Коррекция речи детей в реализации проекта «Театр «Золотой ключик». Предварительная работа к спектаклям.
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

 

      Уже несколько лет в нашем саду успешно реализуется  постоянно действующий увлекательный проект «Театр «Золотой ключик», который является одним из составляющих  Интегративной Развивающей Образовательной Программы «Найди себя», разработанной  в  процессе

опытно – экспериментальной работы коллектива МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр коррекции «Сказка».

      Цель этого проекта –  создание условий и атмосферы творчества для коррекции речевых нарушений детей  через театрализованную  деятельность; выравнивание стартовых возможностей воспитанников перед поступлением в общеобразовательные школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция  речи  детей  в  реализации  проекта  «Театр «Золотой  ключик». Предварительная  работа  к  спектаклям.

                                        Глявина  Марина  Адольфовна, учитель – логопед,

                                   Алтынова  Ольга  Петровна, учитель – логопед,

                                МБДОУ детский сад компенсирующего вида

                                                «Центр коррекции «Сказка» г. Выборга

      Уже несколько лет в нашем саду успешно реализуется  постоянно действующий увлекательный проект «Театр «Золотой ключик», который является одним из составляющих  Интегративной Развивающей Образовательной Программы «Найди себя», разработанной  в  процессе

опытно – экспериментальной работы коллектива МБДОУ детский сад компенсирующего вида «Центр коррекции «Сказка».

      Цель этого проекта –  создание условий и атмосферы творчества для коррекции речевых нарушений детей  через театрализованную  деятельность; выравнивание стартовых возможностей воспитанников перед поступлением в общеобразовательные школы.

      Исходя из основной цели, нами, логопедами, были определены следующие задачи:

- развитие речи детей и коррекция её нарушений;

- совершенствование общеречевых навыков;

- формирование у детей умений и навыков практического владения

  выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

- обучение детей умению выделять информативные признаки эмоционального

  состояния героя и подбирать синонимы, определяющие это состояние;

- развитие умения ориентироваться в малом и большом пространствах,

  опираясь на сигнальные ориентиры;

- раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, активизация

  самодеятельности, личностного роста;

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со

  сверстниками, родителями, педагогами и другими людьми с ориентацией на

  метод сопереживания.

      Организация театрализованной деятельности в логопедической группе требует продуманной методики в связи с особым контингентом детей. Мы имеем детей с общим недоразвитием речи III уровня, осложнённым дизартрией. Это значит, что у них нарушена фонетико – фонематическая сторона речи, отмечается бедность словаря, трудность построения фразы, аграмматизмы, наблюдается недоразвитие слухового внимания, слабая слуховая память, недостаточное понимание значения слов, нарушения просодической стороны речи, слабо развита мелкая моторика.

      Содержание коррекционно – воспитательной работы с детьми составлено с учётом их психического и речевого развития.

      Театрализация как средство педагогического воздействия – это наиболее сильные и при этом тонкие рычаги воздействия на психофизическую природу ребёнка. Однако игровой материал требует тщательного отбора в соответствии с репертуаром и возможностями детей. Подготовка любого спектакля с участием детей требует от педагогов последовательной кропотливой предварительной работы.

      Мы составляем перспективный план предварительной работы к каждому спектаклю, рассчитанный на два – три месяца. Предлагаем примерный перспективный план предварительной работы к спектаклю «Снежная королева»

в подготовительной к школе группе.

Декабрь.

  1. Лексика, грамматика, связная речь.

Дидактические игры: «Кого встретила Герда за время путешествия?», «Скажи иначе», «Сказочник» (Я начну, а ты продолжи), «Катание Кая на санках» (приставочные глаголы) «Сосчитай …».

Задачи:

    - практическое употребление в речи существительных в винительном падеже;

   - подбор синонимов (эпитетов) к сказочным персонажам;

   - подбор наиболее подходящих по смыслу образных слов и выражений,

     договаривание незаконченных предложений, используя образные обороты

     речи;

   - практическое употребление приставочных глаголов;

   - согласование прилагательного и существительного с числительным.

2.  Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, фонематических

    представлений, просодической стороны речи.

    Дидактические упражнения: «Вьюга», «Лыжники», «Эхо».

    Задачи:

  - развитие фонематического восприятия, слухового внимания,

    звукоподражания;

  - развитие просодической стороны речи.

3. Пространственно – временные представления.

   Дидактическая игра «Ледяные украшения для Снежной королевы» (браслеты

   и бусы из геометрических фигур и других материалов);

   Дидактическое упражнение «Узнай предмет на ощупь, назови» (украшения

   вороны Клары);

   Лабиринты «Помоги Герде найти дорогу», «Дворец Снежной королевы»

   Задачи:

  - закрепление знания геометрических фигур;

  - развитие чувства ритма, цвета и композиции;

  - развитие тактильно - осязательного восприятия детей;

  - умение ориентироваться на плоскости листа, развитие глазомера;

  - развитие воображения, памяти, пространственных представлений.

4. Психогимнастика, общая и мелкая моторика.

   Этюды: «Снежная королева», «Кай», «Маленькая разбойница»;

   Упражнения «Соедини точки, узнай персонаж», «Снежные узоры» (из разных

   материалов).

   Задачи:

  - развитие умения передавать характер и эмоции персонажей, воспитание

    внимательного отношения к чувствам и желаниям других людей.

    Побуждение детей к самовыражению, передачи эмоций персонажа;

  - формирование зрительно – двигательной координации, чувства

    пространства;

  - составление узоров по образцу и по памяти.

Январь.

1.  Лексика, грамматика, связная речь.

    Дидактические игры: «Подбери родственные слова», «Скажи наоборот»,

  «Путаница» (что сначала, что потом), «Волшебные  встречи» (диалоги: Герда

   – Фея цветов, Герда – Разбойница,  и т.д.)

   Задачи:

 - образование родственных слов;

 - усвоение слов с противоположным значением;

 - составление сказки по серии картинок;

 - развитие логического мышления;

 - формирование диалогической и связной речи.

2. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, фонематических

    представлений, просодической стороны речи.

   Упражнения «Отзовись», «Узнай по интонации».

   Дидактическая игра «Разберём картинки»

   Задачи:

   - развитие силы голоса, интонации;

   - формирование навыков выразительности речи;

   - автоматизация и дифференциация звуков.

3. Пространственно – временные представления.

    Упражнения «Собери целое из частей» (зеркало, карта), графические

    диктанты «Олень», «Зайчик», «Цветок».

    Задачи:

  - развитие умения конструировать предметы из частей;

  - развитие умения ориентироваться на плоскости;

  - развитие умения ориентироваться на листе бумаги в мелкую клетку.

4. Психогимнастика, общая и мелкая моторика.

   Дидактическое упражнение «Сказка по кругу» (с использованием

   пиктограмм). Вырезание снежинок из бумаги.

   Задачи:

 - развитие дикции, речевого дыхания, интонационной выразительности речи;

 - развитие общей и мимической моторики, соотнесение с изображением

    пиктограмм;

 - закрепление навыка вырезания ножницами по контуру.

      Подобные игры и упражнения полезно включать в повседневную жизнь ребёнка, не уплотняя при этом насыщенное занятиями время, а наоборот, раскрепощая и развлекая детей, используя средства актёрского тренинга небольшими вкраплениями в занятия, индивидуальную работу, в режимные моменты часто и понемногу.