Картотека пальчиковых игр
материал (логопедия, младшая группа) по теме

Новикова Елена Владимировна

Пальчиковые игры -это инсценировка каких-либо рифмованных историй ,сказок при помощи пальцев. В ходе пальчиковых игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.пальчиковые игры-лучший способ развития мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №1 «АЛЕНУШКА».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ.

Яблочко.

(Русская народная потешка)

Катилось яблочко по огороду -сложите руку в кулак и покрутите

кулаком.

И упало прямо в воду – бульк!-уроните руку вниз.

Дождик.

(Русская народная потешка)

Дождик, дождик,  посильней, -машем открытыми ладошками

вверх – вниз.

Будет травка зеленей, -ставим на стол открытые ладошки

растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки на кругленьком лужочке! -свёрнутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая                                распускающиеся цветы.

Жук, жук.

(Русская народная потешка)

Жук, жук не жужжи!-изображаем жука с длинными усиками.

Где ты прячешься, скажи!-разводим руками в стороны и

пожимаем плечами.

Мой дом под кустом,-изображаем ладонями крышу.

Под берёзовым листом!-опять одной рукой изображаем жука,

а второй – листик, под который и  залетает жук.

Муха строит дом.

(Русская народная потешка)

Ох, ох, что за гром?- ладони к щекам. Качаем головой из стороны в сторону.

Муха строит новый дом.- изображаем ладонями крышу.

Молоток: стук – стук, -изображаем рукой движения молотком.

Помогать идёт петух. -двумя пальцами изображаем ноги, показываем, как идёт петух –важно, вразвалочку.

Кораблик

По реке плывёт кораблик, он плывет из далека, -сложили руки лодочкой и делаем ими волнообразные движения.

На кораблике четыре очень храбрых моряка.- Показываем поднятые вверх четыре пальца.

У них ушки на макушке,- поднимаем руки к голове, показываем

ушки согнутыми ладонями.

У них длинные хвосты.-приставляем руку к пояснице, изображая движения хвостиком.

Не страшны им только кошки,только кошки да коты.

Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.

Тетери.

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу -разводим руки в стороны, изображая простор.

Стоит чашка творогу.-ладони вместе – горстью.

Прилетели две тетери, -машем пальчиками обеих рук,

«слетаемся» с разных сторон в середину.

Наклевались, улетели.-указательный и средний палец –

клювы – тыкают в сложеннуюгорстью вторую ладонь.

Отличные пшеничные.

(Из шведской народной поэзии)

Мы печём пшеничные пироги отличные.

Одну ладонь кладём на другую,

потом наоборот – лепим пирожки.

Кто придёт к нам пробовать пироги пшеничные?

Две ладони рядом, изображаем

поднос с пирожками.

Мама, папа, брат, сестра, пёс лохматый со двора.

По очереди загибаем пальцы,

начиная с большого.

И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже.

Машем ладонями по направлению к себе – зазываем в гости.

Тесто замесили мы,- изображаем руками, как месят

тесто.

Сахар не забыли мы, -сыпем «сахар» щепоткой.

Пироги пшеничные в печку посадили мы.

Воображаемый пирог обхватили руками и ставим в печку – движение вперёд.

Печка весело горит, наша мама говорит:

- Крошки, что останутся, воробью достанутся.

Изображаем, как воробей клюёт крошки –указательным пальцем одной руки

с ладони другой руки.

        Синий чиж.

(Русская народная потешка)

По дубочку постучишь-стучим кулачком по столу.

Прилетает синий чиж.-машем «крыльями».

У чижа, у чиженьки хохолочек рыженький.

Поднимаем вверх четыре пальца и делаем пальцами волнообразные

движения, пёрышки на хохолке «развеваются».

А на лапке маленькой сапожочек аленький.

Указательный палец одной руки поставить на стол и кончиком пальца

другой руки погладить ноготь пальца, изображающего лапку.

Чиж под солнышком летал и головкою кивал.

Машем «крыльями», киваем головой.

        Ах ты, радуга-дуга…

(Русская народная потешка)

Ах ты, радуга-дуга, ты высока и туга!

Соедините руки в замок, поднимите их над головой и покачайте из стороны

в сторону.

Не дай дождичка, -машем открытыми от себя ладонями

из стороны в сторону, изображая отказ.

Дай нам вёдрышко.-ладони горизонтально, как бы подставляем ладони под дождь.

Чтобы деткам погулять,чтоб теляткам поскакать,

В такт стихам качаем головой из стороны в сторону, как бы

напевая песенку.

Нужно солнышко – колоколнышко!

Поднимаем руки вверх, растопырив пальцы, -изображаем солнышко.

        Шла собака через мост…

(Русская народная потешка)

Шла собака через мост, -изображаем всеми пальцами

шагающую собаку – средний палец оттопырен вперёд (голова),

остальные идут по столу.

Четыре лапы, пятый хвост.-показываем четыре пальца,

поднятые вверх, большой прижат к ладони.

На слово «пятый» зажимаем все пальцы,а большой поднимаем вверх.

