Игры на выделение словесного ударения
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Аюпова Фавзана Фаритовна

 

Игры на  выделение словесного ударения

Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать,  прежде  всего  языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять.  Наиболее удобным объектом  для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче  всего тянутся, произношению которых  ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи  для некоторых игр взяты у Е.А.Бугрименко, Г.А.Цукерман, И.Р.Калмыковой)
Научить  ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего  в игре «Позови друга». Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища,  который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все  игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете  ребёнку позвать  их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик.  И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог" (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).
Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и  предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).  Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок), определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную  схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

Звуковое царство. Дворец гласных звуков.
Цель игры:
продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.
Ход игры: - Послушайте, ребята,  сказку о споре обитателей дворцовой кухни.  Однажды они заспорили, кто из них самый главный.
- Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!
- Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!
- Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.
Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б(ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж(ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце»,  «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире. В конце игры считают, у кого,  сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.

Мастера Звуковых дел
Они научат детей выделять в словах ударные звуки. У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко.  Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О».  У мастеров работы много,  потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.
Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили,  у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова  "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т.д.)

Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»
Цель:
  на практике показать детям  силу звучания ударного слога.
Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан».  Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:
«Слова разнообразные – одинаковые и разные»
Цель
: помочь детям понять, что ударение в слове играет  очень важную роль: оно способствует различению слов,  изменяя  место ударения, мы можем изменить  смысл слова.
Детям предлагаются пары слов:
ирис – ирис
гвоздики – гвоздики
замок – замок
мука – мука
кружки – кружки
стрелки – стрелки
Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые.  Предлагаю прочесть слова  сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.
Игра помогает понять детям, что от изменения ударения,  может измениться смысл слова.
Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог.  Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

Данные игры на закрепление умения детей выделять в словах ударный звук и слог помогают  лучше ориентироваться в звуковой системе языка.


 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со слоговым строением слов и словесным ударением

Слог – минимальная произносительная единица. Иначе говоря, деление слова на слоги (в отличии от деления на звуки) происходит естественно, без особых затруднений. Обнаружить слог, познакомиться с делен...

Игра на выделение первых звуков с, з, ж, ш, ч, ш, щ

Игра на выделение первых звуков с, з, ж, ш, ч, ш, щ  научит выделять первый звук  https://learningapps.org/display?v=pvwshqkw316...

Игры на выделение звука в слове

Игры на выделение звука в слове...

Игры на выделение слова из потока речи

Игры на выделение слова из потока речи...

Игры на выделение первого звука в слове

Игровые упражнения, в ходе которых дошкольники упражняются в подборе слов на заданную букву; развивают память, мышление, ловкость и быстроту реакций....

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук...