Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из важнейших направлений в коррекционно – воспитательной деятельности логопеда ОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения.
Цели взаимодействия оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создать условия для активного участия родителей в воспитание и обучение ребенка; помочь родителям создать в семье комфортную обстановку для развития ребенка; выявить , раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей необходимые для сотрудничества со своим ребенком; сформировать уверенный и спокойный стиль воспитания; помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей; разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
П ринципы, построения разговора учителя-логопеда с родителями Стремиться понять родителей, «увидеть» проблему глазами собеседника, эмоционально откликнуться на нее. О бращать внимание на их жесты, мимику, интонацию, «улавливать» подтекст. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений. Не прибегать к менторскому, назидательному тону при общении даже с самыми «неблагополучными» родителями, рекомендации давать в форме пожеланий. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника. Сохранять конфиденциальность информации. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов. Избегать использования в беседе таких слов, как «дефект», «нарушение» и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более нейтральными: «трудности», «проблемы», «недостатки ». Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей. Соблюдать принципы недирективности , безоценочности , личностно-ориентированного подхода, корректности .
Родительские собрания Родителей знакомят с целями и задачами программы обучения, методами ее реализации, информируют об особенностях поведения ребенка, которые могут сопутствовать коррекционной работе, дают четкое представление о характере и мере их участия в коррекционных занятиях . В середине октября проводится следующее собрание, на котором родители знакомятся с результатами завершенного обследования, и логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь. В конце года – итоговое собрание.
Консультации Они бывают фронтальные и индивидуальные. Примерный перечень тематических консультаций: • готовность детей к звуковому анализу; • постановка и автоматизация отдельных групп звуков; • как следить за автоматизацией звука в домашних условиях • обучение детей с ОНР рассказыванию; • обучение грамоте детей с ОНР. • артикуляционная гимнастика. • развитие мелкой моторики • развитие мышления. • работа над сказками. • работа с книгой. • речевые игры дома.
Открытые индивидуальные (или подгрупповые) и фронтальные занятия Открытое фронтальное занятие – это экзамен, который держат логопед и воспитатели вместе с детьми перед родителями. Цель занятия – показать знания детей, готовность детей к школе .
Наглядно – информационная форма работы Стенд «Уголок логопеда» С тенд «Наша дружная группа» Экран звукопроизношения Папки-передвижки Библиотека игр и упражнений
Специальные приемы работы с родителями-«молчунами » Подчеркните , что вы не знаете, что для них важно в данный момент. Например, спросите: «С чего бы вы хотели начать: с того или с этого ?» Будьте осторожны в разговоре. Стройте свою речь в соответствии с тоном, скоростью и ответной реакцией собеседника. Учитесь чувствовать себя комфортно, когда ваш собеседник молчит. Обоснуйте вслух это молчание. Например: «Мне кажется, что я задаю вам вопросы, которые трудны для вас. Не сказала ли я что-нибудь, что вас обеспокоило ?» Подчеркивайте роль партнера в разговоре: «Я смогу лучше помочь вашему ребенку, если узнаю от вас, что для него важно. Ведь вы знаете его лучше, чем я». Подчеркните, что у партнера есть особые сведения о предмете разговора: «То, что вы сказали мне о боязни вашего ребенка перед сном, очень важно. Вы не против, если я задам вам еще несколько вопросов, прежде чем мы примем решение, как ему помочь ?» Помните , что молчание — это нормально. Не пытайтесь заполнить пустоту разговором .
Специальные приемы работы с родителями- «говорунами» 1. Перед началом беседы оговорите ее содержание и время . Например: У вас много тревог по поводу поведения вашего ребенка. Сегодня мы сможем обсудить только одну из них, а об остальных поговорим попозже. Не могли бы вы рассказать в двух словах о ... Какая из задач наиболее важна для вас в этом году? Нам потребуется 40 минут для сегодняшнего разговора. Мне необходимо коснуться некоторых проблем, а также узнать вашу точку зрения. Я должна прервать вас, так как наше время истекло . 2. Прервите разговор. Например : У нас осталось пять минут. Мне необходимо начать работу по ... Прерывая разговор, проявите вежливость и предупредительность. Например: Вы хотите так много сказать об этом, и я чувствую, что вы расстроены тем, что я вас прерываю... Есть ли еще кто-нибудь, с кем бы вы могли поговорить об этом, а я вынуждена прервать вас, хотя понимаю, что для вас это важно.
Идеи для вовлечения родителей во взаимодействие с детским садом Создавайте и используйте возможности для непосредственного общения Первые визиты в детский сад. Вводные собрания. Телефонные звонки. Конференции родителей и воспитателей Используйте письменные формы общения Брошюры. Еженедельные записки. Личные блокноты. Доска объявлений. Ящик для предложений. Отчеты . Развивайте работу, направленную на родителей Сотрудничество родителей друг с другом. Информация для родителей и их обучение. Неформальные встречи родителей и воспитателей. Обмен литературой.
Предложения для работы с родителями Уважение к роли родителей. Поощряйте участие родителей, содействуйте им. Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество. Будьте терпеливыми. Делайте акцент на сильных сторонах ребенка, семьи и давайте положительное подкрепление. Поддерживайте тесные контакты. Постарайтесь вовлекать всю семью. Поощряйте посещаемость родительских собраний. Сохраняйте конфиденциальность. Учитесь навыкам сотрудничества. Создайте консультационную группу по проблемам семьи.
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....
Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня
Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда с родителями при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Мебель".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку-передвижку в период изучения лексического цикла "Мебель", при организации единого образовательного пространства для дет...
Практическое взаимодействие учителя-логопеда и родителей при коррекции общего недоразвития речи в лексическом цикле: "Продукты питания".
Данный материал поможет учителю- логопеду оформить для родителей папку- передвижку в период изучения лексического цикла: "Продукты питания", при организации единого образовательного простран...
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с общим недоразвитием речи на лето!
Даны подробные рекомендации родителям детей 6 лет с ОНР...