Если мост обвалится,

Две ладони оставьте вместе тыльной

стороной вверх, ладони касаются

кончиками пальцев – это будет мост.

Изобразите, как мост обваливается.

То собака свалится.

Разведите руки в стороны и пожмите

плечами, как бы изображая удивление,

недоумение.

ИГРЫ  С  ВОДОЙ

Игры с водой – замечательный способ

развития мелкой моторики и возможность

познакомить ребенка со свойствами воды,  

разных материалов и предметов.

Летом игры с водой можно проводить на

свежем воздухе. В другое время года занятия

проводят в ванной комнате.

  1. Воду можно наливать в различные ёмкости, естественно только пластмассовые. Можно использовать баночки и бутылочки разного размера, вида объёма.
  2. Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?
  3. А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? Она заполнится или останется пустой?
  4. А что будет, если закрыть бутылку и опустить в воду? Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребёнок попробует опустить её ко дну и удержать там. Повторите с заполненной наполовину и полностью заполненной бутылкой.
  5. Предложите малышу кидать игрушки в воду и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности.
  6. Те игрушки, которые тонут, надо просто собирать руками со дна тазика.
  7. Бросьте в воду три разные ложки: металлическую, пластмассовую, деревянную. Какая утонет, какая нет?
  8. Бросайте в воду кусочки разных тканей различных размеров: некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет.

ИГРЫ  С  ПЕСКОМ.

Почти все дети любят играть в песочнице.

Внимание! Прежде чем запустить ребенка в

песочницу, осмотрите её и уберите мусор, если

он там обнаружится.

  1. Разрешите ребенку трогать песок, копаться в нём руками, лопаткой, совочком.
  2. Покажите, как можно втыкать в песок палочки, веточки, листики, камушки.
  3. Слепите ему несколько куличиков разной формы, пусть он их ломает их, нажимая ладошкой, лопаткой.
  4. Покажите ему, какой песок сухой, какой мокрый. Продемонстрируйте, что кулич получается из мокрого песка и не получается из сухого. Все действия комментируйте словами.
  5. Научите малыша насыпать песок в ведёрки и формочки, утрамбовывать его лопаткой или ладошкой, перекладывать и пересыпать из одной ёмкости в другую, копать ямки и насыпать кучи.
  6. Можно лепить руками из мокрого песка заборчики, башенки. Это даже проще, чем лепить куличи. Ручки сдвинул, слегка сжал, убрал – и уже что-то получилось.
  7. Когда ребёнок освоит эту науку, покажите ему, как лепить заборчики по кругу. Как пристраивать к ним башенки из ведёрок, на ведёрки ставить маленькие формочки, делать из палочек мосты и т.д.
  8. Сначала делайте это сами. А ребёнок пусть только помогает. Потом он будет играть самостоятельно.

ИГРЫ  С  МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ.

Если вы увлекаетесь шитьём, то у вас

наверняка есть «волшебная» коробочка,

где лежат пуговицы, бусинки, кусочки

тканей, ленточки и т.д. Дети обычно

любят рассматривать содержимое таких

коробок.

  1. Дайте ребёнку горстку пуговиц, среди которых есть одинаковые. Отложите одну из них в сторону и предложите найти остальные такие же пуговицы.
  2. Предложите ребёнку разложить пуговицы по цвету - синие к синим, красные к красным и т.д.
  3. Предложите ребёнку найти самую маленькую и самую большую пуговички.
  4. Можно дать ребёнку рассмотреть тесёмки и ленточки.
  5. Разложите куски тесёмок и лент на толе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек.
  6. Можно показать ребёнку, как скатывать тесёмку в рулончики.
  7. Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.
  8. Чем больше мелких предметов пройдёт через руки малыша, тем лучше.

ИГРЫ  СО  ШНУРКАМИ.

Игры-шнуровки сейчас широко представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-

пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в

 отверстие, до целых домов из фанеры, стены

 которых пришнуровываются друг к другу.

Можно каждый день делать новую интересную

игру-шнуровку. Для этого нужно: плотный

 картон, дырокол и шнурок для обуви.

 Единственная  проблема – обычным

 бытовым дыроколом вы сможете проделывать

отверстия только о краю картонки. Проявите

 фантазию и не используйте большие куски картона.

  1. Сделайте из картона цветок, ёлочку, ёжика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать. Например, бабочку, которая сядет на цветок и т.д.
  2. Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макароны.

ВОЛШЕБНЫЙ  МЕШОЧЕК.

Для этой игры вам понадобится небольшой

тряпичный мешочек и несколько мелких

предметов.

  1. Покажите ребёнку те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек.
  2. Для начала возьмите один предмет и уберите его в мешочек на глазах у ребёнка. Спросите где же кубик? Куда он делся? Достаньте игрушку из мешочка, скажите: «Вот она!»
  3. Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребёнку найти предмет самостоятельно.
  4. Потом положите в мешочек не один, а два предмета или три.
  5. Можете назвать ребёнку фигуру, которую нужно достать.
  6. Можно играть по-другому – пусть ребёнок достаёт все предметы один за другим, называя каждый, прежде чем вытащить из мешка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...