КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ»
статья по логопедии по теме

Okcана Александровна Тимофеева

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя , звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx14.71 КБ

Предварительный просмотр:

                          КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ РЕЧИ В ДЕТСКОМ САДУ»

         Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя , звукопроизношения. Словарный состав языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к трем – пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильно звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

         Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

         Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенное зрелости и органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для развития речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие.

         Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

         Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода гуления. Это период активной полготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.

         К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти – двенадцати, а иногда и большего количества слов.

         Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь детей насчитывает 250 – 300 слов. В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух – трех слов, постепенно к трем годам они усложняются. Активный словарь достигает 800 – 1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к пяти – шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К семи годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

         Детский сад, как учреждение общественного воспитания детей, представляет благоприятные возможности для развития их речи уже тем, что ребенок живет в детском коллективе, располагающем к взаимному общению в играх, занятиях, труде под руководством педагога и его обучающим воздействием.

         Интересная, богатая впечатлениями жизнь всегда отражается на речи человека, она ее обогащает и активизирует: у человека есть что сказать, и ему хочется поделиться тем, что его глубоко затронуло. Это целиком относится и к детям дошкольного возраста. Разнообразные творческие и подвижные игры, затеи, занятия, прогулки и наблюдения, посильное участие в организации своей жизни (дежурства), яркие детские праздники — все это наполняет содержанием жизнь детей и, естественно, становится содержанием их речи. Необходимо подчеркнуть значение ролевых игр в развитии речи детей. Эти игры дают возможность самого широкого общения и обмена мыслями. Дети сообщают друг другу свои знания, спорят, доказывают, объясняют.
         Содержательная жизнь способствует повышению жизненного тонуса, сближению и объединению детей в дружный, слаженный коллектив, где нет места обидам, ссорам и дракам.
       Если у детей нет ярких впечатлений, если жизнь их бедна и однообразна, то речь у них слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов медленно увеличивается; скука рождает драки, ссоры, и, конечно, при таких условиях не может быть правильного развития речи детей.
            Речевая практика детей имеет большое место в их общении друг с другом в играх, забавах, труде.
            Здоровые, дружные взаимоотношения детей друг с другом необходимы для речевого общения во время разнообразной деятельности. Где дети играют или заняты чем-то интересным, там меньше конфликтов, недоразумений, следовательно, в такой группе больше возможностей для активного развития речи детей.