выделенным признакам.Детям выдается набор изображений различных предметов, в количестве 10 штук. Ребятам предлага...

    Развитие у детей ориентировочных действий, направленных на выделение величины предметов, с использованием при этом накладывания и прикладывания как основных приемов;

    Развитие у детей ориентировочных действий, направленных на выделение величины предметов, с использованием при этом накладывания и прикладывания как основных приемов...

    Методическая разработка. Значение дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

    В сборнике представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Адресован воспитателям дошкольных образовате...

    Игра на выделение первых звуков с, з, ж, ш, ч, ш, щ

    Игра на выделение первых звуков с, з, ж, ш, ч, ш, щ  научит выделять первый звук  https://learningapps.org/display?v=pvwshqkw316...